Проект методической работы
методическая разработка по теме
Проект адресован заместителям заведующего детского сада, методистам. Прилагаются конспекты семинара, практикума для работы с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ng_kondrashova_proekt_metodicheskoy_raboty.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к проекту методической работы Н.Г. Кондрашовой
«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»
В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии, конфликтологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.
От личности воспитателя дошкольного учреждения, его педагогического мастерства и от выбранного им стиля зависят и мотивация детей, и их отношение к окружающему миру, к себе, к имеющимся недостаткам развития, к будущему обучению в школе.
Важность работы над обозначенной проблемой состоит в том, что только профессиональная деятельность и развитие способствуют возникновению мотивации к творчеству, успеху в деятельности. Развиваясь профессионально, педагог содействует становлению успешной личности ребенка. Основная цель реализации данного проекта состоит в следующем: способствовать самосовершенствованию и творческой самореализации педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, посредством проведения методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Правильно организованные, разнообразные по форме методические мероприятия должны обеспечить необходимую базу для успешного профессионального становления и развития педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Практическая значимость данного проекта видится в широком использовании разработанной системы работы с педагогами по повышению уровня профессионального развития, мастерства воспитателей и специалистов детского сада. Важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаю информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, методических объединений) и психолого – педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается). Поэтому, данный проект предлагает вводить в практику работы детского сада методические мероприятия нетрадиционной формы, с учётом принципов андрагогики - науки об обучении взрослых.
Проект методической работы по теме инновации
«Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей»
Постановка проблемы, обоснование необходимости реализации программы | Актуальность состоит в следующем:
|
Цели и задачи проекта Проектная идея | Цели: Для детей - повышение уровня речевого развития дошкольников и усвоения программного содержания. Для родителей – гарантия качества полученных умений и навыков воспитанниками ДОУ. Для педагогов – повышение педагогического мастерства и обогащение педагогического опыта в области развития формирования форм высказываний через создание развивающей речевой среды. Для МДОУ – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ. Задачи:
Выработать систему, найти эффективные методы и формы повышения педагогического мастерства с учётом идей и принципов андрагогики. |
Рабочий план | Апрель – август – аналитический (теоретический) этап:
Сентябрь – апрель – организационный (методико-практический) этап:
Апрель – май – контрольно-оценочный этап: 1. Проведение педагогического мониторинга по следующим направлениям:
2.Анализ типичных затруднений и способов их устранения. |
Учреждения и организации - партнеры | Сургутский государственный педагогический университет, кафедра теоретических основ дошкольного образования |
Прогнозируемые результаты | В результате реализации данной проекта предполагается:
|
Способ оценки | Оценка эффективности методической работы МДОУ по следующим критериям:
3. Этапность. |
Предполагаемые партнеры |
|
Этапы методического и психолого-педагогического сопровождения:
1 этап: Диагностический:
- изучение эмоционального состояния коллектива (Методика «Определение социально-психологического климата в коллективе» – автор К.Ю. Белая)
- изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник «Саморазвитие»)
- определение уровня методической подготовленности воспитателей
- определение уровня активности воспитателя в работе
Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта - май. Это позволило грамотно спланировать работу на следующий учебный год.
2 этап: Информационный.
На основании диагностических данных и запросов педагогов в течение года проводятся методические мероприятия:
Консультационно - обучающая часть:
- Методическая неделя: «Речевое развитие дошкольников: Работаем по теме инновации»
- Семинары-практикумы, педагогические часы, мастер-класс и другие методические мероприятия: «Специфика возрастных периодов развития речи дошкольников», «Совершенствование речевых навыков педагогов», «Педагогические условия освоения различных форм высказываний», «Новые технологии в речевом развитии дошкольников», «Принципы построения развивающей речевой среды», «Информирование педагогов по результатам диагностического обследования».
- Памятки, наглядная информация: «Педагогу на заметку», «Правила организации рабочего дня инноватора», «Взаимодействие специалистов в процессе развития речи детей».
- Индивидуальное консультирование: подбор психолого-педагогической литературы, решение личных и педагогических ситуаций, помощь педагогам при прохождении аттестации.
3 этап: Практический:
В методическом кабинете один раз в месяц обновляется информация на стенде «Педагогический вестник», в рубрике «Резюме», где педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. Разрабатываются и пополняются медиатека и видеотека с методическими разработками для распространения опыта педагогов.
