Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гультяева Надежда Викторовна

Модели компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы по восьми образовательным областям: "Социализация", "Безопасность", "Труд", "Художественной творчество", "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Чтение художественной литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_kompetentnosti.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Модель компетентностного развития дошкольника подготовительной к школе группы.

Образовательная область «Социализация»

Социальная компетентность

  1. Игровая деятельность. Проявляет активность, самостоятельность и творчество в различных видах сюжетных игр; участвует в интегративной деятельности, включающей игру; самостоятельно строит игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения; умеет в режиссерских играх вести действие и повествование от имени различных персонажей; согласовывает свой замысел с замыслом партнера; развивает дружеские взаимоотношения со сверстниками. Проявляет настойчивость в поиске решения и достижении результата, рассуждает, анализирует, обдумывает свои ходы и действия, умеет пояснять и комментировать свои действия в процессе игры. Действует в совместной игре согласованно, соблюдает очередность действий, проявляет выдержку. Контролирует свои действия и действия других на основе правил, исправляет ошибки. Учится проявлять великодушие и не смеяться над проигравшим сверстником.

  1. Познает себя и других. В поведении главенствует гуманистическая направленность, эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, положительная самооценка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки; положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению, активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника. Любит свою семью, детский сад, родной город, родную страну. По-доброму относится к людям, ко всему живому.

Воспроизводит

  1. Игровая деятельность. В сюжетно – ролевой игре воспроизводит события, связанные с непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно со сверстниками придумывают по аналогии со знакомыми новые игры: оформляет игровое поле, принимает общие правила игры, придумывает название игры. Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.

  1. Познает себя и других.  Воспроизводит несколько мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Воспроизводит внешнее выражение разных эмоций, созвучность эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Воспроизводит некоторые сведения, отдельные яркие факты из истории и культуры общества. Воспроизводит семейные и родственные связи, профессии близких людей, досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, ценности отношений, семейный бюджет, семейные традиции, значимые и памятные события, некоторые сведения о родословной семьи. Воспроизводит несколько стихов, песен о школе, школьниках.

С помощью набора картинок или рисунков воспроизводит последовательность возрастного развития человека. Воспроизводит свое имя, фамилию, отчество, пол, национальность, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона; имена, отчества, фамилии родителей, их профессии, ближайших родственников, знаменательные и памятные события в семье.

Понимает

  1. Игровая деятельность. Понимает стоящую перед ним задачу, осознает игровые правила, следит, чтобы правила выполнялись всеми играющими. Понимает необходимость установления договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Понимает необходимость поддержания порядка в игротеке, бережного отношения к играм и игровому материалу.

  1. Познает себя и других. Понимает правила культурного поведения и общения с людьми, правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.

Имеет представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и  национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей. Проявляет интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов. Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей, начала гражданственности. Понимает разнообразие социальных и профессиональных ролей людей, нравственные качества людей, их проявления, воспринимает жизнь человека как ценность. Проявляет заботливое отношение к людям с физическими недостатками. Понимает, что люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Понимает взаимосвязь людей в обществе, отношение к детям в современном мире, ожидания взрослых относительно детей, их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе. Понимает, что все вокруг трудом людей многих профессий, как важно ценить и сохранять все, сто создано людьми. Понимает то, что везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.  Понимает, что все взрослые когда-то были детьми. Понимает, что окружающие люди могут испытывать разные эмоциональные и физические состояния, это проявляется в особенностях мимики, жестов, движениях, интонации и силе голоса. Может описать герб города, улицы, некоторые архитектурные особенности, достопримечательности города, общественные учреждения, их назначение, транспорт, труд и отдых людей, сведения об истории города и выдающихся горожанах, традиции городской жизни. Знает государственные символы, столицу и крупные города России, ее природу, президента, некоторых выдающихся людей России, общественно-значимые события, стихи, песни, картины о родной природе.

Применяет

  1. Игровая деятельность. Придумывает сюжетные линии сюжетно-ролевой игры, комбинирует и согласовывает варианты развития сюжета со сверстниками, предлагает партнерам по игре игровые события. Применяет умение распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера, настроения игрового персонажа. Применяет умение комментировать события, происходящие  в сюжете режиссерской игры, оценивать поступки своих игровых персонажей и персонажей партнера. Применяет умение подбирать необходимые игрушки и предметы – заместители, оформлять игровое поле, использовать готовый полифункциональный игровой материал, создавать новый полифункциональный материал при помощи продуктивной деятельности. Применяет умение к совместному со сверстниками фантазированию, инициативу в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывании сюжета в воображаемом речевом плане, дополнять замыслы друг друга.

