Моя педагогическая философии: « Без развития нет обучения, без обучения нет развития».
материал
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философии: « Без развития нет обучения, без обучения нет развития».
Много лет я прикасаюсь к святая святых – чистым детским душам. Очень трудно найти золотую середину грамотного общения с детьми. Особенно с малышами. Все они – разные. И этим все сказано! Что же делать воспитателю, как собрать в одну связку этих непоседливых человечков, умеющих заявить о себе или криком, или взглядом исподлобья, или молчанием?
Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с воспитателем — это, прежде всего встреча с новым значимым человеком. С самого раннего детства ребенка необходимо окружить заботой и лаской, создать условия для благоприятного развития. Все вокруг маленького человечка должно быть прекрасно. Он должен получать только лучшее: лучший уход, лучшее воспитание, лучшие игрушки, лучшее обучение. У В.А.Сухомлинского я прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии. Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти…. Но, в то же время, … если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; … если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности.
Ребёнок дошкольного возраста обладает уникальной способностью к самостоятельному созиданию. Для полноценного воспитания необходимо, чтобы воспитательно-образовательный процесс имел развивающий характер, был интегрированным, целостным, диалогичным и субъектно-ориентированным, чтобы в нем прослеживалась преемственность.
Воспитание ребёнка в Любви и Мудрости позволяет максимально открыться всем задаткам, способностям и личностным качествам индивидуальности. Важно сохранить в ребёнке изначально заложенное природой чувство Любви и Доверия, выработать доверительное и доброжелательное отношение к миру, Успешность воспитательно-образовательного процесса зависит от нескольких факторов.
Первый – вера в ребёнка. Поддержка, поощрение, вовремя оказанная помощь формируют в сознании малыша чувство доверия, а значит, воспитывают уверенность и целеустремлённость.
Второй – надёжность старших. Ощущение верного товарища, справедливого друга помогает детям освоить нравственные и этические нормы.
Третий – свобода выбора в способах деятельности, мышления, высказывания.
Четвёртый – право на уважение личности.
Раньше каждый воспитатель, всегда ориентировался в своей деятельности на ЗУНы. Казалось, что самое важное дать детям знания, сформировать умения и отработать навыки. Самым лучшим ориентиром являлся перечень того, что должен знать ребенок в конце года.
В этих рамках работать было проще, но они не вмещали в себя индивидуальность каждого ребенка, его способности, интересы, взгляды на жизнь. И это противоречие никогда не давало мне покоя.
Какое обучение выбрать? Ведь научить детей самостоятельно мыслить, придумывать, творить – довольно сложно. А научить четко, исполнять задание проще.
По-моему мнению обучение в большинстве случаев чётко направлено на развитие исполнительских навыков. Например, выдают детям вырезанные из цветной бумаги два кружка – большой и маленький, две полоски, треугольник. На доску вывешивают образец изготовления аппликации «цыплёнок». В результате вся группа делает совершенно одинаковых цыплят, а взрослый оценивает только качество и аккуратность изготовления. В школе – похожая картина. Дети не привыкают думать, они привыкают исполнять.
Я считаю, что если у ребёнка всегда чёткое задание и принцип выполнения прост и очевиден, он перестаёт думать над тем, что и как ему сделать. Ребёнок делает то, что ему говорят.
У развивающего обучения несколько иная цель. Оно даёт возможность развивать уникальные индивидуальные творческие способности каждого ребёнка с самого раннего детства; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающее развитие способностей; поднимаясь, каждый раз до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно. Для этого можно использовать в своей работе всевозможные развивающие игры, придумывать свои различные задания для детей с разным уровнем развития. Они могут быть разнообразны по своему содержанию. Они не терпят принуждения и создают условия свободного радостного творчества; взрослые незаметно для себя приобретают очень важное для себя умение – держать себя « в руках», не мешая самому ребёнку размышлять и принимать важные решения. Не делать за него то, что он может выполнить сам. Незаметно для взрослых ребёнок становится самостоятельным. И результаты исполнительских задач будут более высокими.
Мне очень нравится высказывание Циолковского. Он говорил: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё не известные».
Чтобы дети и дальше «играя» учились и получали от этого радость, уверенность, чтобы в их глазах ещё ярче горел огонь любознательности, я выбираю развивающее обучение.
Я считаю, что только единство процессов обучения и развития, их взаимопроникновение ведет за собой детское умственное, эстетическое, физическое развитие, приводит возрастные особенности, способности. интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний.
Мы можем сколько угодно сетовать на нехватку средств, на проблемы. Но что толку роптать? Ведь времена не выбирают, в них живут. И в наших силах сегодня изменить свою точку зрения на ребенка, его природу, детства. Сегодня без возвышения человеческого в человеке невозможно не только продвижение вперед по пути социального прогресса, но и сохранение жизни на Земле.
Я считаю, что успешный педагогический процесс основан на признании ценностно- смыслового равенства ребёнка и взрослого и на взрослого возлагается огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен воспитатель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить, заботу, доброту, любовь, знания.
Моя педагогическая философия – научить детей верить в себя. А для этого воспитатель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ребёнку свою любовь, теплоту сердца, свет души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития"
Цель: развитие предметно-методической компетентности воспитателей в вопросах организации образовательных мероприятий (занятий) в соответствии с ФГТ....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...
Эссе "Моя педагогическая философия" на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
«Уча других, мы учимся сами…»Л. Сенека...
Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...
«Дружба народов» Корчагина Анна Александровна г. Саратов, МАДОУ «ЦРР-детский сад №215 «Капельки солнца» Номинация: Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей с
Рано или поздно детство заканчивается, но не для меня! Счастливые моменты радости, беззаботности, уверенности в светлом будущем я проживаю день ото дня. Спросите почему? Я отвечу: ...
Содержание и организация педагогического процесса по комплексным вариативным программам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста
Программа «Радуга», её характеристика.Программа «Развитие», характеристика.Программа «Истоки», её характеристика.Программа «Детство», её характеристика....