Сценарий праздника "Наум - грамотник"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Коурова Альбина Витальевна

Развлечение для старшего возраста 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_naum_-_gramotnik.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение «Наум – Грамотник».

Цели:

- Познакомить детей с традициями русских праздников, взглянуть на них  глазами современного человека.

- Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность.

Оборудование: Ребусы  в картинках для игры «Угадайка», Образец буквы и разобранная на части буква. Надпись для украшения зала «Наум – Грамотник», Буквы для украшения зала. Два мольберта.

Для инсценировки:  Маски зверей, указка, тетрадь, мольберт, стулья.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Собрались мы не случайно, а кто скажет по какому поводу?

Дети: Сегодня 14 декабря отмечаем День Наума Грамотника,

Ведущий: Наум Грамотник был  покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи меня на ум».

Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Слышала, что и наши дети много знают. Вот и пришёл черёд проверить, чему же вы научились. Готовы ли вы показать свои знания? Красны девицы! Добры молодцы!

Дети: ДА.

Ведущий: А сейчас ребята исполнят задорную, весёлую песню «Валенки».

Ведущий: Какая красивая песенка. Ребята подготовили для нас стихотворения, про азбуку и буквы. Выходим на середину зала.

Дети:  1 ребенок.

             В старину учились дети –

             Их учил церковный дьяк.

             Приходили на рассвете

             И твердили буквы так:

             А да Б – как Аз и Буки,

             В как Веди, Г – Глаголь,

             И учитель для «науки»

             По субботам их   порол.

             Вот какой чудной вначале

             Наша грамота была.

             Вот каким пером писали –

             Из гусиного крыла.

             Этот нож не без причины

             Назывался «перочинным»,

             Очиняли им перо,

             Если не было остро.

             Трудно грамота давалась

             Нашим предкам в старину,

             А девицам полагалось

             Не учиться ничему.

             Обучались лишь мальчишки.

             Дьяк с указкою в руке

             На распев читал им книжки

             На славянском языке.

             Так, из летописей старых

             Знали дети москвичей.

             О литовцах, о татарах

             И о Родине своей. (Н. Кончаловская)    

             2 ребенок.

              Игры, шутки. Тары – бары,

              Песни, конкурсы, забавы.

              Все пришло из старины,

              Из далекой глубины.

              Мы колядовать ходили.

              Хоровод весной водили,

              А в крестьянской – то избе

              Знаем что теперь и где.

              Где светелка, где светлица,

              Для чего служил рушник.

              Кто ложился на полати,

              Кто с ухватом у печи

                Вынимал чугун горячий

                Да ржаные калачи.

Ведущий: Какие вы молодцы, мы с ребятами услышали столько нового и интересного.  Предлагаю провести игру – цепочку, в ходе которой мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об уме, учебе, занятиях.

Я начну, а вы продолжите.

Итак, начинаю: Пришёл Наум  -  пора браться за ум.

Дети: Наум наведет на ум.

           Кто грамоте  горазд, тому не пропасть.

           Корень ученья горек, да плод сладок.

           Ученье – свет, а не ученье – тьма.

           Грамоте учиться – всегда пригодится.

           Неученый, что слепой – веди куда хочешь.

           Век живи, век учись.

           Не спеши языком, торопись делом.

           Новых друзей наживай, а старых не забывай.

           Труд кормит, а лень портит.

Ведущий: Ай да молодцы! Проверим следующие знания. Сможете ли собрать буквы. Д/и. «Почини буквы»  

Кто справляется с заданием первый тот и выигрывает.

Дети: Собирают буквы.

Ведущий: Наши девочки станцуют танец «Метелица».

Ведущий: Очень красивый танец! Ребята, а любите ли вы решать различные задачки?

Дети: Да.

Ведущий: Слушаем внимательно.

  1. На подоконнике лежали 3 зелёных помидора, через день они покраснели. Сколько зеленых помидоров осталось?
  2. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  3. У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки?
  4. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков?.
  5. Сколько концов у двух палок?
  6. Коля прибежал из школы домой первым, а Оля – второй. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?
  7. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

Ведущий: Молодцы! А кто ещё желает поиграть в игру «Угадайка». Для этого нужно 4 человека для одной команды и 4 человека для другой. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву  в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить зашифрованное на таблице слово.

Ведущий: Русский народ не только был работящим, но и умел ещё и хорошо отдохнуть. Ребята приготовили частушки.  

 Дети: 1 ребёнок.    

           Начинаем петь частушки,

           Просим не смеяться.

           Тут народу очень много,

           Можем растеряться.

            2 ребёнок.

           Утомился наш дружок,

           От урока просто взмок.

