ПЕДСОВЕТ«Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

Форма проведения:  Педагогический марафон

Тема: «Формирование звуковой культуры  речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

 Цель: Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах.

1. Итоги выполнения решений педсовета № 1

2. Вступительное слово:  «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (приложение №1)

Педагогический марафон  

Педагоги делятся на 2 группы.

Жюри  марафона: заведующий ДОУ, зам. зав по ВМР, ст.воспитатель,   (выполнение каждого задания оценивается по 5-балльной системе).

1 этап. «Вспомнить все!»

1 команда  - назвать задачи    ООП ДО  по формированию звуковой культуры речи для групп раннего возраста, младшей группы,  средней группы.

2 команда – назвать задачи    ООП ДО  по  формированию звуковой культуры речи для старшей, подготовительной группы.  

  1. этап  «Развитие артикуляции и мелкой

моторики рук»

1-е задание -  «Зарядка»

1-й команде – показать комплекс

артикуляционной гимнастики  

2-й команде – провести игру на развитие мелкой моторики рук.

2-е задание – Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

  • Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
  • Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
  • Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)
  • Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются)

-        Работа органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков. (артикуляция)

-Единица речи, представляющая звуковое выражение отдельного предмета мысли. (слово.)

-Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (Речь.)

-Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией. (Фраза.)

-Манера говорить, произносить слова. (произношение.)

-Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (Слух.)

-Звучащая речь, произносимые кем-либо слова. (Голос.)

3 этап «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание - «Придумайте рифму к слову».

 На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок и т.п.)

2-е задание - «Подберите слово к схеме». На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание - «Подберите слово с наибольшим количеством букв». Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.).

4-е задание - «Определите место звука в слове». Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – положите руки на пояс; если в конце – наклонитесь и положите руки на колени» (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

этап  «Работа над звуком»

1-й команде - раскрыть этапы работы по звуковой культуре речи детей.

2-й команде - раскрыть методы и приемы формирования звуковой культуры речи.

4 этап «Аукцион педагогических находок»

1 задание - Каждая команда представляет на аукционе авторские игры и пособия для детей дошкольного возраста по формированию  звуковой культуры речи.

2 задание - Презентация картотек: «Игры и упражнения со звучащим словом».

4.Результаты тематического контроля.

5. Итоги конкурса «Лучший центр грамотности».  

6. Итоги фронтального контроля.

7. Решение педсовета.

Подготовка к педсовету

1. Изучение  методической  литературы:

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина  2011г.

- Мониторинг  в детском саду. Т.И. Бабаева, А.Г.  Гогоберидзе, М.В. Крулехт. 2011г.

- Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Сомкова О.Н., Гогоберидзе А.Г. 2012.

- Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом. Леонова О.А. 2012.

- Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. Бутусова Н.Н. 2012.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Зажигина О.А. 2013.

- Программа развития речи дошкольников Ушакова О.С. 2008.

- Речевое развитие дошкольников. Алексеева М.М., Яшина В.И. 1999.

- Теория и практика развития речи дошкольника.

Ушакова О.С. 2008.

- В помощь логопеду: авторские игры и пособия.

Ребенок в детском саду №3,  2010 стр.40

- Играем с детьми - развиваем речь. Игра и дети  №1 2009, стр.6

- Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи. Нищева Н.В.

- Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Тумакова  Г.А.

2.  Подготовка консультаций:

- «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» (Приложение №1)

- «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»  (приложение №2)

- «Интонационная выразительность речи. Игровые приемы в работе со старшими дошкольниками» Дошкольное воспитание. №5- 2008. Стр. 46

-  «Формирование речевого дыхания»Дошкольная педагогика №6 – 2012 с.47.

3. Проведение семинара – практикума: «Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения» (логопед)

 4. Организация открытых просмотров совместной деятельности детей с взрослым по формированию ЗКР.

5.  Разработка картотек: «Игры и упражнения со звучащим словом»

6.  Разработка положения по конкурсу «Лучший центр грамотности»  

7.   Проведение тематического контроля

Тема: «Организация работы по формированию ЗКР в разных возрастных группах»

Цель: Анализ создания условий для развития ЗКР в группах, выявление лучшего педагогического опыта. Объекты контроля: старшая группа №1, младшая группа №2        Ноябрь        Объекты проверки: средние группы № 1, 2

8.Проведение фронтального контроля

Тема: «Организация работы педагогов по подготовке детей к обучению в школе»

Цель: изучение состояния воспитательно-образовательного  процесса в группах.

Объекты контроля:  подготовительные группы № 1, 2

Приложение №1

Вступительное слово: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в образовательной  деятельности по речевому развитию детей.  Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.

        Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

        Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. Оно включает следующие задачи:

  1. Формирование правильного звукопроизношения.
  2. Умение пользоваться умеренным темпом речи.
  3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр.
  4. Голосового аппарата.
  5. Речевого дыхания через игры на выработку воздушной струи.
  6. Умение пользоваться интонационными средствами выразительности через образовательную область чтение художественной литературы.

