педагогическая технология "Управление инновационными процессами в ДОУ"
методическая разработка по теме
Существенные изменения в социально-экономических сферах жизнедеятельности общества оказали стимулирующее воздействие на обновление системы дошкольного образования, что характеризуется вариативностью программ нового поколения, расширением спектров применяемых технологий. Широкое распространение получила исследовательская инновационная деятельность коллективов дошкольных образовательных учреждений.
Проблема управления инновационными процессами в ДОУ стала предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога, обеспечения непрерывности образовательного процесса и профессионального подхода к его организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_4.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Марий Эл
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Управление инновационными процессами в ДОУ
Педагогическая технология
Йошкар-Ола
2008
Авторы
Батова В.А., заведующая ДОУ №4 «Калинка»,
Ковальчук Л.Н., старший воспитатель ДОУ №4 «Калинка».
Н а у ч н ы й р е д а к т о р
Софроновой Н.В., методист отдела дошкольного и начального образования ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Р е ц е н з е н т
.
В данном пособии представлена педагогическая технология, разработанная педагогами МДОУ №4 г. Волжска. Технология способствует прогрессивному развитию и использование инновационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения, богатое приложение поможет педагогам ДОУ работать по ней.
Брошюра предназначена для работников образовательных учреждений, муниципальных отделов образования, студентов и преподавателей Оршанского педагогического колледжа, Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской и Марийского государственного университета.
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007
Пояснительная записка
Существенные изменения в социально-экономических сферах жизнедеятельности общества оказали стимулирующее воздействие на обновление системы дошкольного образования, что характеризуется вариативностью программ нового поколения, расширением спектров применяемых технологий. Широкое распространение получила исследовательская инновационная деятельность коллективов дошкольных образовательных учреждений.
Проблема управления инновационными процессами в ДОУ стала предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога, обеспечения непрерывности образовательного процесса и профессионального подхода к его организации.
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что в профессиональном росте педагогов важное место занимает саморазвитие (В.И.Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.И.Ильина, В.А. Канн - Калик, Е.П. Милашевич, В.И. Слободчиков и др.), в том числе обновление содержания образования (И.М.Кононова, Е.А.Панько, Л.В.Поздняк и др.) От педагога в настоящее время требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.
Основной целью является организация работы по конкретной проблеме, вызывающей затруднения в практике работы педагогов ДОУ.
Для этого характерно следующее:
- личное и творческое преломление идей этой проблемы в практике работы педагогов;
- способность к прогрессивному развитию и использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Цель технологии: развитие способностей, творческой активности, повышение профессионального мастерства, формирование коммуникативной компетентности педагогов в процессе инновационной деятельности.
Пути реализации:
разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;
создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;
обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.
Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение и распространение опыта работы, открытые мероприятия.
Особенности технологии:
преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса;
интегрированный подход введения педагогов в инновационный процесс
Ожидаемые результаты:
развитие педагогических инноваций и внедрение их в практику работы ДОУ;
формирование предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;
повышение качества образования.
Деятельность в рамках технологии:
1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.
2.Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам.
3.Оказание действенной высококвалифицированной помощи педагогам, занимающимся инновационными процессами;
4.Повышение квалификации педагогов по изучению современных педагогических технологий.
5.Мониторинг педагогических проблем и возможностей педагогов ДОУ.
Работа по данной технологии позволяет:
реализовывать потенциальные возможности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов;
повышать профессиональную культуру педагогов;
создавать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;
формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.
Технология состоит из трех разделов:
- Творческое саморазвитие
- Методическая культура педагога
- Педагогический мониторинг
Первый раздел
«Педагогический мониторинг»
Задача: выявление отношения педагогов к организации инновационной деятельности в ДОУ, реализация их потребностей к развитию профессионально значимых качеств личности.
Анализ организационно-методической работы по данной проблеме показал, что педагоги используют в своей работе элементы современных программ и технологий. Встречают затруднения в систематизировании материала, составленного на основе адаптации двух и более учебно-воспитательных программ. Реализация задач осложняется отсутствием программно- методического материала.
Основной задачей проводимого педагогического мониторинга являлось изучение готовности педагогов к саморазвитию, их отношения к инновационной деятельности.
Ответы воспитателей и специалистов на основной вопрос, связанный с пониманием проблемы показали, что педагоги активны в своем саморазвитии, но выявились и поверхностные представления педагогов о проектной инновационной деятельности, ее значении в условиях требований современных условий при первоначальном опросе.
Анализ педагогического коллектива помог выявить группы педагогов с различным отношением к восприятию новшеств.
1 группа педагогов характеризуется стремлением к творческому росту, активности к инновационной деятельности в своей профессиональной деятельности.
2 группа педагогов характеризуется стремлением к достижению успехов в своей профессиональной деятельности.
3 группа – педагоги, ориентированные на внешние оценки своей деятельности. Это педагоги со стажем работы менее 5 лет.