  1. Познает себя и других. Применяет свое право на участие в жизни детского сада: заботится о малышах, участвует в оформлении детского сада к праздникам, подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых.

Применяет правила и нормы культуры общения со взрослыми и детьми, отношение к пожилым людям, инвалидам. Применяет правила поведения в общественных местах, правила уличного движения, правила безопасного поведения.

Образовательная область «Безопасность»

Компетентность

Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение. У ребенка формируются предпосылки экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе,  в быту, на улице, в городе, способах поведения в них. Может правильно пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого. В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.

Воспроизводит

Правила и способы безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с электроприборами. Воспроизводит правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номер вызова экстренной помощи.

Понимает

Понимает потенциально опасные для человека ситуации в быту, на улице, в природе. Понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.  Понимает правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности детей. Понимает как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объяснить , какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Применяет

Применяет знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.  Применяет приемы оказания элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания. Применяет  правила безопасного поведения  в подвижных играх, в спортивном зале.

Образовательная область «Труд»

Трудовая компетентность

  1. Труд взрослых и рукотворный мир. Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, способен догадаться, когда был создан предмет и для чего он использовался.  Имеет представления о труде, как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Имеет представление о материальном благополучии семьи, семейном бюджете. Учится культуре потребления: бережному отношению к воде, электричеству, продуктам питания, одежде и обуви, жилищу.

  1. Самообслуживание и детский труд. Включается в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений.  Это требует самостоятельности, добросовестности, качественного выполнения обязанностей.  Осознанно принимает трудовую задачу от взрослого, или ставит ее самостоятельно; учится выбирать лучший способ решения, самостоятельно ищет варианты, реально оценивает свои возможности. Просит при необходимости помощи, контролирует себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.

Воспроизводит

1.Труд взрослых и рукотворный мир.  Воспроизводит свои представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности; четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения. Воспроизводит  цель и мотив трудовых действий, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Воспроизводит изменение предметного мира и орудий труда, средств связи и передвижения, способов торговли, одежды людей, их жилищ, способов приготовления пищи. Воспроизводит реальную стоимость и цены отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг, стоимость проезда на городском транспорте.

2.Самообслуживание и детский труд.  Воспроизводит требования гигиены : моет руки перед едой, перед сервировкой стола, началом приготовления еды, после работы в уголке природы, вытирания пыли. Воспроизводит правила обращения с инструментами и бытовой техникой.

Понимает

1.Труд взрослых и рукотворный мир. Понимает разумное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, реального осознания материального состояния родителей, ограниченности ресурсов в современном мире. Понимает содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса. Понимает соотношения между профессиями людей и их личными качествами.  Понимает многообразие естественных и искусственных материалов. Понимает значимость образования человека при выборе им профессии. Понимает многообразие экономических связей в мире профессий на одном производстве и на разных производствах.

2.Самообслуживание и детский труд.  Понимает роль труда для благополучия жизни человека. Понимает обязанности дежурного по столовой, уголку природы, по подготовке к занятиям. Понимает способы распределения коллективной работы.  Понимает пооперационные карты, обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия, «читает» схемы, простейшие чертежи.

Применяет

1.Труд взрослых и рукотворный мир.  Применяет способность сдерживать сиюминутные желания, продумывать целесообразность покупок, их приоритет, устанавливает связь между качеством и стоимостью, не доверяет слепо рекламе. Применяет способность устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом предмета и временем его изготовления.

2. Самообслуживание и детский труд. Принимает участие в трудовой деятельности взрослых, оказывает посильную помощь, проявляет заботу, внимание, берет на себя ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово.  Применяет умение чистить одежду и обувь, чинить игрушки, книги, одежду, наводит порядок в групповой комнате и на площадке, в своей комнате, помогает детям в уборке квартиры, совместно со взрослыми готовит несложные блюда, ухаживает за растениями и животными.  Применяет умение самостоятельно планировать  деятельность, распределять обязанности по способу общего и совместного труда. Применяет все известные ему требования гигиены. Самостоятельно использует простейшие инструменты – ножницы, иголки, тиски, пилу, молоток.

Образовательная область «Художественное творчество»

Творческая компетентность

Приобщение к изобразительному искусству. Эмоционально откликается на выразительность художественного образа (живописного, графического, скульптурного), предмета народного промысла, архитектурного объекта. Использует различные эстетические оценки относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах. Знает народное декоративно – прикладное искусство разных видов – игрушки, утварь, одежду, предметы быта (на примере разных промыслов и вариантов предметов каждого промысла).  Называет известные памятники, скульптуры, известные архитектурные сооружения.

Развитие детского творчества. Занимает позицию художника – творца, проявляет самостоятельность, инициативность, индивидуальность. Называет свойства и качества предметов и явлений мира, свойства цвета, способы построения композиции, создание декоративных изображений с помощью разных способов построения композиции, владеет техниками симметричного, многослойного, силуэтного, ажурного вырезания, называет некоторые инструменты, материалы в конструировании из природного материала, знает приемы работы с тканью: наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, различные способы декорирования.

Воспроизводит

Приобщение к изобразительному искусству.  Воспроизводит жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Воспроизводит виды жанровых изображений: сказки, былины и мифы, батальные сцены, картины о труде людей, о животных, изображения на бытовые сюжеты. Называет средства выразительности. Воспроизводит особенности языка книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов поз, мимики персонажей.

Развитие детского творчества. Воспроизводит разнообразные живописные и графические техники: способы наложения цветового пятна, тонирования фона; владеет техникой пера, тушевкой, штриховкой, кляксографией, оттиском, монотипией, диатипией, рельефным рисунком. Воспроизводит предметное изображение (люди, сказочные персонажи, герои мультфильмов, известные и выполненные по собственному замыслу здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта, игрушки, интересные явления),  сюжетное изображение (эпизоды сказок и историй, социальные и исторические события, фантазийные сюжеты); декоративное изображение (украшение разнообразных предметов, аксессуаров и геометрических основ)

Понимает

Приобщение к изобразительному искусству. Понимает ценность искусства, художественной деятельности, музея. Самостоятельно понимает художественный образ живописных, скульптурных, графических работ, идеи произведения (на доступном уровне: что хотел рассказать автор, что его заинтересовало, удивило), устанавливает связи между образом, сюжетом, средствами выразительности. Понимает настроение произведения, отношение автора к изображенному. Понимает назначение и особенности декоративно-прикладного искусства, которые проявляются как в цветном декоре, так и в конструкции самого предмета; единство эстетического и утилитарного, связь декора с назначением предмета. Понимает  традиционность образов, узоров, орнаментов и отражение в них природы, народного быта, традиций и обычаев. Понимает символичность образов: животные, символы солнца, воды, земли в народных орнаментах. Различает разные виды графики. Понимает цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним автора.  Понимает специфику труда художника – иллюстратора, технологии создания иллюстрации.  Понимает скульптуру, как искусство создавать объемные образы, особенности средств выразительности скульптуры и архитектуры. Понимает взаимосвязь назначения постройки и ее внешнего вида и прочности.

Развитие детского творчества. Понимает необходимость адекватной оценки результатов деятельности. Стремится  к совершенствованию умений, качественному результату. Понимает необходимость смешивания красок для получения интересных оттенков.

Применяет

Приобщение к изобразительному искусству. Применяет самостоятельную интерпретацию, эстетическую оценку, собственные суждения, использует слова эстетической направленности.Применяет технологии изготовления предметов народных промыслов (на ознакомительном уровне). Применяет различные способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.  Применяет композицию листа.  

Развитие детского творчества. Применяет умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать выразительный оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определенного сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ, совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.  Применяет разнообразные изобразительные материалы и инструменты: сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, гелиевые ручки, фломастеры, перо, кисти разных размеров, палитру, бумагу разного цвета, формата, фактуры, картон и полу картон, фольгу, папирус, пластические материалы (глину, пластилин, воск, мокрый песок, снег). Применяет неизобразительные материалы в декорировании, знает способы их крепления.

Образовательная область «Здоровье»

Компетентность

Развито ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развита мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Дети знают, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

Самостоятельно выполняет все требования гигиены. Сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье.

Воспроизводит

Воспроизводит правила здорового образа жизни, значение гигиенических процедур, закаливания, гимнастики, необходимость активного пребывания на свежем воздухе. Воспроизводит свои знания об организме, его потребностях, способах ухода за ним, о предупреждении травматизма. Воспроизводит стихи, пословицы, поговорки о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Воспроизводит знания о полезных и вредных привычках, о поведении во время болезней.

