«Управление ДОУ по результатам»
статья по теме
Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moe.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тверской областной институт усовершенствования учителей.
ЭССЕ
на тему «Управление ДОУ по результатам»
Выполнила: Заведующий МДОУ ЦРР Д/с № 159
Бахтина Лариса Николаевна
Тверь 2010г.
Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.
Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделить три уровня управления по результатам:
Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.
Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.
Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.
Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
- образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
- адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам - находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т.д.)
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.
Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Подводя итоги хочу отметить, что для успешного руководства деятельностью дошкольного образовательного учреждения, для достижения им высокого качества результата воспитательно-образовательного процесса, для качественной реализации образовательных услуг и выполнения социального заказа совершенствовать необходимо, на мой взгляд, все приведенные пути, учитывая их положительные и корректируя их отрицательные стороны, так как все пути совершенствования взаимосвязаны между собой.
«Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником».
Мой педагогический стаж уже 28 лет, из них три года я – заведующая детского сада. Поэтому я просто обязана знать «как» и искать ответы на все «почему».
Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают: дошкольное образование – первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.
Но жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимая, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.
А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Я не имею права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имею право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в образовании – суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.
Литература
1.Поздняк Л.В.,Лященко И.Н.Управление дошкольным образованием – М.:»Академия», 2001 – 432 с.
2.Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? – Минск, 1997.
3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
4. Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I . – Ростов н/Д: Учитель, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА «Методы управления качеством условий и результатов взаимодействия семьи и ДОУ»
Методы активизации опыта родителей На основе вербального канала общенияМетоды формирования педагогической рефлексии...
Выступление на Краевом окружном семинаре-совещании «Управление изменениями. Планирование и достижение образовательных результатов как ресурс развития территории». Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....
Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»
Доклад к районной Конференции « Инклюзивное образование: управление достижениями планируемых результатов. Проблемы, опыт, перспективы»...
«Эффективные механизмы оценки качества образования: системность и использование результатов в управлении современным ДОУ»
Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошк...
Мониторинги качества дошкольного образования: механизмы, инструменты, управление результатами
Проблема оценки качества дошкольного образования является сегодня одной из самых актуальных для вcей образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая cиcтем...
ПАМЯТКА «Методы управления качеством условий и результатов взаимодействия семьи и ДОУ»
1. Методы активизации опыта родителей 2. Методы формирования педагогической рефлексии:...