Проводимое анкетирование позволило сравнить уровень саморазвития педагогов:
Год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2004 | 42% | 56% | 2% |
2005 | 48% | 52% | 0% |
2006 | 63% | 37% | 0% |
Можно сделать вывод, что наблюдается динамика в повышении профессиональной компетентности педагогов в режиме развития, проблема инноваций находит у большей части педагогов эмоциональный отклик, не оставляет их равнодушными.
Учитывая современные требования к дошкольному образованию, коллектив постоянно работает над повышением его качества.
Второй раздел
«Методическая культура педагога»
Задача: создание управленческой и педагогической модели повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов
Раздел предусматривает знакомство педагогов детского сада с новыми технологиями, программами, методиками. Перспективной целью является разработка практических материалов по ознакомлению педагогов с инновационными моделями обучения, создание условий для саморазвития и самореализации педагогов (приобретение методической литературы по данной теме, разработка методических рекомендаций, алгоритмы написания разработок, проектов; создание банка инновационных технологий).
Учитывая, что успех работы зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, без которых реализовать поставленную задачу вряд ли удастся, были проведены консультации «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста», «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Детское экспериментирование в период дошкольного развития». Организован семинар «Управление инновационными процессами в ДОУ» , в ходе которого педагоги детского сада имели возможность познакомиться с особенностями инновационных технологий, проектов, использования проектного метода в образовательном процессе, самопрезентацией результатов работы, распространением и внедрением инновационных наработок в образовательный процесс.
Таким образом, развитие профессионально-педагогической деятельности коллектива ДОУ способствует повышению качества образования.
Третий раздел
«Творческое саморазвитие»
Задача: повышение профессиональной компетентности и проектной культуры педагогов.
Важную роль в творческом саморазвитии педагога выполняет планирование деятельности по развитию способностей к инновациям. Оно необходимо для формирования у педагогов интереса к профессиональной восприимчивости к нововведениям, обновлению содержания образования, создания условий для развития умения оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности. (Приложение 8)
Планирование данного процесса состоит из трех взаимосвязанных звеньев:
- Обогащение опыта профессионального восприятия инноваций.
- Формирование представлений о проектной деятельности.
- Стимулирование творческой деятельности педагогов.
В соответствии с этим разработана система работы с педагогами. Главной характеристикой разработанной системы является ее логическая структура, которая представлена разнообразными формами методической работы с участниками образовательного процесса, способствующими эффективности инновационной деятельности. Предложенное построение материала позволяет, сначала сформировать у педагога общие представления об основных тенденциях обновления содержания дошкольного образования, затем включения в процесс инноваций.
Эффективность внедрения инноваций начинается с инициативных, творческих педагогов. Работа творческой группы включает в себя всестороннее изучение проблемы, разработку процесса обучения, мозговой штурм, выработку плана действий на основе анализа идей, использование методических рекомендаций, применяемых на практике, поддержание достигнутого качества образовательного процесса, оптимизация его результатов. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).
Результатом инициативной группы стала самопрезентация работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:
- педагогические технологии «Мир природы родного края», «Юный пешеход» « В мире прошлого».
- опыт работы по темам «Коррекционная помощь в преодолении формирования слоговой культуры слова и лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР», «Речевое развитие детей с ОНР на природоведческом материале;
- проекты «Наш любимый детский сад, «Время вперед», «Мир кукол», «Удивительный мир пчелы». (Приложение 8)
Итогом всего вышесказанного стало участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший педагог ДОУ»
Итог. Технология «Управления инновационными процессами в ДОУ» дает основу для реализации задач по формированию у педагогов квалифицированно строить свою работу, способствовать существенному повышение эффективности образовательного процесса.
Работа над данной технологией позволяет утверждать, что использование инновационных подходов в образовательном процессе обогащает содержание, формирует устойчивую потребность в ней, повышает профессиональную культуру педагога.
Библиографический список
1. Аралова М. М., Формирование педагогического коллектива ДОУ.2006г
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М., 2006.
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М., 2005
4. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2005.
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006
6. Лосев. П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М., 2005
7. Маханева М. Д., Князева О. Л.. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.
8. Инновационные подходы в управлении качеством образования: материалы 11 республиканского слета инновационных учреждений и творчески работающих педагогов Республики Марий Эл. Й-Ола, 2004
9. Повышение проектной культуры педагога: Материалы республиканской научно-практической конференции педагогических и руководящих работников образования Республики Марий Эл. Й-Ола, 2006.
10. Состояние и основные тенденции обновления содержания дошкольного образования Республики Марий Эл: Материалы межведомственной научно-практической конференции. Й-Ола МИО, 2002.
11. Управление инновационными процессами в образовании: сборник научно-методических материалов. Сочи, 1992.
.12. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
Анкета
Уважаемые коллеги!
Просим вас ответить на вопросы, которые позволяют выявить ваше отношение к инновационным вопросам в системе дошкольного образования.
1. Какие из указанных структурных компонентов педагогической компетентности вам более всего присущи? Укажите в пятибалльной системе:
а) способность к целостному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников;
б) овладение современными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства;
в) развитие педагогической рефлексии.
2. Определите в пятибалльной системе уровень вашей педагогической рефлексии:
а) осознание подлинных мотивов своей педагогической деятельности, своих «воспитательных» поступков;
б) умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников;
в) способность к эмпатии и децентрации;
г) оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в зеркале других людей.
3. Укажите, в какой степени влияет инновационная деятельность на организацию и построение развивающей среды детства:
а) предметная среда во многом преобразилась;
б) предметная среда носит развивающий характер, в ней ребенок может осознать собственное «я»;
в) ребенок в среде свободен в выборе, имеет возможность экспериментировать;
г) среда перенасыщена атрибутами, игрушками;
д) уровень развивающей среды остается прежним.
4. Укажите, в чем испытываете затруднения:
а) в выборе методов, приемов, структуры занятий;
б) в выборе формы организации занятий;
в) в организации интегрированных связей;
г) в организации самостоятельной деятельности;
д) в налаживании сотрудничества с родителями;
е) в обогащении социального опыта детей;
ж) в организации развивающей среды детства;
з) в подборе диагностических методик;
и) в организации свободы выбора.
5. Какая модель взаимоотношений, на ваш взгляд, более приемлема?
а) ребенок является для воспитателя субъектом: отношения строятся на равных;
б) ребенок является для воспитателя объектом: цели задает воспитатель, а ребенок выполняет его указания.
6. Как вы считаете, каким методам следует отдать предпочтение при проведении развивающего занятия:
а) объяснительно-иллюстративным;
б) репродуктивным;
в)эвристически ;
г) исследовательским;
д) затрудняюсь ответить;
е) использую все в комплексе.
7. Считаете ли вы целесообразным использование детского экспериментирования:
а) на занятиях;
б) в самостоятельной деятельности;
в) при ознакомлении с природой;
г) затрудняюсь в организации экспериментирования;
д) считаю нецелесообразным;
е) затрудняюсь ответить.
8. Как вы относитесь к интеграции разных видов детской деятельности и искусств?
а) считаю необходимой;
б) считаю ненужной;
в) интеграция способствует развитию психических процессов, способностей, интересов;
г) интеграция помогает развивать коммуникативные навыки детей;
д) интеграция мешает глубоко заниматься конкретным видом деятельности
е) затрудняюсь ответить.
9. В какой мере повлияла на вашу педагогическую деятельность работа в инновационном режиме?
а) не ощущаю, что произошли изменения, идет обновление;
б) чувствую потребность в новом, но не знаю, с чего начать;
в) улучшилось качество работы;
г) успешно развиваются способности детей;
д) родители с большим интересом стали относиться к педагогическом) процессу в дошкольном учреждении, активнее стали в нем участвовать;
е) родители выражают недовольство;
ж) родители не знают об инновационных процессах;
з) увеличилась нагрузка на ребенка;
и) испытываю потребность в обогащении знаний и методической помощи со стороны: заведующей, старшего воспитателя, руководителя КМО, научного руководителя.
10. В чем вы видите социализирующую роль воспитателя?
а) в передаче ребенку специфических навыков общения и типичных способов поведения в различных ситуациях;
б) в создании условий, способствующих эмоциональному настроению ребенка в группе;
в) в ознакомлении с окружающим миром;
г) в умении предъявлять ребенку требования и проконтролировать их выполнение;
д) в требовании безоговорочно выполнять указания воспитателя.
- Назовите слова, какими вы чаще всего обращаетесь к детям:
- Работая в инновационных условиях, вы испытываете определенное эмоциональное состояние. Какое чаще всего наблюдается?
а) радость;
б) творческий подъем, восторг;
в) тревожность, беспокойство;
г) подавленность;
д) досада излишней нагрузки, огорчение;
е) ликование.
13. В обогащении каких знаний вы нуждаетесь?
а) в области педагогики;
б) в области частных методик;
в) в области психологии,
д) укажите, какие еще.
е) в области социологии;
Благодарим за ответ!
ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ.
Анкета для выявления способности педагогов к развитию.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
- Я стремлюсь изучить себя.
- Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я ищу обратную связь, т.к. это помогает мне узнать и оценить себя.
- Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я много читаю.
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
- Я верю в свои возможности.
- Я стремлюсь быть более открытым человеком.
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
- Я получаю удовольствие от освоения нового.
- Возрастающая ответственность не пугает меня.
- Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов.
Если у вас:
55 и более баллов: Вы активно реализуете свои потребности
в саморазвитии;
от 36 до 54 баллов: Вам придется признать, что у Вас отсутствует
сложившаяся система развития;
от 15 до 35 баллов: Вы должны понять, что находитесь в
стадии остановившегося развития.
