Современные методики игр. (Кюизенера, Дьеныша) Деловая игра детей 3-4 лет
тренажёр (младшая группа)
Блоки дьеныша, палочки кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Палочки кюизенера | 136.3 КБ |
Блоки дьеныша | 195.2 КБ |
Деловая игра детей 3-4 лет | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера.
Игровые задачи цветных палочек
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры и занятия с детьми 3 - 5 лет
Игра «Змейка»
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).
Вопросы
– Какого цвета палочки?
– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
– Покажите пальчиком длину вашей змейки.
– Чья змейка длиннее? Чья короче?
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
Игра «Столбики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).
Задания
– Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.
– Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.
– С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?
Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).
Игра «Сушим полотенца»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)
– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)
– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы
– Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
– Сколько красных «полотенец»? (Много.)
– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)
– Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)
Игра «Числа 1 и 2»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
Игра «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
Игра «Число 3»
Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание: Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.
– Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
– Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
– Что больше – один или два?
– Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
– Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.)
– Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это.
Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые).
Воспитатель говорит:
– Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три.
– А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.
– Назовите цифры по порядку.
– Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух?
– Какое число больше – два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух.
– Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
Игра «Треугольники»
Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.
Описание: Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».
Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой стороны.
Вопросы
– Сколько получилось треугольников?
– Расскажите, как расположены треугольники.
– Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого.
– Который по счету красный треугольник? Голубой?
– Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет.
Игра «Рамка для картины»
Цель. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки.
Предварительная работа. Рассматривать с детьми картинки с изображением цветов; уточнять названия цветов, строение цветка.
Описание: Педагог предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе цветы из палочек. Из больших палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы получилась картина.
По завершении работы можно придумать название для каждой картины («Мой любимый цветок», «Ромашки»).
Работа парами
– Определить соответствие рамки размеру цветка.
– Сравнить цветы по цвету, величине, форме.
Занятие заканчивается осмотром «выставки цветов», любованием картинами, размышлениями о том, кому их можно подарить.
Игра «Разноцветные флажки»
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных.
Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Вопросы
– Какой формы флажки?
– Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
– Сколько всего фигур?
– Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
– Какие стороны треугольника? (Равные.) Как это проверить?
– Какая сторона длиннее – сторона прямоугольника или сторона треугольника? Как это можно узнать?
Игра «Бусы»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».
Вопросы и задания
– Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?
– Какое число обозначает каждый цвет?
– Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?
– Цепочка разорвалась, и «бусы» рассыпались. Перемешайте все «бусинки». Как узнать, каких «бусинок» больше? Меньше?
– Что для этого надо сделать?
Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше.
После этого можно предложить детям собрать «бусы» снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить их.
Игра «Число 4»
Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; карточка.
Описание: Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно. Должно получиться 3 ступени.
– Сколько всего ступенек?
– Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.)
– А теперь найдите красную полоску и добавьте еще одну ступеньку.
– Которая она по счету? (Четвертая.)
– Какое число она обозначает? (Четыре.) Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре.
– На сколько число три меньше числа четыре? (На один.)
– Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых.
– Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.)
Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками цифры от 1 до 4.
– Назовите их по порядку.
– Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной?
– Скажите, какое число самое большое?
– Какое число самое маленькое?
– На сколько два больше одного?
– На сколько четыре больше трех?
– На сколько один меньше двух?
– На сколько два меньше трех?
– Каким цветом обозначается число четыре?
Игра «Число 5»
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание: На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:
– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
– Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
– Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
– Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
– Какой столбик выше – четвертый или пятый? (Пятый.)
– На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
– Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
– Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.)
– Назовите все цифры по порядку.
Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.
Игра «Скворечник»
Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине; преобразовывать конструкцию предмета.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая.
Описание: Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.
Воспитатель говорит детям: «Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только есть одно окошко,
Не пролезет даже кошка.
Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить.
Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее.
Вопросы
– Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая?
– Какое число самое большое из них?
– Если желтая палочка обозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка… (Короче.)
Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике:
– В какое время года вывешивают скворечники?
– Какие птички в них живут?
– Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика?
– А чем похожи скворечник и домик?
Игра «Дачный поселок»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Описание: Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.
Вопросы:
– Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?
– Где стоит лавка?
– Возьмите свои карточки и положите их на большой стол. У нас получился дачный поселок.
– Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?
– Какие деревья растут на участке?
– Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)
– У кого из вас самое высокое дерево?
– Что выше: елка или дерево?
– Какой участок вам понравился больше всего? Почему?
– Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.
Игра «Елка»
Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
Описание: Воспитатель предлагает детям подобрать палочки по длине и положить их на ветки нарисованной елки.
Вопросы и задания
– Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
– Какого цвета самые длинные ветки?
– Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
– Сколько самых коротких веток?
– По сколько веток одинакового цвета?
– Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Ка кие они по длине? (Одинаковые, равные.)
Работа парами
– Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?
– Какая елка выше?
Игра «Новоселье»
Цель. Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.
Материал. Цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые; картон формата А4.
Описание: Воспитатель предлагает детям устроить новоселье: «Перед вами квартира (показывает лист картона). Давайте расставим в ней мебель. Когда будете расставлять мебель, помните о том, что в комнате находится несколько предметов и они должны быть не очень большими. Иначе она не поместится». Далее педагог перечисляет мебель, которая должна будет стоять в комнате: шкаф, кровать, стол, стул, кресло. После выполнения задания педагог задает детям вопросы:
– Сколько всего мебели в комнате?
– Что самое высокое в ней?
– Из скольких палочек сделан шкаф? Какого он цвета? А кровать?
– Какое число обозначает каждый цвет? Что выше – шкаф или стол?
– Где стоит шкаф? Кровать? Кресло? Стул?
Работа парами
– Сравните интерьеры своих комнат, сопоставляя изображения предметов и их местоположение.
Игра «Дорога к дому»
Цель. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки.
Описание: Педагог предлагает каждому ребенку положить белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой же кубик положить в правом нижнем углу.
«Это домики, в которых живут Ира и Оля, – говорит воспитатель. – Ира жила в верхнем домике, а Оля в нижнем. Оля решила пойти в гости к Ире поиграть. Сделайте дорогу, по которой она пойдет. Наигравшись с Ирой, она решила вернуться домой, но другой дорогой. Сделайте эту дорогу».
Вопросы
– По какой дорожке быстрее можно дойти до дома? Объясните почему.
– Как можно доказать, какая дорожка длиннее?
– Где находится дом Иры? А где дом Оли?
Работа парами
– Сравните короткие дорожки. У кого дорожка длиннее?
Способы сравнения длины различны: с помощью наложения или приложения палочек (дорог) друг к другу а также с помощью измерения, взяв за основу мерку.
Игра «Кукла Маша»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка; счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
Описание: Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:
– Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из двух белых палочек сделайте бантики.
– Белый кубик – шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)
– Из двух красных палочек сделайте кофточку, положите палочки одну под другой.
– А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по длине? (Равные, одинаковые.)
– Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая длинная.)
– Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте из них ноги и туфельки.
– Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)
– Получилась красивая кукла Маша. Какого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая короткая?
– Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)
– А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)
– Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?
– Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?
– Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?
Игра «Зайка»
Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Материал. Карточка; цветные счетные палочки: 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
Описание: Прочитать стихотворение А. Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить зайку из палочек, диктуя последовательность:
– Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число обозначает этот цвет?
– Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?
– А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?
– Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?
– Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?
– Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.
– Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки.
– Давайте сделаем еще одну скамейку. Сиденье у нее должно быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек розового цвета.
– Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)
– Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.)
Воспитатель просит коголибо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:
– Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? (Потому что она была высокая.)
– С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)
Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?
Игра «Кастрюльки»
Цель. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Материал. Кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
Описание: Перед детьми настоящая кастрюля. Воспитатель предлагает им на карточке выложить кастрюлю из любых палочек. По окончании работы дети сравнивают свои кастрюльки с натурой, рассказывают, чем они отличаются, чем похожи.
Вопросы
– Из каких палочек и какого цвета кастрюля?
– Что обозначает каждый цвет?
– Из каких палочек сделаны ручки?
– Сколько их?
Педагог предлагает детям собрать все работы на одном столе – получится магазин кастрюль.
Вопросы
– Какие кастрюли по величине? (Широкая – узкая, высокая – низкая, большая – маленькая.)
– В какой кастрюле можно приготовить суп, кашу, компот?
– Из какой кастрюли можно накормить много людей?
– Из чего делают кастрюли?
Игра «Дети нашего двора»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Материал. Цветные счетные палочки в пределах 5: по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.
Описание: Педагог предлагает детям поставить палочки от 1 до 5 по порядку по одной штуке. «Это дети», – говорит воспитатель.
Вопросы
– Какого они роста?
– Кто из них самый высокий? Низкий?
– Сколько лет самому младшему? Самому старшему?
– Сколько лет ребенку в розовой одежде? В голубой?
– Сколько лет ребенку, который стоит между трехлетним и пятилетним детьми?
– В какой одежде дети, стоящие перед четырехлетним ребенком?
– Сколько лет ребенку, который стоит в сторонке?
– Поставьте его рядом с ребенком, которому столько же лет. По сколько им лет?
Предварительный просмотр:
Содержание учебно – методического материала:
1 часть. Вторая младшая группа.
Использование Блоков Дьенеша, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Не смотря на то, что логическое мышление у дошкольников только начинает развиваться, работать с блоками Дьенеша можно начать уже со второй младшей группы.
Опыт показывает, что основная цель этой работы – это освоение детьми свойств предметов по форме, цвету и величине.
Задачи определяются в соответствии с целью и возрастом детей:
- Познакомить с формой, цветом, размером объектов;
- Учить детей группировать блоки по свойствам (цвет, форма, величина);
- Учить детей выполнять последовательные действия с помощью алгоритма;
- Учить угадывать и называть блоки по свойствам с помощью тактильных ощущений;
- Развивать логическое мышление, память, внимание;
- Развивать пространственные представления;
Формы работы:
- Непосредственная образовательная деятельность,обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности
- Самостоятельная деятельность детей в математическом центре
(развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)
Работа по ознакомлению детей с Блоками Дьенеша, проводится в три этапа. Каждый, из которых подчинён определенным целям и задачам.
1 Этап: Внесение Блоков Дьенеша в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
Для начала познакомила детей с блоками. Выложила перед ними набор и дала вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их.
2 Этап: Собственно игра.
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Детям предлагаются следующие задания:
* Найти все фигуры такого же цвета, все фигуры круглой формы, все большие фигуры и т.д.
* Дать белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круглые, все большие фигуры и т.д.
* Разложи фигуры по цвету (форме, размеру) и т.д.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к конструированию и моделированию.
Детям предоставляется возможность использовать блоки во времясамостоятельной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).
Перспективный планпроведения игр во второй младшей группе.
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Октябрь | Дидактическая игра «Рыбалка» | Настольно-печатная игра «Мишка с шариками» | Дидактическая игра «Кондитерская фабрика» | Настольно-печатная игра «Велосипед» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Садовники» | Настольно-печатная игра «Бабочки» | Дидактическая игра «Кулинары» | Настольно-печатная игра «Грузовик» |
Декабрь | Настольно-печатная игра «Построй машину» | «Строительство города» | Настольно-печатная игра «Гусеница» «Башня» | Дидактическая игра «Витамины» |
Январь | Дидактическая игра «Подарки для кукол» | Настольно-печатная игра «Кораблик»«Кора | ||
Февраль | Дидактическая игра «Кондитерская фабрика» | Настольно-печатная игра «Трактор» | Дидактическая игра «Садовники» | Настольно-печатная игра «Кошечка» |
Март | Настольно-печатная игра «Бусы для мамы» | Игры по замыслу | Настольно-печатная игра «Пароход» | Дидактическая игра «Кулинары» |
Апрель | «Строительство города» | Настольно-печатная игра «Ракета» | Дидактическая игра «Садовники» | Настольно-печатная игра «Дом гнома» |
Май | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Настольно-печатная игра «Пароход» | Дидактическая игра «Кулинары» | Настольно-печатная игра «Зайчик» |
Описание дидактических игр с использованием блоков Дьенеша
во второй младшей группе
«Рыбалка»
Цель:учить детей группировать блоки по цвету (синий, красный), развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша, 2 ведра, игрушка Кот.