Выставки фотографий и папок-передвижек:
- «Калейдоскоп инноваций», где воспитатели и специалисты представляют свои впечатления о педагогических находках, новых решениях старых проблем.
- «Мастера на все руки»
Реализация второго и третьего этапа проходит на протяжении всего времени внедрения проекта.
Методическая неделя в дошкольном учреждении
«Речевое развитие дошкольников: Работаем по теме инновации»
Цель методической недели: повышение педагогической культуры воспитателей в области развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Стимулировать педагогов к организации творческого образовательного процесса с детьми, способствующего речевому развитию дошкольников.
- Создать мотивацию педагогов дошкольного учреждения к работе в данном направлении.
Формы работы:
- Выставка психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
- Семинар – практикум с использованием методов активизации.
- Педагогический час.
- Творческая мастерская.
- Мастер-класс.
План проведения мероприятия:
№ п/п | Мероприятие | Участники |
1 | Консультация с мультимедиа презентацией для воспитателей «Развивающая речевая среда». Выставка литературы. | Педагоги ДОУ, педагог -психолог, заместители заведующего по ВМР |
2 | Мастер-класс «Умение педагога выступать» | Педагоги, педагог - психолог, родители |
3 | Семинар – практикум с использованием методов активизации «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» | Воспитатели, заместители заведующего по ВМР |
4 | Педагогический час «Формирование интереса к художественному слову у детей» | Воспитатели, специалисты, педагог - психолог, заместители заведующего по ВМР |
5 | Творческая мастерская «Развивающая среда своими руками». |
Приложение 1
Мастер-класс «Умейте выступать!»
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?» Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления. Раньше перед каждым выступлением у меня дрожали коленки, я забывала текст, боялась выйти на сцену, испытывала сухость во рту. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?
Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой. В наши дни существует спрос на людей, способных непринужденно общаться и убедительно говорить. Отсутствие таких навыков может повредить человеку и в личном плане, и в карьере. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как перестать бояться большой аудитории, презентаций, экзаменов и публичных выступлений.
Двумя важнейшими сдерживающими факторами, мешающими говорить без страха, являются нервозность и скованность. Это не одно и то же. Почти каждый человек испытывает определенную нервозность, когда ему предстоит выступить перед публикой. Обычно эти ощущения не причиняют нам серьезных проблем, но некоторые люди испытывают такое сильное беспокойство от одной мысли о выступлении, что готовы пойти на все, лишь бы не оказаться в такой ситуации.
Для снятия напряжения могу посоветовать игру «Стойкий солдатик». Встаньте на одну ногу, другую подогните в колене, руки опустите по швам, выпрямите спину, приподнимите голову. Скажите себе: «Я - стойкий солдатик. Я честно несу свою службу. Я справлюсь со своей задачей. Я могу выполнить любое дело». А теперь поменяйте ногу и еще раз повторите эти слова.
Чтобы говорить без страха, необходимо сделать два шага:
- Понять причину страха, проблему (страх критики, страх забывчивости, страх неудачи, страх негативного прошлого опыта и т.д.) и полностью ее искоренить.
2. Овладеть основными приемами, методикой публичного выступления. Необходимо помнить, что любое выступление начинается с установления контакта между лектором и слушателями. Контакт зависит от того, что мы говорим и как мы себя держим.
Ваше выступление должно состоять из трех частей:
1.Захватывающее начало (привлечение внимания слушателей),
2.Увлекательная середина (сочетание информации и примеров из жизни, позволяющих лучше запомнить эту информацию).
3.Яркое завершение, которое побуждает слушателей к конкретной реакции или действию.
-Я предлагаю отработать этот навык в ходе выполнения упражнения «Торжественная речь». Вам предстоит сочинить и произнести краткую торжественную речь в честь какого-нибудь праздника. (После прослушивания обсуждается, как чувствовал себя каждый педагог при выступлении на публике, что было самым сложным, что помогало и что мешало ему произносить речь, что можно сделать, чтобы речь стала еще лучше).
-Лектору необходимо знать причины ослабления внимания слушателей: Место и условия встречи (духота, холод, шум), естественное утомление внимания (кризисы внимания: первый наступает через 15-20 минут, второй на 30-35 минуте).
Субъективные причины – это качество самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, непонятное, перегруженное информацией, тема не соответствует интересам аудитории, невыразительность формы изложения.
Могу предложить приемы, способствующие удержанию внимания:
- Неофициальность, юмор,
- Драматизация, динамичность (интенсивный темп изложения, насыщенность материала, подвижная мимика, «живой» голос, жестикуляция),
- Наглядность, прямое обращение к аудитории, диалог с ней,
- Использование неожиданной информации.
А сейчас мы познакомимся с навыками, которые позволят вам добиться успеха в ходе публичных выступлений. Вот эти навыки:
- Равновесие. Правильная поза фиксирует взгляд слушателей на вашей верхней половине – выше талии. Если люди будут смотреть на ваши вывернутые ступни или скрещенные ноги, то вы не сможете установить с ними зрительный контакт.
- Контроль за дыханием – дышите глубоко, чтобы держать под контролем свое беспокойство, но не слишком быстро, поскольку это может привести к нервозности. Как определить, правильно вы дышите или нет?
Проведём простой тест: положите руки себе на талию и сделайте вдох и выдох. Если вы заметили, что при дыхании ваша грудь поднимается и опускается, значит, дышите неправильно. Вместо этого вы должны чувствовать, как расширяется и сжимается нижняя часть вашего живота. Очень правильно дышать диафрагмой, а не грудью.
- Зрительный контакт – для начала выберите одного человека из всех лиц, посмотрите на него, высказывая свою мысль. Закончив высказывание, переведите взгляд на другого слушателя, чтобы изложить ему очередной пункт, затем переключитесь на следующего. До конца выступления старайтесь охватить взглядом как можно больше людей.
- Жесты. Можете делать со своими руками все, что угодно, но только не всё время. Движения рук и жесты должны помочь слушателю лучше понять смысл сказанного. Главное – умеренность. Держите руки у талии, старайтесь, чтобы ваши жесты были ясными, разнообразьте движения, показывайте, когда говорите.
- Сила голоса. Главное в выступлениях – это громкость, чтобы вас могли расслышать все без исключения. Самый простой способ этого добиться – выбрать среди слушателей человека, который находится дальше всех, и начать с ним разговаривать. Подстройте свою громкость, чтобы этот человек мог вас слышать.
В ходе выступления желательно пользоваться мягким, успокаивающим, расслабляющим, доверительным тоном, который не включает психологическую защиту. Охват аудитории – до 100% слушателей. Однако в некоторых ситуациях мы используем императив – жесткий, властный, подавляющий тон, действует на взаимоотношения разрушающе, охват до 50% слушателей.
Я предлагаю вам небольшое упражнение «Звучание моего голоса».
Разбейтесь, пожалуйста, на пары, определите первые и вторые номера. Упражнение начинают первые номера. Они должны говорить мягким, нежным и приятным голосом. При этом они должны произносить соответствующие дружеские слова. Например: «Ты мне симпатичен…Доброе утро…Я рад, что ты сегодня пришел… Как ты себя чувствуешь?.. » И так далее. Произнося фразы, постарайтесь прислушаться к тому, как вы говорите, и почувствовать, что при этом происходит с вашим голосом. А вторые номера в это время должны внимательно слушать и молчать. И только потом второй номер должен рассказать первому, как звучал его голос в тех или иных словах.
Первый номер продолжает говорить. В этот раз вы должны говорить жестким, грубым, напряженным голосом. При этом говорите, пожалуйста, грубые, жесткие и даже обидные слова. Например: «Чего тебе здесь надо? Уходи!» И снова постарайтесь почувствовать, что делает горло, произнося эти грубые и неприятные слова. Постарайтесь обратить внимание на каждый мускул шеи и горла. По-прежнему второй номер должен внимательно слушать и пока молчать (1 минута). А теперь второй номер пусть расскажет первому, как звучал его голос при произнесении тех или иных слов. Как звучал его голос вначале? Как звучал его голос в конце? И как себя чувствовал второй номер в обоих случаях? (1-2 минуты).
Еще один небольшой совет – обязательно вслух репетируйте свое выступление. Это обеспечит вас уверенностью, необходимой для общения с аудиторией, позволит вам быть естественным и получать удовольствие от публичного выступления. Нужно стараться выступать на педсоветах, семинарах, педагогическом часе как можно чаще, чтобы со временем выступать все лучше и лучше. В ситуациях публичного выступления нужно быть самим собой, но при этом излучать больше энергии, чем при общении в кругу друзей. Независимо от того, как сильно вы боитесь выступать перед аудиторией, вы можете победить свой страх, почувствовать себя непринужденно и говорить спокойно, уверенно, убедительно в любых обстоятельствах. Поэтому, как говорят в театре: «Ни пуха, ни пера! Ваш выход!
Приложение 2
Семинар-практикум «Педагогические условия освоения различных форм высказываний»
Цели: Определить взаимосвязь формирования различных форм высказываний дошкольников от педагогических условий. Рассмотреть приемы и методы, условия, способствующие формированию различных форм высказываний дошкольников (описание, повествование, рассуждение).
Ход семинара:
Каждый педагог, входя, выбирает себе цветной листочек и кладет его в корзинку, листочки приклеиваются на одно из деревьев на доске.
- Перед вами дерево, оно необычное не потому, что выросло зимой и на нем растут одновременно листья разных цветов. Оно необычное потому, что это дерево нашего настроения. (Вывешена таблица, позволяющая определить эмоциональный настрой) Какой же цвет преобладает здесь? Что он означает? (чтение настроений). Вот так можно описать ваш сегодняшний эмоциональный настрой.
- Работа творческих групп.
- Обсуждение (на местах по вопросам).
- Анализ работы семинара экспертной группой, выработка проекта решения, рекомендаций.
Каждый педагог на белом листке пишет приемы и методы, условия, способствующие формированию различных форм высказываний и общеречевому развитию дошкольника, листочки приклеиваются на второе дерево, методы и приемы зачитываются.
Работа творческих групп «Теоретики», «Практики», «Пессимисты», «Оптимисты», «Эксперты»:
“Теоретики” Цель: изложить теоретический подход к проблеме формирования различных форм высказываний дошкольников | Вопросы и задания: 1.Изложите теоретический подход к проблеме «Формирование различных форм высказываний дошкольников» 2.Существуют ли различия в различии речевых умений а) у младших дошкольников, детей среднего дошкольного возраста и у будущих школьников, б) у девочек и мальчиков 3.Сформулируйте правила речевого развития детей. Предложите приемы, способствующие формированию различных форм высказываний дошкольников. |
“Практики” Цель: рассмотреть способы использования приемов, развивающих речь детей в режиме дня | Вопросы и задания: 1. Какова роль педагога в развитии различных форм высказываний ребенка: а) при изучении нового материала, б) при закреплении знаний детей, в) на других этапах занятия 2. Приведите примеры из практики 3. Предложите приемы, способствующие общеречевому развитию. |
“Пессимисты” Цель: выявить неоднозначность данной проблемы | Вопросы и задания: 1. Имеются ли негативные последствия усиленного внимания к развитию речи детей 2. Как ситуация несформированности различных форм высказываний влияет на развитие дошкольника 3. Приведите примеры из практики 4. Предложите приемы, способствующие развитию речи. |
“Оптимисты” Цель: доказать необходимость формирования различных форм высказываний | Вопросы и задания: 1.Каково положительное влияние сформированности различных форм высказываний дошкольников а) на мотивацию речевой и учебной деятельности ребенка б) на результативность учебно-воспитательного процесса 2. Приведите примеры из практики 3. Предложите приемы, способствующие развитию речи. |
Список использованной литературы
1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.-М.: Педагогическое общество России, 2008.
2. Васильева А.И., Батурина Л.Н., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 2009.
4. Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. - Минск. 2000.
5. Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. – М.:МГУП, 2001.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: теория и основы педагогического мастерства. –М.: Академия, 2003.
7. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
8. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. – М.: Институт психологии, 2003.
9. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"
презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
Проект методической работы по введению профессионального стандарта «Педагог»
Данный проект является составной частью Дорожной карты внедрения всех профессиональных стандартов (из числа утвержденных Минтрудом России) в соответствии с имеющейся спецификой и нал...
Проект методической работы с кадрами по проблеме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование»
организация занятий начального технического моделирования в ДОУ...
Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».
Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...
Проект методической работы в ДОО «Педагог – творец - мастер» на пути к профстандарту
модель методического сопровождения педагогов, обеспечивающей необходимую профессиональную компетенцию педагогов в условиях реализации ФГОС и подготовительной работы к введению профессионал...
Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»
Проект методической работы с педагогами дошкольного учреждения «Шагаем к успеху уверенно!»...