Внедрение инноваций в ДОУ
Этапы инновационного процесса | Управление инновационным процессом |
Зарождение инноваций | |
Осознание потребности и определение | Выявление проблем, мешающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях. |
Поиск соответствующего новшества | Организация творческих групп педагогов, распределение функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта. |
Выбор инноваций | Обсуждение с коллективом возможных вариантов, с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы. |
Разработка и проектирование нововведений | |
Формулировка цели | Внесение изменений в план, проведение семинаров; составление программы по внедрению инновационной работы |
Разработка содержания | |
Определение критериев оценки инноваций | |
Внедрение инноваций | |
Проверка включения инноваций в практику | Организация, контроль за ходом работы, внесение корректив в план. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощи, психологическая поддержка. |
Широкое использование инновационных технологий на практике | Формирование банка данных по итогам инноваций |
Тематический план технологии
Разделы | Содержание работы | Задачи |
«Педагогический мониторинг» | - Анкета для выявления способности педагогов к развитию (разработанной Н.В.Немовой) - Анкета-тест «Самооценка методологической культуры педагогов» - Тест «Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе» -Контроль | Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности; готовности к инновационным процессам |
«Методическая культура педагога» | Консультации: - «Повышение проектной культуры педагогов»; - «Современные тенденции развития дошкольного образования в России»; -«Детское эксперимен-тирование в период дошкольного развития». Семинар «Проектный метод в деятельности ДОУ»; Семинар-практикум «Инновационные процессы в учебно-воспитательной работе» Педагогический совет «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста» Обзор инновационных технологий в системе дошкольного образования. Банк инновационных технологий | Совершенствование профессионализма педагогов, повышение квалификации, развитие инновационного стиля мышления |
«Творческое саморазвитие» | Обобщение опыта работы по реализации технологий: - «Юный пешеход», - «Природа родного края». Презентация проектов: - «Наш любимый детский сад», - «Мир кукол», - «Время вперед». Открытые просмотры занятий с использованием проектного метода: - «Мир календарей», - «Удивительный мир пчелы», - «Кукла-кубышка» Публикация материалов в печати Конкурс педагогического мастерства «Лучший воспитатель ДОУ». | Создание потребности в постоянном росте, стремление внедрять передовой опыт в практику. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий Формирование положительного общественного мнения о нововведениях, повышения инновационной мотивации. |
Применение проектного метода в ДОУ
Семинар-практикум
Цель: повышение проектной культуры педагогов, внедрение проектного метода в работу образовательного процесса.
Участники семинара: педагоги ДОУ.
Программа семинара-практикума:
1.Эффективность использования проектного метода в образовательном процессе. /заведующая ДОУ /.
2.Анализ анкет «Как Вы относитесь к инновациям?» /старший воспитатель /.
3.Решение кроссворда.
4.Презентация проектов:
- «Наш детский сад» - исследовательский проект. /учитель-логопед/.
- «Время вперед» - тематический проект. /воспитатель/.
- «Удивительный мир пчелы» - проектный метод на занятии. /воспитатель логопедической группы/.
- «Мир кукол» - индивидуальный проект. /руководитель изостудии/
5.Обмен мнениями.
Ход:
1.Эффективность использования проектного метода в образовательном процессе (Вступительное слово заведующей ДОУ).
Без научного предвиденья, без умения закладывать в человеке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель - в неграмотную няньку, педагогика - в знахарство.
Учитывая индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, предпосылками успешности можно считать кадровый потенциал. (58% имеют высшее образование, 42% средне-специальное); квалификационную характеристику (высшая категория -26%, первая 42%, вторая 32%), стаж работы педагогов более 10 лет 64%, от 5 до 10 лет,11%, до 5 лет 25%).
Мы выделили 3 группы педагогов: 1 группа - инициативные (опыт, идеи, желание, самостоятельность), 2 группа - «исполнительные» (опыт, желание, помощь), 3- группа «начинающие» (помощь, подсказка, контроль).
Опыт показывает, что инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если новаторами являются педагоги, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющим соответствующий опыт и необходимые навыки работы, умеющих выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).
Членами творческой группы разработаны разнообразные по своему типу проекты (групповой «Мой любимый детский сад», индивидуальный «Мир кукол», тематический «Мир календарей», «Удивительный мир пчелы»- краткосрочный).
Презентация проектов состоится на семинаре — практикуме, целью которого является повышение проектной культуры педагогов, внедрение проектного метода в практику работы педагогов.
2.Анализ анкет «Как Вы относитесь к инновациям?» /старший воспитатель /.
По результат исследований можно выделить 3 группы педагогов с различным уровнем подхода к инновациям (лидерами являются стажисты, люди творческие, которые стремятся всегда быть первооткрывателями нововведений).
Анализ анкет показывает желание участвовать в инновационной деятельности педагогического коллектива (67% педагогов показали готовность к реализации потребностей педагогов в развитии).
3. Решение кроссворда.
Предлагаем найти ключевое слово в данном кроссворде.
Э | К | С | П | Е | Р | И | М | Е | Н | Т | ||||||
М | О | Н | И | Т | О | Р | И | Н | Г | |||||||
И | Н | Н | О | В | А | Ц | И | Я | ||||||||
М | О | Д | Е | Л | И | Р | О | В | А | Н | И | Е | ||||
К | В | А | Л | И | Ф | И | К | А | Ц | И | Я | |||||
Р | А | З | В | И | Т | И | Е |
1. Метод познания исследования явлений
действительности /ЭКСПЕРИМЕНТ/.