Понимает

Понимает , что такое здоровье, как поддержать, укрепить  и сохранить его. Понимает здоровье как жизненную ценность. Понимает некоторые способы сохранения и преумножения здоровья, профилактики болезней, значение закаливания, занятий спортом и физической культурой для укрепления здоровья. Понимает связь между соблюдением норм здорового образа жизни , правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Понимает некоторые способы оценки собственного здоровья и самочувствия, необходимость внимания и заботы о здоровье и самочувствии близких в семье, чуткости по отношению к взрослым  и детям в детском саду. Понимает гигиенические основы организации деятельности: необходимость достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы, чистоты материалов и инструментов. Понимает некоторые внешние и внутренние особенности строения тела человека и необходимость охраны своего здоровья.

Применяет

Применяет накопленный опыт, умения и навыки здоровьезбережения: как оказать первую помощь, как заботиться о своем организме. Применяет правила здорового образа жизни (режим дня, питание, сон , прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание.) Применяет навыки личной гигиены (моет руки, умывается, чистит зубы, полоскает рот после еды, моет уши, причесывает волосы).Может определить состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган. Выполняет правила культуры еды (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, правильно пользуется вилкой и ножом, салфеткой), различает полезные и вредные для здоровья продукты питания. Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку. Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (может промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому)

Образовательная область «Познание»

Познавательная компетентность

Сенсорная культура. Имеет четкие представления о системе сенсорных эталонов формы, цвета, величин, длительности времени, эталонов материалов. Точно обозначает словом особенности предметов и материалов, называет обследовательские действия. Имеет аналитическое восприятие, проявляет интерес к сравнению предметов, охотно познает их особенности и назначение. Развита исследовательская активность, умеет организовать эксперимент и получить результат. Проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.

Мир природы. Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе становится более устойчивым. Желает активно изучать природный мир: ищет ответы на вопросы, высказывает догадки и предположения, эвристические суждения. Проявляет инициативу в самостоятельных наблюдениях и опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Замечает противоречия, формулирует познавательную задачу, использует разные способы проверки предположений, применяет результаты исследований в разных видах деятельности.  Сопереживает природе, переживает эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.  Отличается широтой кругозора, хорошо ориентируется в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них, делится впечатлениями.

Математические представления. Проявляет самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации объектов окружения. Самостоятельно обнаруживает связи и зависимости между объектами, в том числе и скрытые от непосредственного восприятия. Обосновывает и доказывает рациональность выбранного способа действий.  Проявляет исследовательскую активность в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.  Проявляет интеллектуальные эмоции (радость от успеха, удивление, догадку). Активен в коллективных видах деятельности.  Осваивает практические способы деления целого на равные части, зависимости, которые имеют место при делении двух неравных предметов на одно и то же количество частей и в других вариантах и сочетаниях. Проявляет интерес и активность к возникающим в детской среде идеям, вносит предложения, участвует в практической реализации. Проявляет активность и самостоятельность в использовании освоенных способов познания с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Воспроизводит

Сенсорная культура. Называет геометрические фигуры, выделяет структуру плоских геометрических фигур, сравнивает фигуры выделяя между ними сходство и отличие.  Знает объемные геометрические фигуры, устанавливает взаимосвязи между плоскими и объемными геометрическими фигурами. Адекватно и детально отражает в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.

Мир природы. Воспроизводит  знания о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.  Воспроизводит знания о многообразии растений, грибов, животных, их принадлежность к миру живого на планете. Воспроизводит многообразие свойств и качеств объектов неживой природы, небесных светилах, озвучивает изменения в природе по сезонам, цикличность изменений.

Математические представления. Воспроизводит геометрические фигуры, форму предметов на основе подсчета количества углов, вершин и сторон с целью познания новой формы и активно пользуются обобщениями. Воспроизводит симметричное расположение предметов на плоскости. Воссоздает симметрию в практической деятельности, играх. Упорядочивает до 10 предметов по количеству, размеру, весу, глубине и т.д. Воспроизводит зависимости, простые закономерности. Участвует в создании ситуации поиска с элементами исследовательских действий, проверкой нескольких предположений и выбором одного из путей решения проблемы.  Воспроизводит логическую последовательность в решении проблемы, задачи, предложенной в устной форме. Объясняет и доказывает необходимость рациональных действий, использует схематизацию, знаки. «Читает» простую схему, порядок и способ выполнения действий.

