Проект методической работы с кадрами по проблеме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование»
материал

Стахиева Лариса Ивановна

организация занятий начального технического моделирования в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_cherez_ntm_1.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Проект

методической работы с кадрами по проблеме

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

через начальное техническое моделирование»

 Составитель:

ст. воспитатель Стахиева Л.И.

Сыктывкар, 2018

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

        Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Однако на сегодняшний день педагоги в дошкольном учреждении очень мало внимания уделяют начальному техническому моделированию (НТМ). Зачастую ребенок в 5 года уже хорошо владеет игрой на планшете и при этом не умеет правильно держать ножницы. В старшем дошкольном возрасте при попустительстве родителей ребенок становится ярым геймером. При этом теряется самое ценное в развитии ребенка -  стремление к поиску нового, фантазии развитие воображения. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности.

Наблюдается и низкая заинтересованность самих педагогов во включении данного направления в работу. Зачастую педагоги ограничиваются 1 занятием в неделю по конструированию из бумаги. В то же время если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности, широко применять методы и приемы начального технического моделирования в условиях дошкольного образовательного учреждения, активно вовлекать родителей в процесс изготовления поделок из бросового материала, то уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет высоким.

Я как старший воспитатель вижу решение данной проблемы через реализацию проекта методической работы с кадрами по проблеме «развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование».

Цель проекта

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ)

Задачи проекта

- Провести анализ условий, способствующих развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного возраста.

- Выявить затруднения педагогов по реализации поставленной цели.

- Оказать методическую помощь педагогам в планировании и включении в работу различных методов и приемов НТМ.

- Разработать алгоритм использования результатов самообразования педагогов (транслирование опыта работы).

- Пополнить методический кабинет литературой по теме, создать картотеку игр по данной тематике.

Сроки реализации проекта

октябрь 2018 – май 2019г.

Участники проекта

Педагоги ДОУ, родители,

дети старшего дошкольного возраста

Условия реализации проекта

Утверждение Проекта к реализации на педагогическом совете ДОУ

* Функционирование творческих группы по реализации проекта;

* Оснащение методическими пособиями;

* Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации проекта;

* Оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками

Результаты реализации проекта

- пополнение РППС в группах;

- совершенствование качества воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства педагогов;

- апробированные проекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ).

- вовлечение родителей в процесс создания условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование

Назначение проекта

совершенствование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Нормативно – правовые документы, регулирующие реализацию проекта

- Конституцией РФ, ст.43, 72;

-  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г № 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 13»

Источники финансирования проекта

Бюджет, спонсорская помощь

Зеркало прогрессивных преобразований:

Ситуация «минус»

развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование

Ситуация «плюс»

Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через начальное техническое моделирование (НТМ)

Задачи

Индикаторы и показатели,

позволяющие оценить ход реализации проекта

показатель

индикатор

результат

Оказание методической помощи педагогам в планировании и включении в образовательный процесс вопросов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

Количество проведенных:

- семинарских занятий

- консультаций

- открытые просмотры занятий

- реализация тем самообразования

- разработка и реализация проектов

- включение родителей в создание условий (пополнение РППС)

- привлечение к сотрудничеству педагогов дополнительного образования из городских Центров развития

3

2

5 *

5 *

5 *

12 групп

2

алгоритм использования результатов самообразования педагогов

Реализация алгоритма

2

Пополнение методического кабинета

Приобретение методической литературы

Создание картотеки игр

1 + 8 (на каждую группу дошкольного возраста)

3 * (по возрастам)

Пополнение РППС в группах

Обновление уголков творчества с учетом НТМ

8 (группы дошкольного возраста)

3* - 3 возраста (средняя, старшая, подготовительная)

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Перечень мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

1. Мероприятия, направленные на оказание методической помощи педагогам в планировании и включении в образовательный процесс вопросов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

Формы работы

Цель, содержание

участники

Сроки проведения

Ответственный

Практический

результат

  1. Подготовительный этап
  1. Анализ методической литературы

Выявление инновационных форм и методов НТМ с детьми дошкольного возраста

Воспитатели групп дошкольного возраста

октябрь

Старший воспитатель

Перечень литературы, интернет ссылки

  1. Анализ планов работы педагогов

Выявление включенности в планы педагогов мероприятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

Воспитатели групп дошкольного возраста

октябрь

Старший воспитатель

Справка по результатам анализа

  1. Анкетирование родителей

Выявление отношения родителей к НТМ в детском саду

родители

октябрь

воспитатели

Анализ анкетирования

  1. Анализ РППС в группах старшего дошкольного возраста

Аудит состояния РППС по реализации НТМ

Воспитатели

октябрь

воспитатели

Перечень имеющегося инструментария, материалов и наглядности в группах

  1. Основной этап

2.1. семинар

Тема:           «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ»

Воспитатели групп дошкольного возраста

ноябрь

Старший воспитатель

Аннотированный каталог, перспективные планы, конспекты занятий, вопросник к анализу занятия.

2.2. Консультации

Индивидуальные консультации.

Цель: Оказание помощи (по результатам изучения работы воспитателей, по запросам педагога)

Воспитатели

В течении года

Старший воспитатель

2.3. Изучение и внедрение передового педагогического опыта

Изучение опыта работы по  с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатели дошкольных групп

Ноябрь - декабрь

воспитатели

Итоги изучения (список рекомендуемой литературы, перечень материалов из журналов и сети «Интернет»), использование материалов на открытых просмотрах

2.4.Открытые просмотры

Занятия по НТМ

Цель:  использование вариативных форм организации занятий, методы и приемы работы с детьми. (Вопросы к анализу занятия  (Прил.2)

Воспитатели

февраль

Старший воспитатель

конспекты занятий, карточки анализа занятий с возрастной группой

2.5. Самообразование

Темы: «Организации работы с детьми НТМ»

«Методы и приемы обучения детей НТМ»

Цель: расширить знания педагогов, познакомить с новинками литературы

Воспитатели

В течении года

воспитатели

Библиография по теме, Создание картотеки игр по возрастам

2.6. Тематический контроль

Тема: «Начальное техническое моделирование».

Цель: эффективность работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ.

План проведения тематической проверки (Прил.3)

Группы старшего дошкольного возраста

февраль

Старший воспитатель

Справка по итогам тематической проверки

2.7. Создание условий

Приобретение пособий, методической литературы в методический кабинет,

группы.

Обновление уголков творчества в соответствии с возрастом детей и НТМ.

Старший воспитатель,

Воспитатели

В течении года.

Старший воспитатель

Выставка справочных материалов, методической литературы, пособий.

2.8.Формы работы с родителями: совместная работа педагогов, детей, родителей в творческих мастерских.

Участие в конкурсах на оформление группы к праздникам.

Оформление папки – передвижки «Мастерим вместе с мамой, вместе с папой». Выставки: «Умелые руки папы», «Золотые руки мамы».

Цель: привлечь родителей в работу по развитию у детей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

Воспитатели

По плану отдельному плану в  течении года

Старший воспитатель

Выставки поделок, атрибутов к спектаклям, праздникам. Папки передвижки, пополнение РППС

2.9.Формы работы со школой и другими организациями

Творческая группа

Тема: От НТМ до конструирования из Лего

Цель: взаимодействие и преемственность в работе детского сада и школы по проблеме.

Воспитатели учителя начальных классов

Заседание

1 раз в месяц

Старший воспитатель, завуч по начальным классам

Рекомендации по преемственности

2.10. Разработка проектов

Творческие группы по возрастам

Цель: поиск новых подходов в организации детской конструктивной деятельности, взаимосвязь с другими видами деятельности.

Воспитатели

По плану творческой группы.

Руководитель творческой группы

Методические рекомендации, перспективные планы совместной работы воспитателей групп и специалистов.

  1. Заключительный этап
  1. фФотоотчет

Информирование о  проведенной работе

воспитатели

май

Старший воспитатель

презентация

  1. пПополнение РППС в группах

Анализ, сравнение с наличием материалов в начале года  

Старший воспитатель

май

Старший воспитатель

справка

  1. пПовышение профессиональной компетенции педагогов

анализ участия педагогов в методической работе по данной тематике

Старший воспитатель

май

Старший воспитатель

справка

  1. уУчастие родителей

Анализ работы с родителями

Старший воспитатель

май

Старший воспитатель

справка

  1. пПроекты (занятия) по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ

Трансляция опыта работы

воспитатели

май

Старший воспитатель

справка

3.6. планирование последующей работы по совершенствованию НТМ в дошкольном учреждении

Старший воспитатель

Творческая группа

План работы

2. Мероприятия, направленные на транслирование опыта работы

Мероприятия

сроки

ответственные

Результат

1.

Определение темы самообразования

Собеседование, анкетирование

ноябрь

воспитатели

Приказ «Об утверждении тем самообразования»

2

Планирование и реализация мероприятий по темам самообразования

ноябрь-апрель

воспитатели

Планы по темам самообразования  и отчет

3

Открытые занятия

январь

воспитатели

Занятия по конструированию из бумаги в разных возрастных группах.

4

Конкурс «Поиск решения» (презентация работы по самообразования)

Апрель

Ст. воспитатель

Приказ «об определении педагогов для транслирования опыта работы»

5

Обобщение  опыта работы

Май  

воспитатели

Методический материал, рекомендации, брошюры, буклеты, пособия

6

Транслирование опыта работы

Мастер-классы

В 2017/18 у/г

воспитатели

Выступление на методических заседаниях города (стажировочных площадках, сетевых сообществах)

7

Транслирование опыта работы на информационных площадках разного уровня

В 2017/18 у/г

воспитатели

Участие в семинарах, конкурсах, конференциях и т.д.

3. Мероприятия, направленные пополнение методического кабинета литературой по теме и создание картотеки игр по данной тематике

Мероприятия

сроки

ответственные

Результат

1.

Анализ тем самообразования педагогов

ноябрь

Ст. воспитатель

Подбор методического необходимого перечня методических материалов

2

Приобретение методических материалов

ноябрь-апрель

Ст. воспитатель

Наличие методического материала

3

Создание творческих групп по подбору картотек игр, приемов по теме

ноябрь

воспитатели

План работы творческих групп

4

Апробирование методов и приемов конструирования из бумаги в группах  

ноябрь- апрель

воспитатели

Открытые занятия, мастер-классы

5

Подготовка картотек методов, приемов, игр по НТМ

май  

воспитатели

Картотеки по возрастам

 Самооценка проекта

  • Проект возможен к реализации в условиях функционирования ДОУ в любых условиях.
  • Новизна проект заключается в его простоте и конкретности разработки.
  • Для ДОУ данный проект значим, так как необходимо методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и самообразования педагогов.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  2. Журавлева А. П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Ишмаковой М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
  4. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
  5. Развитие технического творчества младших школьников: Книга для учителя; Под редакцией П.Н. Андрианова, М.А. Галагузовой.  – М.: Просвещение, 1990.
  6. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2005.

Используемые интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru
  2. http://www.maam.ru
  3. http://www.niv.ru
  4. http://bibliofond.ru

Приложение 1

План проведения семинара по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ»

1-е занятие.

1.Этапы, условия и методы формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через НТМ (подготовить раздаточный материал: схему, таблицу).

2. Характеристика возрастных возможностей детей (выступление воспитателей).

3. Содержание работы в разных возрастных группах (форма проведения –

диалог, собеседование, выступление воспитателей).

Домашнее задание: составить аннотированный каталог по теме.

2- е занятие.

1.Методы и приемы работы педагога, формы организации детской деятельности на занятиях НТМ.

2.Методы и приемы педагога, формы организации детской деятельности по НТМ вне занятий, взаимосвязь с другими видами деятельности.

Домашнее задание: составить конспекты занятий по своей возрастной группе.

3- е занятие.

Открытый просмотр детской деятельности:

  • Анализ занятия по вопросам;
  • Оценка результатов детской деятельности;
  • Разбор педагогических ситуаций, возникших в ходе занятия.

Домашнее задание: составить перспективный план работы на год по НТМ для своей возрастной группы.

Анкетирование по итогам семинаров (Прил. 4)

Приложение 2

Вопросы к анализу занятия

1.Соответствует ли оснащение деятельности детей материалом и оборудованием цели занятия?

2.Целесообразность организации рабочего места.

3.Использование методов и приемов (оценивать в соответствии с возрастом детей) педагогом:

а) наглядные методы и приемы:

  • рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, игрушек;
  • показ образца;
  • показ способов действия;
  • конструирование взрослого при детях;
  • наблюдение за конструированием старших детей;

б) словесные методы и приемы:

  • беседа о конструируемом объекте;
  • пояснение, совет, подсказка;
  • поддержка замысла ребенка;
  • показ способов анализа объекта;
  • коллективное обсуждение совместной деятельности;
  • совместное со взрослым планирование деятельности;
  • совместный анализ результатов конструирования;
  • самоанализ, сопостановление полученного результата с заданным;

в) практические методы и приемы:

  • сотворчество взрослых и детей;
  • органическое включение конструирования в другие виды деятельности (мотивация изготовления поделок для игры, театрализованной деятельности, подарков);
  • объединение поделок одним сюжетом;
  • расширение содержания детской деятельности;
  • конструирование «по условия»
  • предоставление детям возможности самостоятельного выбора способов конструирования, экспериментирования с различными материалами;
  • конструирование «по замыслу»;

г) игровые методы и приемы:

  • органическое включение в сюжет игры задачи по конструированию;
  • достаточный выбор игрового материала;
  • игровая мотивация детской деятельности.

4. Как осуществлялась индивидуальная работа с детьми на занятии?

5. Как анализировался результат детской деятельности, целесообразность

анализа?

6. Какой стиль общения преобладает у педагога?

7. Достигнута ли цель занятия?

Выводы и предложения по занятию.

Приложение 3.

План проведения тематической проверки по проблеме

«Развитие творческих способностей детей в процессе

конструирования из бумаги»

Вопросы контроля

Методы контроля

Цель контроля

Сроки проведения

Ответственный

1.Знания умения навыки детей

Наблюдение и анализ занятия

Анализ детских работ.

Беседа или выборочное тестирование.

Наблюдение и анализ 2- й половины дня.

Соответствие навыков возрасту детей, наличие собственного замысла его развитие и реализация.

Умение использовать свои знания и навыки в самостоятельной деятельности.

2. Планирование работы

Анализ плана работы с детьми

Наличие планирование системы по развитию творческих способностей детей.

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

Самостоятельная  деятельность детей.

3.Создание условий

Изучение предметно развивающей среды.

Наличие различного материала для конструирования.

Методическое обеспечение.

Целесообразность размещения.

4. Знания, умения, навыки воспитателя

Беседа

Самоанализ

Наблюдение педагогического процесса

Знания методов формирования творческих способностей детей через НТМ, условий возникновения и этапов развития детского творчества.

Знание индивидуальных особенностей развития детей, видение перспективы.

Методика проведения занятий, организация детской конструктивной деятельности вне занятий.

Нетрадиционные методы и приемы, используемые в работе.

5.Работа с родителями

Анализ документации.

Взаимодействие в работе с семьей по данной теме, формы работы.

Приложение 4

Анкета для воспитателей 

  1. Какую программу по НТМ вы используете в своей работе, какие педагогические технологии к реализации программы?
  2. Чем вы руководствуетесь в выборе программы и технологии?
  3. Назовите возрастные возможности и особенности развития детей вашей группы.
  4. Сформулируйте задачи НТМ для детей вашей возрастной группы.
  5. Как вы планируете работу по НТМ? Почему?
  6. Какие методы и приемы вы используете в обучении детей НТМ?
  7. Какие формы организации детской деятельности вы используете на занятиях или вне занятий?
  8. Как осуществляется взаимосвязь занятий по НТМ с другими видами деятельности, планируете ли в дальнейшем работу по проектному методу, проведение интегрированных занятий?
  9. Как вы оцениваете результаты детской деятельности?
  10. Как используются поделки детей?
  11. Какая работа проводится с родителями по повышению педагогической грамотности и как они привлекаются к участию в различных мероприятиях (конкурсах, изготовлении атрибутов к играм, спектаклям, украшении зала и.т.д.)
  12. Делитесь ли вы своими достижениями и проблемами с другими педагогами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...