2. Непрерывное отслеживание хода образовательного процесса
и его результативности /МОНИТОРИНГ/.
3. Внедрение нового, целенаправленное
изменение /ИННОВАЦИЯ/.
4. Метод научного познания объекта /МОДЕЛИРОВАНИЕ/.
5. Повышение творческого потенциала педагогов /КВАЛИФИКАЦИЯ/.
6. Необратимое, закономерное изменение идеальных и материальных объектов /РАЗВИТИЕ/.
7. Презентация проектов
Мы уже знакомы с видами проектов:
персональные и групповые;
по доминирующей деятельности: исследовательские; информационные; творческие; ролевые;
по комплексности и характеру: монопроекты.
Межпредметные проекты;
но продолжительности: минипроекты (занятия); краткосрочные; недельные; долгосрочные (годичные).
Предлагаем вашему вниманию презентацию проектов творческой группы педагогов.
«Время вперед» - недельный проект
«Наш любимый детский сад» - групповой проект
«Мир кукол» - индивидуальный проект
Педагогическую технологию « В мир прошлого»
5. Обсуждение проектов (обмен мнениями). Просмотр фрагмента использование проектного метода на занятии.
Таким образом, использование проектного метода оказывает влияние на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Наш любимый детский сад
(коррекция нарушений речи у дошкольников)
Научно – исследовательский проект
Смелкова Н.Н., учитель-логопед
1. Информационная характеристика научно-исследовательского проекта.
1.1.Автор проекта:
Смелкова Нина Николаевна - учитель-логопед МДОУ № 4 «Калинка»
1.2. Руководитель проекта:
Ковальчук Людмила Николаевна - старший воспитатель МДОУ № 4 «Калинка»
1.3. Участники реализации проекта:
• Смелкова Нина Николаевна - учитель-логопед МДОУ № 4 «Калинка»
• Вагина Елена Васильевна - воспитатель логопедической группы МДОУ № 4 «Калинка»
• Катаева Любовь Эвакимовна - воспитатель логопедической группы МДОУ № 4 «Калинка»
• Родители
1.4. База экспериментальной работы:
Подготовительная логопедическая группа МДОУ № 4 «Калинка» г. Волжска РМЭ.
1.5. Сроки работы по НИП сентябрь 2006 года - январь 2007 года.
2. Актуальность.
Речевая функция является одной из важнейших человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
В настоящее время существенно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Среди таких детей наибольшую численность составляют дети с речевой патологией. Ежегодно увеличивается потребность в расширении сети специальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Качество образовательно-воспитательного процесса таких ДОУ - насущное требование времени.
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Большой проблемой в работе логопедических групп является осуществление конкретного взаимодействия воспитателей, учителя-логопеда, родителей, обеспечение единства их требований к речевому и общему развитию детей. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса.
Система обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами (цели, мотивы речевого действия и средства). Особенностью речевой деятельностью дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. Вот почему в предлагаемом проекте большое внимание уделяется работе воспитателей по использованию игровой, продуктивной деятельности, ознакомления детей с предметами ближайшего окружения (в данном случае - детский сад) с цель формирования у ребенка потребности к овладению речью. Речевая же среда детского сада является благодатным материалом для коррекции речевого недоразвития детей.
3. Программа.
Цель: дать такую систему целенаправленной совместной коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей, которая обеспечивала бы и преодоление речевого недоразвития, и развитие связанных с речью психических процессов, и восполнение пробелов в формировании знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом детей.
Задачи:
• изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме;
• провести речевое обследование детей с целью выявления особенностей лексико-грамматического строя речи по теме;
• наметить основные направления логопедического воздействия, методы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника с ОНР;
• определить механизм взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями;
• предложить систему логопедической работы по коррекции нарушений речи;
• провести контрольное обследование с целью выявления результативности логопедической работы.
Субъекты: дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, посещающие подготовительную логопедическую группу.
Объект: состояние речевых возможностей у детей с ОНР.
Предмет исследования: коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи.
Гипотеза: повышение эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей будет более успешным, если:
• обеспечить организацию совместной работы учителя-логопеда, воспитателей по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с учетом специфического состава группы;
• создать оптимальные условия, способствующих преодолению речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей (квалифицированные специалисты, соответствующим образом оборудованные и максимально оснащенные различными видами наглядности кабинет учителя-логопеда и групповая комната, использование всех видов занятий, наблюдений прогулок, режимных моментов, повседневной жизни для развития речи детей);
• привлечь родителей к процессу коррекционной работы.
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты |
1 этап подготовительный | 1. Изучение и анализ психолого-педагогичес-кой литературы по теме исследования | Подбор и анализ литературы. | сентябрь 2006г. | Способствует более глубокому пониманию теоретических и практических вопросов развития навыков речевого общения у детей с ОНР |
2. Создание оптимальных условий для проявления речевой активности детей | Оснащение различными видами наглядности кабинета учителя-логопеда и группы, подбор речевого материала, разработка речевых карт для обследования. | сентябрь 2006 | Способствует преодолению речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей | |
3. Определение состояния речевых навыков и умений у детей по лексической теме «Детский сад» | Наблюдения за детьми. Организация бесед, речевых игр. Логопедическое обследование. Заполнение речевых карт. | сентябрь 2006 | Способствует сопоставлению полученных результатов обследования с уровнем требований программы предыдущей возрастной группы, выявлению затруднений ребенка, его потенциальных возможностей к дальнейшему овладению родным языком. | |
4.Информирование воспитателей и родителей о результатах логопедического обследования. | Родительское собрание. Микропедсовет. Индивидуальные беседы. Консультирование | сентябрь 2006 | Способствует определению задач совместной коррекционной работы воспитателя и учителя-логопеда, взаимодействию педагогов и родителей по выработке стратегии и тактики индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в условиях детского сада. | |
II этап основной | 1. Составление тематического плана мероприятий с детьми. | Подбор методических приемов, упражнений, игр, разработка занятий. Информирование родителей через родительский уголок. | октябрь 2006 г. | Способствует выработке системы целенаправленной совместной коррекционной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей |
2.Организация обучения родителей коррекционным приемам работы с ребенком. | Просмотр родителями логопедических занятий. Индивидуальные и подгрупповые консультации | октябрь 2006 г. -январь 2007г | Способствует осознанному участию родителей в воспитании ребенка с нарушениями речи, активизации и обогащению умений родителей в коррекционном процессе. | |
3. Работа с детьми по тематическому плану. | Прогулка. Экскурсия Занятия. Подвижные и речевые игры. Продуктивная деятельность. Утренник. | октябрь 2006 г. -январь 2007г | Способствует коррекции речевого недоразвития по трем направлениям: • развитие лексико-грамматических средств языка; • формирование правильного произношения и навыка звукового анализа; • развитие связной речи | |
III этап заключительный | 1. Оценка уровня речевого развития детей после проведенных мероприятий | Контрольные занятия воспитателя и логопеда. Речевой утренник. | январь 2007г. | Способствует сравнению уровня речевого развития на начальном и заключительном этапах, подготовке информации для педагогов группы и родителей. |
2. Определение наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями в коррекционном обучении дошкольников. | Анкетирование родителей. Речевое обследование детей в присутствии родителей. Открытое логопедическое занятие для родителей. Микропедсовет. Выпуск информационных листков успеха для родителей. | январь 2007г | Способствует педагогическому эффекту в решении коррекционных задач, развитию творческого профессионального подхода в вопросах контакта учителя-логопеда с воспитателями и родителями. | |
3. Теоретическое и практическое обоснование результатов. | Диагностическое определение уровня речевого развития. Разработка выводов и рекомендаций по теме. | январь 2007г | Способствует получению оптимального эффекта от научно-поисковой деятельности, подготовки информации на семинаре ДОУ, городском методическом объединении учителей-логопедов. |
Заключение.
Ожидается, что представленная организация материала будет обеспечивать коррекционную направленность обучения и способствовать:
формированию у дошкольников с ОНР общего и речевого поведения с учетом их возраста (умению управлять собой, выполнению установленных в группе правил, преодолению речевого негативизма, воспитанию контактности, владению формулами речевого этикета);
развитию психических процессов, имеющих прямое отношение к произвольной деятельности и, следовательно, к речи (способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению);
развитию общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей;
осуществлению связи учителя-логопеда с воспитателями и родителями, повышению их педагогической компетентности, развитию творческой инициативы, обеспечению единства требований в воспитательно-коррекционной работе;
использованию широкой вариативности в выборе форм и методов обучения, способов активизации речевых и мыслительных процессов в зависимости от специфических особенностей каждого ребенка, его социального и речевого опыта.
Время вперед
Практико – ориентированный проект
Тарасова И. П., воспитатель
1 этап. Целеполагание – В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений об окружающем их мире. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении. Все исследователи выделяют основную особенность познавательной деятельности ребенка в ходе практической деятельности. Знакомство старших дошкольников с окружающей и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Цель: учить детей старшего дошкольного возраста ориентироваться во времени, закреплять представления детей о последовательности временных понятий, развивать любознательность.
Задачи:
-углубить и систематизировать знания детей о временных представлениях;
-закрепить представления детей о последовательности дней недели, месяцев года;
-формировать элементарные представления детей о необратимости времени;
-познакомить детей с разными видами календарей;
-активизировать словарь детей относительными прилагательными (настенный, перекидной, отрывной, карманный.)
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1.Знание детей о последовательности чисел, дней недели, месяцев года и т.д.
2.Навыки ориентировки в календарях (умение находить нужное число в любых видах календарей).
3.Открытие мини-музея календарей в группе.
4.Составление группового календаря.
2 этап. Разработка проекта.
