Материалы к семинару "Оптимизация речевого режима в ДОУ"
методическая разработка на тему

Ковальчук Людмила Николаевна

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc36 КБ
Microsoft Office document icon organi_zaciya_rechevoy_sredy_v_gruppe.doc32 КБ
Microsoft Office document icon programma__ceminara.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на семинаре «Оптимизация речевого режима в ДОУ».

 “Великий народный педагог – родное слово!”

Ушинский

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает познавать мир, понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Но на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие

Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Одним из приоритетных направлений детского сада является познавательно-речевое развития дошкольников, которое является  одним из главных составляющих временного стандарта дошкольного образования на современном этапе и направлено на:

1. Развитие мыслительной деятельности.

2. Формирование целостной картины мира.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.  

7. Развитие  представления о себе, своем  сущностном «Я».

8. Полноценное развитие детей.

 На протяжении нескольких лет педагогическим коллективом решались годовые задачи:

- по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста

- совершенствованию работы по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников средствами применения эффективных методов и приемов.

В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию. Результаты мониторинга служат основанием для разной степени педагогической поддержки детей, так как ежегодно выявляются дети с отклонениями в речевом развитии (результаты работы по речевому развитию представлены в диаграммах).

 Особое внимание уделяем построению предметно-речевой среды в нашем ДОУ с учетом особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании, обеспечения чувства психологической защищенности у ребенка.

В ДОУ имеются помещения, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию речи: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, изостудия, мини-музей, музыкальный зал.

 Без повышения уровня профессионализма нельзя рассчитывать на позитивные результаты, особое внимание уделяем профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов.

 Организованы  различные формы обучения для всех категорий работников: семинары, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, смотры-конкурсы, методические объединения, мастер-классы, научно-практические конференции, педагогические советы, лекции в форме диалога, семинарские занятия по типу «малых групп», игровое моделирование, коллективное решение проблемных ситуаций, групповые дискуссии, «мозговой штурм», тренинги др.

  Педагогические кадры являются наиболее активным и существенным элементом в организационной структуре ДОУ. Так, от стабильности, профессионализма педагогического коллектива детского сада напрямую зависят высокие показатели функционирования ДОУ в целом.

Для обеспечения методической составляющей мониторинга в ДОУ  работает  творческая группа. В ее состав входят  учитель-логопед, воспитатели,

которые консультируют педагогов по вопросам организации речевого режима в  ДОУ, участвуют в реализации плана факультатива, под руководством опытного логопеда Смелковой Н.Н.  

Педагоги широко используют проектный метод, интегрированный подход в организации воспитательно – образовательного процесса. Особое внимание уделяют  обогащению предметно-игровой среды, способствующей познавательно-речевому развитию детей.

 Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ.

Педагоги  плодотворно взаимодействуют с родителями воспитанников и другими членами семей. Родители принимают участие в работе педагогических советов, имеют возможность присутствовать на занятиях и принимать участие в различных мероприятиях.  

Используются различные средства информации для родителей: тематические выставки, информационные стенды, просмотр видеофильмов.

Несмотря на позитивность работы по развитию речи дошкольников в нашем ДОУ нами выявлены проблемы в работе, определены пути их решения, перспективы развития ДОУ по данному направлению.  Ежегодно  в ДОУ

выявляются дети с отклонениями в речевом развитии (к сожалению, набор в  коррекционные группы происходит только из детей, посещающих наш детский сад). Благодаря тесному взаимодействию всех педагогов ДОУ   решаются  задачи по устранению речевых дефектов у детей, а также предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.  Только совместными усилиями можно  добиться хороших результатов.



Предварительный просмотр:

Организация речевой среды в группе.

Одна из наших задач -  создать для каждого ребенка  разностороннюю среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Окружающая  среда   рассматривается нами  как возможность   наибольшего  развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую и иную активность детей.

Одним из направлений ДОУ является развитие речевого общения и в соответствии с этим уделяем внимание обогащению, наполнению, яркости и выразительности.

А при организации речевой среды группы мы решаем задачи

1.Совершенствование диалогической речи, ее грамматической стороны.

2.Расширение и активизация словарного запаса детей.

Задачи решаются на фоне развития эстетических способностей, навыков общения и коллективного творчества, активизации мыслительного процесса и познавательного интереса.