Ход.
- Дети, посмотрите, котик наловил рыбы, и просит нас помочь ему, разложить рыбу по ведёркам.
- Поможем котику?
- Ой, посмотрите, сколько много рыбы поймал котик. В синее ведро надо сложить рыбу синего цвета, а в красное ведро – рыбу красного цвета.(дети раскладывают рыбу по вёдрам).
- Рыбу какого цвета положили в синее ведро? А в красное ведро?
- Молодцы, помогли котику.
(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее - по форме)
«Садовники»
Цель: учить детей группировать блоки по цвету, развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша, 3 обруча (красный, жёлтый, зеленый- клумбы), кукла.
Ход.
- Дети, сколько у куклы Маши клумб?
- Скажите, какого цвета клумбы? (ответы детей)
- Кукла Маша хочет посадить цветы на эти клумбы и просит вас помочь ей. Поможем?
- Маша, расскажи, какие цветы надо посадить?
- Цветы красного цвета – на красную клумбу. Синего цвета цветы на зелёную клумбу и цветы жёлтого цвета – на жёлтую клумбу.
Дети раскладывают цветы по клумбам.
- Цветы какого цвета растут на красной клубе? А на жёлтой клумбе? На синей?
Кукла Маша благодарит детей за помощь.
(далее можно раскладывать цветы по форме в заданные обручи)
«Подарки для кукол»
Цель: учить детей группировать блоки по форме, развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша, 2 куклы.
Ход.
- Дети, сегодня у куклы Кати и у куклы Тани день рождения. Им подарили подарки, но они не могут разобраться кому какие. Давайте им поможем, разделим подарки. Кукле Кате подарили подарки круглой формы, а кукле Тане – подарки треугольной формы.
Дети раскрадывают фигуры по форме.
- Подарки какой формы у куклы Кати? А у куклы Тани?
Куклы благодарят их за помощь.
(далее можно играть, используя круглую и квадратную формы и т.д.Далее можно группировать блоки по двум признакам)
«Витамины»
Цель: учить детей группировать блоки по форме (квадратные, круглые). Развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша, игрушки – медведь, зайчик, лиса.
Ход.
- Доктор Айболит послал витамины для больных зверей и просит вас помочь ему раздать их. Медведю – витамины круглой формы, зайчику – витамины треугольной формы и лисичке – витамины треугольной формы.
- Витамины какой формы у медведя? У зайчика? А у лисички?
- Молодцы!
(далее можно играть, группируя блоки по форме; по двум признакам)
«Кондитерская фабрика»
Цель: учить детей раскладывать блоки по цвету и величине
(красные большие и жёлтые маленькие) Развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша, коробки для конфет круглой и квадратной формы.
Ход.
- Дети, вы знаете, где изготавливают конфеты?
- Конфеты изготавливают на кондитерской фабрике кондитеры. Вы хотите быть кондитерами? Тогда отправляемся на кондитерскую фабрику.
- Посмотрите, здесь лежат коробки для конфет, какой формы они?
- Необходимо разложить конфеты по коробкам.
-Конфеты красного цвета и большого размера в коробку круглой формы, а конфеты жёлтого цвета и маленького размера в коробку квадратной формы.
- Конфеты какого цвета и размера положили в круглую коробку? В квадратную коробку?
(далее можно играть, используя жёлтый и красный цвета, синий и жёлтый и наконец, все три цвета; далее - по форме; можно использовать три коробки разной формы и раскладывать конфеты по двум признакам).
«Кулинары»
Цель: учить детей раскладывать блоки по форме и цвету (квадратные жёлтые и синие треугольные). Развивать мышление, память, внимание
Материал: Блоки Дьенеша, круги жёлтого и синего цвета (коржи)
Ход.
- Дети, лисичка испекла коржи для торта. Какого цвета коржи?
- Лисичка скажи, чем ты будешь украшать коржи? (Цукатами)
Дети давайте поможем лисичке украсить торт цукатами. На корж жёлтого цвета положим цукаты квадратной формы и жёлтого цвета, а на корж синего цвета – цукаты треугольной формы синего цвета.
- Какие по цвету и форме цукаты положили на корж жёлтого цвета? А на корж синего цвета?
«Строительство города»
Цель: учить детей раскладывать блоки по форме и цвету. Развивать логическое мышление, память, внимание
Материал: Блоки Дьенеша, 3 машины.
Ход.
- Дети, кто строит дома? (строители). Давайте мы с вами станем строителями и будем строить дома для города. А из чего мы будем строить дома? Нам нужен строительный материал. Строительный материал повезём на машинах. - На красной машине повезем строительный материал красного цвета прямоугольной формы, на зелёной машине –жёлтого цвета квадратной формы строительный материал и на синей машине – строительный материал синего цвета треугольной формы.
- Серёжа, какого цвета и формы строительный материал ты везёшь в кузове? Почему?
Далее дети строят дома по замыслу и обыгрывают их.
(далее строительный материал можно раскладывать по размеру и форме)
«Построй машину»
Цель: учить детей с помощью алгоритма выполнять последовательные действия во время постройки машины, развивать мышление, память, внимание.
Материал: Блоки Дьенеша (по 3 блока квадратной формы и по два блока круглой формы), алгоритм постройки машины.
Ход.
- Дети в гараже стоят сломанные машины, давайте их отремонтируем.
- Дети машины будете строить одноцветные, т.е. Марина из блоков красного цвета, Катя из жёлтых, Миша из синих.
- Возьмём один блок квадратной формы и положим его на стол, потом возьмём ещё один блок квадратной формы и поставим их рядом друг с другом. Возьмём ещё один блок квадратной формы, положим его сверху, получилась кабина.
- Чего не хватает? (колёс)
- Теперь возьмём два блока круглой формы и положим под два блока квадратной формы.
- Сосчитай, сколько понадобилось блоков квадратной формы для постройки машины? (3).
- Сосчитай, сколько понадобилось блоков круглой формы? (2). А теперь постройте свои машины.
«Найди на ощупь»
Цель: учить детей с помощью тактильного ощущения определять и называть блоки по размеру и форме, развивать мышление, память, внимательность.
Материал: Блоки Дьенеша, волшебный мешочек.
- Дети, Добрая Фея послала нам волшебный мешочек, там находятся драгоценные камни. Но достать эти камни из мешочка можно только тогда, когда вы определите их форму и размер. Попробуем на ощупь определить форму и размер драгоценных камней.
«Домик для гнома»
Цель: учить детей собирать из четырёх частей (блоков)целое (домик), развивать мышление, внимание, память.
Материал: 4 Блока Дьенеша (красный, большой, прямоугольный и треугольный, синий, большой, прямоугольный и треугольный блоки, картинка с изображением домика, игрушка Гном.
Ход.
- Ветерок-проказник сломал домик у Гномика. И теперь ему негде жить. Что же делать? Кто ему поможет? (ответ детей)
- С чего начнём строить домик? (ответ детей)
- Начнём строить со стен. Возьмите прямоугольный блок красного цвета и поставьте его слева, а прямоугольный блок синего цвета – справа.
- Чего не хватает у домика? (ответ детей)
- Правильно, нет крыши. Какой формы крыша? Возьмите треугольный блок синего цвета и положите его над красным блоком прямоугольной формы. Теперь возьмите красный блок прямоугольной формы и положите его над синим блоком прямоугольной формы.
(гном благодарит детей за помощь)
- Сколько блоков понадобилось для постройки стен? Какой формы? Какого цвета?
- Сколько блоков понадобилось для постройки крыши? Какой формы? Какого цвета?
Игры: «Мишка с шариками», «Велосипед», «Бабочки», «Грузовик», «Гусеница», «Башня», «Кораблик», «Трактор», «Кошечка», «Бусы для мамы», «Пароход», «Зайчик» -представлены в альбоме-приложении к логическим блокам Дьенеша. Ребёнок выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.
В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:
- представление о форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цвете (красный, жёлтый, синий), и размере (большие, маленькие) фигур;
- расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, жёлтый, синий, большой, маленький; выражений: «все красные (синие, жёлтые)», «все большие (маленькие)», «все квадратные (круглые, треугольные, прямоугольные)», «все круглые синие», «все треугольные красные», «такой же круглый и красный» и д.р.
- умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла «такой же по форме»;
- умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения «такой же по цвету и форме»;
- внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;
- умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).
Предварительный просмотр:
Деловая игра для родителей «Я сам!»
Подготовила и провела: Скворцова А.А
Деловая игра с родителями раннего возраста «Солнышко»2020.
Цель:
• вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать
План подготовки и проведения деловой игры:
1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
2. Оформление стенда на тему «Я сам».
3. «Библиотечка для родителей» — выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).
4. Оформление папки – раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».
5. Памятка для родителей:
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Атрибуты игры:
— эмблема команды;
— значки капитанов;
— колокольчик;
— песочные часы;
— табло для демонстрации результатов;
Участники игры: воспитатели, родители.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Итак, поговорим о воспитании, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» — воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».
Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды) Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри (3 человека).
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ
Итак, начинаем нашу игру.
1 этап: Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).
2 этап: «Разминка»
Назвать детские литературные произведения, которые будут полезны при воспитании у детей такого качества как самостоятельность.
За каждый правильный ответ жюри добавляет балл.
3 этап: «Конкурс капитанов». Время 3 минуты.
Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться, без Вашей помощи.
Список дел обсуждается.
4 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.
1 шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
5 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор ситуаций.
1. «Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сам! Сам! Сам!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
— Что Ваш ребенок делает сам?Игра с родителями на самостоятельность
2. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все,мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Ведущий: Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.
6 этап: «Запрещаем — разрешаем». Время 7 минут.
Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех. Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную свободу», а, может быть, «запрет».
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» — это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» — действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красный – зону «Запрещено» — действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Полученные результаты анализируются.
Ведущий: Пока жюри подводит итог, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.
7 этап: Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).
Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.
Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.
Итак, слово предоставляется жюри.Деловая игра с родителями дошкольников
Жюри подводит итоги. Команды награждаются Грамотами за участие в деловой игре. Родителям раздаются памятки по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Дети и дорога"
Конспект совместной образовательной деятельности детей и родителей по правилам дорожного движения...
Использование новейших и современных методик в работе учителя-логопеда у детей с РАС
Материал к конференции...
Сценарий педсовета«Современный образовательный процесс» Форма проведения деловая игра с элементами практикума
Цель педсовета: Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании образовательной среды, обеспечивающей деятельность дошкольника в новой образовательной ситуации....
«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»
Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения надо всегда находить время. Например, ...
Консультация для родителей «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»
Консультация для родителей«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье»...
Консультация для родителей. «Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.» Логопедическая группа 2024г.
Консультация для родителей.«Методика организации и руководства дидактическими играми детей в семье.»Уважаемые папы и мамы, мы хотим раскрыть перед вами значение дидактических игр...