1.Подобрать методическую ми художественную литературу по данной теме.
2.Подобрать материал и разные виды календарей.
3.Довести до родителей важность этой проблемы.
4.Написать перспективный план мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта.
Исходя из задач проекта, мы наметили формы работы в подготовительной группе.
1.Рассматривание разных видов календарей.
2.Словесно-дидактическая игра «А что потом?».
3.Дидактическая игры «Какой месяц», «Все происходит во времени».
4.Прослушивание аудиозаписи сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
5.Подбор загадок о временных понятиях.
6.Рисование «Красивая обложка для календаря.
7.Чтение стихотворений «Круглый год» С.Маршака.
8.Чтение В.Бианки «Синичкин календарь»
Время проведения мероприятий : в течение недели.
4 этап. Презентация проекта.
1.Открытый просмотр занятия «Мир календарей».
2.Выставка рисунков календарей «Остановись мгновение»
3.Выступление на семинаре- практикуме.
Календари
Конспект занятия по математике для детей старшего возраста.
Цель: 1) познакомить детей с разными видами календаря;
2) закрепить дни недели, порядковые числительные;
3) упражнять в отсчете предметов, соответственно количеству выходных дней в календаре;
4) уточнить представление детей о частях суток;
5) способствовать умению согласовывать числительное с существительным в роде;
6) активизировать словарь относительными прилагательными: настенный, отрывной, перекидной, карманный;
7) развивать внимание, логическое мышление.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц?
Дети: Февраль.
Воспитатель: Что характерно для февраля?
Дети: Метели, поземка, солнце ярче светит.
Воспитатель: Какой месяц был до февраля?
Дети: Январь.
Воспитатель: А что характерно для января?
Дети: Новый год, морозы.
Воспитатель: А какой месяц будет после февраля?
Дети: Март.
Воспитатель: А какое время года наступит в марте?
Дети: Весна.
Воспитатель: Молодцы! В каждом месяце 4 недели. А сколько дней в неделе?
Дети: Семь.
Воспитатель: Правильно, семь. Я предлагаю вам поиграть (Игра «Живая неделька»).
Детям раздают цифры. Дети встают друг за другом по порядку. Первый ребенок выходит и говорит «Я первый день недели – понедельник. Какой следующий день? Какой же день недели сегодня?»
Дети: Среда.
Воспитатель: А какое число?
Дети: Пятнадцатое.
Воспитатель: Все месяцы, недели и дни спрятаны в календарях. А они бывают разные (подвожу детей к календарю).
Воспитатель: Этот календарь висит на стене. Значит он какой?
Дети: Настенный.
Воспитатель: Здесь видно все месяцы, недели и дни. А это тоже настенный календарь, только каждый месяц на отдельном листочке. И эти листы можно перекидывать. Это перекидной календарь. Сейчас на нем я вам найду сегодняшний день.
Здесь февраль, третья неделя, пятнадцатое число. Оно обозначено красным квадратом.
А еще бывает календарь настенный маленький, отрывной. Посмотрите, в нем оторваны листочки.
Ребята, вы сказали, что сегодня среда, пятнадцатое число, а здесь вторник, четырнадцатое число. Что нужно сделать, чтобы на нем стояло сегодняшнее число?
Дети: Оторвать один листок.
Воспитатель: Вот поэтому он называется отрывной. Повторите.
Дети: Отрывной.
Приглашаю детей сесть за столы.
Воспитатель: На ваших столах стоят тоже календари. Какие они?
Дети: Настольные.
Воспитатель: Обратите внимание, что в календаре есть черные и красные числа. Что обозначают красные числа?
Дети: Выходные, праздники.
Воспитатель: Какой праздник будет в феврале?
Дети: День защитников Отечества.
Воспитатель: Последние числа недели обозначены выходные, найдите их (дети показывают).
А в середине недели есть еще одно красное число, значит это праздник. Сосчитайте, сколько красных дней в феврале и выложите столько же красных квадратов. Сколько вы выложили красных квадратов?
Дети: Девять.
Воспитатель: А почему девять квадратов?
Дети: Потому, что красных дней в календаре девять.
Физкультминутка.
Воспитатель: А еще есть маленькие календари (показываю). Они такие удобные, что их можно носить в кармане. Значит это какой календарь?
Дети: Карманный.
Воспитатель: Он такой маленький, а в нем собраны все месяцы, и мы можем найти все ваши дни рождения. Я родилась в мае, четырнадцатого числа (показываю). Мой день рождения в этом году в выходной день. А у кого из вас день рождения в феврале?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Ребята, найдите этот день рожденья на своих календарях. А в какое время суток родились?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы все родились в разное время суток. Кто-то ночью, утром, днем, а кто-то вечером. Сейчас мы с вами составим модель суток. Для этого нам надо разделиться на 2 команды по 4 человека.
Дети составляют модель суток.
Воспитатель: Ребята, а что обозначает: голубой цвет (утро), желтый (день), фиолетовый (вечер), а черный (ночь).
