Проект " Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Отработан механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект"Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации" | 209.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Проект
«Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания»
Составил:
Старший воспитатель – Решетникова А.О.
Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социо - культурного опыта. Важнейшая проблема, с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.
В это понятие вкладывается:
во-первых – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм и установок, присущим как обществу в целом, так и отдельным группам; во-вторых – это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социо - культурный опыт.
Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современный детский сад может стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение, может приобрести большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа А.Риккера, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива.
Современное ДОУ может и должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города. Эффективность работы ДОУ снижается из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения. Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получили хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, осталось удовлетворение от совместной работы и общения. Проект « Взаимодействия ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания» представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
- Конституция РФ, ст.43;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
- Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
- Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №6523-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Цель проекта: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания .
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
- Стимулировать всестороннее развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в период их адаптации к дошкольному учреждению.
- Обеспечение психо - эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Принципы:
- Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
- Личной ориентированности – направлен, на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья»;
- Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
- Диалогичности – нацелен, на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;
- Деятельной организации – направлен, на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы
Предполагаемый результат
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
- Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию воспитанников.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо- культурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Основные тенденции и направления взаимодействия ДОУ с социумом
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:
- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения,
- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ
Взаимодействие участников образовательного процесса
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется парциальностью, четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.
Педагогами ДОУ осуществляется практика использования поддерживающего и развивающего или продуктивного взаимодействия с родителями. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. В практической деятельности учитываются и свойства образовательного процесса, способствующие формированию активной позиции родителей:
- доступность информации о деятельности дошкольного учреждения;
- разноплановость социокультурных связей дошкольного учреждения;
- учет потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей для оказания образовательных услуг;
- направленность педагогов и администрации ДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
- использование педагогами специальных активизирующих методов и приемов.
Учет перечисленных свойств помогает педагогам решать основные на данном этапе задачи:
- Интенсифицировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
- Пересмотр информационной политики в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
- Одним из активизирующих методов является метод проектов, который получил большое распространение в ДОУ. Он позволяет эффективнее использовать внутренние ресурсы образовательной системы ДОУ, включать нетрадиционные модели взаимодействия с семьей.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:
- Работу с государственными структурами и органами местного самоуправления,
- Взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
- Взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры,
- Взаимодействие с общественными организациями.
Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 и 4 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность;
- равноправие сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- обязательность исполнения договоренности;
- ответственность за нарушение соглашений.
В договоре, который мы заключаем с каждым из социальных партнеров, четко определяем, что делает детский сад в интересах партнера и какую работу осуществляет партнер.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.
Такая работа, проводимая педагогами ДОУ, способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
Место события: город Кропоткин
Участники:
-Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.
-Детская поликлиника;
-Родители воспитанников;
-Дети групп раннего возраста;
-Воспитатели ДОУ.
Социальное партнерство. Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является инстит...
Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания
Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...
«Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка» на 2016 -2017 учебный год
Деловые отношения с социальными учреждениями социума микрорайона строятся на основе договоров, соглашений, годовых планов и направлены на обеспечение комплекса условий для расширения представлений о б...
ПРОЕКТ «Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....
Целевая программа взаимодействия ДОУ с учреждениями социума "Содружество". Договора взаимодействия
Цель программы: создание благоприятных условий для всестороннего развития воспитанников ДОУ путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон образовательного процессаЦелевая программа «Содружес...
ПРОЕКТ «Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образовани...
Инновационный проект по теме: «Сетевое взаимодействие ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО»
В наше время образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют экономические и социальные перемены, происходящие в обществе.Одним из путей повышения качества до...