           Почему он так устал? –

           Весь урок звонка он ждал.  

           3 ребёнок.              

           В умилении Наташа  

           Нежно смотрит в микроскоп

          Так же нежно в микроскоп

          На неё глядит микроб.

          4  ребёнок.  

          Хоть оценки и не очень,

          Петя очень знаменит,

          Потому что, между прочим,

          Он ушами шевелит.

          5 ребёнок.      

          Чтоб успеть по всем предметам,

          Света верила приметам,

          Но, увы, от всех примет

          Для ученья пользы нет.

          6 ребёнок.

          Ира книг читает мало, -

          У неё всегда дела.

          Книгу целый год держала,

          А ни строчки не прочла.

          7 ребёнок.  

          Мы немного пошутили,

          Посмеялись над собой,

          Если что присочинили –

          Так проступок небольшой.

          8 ребёнок.

          Все частушки перепели,

          Думаем, что хороши.

          Так похлопайте дружнее –

          Мы старались от души.

          Ребята приготовили для Наума Грамотника подарок инсценированное стихотворение

                  «Урок в лесной школе».

        (Входит еж –  .)

     Ёж. – Здравствуйте, дети, садитесь!

                Начинаем наш урок.

                Повторять мы будем счёт.

                Зая, заинька, скажи,

                Сколько будет два плюс три.

                Ой не знаю, ой, боюсь,

                Почему – то весь трясусь.

       (Трясёт лапами, дрожит.)

     Ёж. – Отвечать ты должен смело,

                А робеть – плохое дело.

                Два плюс три будет пять –

                Это надо твёрдо знать.

                А теперь ответь, лиса,

                Сколько будет два плюс два.

         (Лиса перелистывает тетрадь и как бы подсматривает.)

                Не подсматривай, лиса!

                Ты куда косишь глаза?

                Надо четко отвечать,

                  Не подсматривать в тетрадь.

                  Сядь подумай обо всём

                  И ответишь мне потом…

                  Мишка косолапый, встань,

                  Отвечай скорее нам,

                  Сколько будет три плюс три.

           Медведь (стучит лапой по голове, как бы думая, и протяжно, с ревом отвечает.)

           Три плюс три у – у –у!    

         Ёж. Долго думаешь, друг, ты

                 И так громко не реви.

                 Ты учись быстрей считать,

                 Побыстрей соображать.

     (Мишка садится за парту.)

                 Прожужжит теперь нам мушка,

                 Лета красного подружка,

                 Сколько будет пять плюс пять.

      (Мишка считает до 10 и садится.)

                 Ты отлично отвечала,

                 На пятёрку прожужжала.

                 Пусть проквакает лягушка,

                 Сколько будет три плюс два.

     (Лягушка торопливо, перебивая учителя, квакает всего 3 раза.)

                 Очень ты поторопилась,

                 Потому со счёта сбилась,

                 Ты подумала б сначала,

                  А потом уж отвечала.

     Лягушка (делая вид, что думает).

                 Три плюс два будет –

                 Ква – ква – ква – ква – ква.

       Ёж (гладит лягушку по голове). Вот теперь подумала.

                 Отвечай нам, волк, скорей,

                 Сколько лапок у зверей.

     Волк.  Знают звери во всём мире,   

                 Дважды два всегда четыре,  

                 Столько ж лапок у зверей,

                 У моих лесных друзей,

        Ёж.   Из тебя, мой милый волк,

                  Тоже будет толк….      

      (Обращается ко всем зверям).

                   Вы, друзья, должны стараться,

                   Все прилежно заниматься.

                   Чтоб иголки все мои

                   Сосчитать все в миг могли…

                   До свидания, друзья,

                   Наш урок окончил я.

      Заяц (радостно кричит). Кончил дело – гуляй смело!

   Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников  - лучший подарок учителю. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет и мы угощаем всех ребят такими монетами, веря, что они принесут счастье и удачу. До свидания, до новых встреч.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "День Наума Грамотника"

Развлечение-досуг для детей подготовительной к школе группы, приуроченное к празднику Дня Наума Грамотника...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры....

Праздничная викторина "День Наума Грамотника"

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума — одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старом...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ по теме: «ПРАЗДНИК НАУМА – ГРАМОТНИКА»

Знакомиться с русской стариной, жизнью и культурой предков,воспитывать эмоционально-целостное отношение и интерес к прошлому своего народа, активизировать творческие способности у детей с ОНР, воспиты...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».ОО: (социально-коммуникативное, речевое)Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбереж...

Развлечение «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

С целью познакомить детей с традициями русских праздников, с красотой и величием русского языка, воспитания любви и уважения к православной культуре и образованию - традиционно в нашем детском саду 14...