Понимает

Сенсорная культура. Понимает все цвета спектра и ахроматические цвета, различает и называет 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенки цвета, различает теплые и холодные цвета. Понимает разновидности материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), используемых для изготовления предметов с учетом их назначения. Соотносит свойство предмета с эталоном, выделяет сходство и отличие.

Мир природы. Понимает необходимость соблюдения экологических правил. Понимает ценность природы, ориентирован на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявляет ответственность за свои поступки. Понимает особенности внешнего вида и поведения животных в многообразии признаков и характеристик, способы защиты от врагов, способы добывания пищи, питания, способ передвижения, способ дыхания, способ размножения. Понимает Индивидуальное своеобразие живых существ, уникальность и неповторимость каждого объекта природы, типичные признаки объектов живой и неживой природы. Понимает сходство потребностей всех живых существ в свете, температурном режиме, воздухе, влаге, пище, месте обитания. Понимает группировку природных объектов. Понимает благоприятное и неблагоприятное состояние растений и животных, его признаки, способы помощи. Понимает то, что планета Земля – самое большое сообщество, что растения, животные, люди являются землянами. Понимает, что внешняя непривлекательность животного или растения – это его жизненная необходимость, способ защиты от врагов.

Математические представления.  Понимает игры на освоение элементов логики, структуры высказываний с использованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с включением союзов «и», «или», «если, то»; на освоение состава числа из двух меньших, сосчитывание парами, по 3,4,5 разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов; на овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности; на самостоятельное обнаружение и обоснование зависимости между общим количеством объектов и числом их в каждой из полученных групп, размером мерки, величины и числовым результатом. Понимает последовательность чисел натурального ряда, сравнивая числа и определяя их как меньшие или большие на единицу, две, три; объясняет способ получения нового числа по результатам практического действия или устно. Пользуется словами «до» и «после» (относительно большего и меньшего числа).Понимает, что под влиянием изменений (переливание, перекладывание, изменение формы) с одновременным добавлением или уменьшением общее количество, объем жидкости, масса, площадь, при этом изменяются. Выделяет существенные и несущественные свойства, прослеживает изменения и предлагает ход развития ситуации сравнения, экспериментирует. Понимает последовательность решения познавательной задачи.

Применяет

Сенсорная культура. Применяет систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т.д.). Применяет освоенные эталоны для анализа предметов, сравнивает предмет с эталоном, замечает их сходство и отличие, сравнивает предметы разного вида, выделяя их сходство и различие по нескольким основаниям. Применяет умение смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка. Применяет сенсорные эталоны для оценки соответствующих свойств предмета. Умеет выделять на основе сравнения сходство и отличие между предметами по 4-6 основаниям. Применяет умение ориентироваться на комплекс признаков, использует прием зарисовки геометрических фигур на бумаге в клетку. Длительно, целенаправленно наблюдает за объектом, выделяет его проявления, изменения во времени. Осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство. Активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.  Ребенок самостоятельно придерживается правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.

Мир природы. Применяет освоенные способы ухода за живыми существами, заботясь о растениях и животных участка детского сада. Применяет правила взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности. Проявляет самостоятельность в деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы и участка детского сада. Дети самостоятельно поливают растения уголка природы, удаляют пыль с листьев разными способами, удаляют засохшие части растений, отцветшие бутоны и т.д., кормит аквариумных рыбок с учетом меры их кормления, кормит обитателей уголка природы, дежурит. Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, ответственно относится к труду. Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случае необходимости.

Математические представления. Применяют умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечает сходства и различия форм и величин. Проявляет особый интерес к цифрам, как знакам чисел, написанию их, использованию в разных видах практической деятельности. Применяет измерение величин в качестве проверки способа проверки и оценки. Применяет ориентировку относительно другого человека, объекта. В процессе ориентировки во времени осваивает понятия сутки, месяц, времена года, год, ведет отсчет времени, пользуясь календарем. Применяет измерение как способ оценки величин и доказательства в организованных и самостоятельных видах деятельности (опытах, экспериментировании), замечает зависимость между размером мерки, измеряемой величиной и числовым значением. Самостоятельно изображает узоры, рисунки на бумаге в клеточку, прослеживает изменения направления движения по листу, отсчитывает клетки. Овладевает умением пользоваться составом числа из двух меньших, присчитывает и отсчитывает по единице, использует это умение при решении арифметических задач и примеров, в другой деятельности. Пользуется знаками «+», «-», «=».

