Организация единого речевого режима в ДОУ
консультация на тему

Пугачёва Лариса Анатольевна

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Их практическая реализация становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, при наличии у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_edinogo_rechevogo_rezhima_v_dou.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация единого речевого режима в ДОУ

     Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Однако практика показывает, что за последние годы увеличивается количество дошкольников, нуждающихся в логопедической  помощи.

     Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Их практическая реализация становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, при наличии у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития детей.

     Научные труды и практическая деятельность позволили определить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

  • Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

     Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение, большую часть дня находится в коллективе. Для него особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь взрослых. Вот некоторые педагогические критерии к речи  сотрудников, работающих с детьми:

  1. Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературная, так как является образцом для подражания детей. Она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Педагогу в общении с детьми  особое внимание следует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям. Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверканье слов, использование мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения.
  2. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения.
  3. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать  с возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
  4. Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.
  • Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

     Реализация данного условия становиться возможной на основе тщательного углублённого и динамического изучения состояния речи каждого ребёнка. Диагностика языкового и речевого развития детей должна осуществляться при конструктивном сотрудничестве всех специалистов ДОУ. При этом отмечаются индивидуальные особенности языка и  речи каждого ребёнка. Используя полученные данные, определяются индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание  коррекционно-развивающей работы для всей группы, и для каждого ребёнка или подгрупп детей.

  • Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

     В процессе воспитания и обучения нередко педагоги придают первостепенное значение тем знаниям, которые должны быть сформированы у детей в соответствии с реализуемой ДОУ программой. Часто не учитывается, что без актуализации в речи данные знания поверхностны и недолговечны. Поэтому особого внимания требует создание условий для совершенствования коммуникативной функции речи дошкольников, как одного из важнейших социальных навыков.

  • Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды.

     Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Для этого создаются в группах уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры по лексическим темам, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания. Для активизации речи детей в группах активно используются модули для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, наборы для театрализованной деятельности и т.п.

  • Реализация комплексного профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.

     Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ. Это важное условие создания единого образовательного пространства для воспитанников.

     На занятиях по физической культуре решаются следующие задачи: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса, развитие функций физиологического и фонационного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.

      На занятиях чтения художественной литературы, ознакомления с окружающим миром обогащается и активизируется словарь, практически осваивается построение и использование в речи различных грамматических конструкций, закрепляется правильное звукопроизношение, развивается слуховое внимание и связная речь.

     На занятиях по изобразительной деятельности, особенно выполнение коллективных работ, способствуют формированию и развитию навыков общения.  

     На музыкальных занятиях специалисты  большое внимание уделяют развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпоритмической стороны речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в речи, а так же развитию моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.

     Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

  • Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье.

     Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких взрослых в правильном речевом развитии ребёнка. Опора на семью,  серьёзный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно облегчает работу педагогов в этом направлении. Педагоги и специалисты в свою очередь стараются оказывать родителям необходимую методическую помощь по вопросам адекватного семейного воспитания.

     Организация единого речевого режима в ДОУ будет возможна при тесном сотрудничестве всех педагогов, специалистов и родителей, их заинтересованности и просвещённости в вопросах развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единого речевого режима в ДОУ

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Поэтому, одним из направлений её решения становится  организация единого речевого режима для воспитанников, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ДОУ

Консультация для воспитателей по формированию единого речевого режима, реализуемый в нескольких направлениях...

Организация единого речевого пространства в семье и ДО

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптим...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима.

Организация предметной  коррекционно-развивающей  среды, стимулирующей развитие речи, создание единого речевого режима, развитие познавательных процессов, а также личностное развитие ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Организация единого речевого режима в ДОУ»

Формирование единого речевого режима включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов. Как показывает практика, их практическая реализация ставится возможной только при организации комплексного взаи...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога как условие создания единого речевого режима

Совместная работа учителя - логопеда и педагога - психолога по созданию единой речевой среды на занятиях в ДОО....