Для этого в группе оборудованы речевой уголок , где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны, кроме наглядно- иллюстративного материала по лексическим темам,  игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха, а также физкультминутки для занятий   с учетом тематики занятий и ЗКР, картотека стихов.

В  группе  мы создаем обстановку теплого эмоционального контакта, устанавливаем партнерские отношения с родителями и организуем работу с детьми по общей и индивидуальным программам. Развиваем артикуляционную моторику, укрепляем мышцы лица, формируем правильное произношение звуков, используем пластилин, глину, мозаику, аппликацию, конструктор, совместные сочинения родителей и детей по теме, рисование и др.

Мы   используем в работе дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи, способствующие стимулированию познавательной активности детей, поиску нестандартных решений.

 Детям обеспечены условия  для театрализованной деятельности в группе, где  проводятся выступления   детей в кукольных спектаклях, стихах-драматизациях, сценках на праздниках и досугах).

Неоспоримое преимущество тематического подхода к организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в последовательности, систематичности в изложении учебного материала. Немаловажно и то, что при тематическом подходе процесс усвоения детьми знаний осуществляется в разных видах деятельности.

Работая над обогащением игровой среды, используем проектный метод

способствующий познавательно-речевому развитию детей.

Проект сюжетно-ролевой игры «Домостройка» преследует задачи:

Обучение в  нашей группе развивающее, направление через игровую деятельность, при котором сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного и игрового общения. Такое направление  подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально- познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог, обладая мастерством, без видимой опеки выполняя определенную игровую роль, направляет поисковую деятельность детей, избегает авторитарного давления на них.

Присутствие музейной педагогики в группе способствует  познавательной и речевой активности, предусматривающей закрепление словаря, развитию связной речи.

Но на практике  видно, что заменить предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда  способствует формированию познавательной, речевой, двигательной  и творческой активности.

. Богатство дидактического и наглядного материала, использование эффективных методик помогает воспитателям успешно работать в системе умственного развития детей.



Предварительный просмотр:

Дата и время проведения: 17.02.2010 г. В 9.00

Место проведения: МДОУ №4 «Калинка»

Участники: учителя –логопеды дошкольных образовательных учреждений

Цель: Профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Программа семинара – практикума

«Оптимизация единого речевого режима в ДОУ»:

  1. Выступление  «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

                                   Ковальчук Людмила Николаевна,

                                            ст. воспитатель ДОУ №4

  1. Выступление «Создание оптимальных психо-педагогических условий»  

                                        Смелкова Нина Николаевна,

                                        учитель-логопед МДОУ №4

3.   Взросло-детская презентация «колокольчик»

                                      Смелкова Нина Николаевна,

                                        учитель-логопед МДОУ №4

  1. Занятие по ЗКР «Сон Светы»

                                            Вагина Елена Васильевна,

                                            учитель-логопед МДОУ №4

  1. Мастер-класс «Форма и организация индивидуальных и подгрупповых занятий».

                                Идиятулина Гелина Шайхилисламовна,

                воспитатель логопедической группы МДОУ №4

  1. Организация предметно-речевого пространства в группе

                                                      Тарасова Ирина Петровна,

                                                       воспитатель МДОУ №4

  1. Презентация проекта  сюжетно-ролевой игры салон красоты  «Стиль»

                                         Александрова Наталья Адамовна,

                  воспитатель логопедической группы МДОУ №4

7. Заключение.

Руководитель МО

учителей-логопедов  _________  А.К.Шагимуратова

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Калинка» г. Волжска РМЭ

Семинар – практикум

«Оптимизация единого речевого

режима в ДОУ»

(заседание городского методического объединения

 учителей-логопедов)

                                               

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Поэтому, одним из направлений её решения становится  организация единого речевого режима для воспитанников, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Их практическая реализация становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, при наличии у ни...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима.

Организация предметной  коррекционно-развивающей  среды, стимулирующей развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка...

Организация речевых режимов в логопедической группе для детей с заиканием

В презентации раскрыта одна из технологий формирования плавной речи у детей с заиканием. Материал может быть интересен логопедам, психологам, родителям детей, страдающих заиканием....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Организация единого речевого режима в ДОУ»

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Как показывает практика, их практическая реализация ставится возможной только при организации комплексного взаи...