Образовательная область «Коммуникация»

Коммуникативная компетентность

Умеет строить общение с разными  людьми: взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми. Проявляет субъектную позицию в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Проявляет самостоятельное речевое творчество, интерес к языку и осознанное отношение к языковым явлениям. Учится самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками формы речи – рассуждения, объяснительную речь, речь – доказательство, речевое планирование. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Воспроизводит

Воспроизводит средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения. Проводит звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов:  интонационное выделение звуков в слове, составляет схемы звукового состава слова, выделяет ударный гласный звук в слове.

Понимает

Понимает необходимость осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия. Понимает и запоминает авторские средства выразительности, использует их при пересказе, в собственной речи, замечает их в речи сверстников. Понимает необходимость внимательного выслушивания рассказов сверстников, помогает им в случае затруднений, замечает речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправляет их.

Применяет

Применяет умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимает при восприятии художественной литературы и использует в собственной речи средства языковой выразительности – метафоры, образные сравнения, олицетворения. Применяет умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника. Применяет умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц; использует различные виды пересказа в зависимости от поставленной задачи6 пересказ по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя.  Применяет умение самостоятельно определять логику описательного рассказа; использует средства выразительности. Различает литературные жанры, знает и соблюдает в повествовании основные характерные особенности жанра. В творческих рассказах использует личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности. Применяет умение ориентироваться на листе при выполнении графических диктантов. Читает простые слова. Отгадывает детские кроссворды и ребусы. Применяет умение адекватно и точно выражать свои мысли, подбирать нужные слова; выполняет операцию классификации. Образовывает сложные слова посредством слияния, замечает грамматические ошибки в речи сверстников и исправляет их, самостоятельно использует в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Компетентность

Ребенок имеет богатый литературный опыт, включающий произведения разных видов, жанров и тематики. Ему становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля. Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы-повести, рассказывающие о произведениях знакомых героев. Имеет представления о театре: его назначении, устройстве здания, сцены, специфике деятельности людей разных профессий, работающих в театре. Стремится к постоянному общению с книгой, хочет сам научиться читать и стать активным читателем. Проявляет  эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности, на основе художественного произведения. Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально – игровой деятельности на основе художественных текстов.

Воспроизводит

Воспроизводит по три – четыре любимых произведения разных видов, жанров и тематики, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии 5 – 6 писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества. Знает фамилии 3-4 художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знает некоторые особенности их изобразительной манеры.

Понимает

Понимает произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанными на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Понимает, что книга является особым способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.  Понимает значение некоторых средств языковой выразительности.  Понимает и аргументированно объясняет значение иллюстраций в книге, знает фамилии  2- 3  художников – иллюстраторов, некоторые особенности их творчества. Понимает, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии, осознают большое значение книг для людей и , в частности, для себя. Проявляет  эстетическую чувствительность к красоте литературной речи, образности литературного языка.  Различает основные жанры литературных произведений, имеет представления о некоторых их особенностях. Понимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.

Применяет

Применяет умение анализировать художественный текст и выразительность речи исполнителей, содействуя освоению литературной речи. Применяет умение выразительно пересказывать вновь прочитанные литературные произведения близко к тексту; пересказывает рассказы и сказки от лица литературного героя. Выразительно читает поэтические произведения разного характера. Применяет умение отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах художественно – речевой деятельности и изобразительной деятельности.  Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".

Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...

Модель предметно-развивающей среды подготовительной к школе группы для детей с ТНР, 2016-2017 учебный год

Предметно-развивающая среда организована по направлениям развития, каждое направление имеет свои компоненты ПРС. Зонирование пространства организовано с учётом  всего времени пребывания детей в Д...

Модель двигательной активности воспитанников подготовительной к школе группы

Модель двигательной активности воспитанниковподготовительной к школе группы...

Модель месяца организованной образовательной деятельности – область «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе на 2018 – 2019 учебный год

Перспективный план для подготовительной к школе группы составлен на основе Парциальной программы физического развития для детейт 3-7 лет "Малыши - крепыши" ВВ. Бойко, О.В. Бережнова...

Модель двигательной активности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Модель двигательной активности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности...

Проект по математическому развитию дошкольников подготовительной к школе группы №8 "Путешествие в Царство Математики"

Методический паспорт проекта.Тема проекта: «Путешествие в царство математики».Автор проекта: воспитатель  Лаврова Виктория Викторовна.Тип проекта:  информационно - практика - ори...

Модель двигательной активности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

Модель двигательной активности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности...