Сценарий "День Наума Грамотника»
методическая разработка

Мокеева Татьяна Николаевна

14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_nauma_gramotnika.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

«День Наума Грамотника»

Цели:

- способствовать закреплению полученных знаний;

- расширять кругозор учащихся;

- развивать память, внимание, стремление узнать новое.

Оборудование: веревочка с узелками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами. А вот как учили раньше буквы на Руси.

- А сейчас вы выполните задания и мы проверим, насколько вы сообразительные, умеете ли вы отгадывать загадки.

В конкурсе все ребята принимают участие. Заслушиваются ответы.

За правильные ответы ученики получают фишки. По количеству фишек определяются победители (1,2,3)

1. Конкурс «Загадочный»

Учитель называет загадку, ребята молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку.

1. Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)

По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан. (Овца)

На пяти проводах

Отдыхает стая птах. (Ноты)

Ох, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед. (Раки)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Сливы)

Ящик на коленях скачет –

То поет, то громко плачет. (Гармонь)

9. Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

10. Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (Август)

11. Рогатый, а не бодается. (Месяц)

12. Без крыльев летят,

Без ног бегут.

Без паруса плывут. (Облака)

13. Живет в нем вся Вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

14. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

15. Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ежиха

16. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)

- С загадками вы справились. Молодцы! А напоследок примите вот эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память. ( веревочка с двумя узелками)

1 узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное».

2 узелок гласит: « Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрыть, в противном случае все позабудешь».

Помните об этом, когда чему-либо обучаетесь!

А сегодня вы, ребята, покажите свои умения и успехи. Во время игры участники выбывают один за другим. Победивший в последнем задании получает звание Наума Грамотника.

Окружающий мир.

1. Микробов он сбивает с ног,

Ну, а зовут его….(Чеснок)

2. И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята)

3. Летом рад я свежей ягодке медвежьей:

А сушеная в запас от простуды лечит нас. (Малина)

Математика.

Хитрые задачи.

Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)

В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (Ни одной)

Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? ( 8 лет)

Шли три поросенка. Один – впереди двух, один – между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом)

По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? ( 9)

Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)

Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)

Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом – 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут)

Физкультура

Зеленый луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот бойко бегает народ,

На воротах этих рыбацкие сети. (Стадион)

2. Не кормит, не поит, а здоровье дарит. (Спорт)

3. Город огромный, а в городе чудо:

Налили воду в огромное блюдо.

В каменном блюде с водою зеленой

Плавают люди зимою студеной. (Бассейн)

4. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (Хоккей)

5. Костыль кривой так и рвется в бой. (Клюшка)

6. На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

7. Скажи, какой железный мяч

Одной рукой толкнул силач? (Ядро)

Физкульминутка.

А сейчас мы проведем еще одну игру и узнаем, насколько вы эрудированы.

Игра «нет» или «да».

1. Окоп – это вырытая яма? (Да)

2. Компас – это прибор для измерения времени? (Нет)

3. Танки могут плавать? (Да)

4. У звезды 5 лучей? (Да)

5. Боевые гранаты растут на дереве? (Нет)

6. Два сапога – пара? (Да)

7. Парашют сделан из бумаги? (Нет)

8. На погонах у моряков изображены самолеты? (Нет)

9. Компас показывает направление? (Да)

10. Лейтенант старше генерала по званию? (Нет)

11. Кок – это повар на корабле? (Да)

12. В слове «казарма» три буквы «а»? (Да)

13. Магазин – это место для патронов? (Да)

Подведение итогов. Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Что интересного было

Награждение детей дипломами «Наума Грамотника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Наум - грамотник"

Развлечение для старшего возраста 5-7 лет....

Развлечение "День Наума Грамотника"

Развлечение-досуг для детей подготовительной к школе группы, приуроченное к празднику Дня Наума Грамотника...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры....

Праздничная викторина "День Наума Грамотника"

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старом...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ по теме: «ПРАЗДНИК НАУМА – ГРАМОТНИКА»

Знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков,воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к прошлому своего народа, активизировать творческие способности у детей с ОНР, воспиты...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».ОО: (социально-коммуникативное, речевое)Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбереж...