Формирование исследовательской культуры воспитателей на основе использования методик диагностирования детей коррекция их способностей»
методическая разработка по теме
Основные подходы к организации диагностической работы.
Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:
1.Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного
подхода предполагает построение пед.процесса на диагностической основе.
2.Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения инд.способностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками)
коррекционно-развивающую работу (с группой или инд-но)», «изучать
инд. Способности, интересы и склонности детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir-e_issledov-y_kul-ry_na_osnove_diagnostich._metodik.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация:« Формирование исследовательской культуры воспитателей на основе использования методик диагностирования детей коррекция их способностей»
ПЛАН
- Основные подходы к организации диагностической работы.
- Цели диагностической работы.
- Виды диагностики.
- Сущность педагогической диагностики.
- Принципы организации диагностической работы.
- Краткий обзор диагностических методик и тестов.
Ст.воспитатель: Лейман Ю.А.
Основные подходы к организации диагностической работы.
Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений
обусловлено несколькими обстоятельствами:
1.Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного
подхода предполагает построение пед.процесса на диагностической основе.
2.Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения инд.способностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками)
коррекционно-развивающую работу (с группой или инд-но)», «изучать
инд. Способности, интересы и склонности детей».
Таким образом, проведение диагностической, а на её основе и коррекционно-
развивающей работы, является должностной обязанностью воспитателя.
Требования к квалификации пед. Работников учреждений образования ещё более определённо утверждают, что педагог второй, первой и высшей квалификационной категорий должны владеть и применять в практической деятельности «методы и средства пед. Диагностики».
3. В настоящее время остаётся дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Если исходить из того, что результатом пед.деятельности являются изменения в развитии ребёнка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей
до и после проведения образовательной работы.
Одной из наиболее острых проблем организации ДР в дошкольных учреждениях- методическое обеспечение. Начиная с середины 80-х годов
Резко возросло количество публикуемых ДМ, однако среди них лишь незначительное число является профессионально разработанными.
Обладая недостаточной теоретической подготовленностью, работники ДОУ испытывают затруднения в выборе – приобретают и используют методики.
Происхождение, а следовательно, и результаты обследования которых являются сомнительными. Кроме того, увлекаясь процедурой обследования, педагоги мало уделяют внимания составлению рекомендации по результатам диагностики и дальнейшему планированию коррекционной работы.
ЦЕЛИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Выявление особенностей для последующего учёта при планировании и
проведения образовательного процесса.
(работа с группами, подгруппами) – это предполагает составление инд. программы развития, или, как минимум, рекомендаций.
В настоящее время такая диагностика чаще встречается в дошкольных и школьных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида.
2.Выявление негативных тенденции в развитии для определения необходимости последовательного углубленного изучения.
Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углубленном обследовании или консультации у специалиста.
Например: трудности в обучении.
Диагностика с профилактической целью является наиболее распространённой В ДОУ.
3.Выявление изменений в развитии для определения эффективности пед. деятельности.
Например: учебные навыки, развитие игровых умений и т.д.
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ
- Управленческая: предмет диагностики – деятельность
образовательного учреждения.
2. Медицинская: предмет диагностики – состояние
здоровья и физического развития ребёнка.
- Психологическая: предмет диагностики – психическое
развитие ребёнка.
4. Педагогическая: предмет диагностики – освоение
ребёнком образовательной программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ПД даёт возможность более полно и целенаправленно использовать
Методику пед. процесса, регулярно и последовательно информировать педагога о промежуточных и конечных результатах процесса обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть, что ПД имеет 2-х сторонний характер.
-направлена на развитие направлена на развитие и
детей, улучшение совершенствование самого
условий образования, педагога, повышение уровня
его эффективности. рефлексии, позволяющей
понять особенности (+ и - )
своей деятельности.
Особенностью этого вида диагностики является то, что для каждой
образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.
В некоторых ДОУ пытаются использовать диагностические программы,
не соответствующие реализуемым образовательным программам.
«РАЗВИТИЕ» - есть своя ПД.
Остальные образовательные программы либо имеют отдельные
части диагностической программы ( «ДЕТСТВО», «ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В Д/С» ), либо не имеют вообще.
ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Принцип законности
2.Принцип научности
3.Принцип этичности
(нормы: благополучия, компетентности, беспристрастности,
конфиденциальности, осведомлённого согласия)
4.Принцип оптимальности
(минимальными усилиями получено максимальное кол-во
диагностической информации)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ (диагнозу) – анализу результатов:
1.ДИАГНОЗ должен включать 3 уровня (по Л.С.Выготскому):
- симптоматический, который ограничивается констатацией определённых
особенностей.
Например: ВПФ, уч. навыков, т.е. своего рода ответ на вопрос –
- Какой это ребёнок? В чём его особенность?
- этиологический, учитывает не только наличие каких-либо особенностей,
но и вызывающие их причины, т. е. отвечает на вопрос –
- Почему ребёнок такой?
- типологический, определяет место и значение полученных данных в
целостной, динамичной картине, т.е. отвечает на вопрос –
- Что значит сейчас и что это будет значить в будущем для
ребёнка
2. ДИАГНОЗ должен включать формулировку, которая определяет его
предположительный характер:
«На основании полученных данных можно предположить…»
Это позволяет критически относиться к результатам диагностики,
не воспринимать их как приговор.
3. ДИАГНОЗ должен заканчиваться рекомендациями, соответствующими целям диагностики, т.е. должен давать ответ на ? о том, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности,
как выстраивать инд. работу.
Каждый педагог должен осознать значимость диагностической работы
для себя самого и для коллектива в целом, т.к. от этого зависит выполнение
поставленных целей и задач ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ«Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»
Повышение уровня компетентности педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах....
Мастер-класс «Формирование экологической культуры дошкольников через использование нестандартных образовательных методов»
Повышение профессионального уровняпедагогов, обмен опытом, развитие профессионального творчества...
Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»
Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...
Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи. Организация и методика проведения НОД.
Семинар для воспитателей....
«Обогащение и формирование нравственной культуры на основе ценностей, традиций татарского народа».
Деловая игра...
Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой"...