Деловая игра "Дайте детям наиграться!"
методическая разработка по теме
Методическое мероприятие для воспитателей с использованием активных методов работы по теме "Игровая деятельность дошкольников", которое проводилось в конце учебного года для подведения итогов работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
"Дайте детям наиграться"
Цель:
Транслировать опыт педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 8 «Светлячок» по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.
Участники игры: воспитатели.
Методические рекомендации:
Мероприятие проводится в конце учебного года с целью представления результатов работы по теме «Игровая деятельность в ДОУ».
Материал: оформлена выставка методического материала по работе с воспитателями и родителями, выставка «Развивающая игрушка».
Ход.
Ведущий (заместитель заведующей по ВМР Кливиткина В.Н.):
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры)
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы часто своему ребёнку.
«Идите, играйте» - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы, в бандитов… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой. Что мы можем наблюдать в детских играх: свадьбы, торговля, семейные торжество с звоном бокалов…То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, это мы так укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и кинофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки. Но это не только реалии нашего времени. Ещё К.Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: « У одной девочки кукла стряпает, шьёт, гладит. У другой – величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут. У третьей – бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».
«Дайте детям наиграться!» - тема нашей встречи.
Ведущий: Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
- Уважаемые педагоги, насколько, на ваш взгляд, актуальна данная тема? (Ответы гостей)
- Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения между сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В.А. Сумомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности».
Именно это и обусловило наш педагогический коллектив остановиться на данной теме, более подробно изучить её.
«Игровая деятельность детей дошкольного возраста» - одно из направлений, которым мы занимались прошлый учебный год.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
- Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду.
- Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.
Первым этапом данной деятельности было теоретическое изучение материала. Воспитатели изучали особенности сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста и обыгрывали различные сюжеты с коллегами. Были проведены консультации, подобраны и разработаны методические материалы по теме «Игровая деятельность дошкольников», «Гендерное воспитание в сюжетной игре», проведен педсовет на тему «Играем и учимся!», на котором рассуждали о роли игры в образовательном процессе. Причём, воспитатели не ограничивались изучением лишь сюжетных игр, ибо другие виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) также занимают важное значение в развитие, воспитании и образовании ребёнка-дошкольника. Методические материалы представлены здесь на выставке.
- Оставили ли след данные события в памяти педагогов? Я предлагаю дать вам краткое определение понятию «Сюжетно – ролевая игра». Для резюмирования информации и представлении её в нескольких словах мы воспользуемся синквейном.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например,
игра
веселая подвижная
бегают, играют, веселятся
то, без чего дети не могут развиваться
времяпровождение
(Работа ведётся группами по 2-3 человека в течение 5 минут под музыкальное сопровождение, затем воспитатели зачитывают свои синквейны).
Следующим этапом деятельности педагогического коллектива в выбранном направлении стал этап взаимопосещений воспитателями игровой деятельности детей, проведения открытых просмотров игровой деятельности с последующим обсуждением и анализом увиденного, анализ календарных планов.
- Насколько же воспитатели владеет вышеперечисленными умениями? Предлагаю решить несколько игровых педагогических ситуаций.
( ведущий знакомит с педагогическими ситуациями, а воспитатели обсуждают и их решают)
- Важным условием для проведения сюжетной игры является качественная организация игровой предметно – развивающей среды детского сада. Для оценки игровой среды в детском саду был организован смотр. Оценивались все возрастные группы по следующей карте анализа.
С результатами смотра вы уже ознакомлены, вами были приняты во внимание положительные стороны, рекомендации, замечания.
- Очень важно в момент проведения подобных мероприятии быть собранным, спокойным, организованным, а так же уметь сохранить в коллективе благоприятную обстановку.
- Давайте проверим, насколько вы спокойны и посмотрим уровень вашей тревожности при помощи теста «Субъективная минута». Сейчас я дам вам сигнал начала минуты. Вы медленно фиксируйте течение времени с закрытыми глазами. Как только, по – вашему, минута пройдёт – посмотрите на часы. Норма – 65 секунд. Лёгкая тревожность – 55- 64 секунды. Тревога средней выраженности - 45 – 54 секунды (подумайте, что вас беспокоит). Выраженная тревожность – меньше 45 секунд – обратитесь к психотерапевту.
- Кроме оценки игровых умений детей, оценивалось и планирование воспитательно-образовательного процесса, профессиональное мастерство воспитателей в организации детской игры.
- Ещё напряжённее, чем сотрудничество с администрацией, протекала работа с родителями. Воспитателями разработаны рекомендации и советы для родителей по теме « Игра». Данный материал также представлен на выставке. Воспитатели и родители детей участвовали в выставке « Развивающие игрушки», часть которой также представлена здесь. Так же им были предложены анкеты «Игровая практика детей дома», из которых мы узнали, в какие игры играют их дети, и в какие игры играли они в своём детстве. Для того, чтобы сотрудничество воспитателей и родителей было плодотворным, педагогам приходиться находить различные уловки, уметь убедить в необходимости выполнения той или иной работы.
- И сейчас мы поиграем в игру «Войди в наш круг» (выходят участники). Представим, что замкнутый круг – это родители, а воспитателю нужно постараться проникнуть в его с помощью невербальных средств общения (мимики, жестов). Упражнение выполняется быстро, поочерёдно всеми участниками конкурса под музыку.
- Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам родителей, их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Дети в нашем детском саду предпочитают «Магазин», «Парикмахерскую», , из дидактических: «Домино», «Лего», из подвижных игр: «Выше ноги от земли», «Догонялки», «Мышеловка».
- А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
- Спасибо за интересную информацию. Итак, уважаемые воспитатели, я думаю время подводить итоги.
- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду. Я хочу раздать Вам памятки - советы воспитателю по руководству играми детей.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Педсовет на тему
«Играем и учимся!»
Ход педсовета.
1 Вводная часть.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир.
В.А. Сумомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности».
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Дидактические игры используются как на занятиях, так и в свободной от занятий деятельности.
2 часть.
Сообщение на тему
«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка»
( воспитатель Флягина Г.А.)
3. Игровое моделирование.
Задание 1: Игра «Продолжи предложение»
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……»
- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
Задание 2: «Методика организации дидактических игр с детьми».
Воспитателям предлагается назвать этапы организации дидактической игры по порядку.
( На карточках написаны этапы организации дидактической игры. Необходимо расставить этапы в правильном порядке.)
- Подготовка к проведении.
- Привлечение интереса детей к игре.
- Ознакомление с содержанием и дидактическим материалом.
- Объяснение хода игры.
- Название и определение количества участников.
- Обращение внимания детей на чёткое выполнение правил.
- Показ игровых действий.
- Проведение игры, наблюдение за выполнением правил.
- Определение роли воспитателя.
- Подведение итогов игры.
- Анализ проведения игры (для воспитателя)
Задание 3: «Презентация дидактической игры или дидактического пособия»
Воспитатели представляют свои дидактическую игру или пособие, изготовленные своими руками и представленные на выставке.
Краткий план презентации дидактического пособия или игры:
- название игры;
- определение задач обучения: дидактические, развивающие и воспитательные;
- содержание игровых правил и игровых действий;
- сочетание дидактики с элементами занимательности;
- вариативность использования дидактической игры.
При просмотре коллективно оценивается каждое дидактическое пособие или игра и заполняется «Карта оценки дидактического пособия или игры».
Баллы выставляются по 3-х бальной шкале в соответствии со степенью выраженности того или иного критерия.
Задание 4: Деловая игра «Организация дидактической игры».
Воспитатели организуют проведение игры, которую она продемонстрировали в предыдущем задании.
3 часть.
Ознакомление с итогами тематической проверки на тему «Использование дидактических игр в работе с детьми в средней и 2 младшей группах».
Сообщение темы следующего педсовета, заданий по подготовке к педсовету.
Принятие решения педсовета.
Советы воспитателю
по руководству играми детей.
- Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы.
- Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт.
- Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.
- Давай не только знания, но и эмоции.
- Советуй, но не дави инициативу детей.
- Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
- Сумей быть одновременно организатором и рядовым - участником игры
- Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
- Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дайте детству наиграться
Дайте детству наиграться, Душу детскую щадите.Вдоволь,досыта,не вкратце !...
Дайте детству наиграться
Дайте детству наиграться, Душу детскую щадите.Вдоволь,досыта,не вкратце !...
Родительское собрание с элементами тренинга:"Дайте детям наиграться!!!"
Данный тренинг поможет родителям осознать важность игровой деятельности и игрушек в жизни ребенка....
Деловая игра "Дети и дорога"
Конспект совместной образовательной деятельности детей и родителей по правилам дорожного движения...
Моя педагогическая находка. Семинар-практикум для родителей «Дайте детям наиграться, дайте в детстве состояться»
Цель: Создание условий творческого взаимодействия Семьи и ДОУ в развитии логического мышления детей дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:1. Раскрыть значение логического развития дет...
Современные методики игр. (Кюизенера, Дьеныша) Деловая игра детей 3-4 лет
Блоки дьеныша, палочки кюизенера...