1.   формирование правильного звукопроизношения,  мы знакомим  детей со звуковой стороной слова. Здесь целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки. Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

        Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь прием усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения.)

Образовательная  деятельность  по развитию фонетики всегда имеет конкретные задачи:

  1. постановка дыхания;
  2. усвоение ритма слова (слогоразделение);
  3. усвоение артикуляций отдельных звуков речи;

Для постановки и укрепления речевого дыхания детей воспитатель использует игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко» Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»)

Исправление ошибок должно быть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается подражать. Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж],[ щ], [ч], [л], [л`], [р], [р`].

        У воспитанников с каждым годом значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и,  кроме того, широко использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.

  У Кондрата куртка коротковата.

  После росы росли розы.

  На дворе – трава, на траве – дрова.

  Мама, нас ты не ищи,

  Щиплем щавель мы на щи.

  Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  Милу мама мыла мылом.

  Кот молоко лакал,

  А Витя булку в молоко макал.

  Вёз корабль карамель

  Наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели

  Карамель на мели ели.

          Для усвоения ритма слова используется прием деления слов на слоги с помощью хлопков, с помощью руки и подбородка (опускание подбородка на гласные звуки) с использованием зеркала, отстукивание с использованием игрушек-погремушек (ма-ши-на, кук-ла, ка-ран-даш)   

При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.

Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.        

  Звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком для языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении образовательной деятельности по речевому развитию. Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю прививать навыки звуковой культуры речи детям дошкольного возраста.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует дополнительную индивидуальную деятельность или с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

2. Умение пользоваться умеренным темпом речи. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения. Для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета обозначает "быстро", круг желтого цвета - "умеренно", круг красного цвета - "медленно». По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор прекращается. 

 3. Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

        Такие упражнения даются в форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметов отрабатываемый звук. Например, Д/и «Ромашка», «Лото», «Чудо-дерево».

        Далее дети выполняют задания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине). В дидактической игре, например, «Найди пару»  ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

         Дети хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные речевые дидактические игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку – «Рифмочки-нерифмушки», «Подскажи словечко»:  

Рифмованные загадки 
Есть одна игра для вас. 
Я прочту стихи сейчас. 
Я начну, а вы кончайте, 
Дружно хором отвечайте. 
Где отгадка - там конец. 
Кто подскажет - молодец! 

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас ... (труду)

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? … (БЕЛКА)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная … (КАРТОШКА)

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

 

Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов,

Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны ... (подушка).

 Много, много окон в нем.

 Мы живем в нем. Это ... (дом)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)

4. Для развития голосового аппарата, умения менять громкость голоса используются словесные игры и упражнения. Они учат детей внимательно слушать. Способствуют развитию слухового восприятия и внимания. Например, д/и «Тихо-громко», «Айболит» (в гости к деткам пришел Айболит и хочет узнать, все ли у них в порядке со здоровьем,  скажите «ААА»), «АУ» (дети заблудились в лесу и кричат «А-У»), «Кто, как кричит?» (используя приемы звукоподражания) и.т.д.

5.  Для укрепления речевого дыхания. Эта задача интегрируется с целями работы по развитию правильного произношения, которую я уже осветила.

 6. Умение пользоваться интонационными средствами выразительности осуществляется через образовательную область «Чтение художественной литературы». Задачи, которые осуществляются на данном этапе, способствуют:

- формированию целостной картины мира, в т.ч. первичных ценностных представлений;

-   развитию литературной речи;

- приобщению к словесному искусству, в т.ч. развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Дети дошкольного возраста  в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к персонажам. Дети  дифференцированно воспринимают художественные формы:   различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи.  Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок.  Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

 Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

         

Приложение №2

«Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относится совместная непосредственно образовательная деятельность. Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в неделю) работа в НОД, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество речевых занятий в неделю.

Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в подготовительной к школе группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Таким образом, существующая в детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен заканчиваться к пяти годам).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др.

В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры («Чей домик?», «Оркестр»), подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»). Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз...»). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).

Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет(«Сказка Веселого Язычка»). Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

Как уже упоминалось выше, в процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Формы работы:

-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-скороговорки.

Методы:

- игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

- упражнения («Подуем на пушистики»);

Приемы:

- образец педагога;

- объяснение;

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

- оценка, исправление;

- образная физкультурная пауза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию речи детей через использование различных форм и видов детской деятельности

Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи дошкольников (Примеры НОД)Цель:  развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего дошкольного возраста...

Развитие звуковой культуры речи в процессе организации различных видов детской деятельности.

Аннотация: в данной статье говориться о том, что формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Усвоение дошкольником звуковой сторо...

Сценарий педагогического совета по теме: «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Публикация будет полезна старшим воспитателям ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по теме «Фо...

Педагогический совет "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности".

Проведение педсовета "Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности"....

«Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

laquo;Развитие речевой активности у дошкольников через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»...

Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности».

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.Игра – это не только развлечение, ...