Очень хорошо, а теперь вы положите цветочек на ту часть, в какое время вы родились.
Дети кладут цветочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я хочу вам подарить эти карманные календарики, а вы дома с мамами и папами найдете на нем свой день рожденья. Вот видите, ребята, как много календарей бывает. А какие вам запомнились?
Дети: Карманный, настенный, отрывной, перекидной.
Воспитатель: Молодцы, вы меня очень порадовали.
Удивительный мир пчелы
Занятие-проект
Вагина Е.В. воспитатель логопедической группы
Подготовительный этап: подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры; оформление экспозиций в мини-музее природы «Семейный промысел».
Реализация проекта: включает заучивание стихотворений, игры на развитие наблюдательности, познавательных способностей детей («Кто заметил?», «Что изменить?»), прослушивание музыкальных произведений, рассматривание репродукций (с участием руководителя изостудии, музыкального руководителя), участие родителей. Элементы психогимнастики (если бы я был пчелой). Экологическая сказка, сочинений историй.
Подведение итогов реализации проекта: предусматривает: презентацию проекта «Пчела».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста.
«Рассказ воспитателя о пчеловодстве»
Задачи: познакомить детей с процессами добывания меда;
обеспечить словарь детей названиями предметов, используемых в пчеловодстве, качественными прилагательными;
способствовать умению образовывать относительные прилагательные, сложные слова
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, послушайте, пожалуйста, загадку.
Загадка:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.
Дети: Пчела.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы наверно догадались, что сегодня мы будем говорить о пчелах. Ребята, назовите, пожалуйста, части пчелы.
Дети: Брюшко, головка, лапки, крылья, хоботок.
Воспитатель: Правильно, ребята. А вот теперь я попрошу вас из частей собрать пчелу.
Дети выкладывают разрезанную картинку пчелы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто разводит пчел?
Дети: Пчеловод.
Воспитатель: В нашем музее присутствует выставка пчеловодства. На фотографиях вы видите работу пчеловода.
На этой фотографии вы видите, как пчеловоды поймали целый рой пчел /переспрашиваю детей. Что поймали?/.
Давайте, изобразим рой пчел /включает музыку/.
Дети выполняют легкий бег и жужжат.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, где живут пчелы?
Дети: В ульях.
Воспитатель: Да, это маленькие домики для пчел. Внутри этого домика есть рамки. Вот такие /показ рамок/.
В этой рамке маленькие гнездышки, которые построили пчелы, и в этих гнездышках они откладывают мед. Вот он. Посмотрите, какой он прозрачный, золотистый, а как можно еще про него сказать?
Дети: Янтарный.
Воспитатель: Понюхайте, какой он душистый, а как по-другому можно сказать?
Дети: Ароматный.
Воспитатель: Это, ребята, у меня цветочный мед, потому что пасека находилась на лугу, где цветы. Какой это мед?
Дети: Цветочный.
Воспитатель: А если пасека находится в лесу, где растут липы, какой мед принесут пчелы?
Дети: Липовый.
Воспитатель: А если в поле, где растут подсолнухи. Какой будет мед?
Дети: Подсолнечный.
Воспитатель: А если в поле, с гречихой?
Дети: Гречишный.
Воспитатель: Молодцы ребята, какие вы умные, сообразительные.
Я предлагаю вам игру «Собери мед».
Вы будете пчелами. Вы должны догадаться, на какое растение вам нужно сесть, чтобы собрать мед. Собирать мед вы будете по сигналу.
Игра «Собери мед».
Воспитатель: Вот сколько меда вы собрали. Где-то у меня одна пчелка пропала? Ребята, а как вы думаете, какую пользу приносит мед?
Дети: Он очень целебный, лечебный.
Воспитатель: Да, он лечит людей от многих болезней, при простуде, при больном желудке. Мед успокаивает, заменяет сахар, потому что он очень сладкий. Да и просто, он очень вкусный.
Воспитатель: А вот это костюм пчеловода. В этом костюме они вынимают рамки из ульев. Давайте примерим его /одевают/. Как вы думаете, почему лицо закрывает сетка?
Дети: Чтобы пчелы не укусили.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему костюм пчеловода белого цвета?
Дети: Потому что белый цвет успокаивает, а яркие цвета возбуждают их, они думают, что это цветы.
Воспитатель: Ребята, пчелы приносят не только мед, но и другой очень полезный продукт. Это пыльца. У каждого цветка есть пыльца. Они захватывают ее лапками и приносят на этот пыльце сбор. Пыльца падает в эти ячейки. Это тоже очень полезный, целебный продукт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология Управление инновационными процессами
Существенные изменения в социально-экономических сферах жизнедеятельности общества оказали стимулирующее воздействие на обновление системы дошкольного образования, что характеризуется вари...
Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании
Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...
Конспект выступления по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности» для участия в педагогических чтениях «Инновационные технологии в ДОУ».
Материал будет полезен воспитателям детских садов....
Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)
Одно из основных направлений работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности...
Педагогический совет "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность)"
Педагогический совет "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность)"...