методическая разработка: конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник».
ОО: (социально-коммуникативное, речевое)
Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбережение.
Цель: Продолжать работу по формированию у детей универсальных учебных действий на основе русского народного календаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Наум Грамотник». | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для детей подготовительной к школе группы
«Наум Грамотник».
(социально-коммуникативное, речевое)
Используемые технологии: игровая, ИКТ, арт-терапия, здоровьесбережение.
Цель:
Продолжать работу по формированию у детей универсальных учебных действий на основе русского народного календаря.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать интерес детей к учебной деятельности;
- Продолжать работу по формированию у детей первоначальных представлений о быте и традициях русского народа;
- Обогащение словарного запаса:
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний и умений.
Развивающие:
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, договариваться и работать во взаимодействиями друг с другом;
- развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
- развивать личностные качества ребенка (доброту, милосердие, толерантность)
Воспитательные:
Воспитание и уважения к труду учителя и воспитателя ;
Предварительная работа:
Рассматривание картин художников об учении детей в старой Руси;
Чтение Л.Н.Толстой «Филиппок»;
Подборка книг (азбука) и журналов для детей старых изданий;
Изображение букв старославянских и сравнивание их с современной азбукой
Разбор пословиц о грамотности;
Расширение словаря;
Знакомство с русским бытом;
Материал к проведению занятия: Мультимедийная установка, мешочек с предметами, сушки, верёвочки, корзинки, носочки покрытые воском, палочки, народный календарь, алфавит, буквы.
Ход мероприятия
Групповое помещение ( разделено на 2 части)
Дети входят и садятся возле камина. (Камин с огнём.. Музыка)
В группу к детям приходит Россиянка, снимает шубку, делает вид, что стряхивает снег с валенок, отряхивает шаль, здоровается с детьми. Садится к ним.
Хорошо, когда зима в большом снегу, рождается следующей осенью хлеба будут богатыми! Так что не только зиме в декабре начало, а и урожаю. Много начал в декабре.
Так, например, в декабре, по народному календарю, на Наума, ребят везли учить грамоте.
-А вы, обучены грамоте? (высказывания детей)
- Вот я и проверю это.
У Воспитателя Мешок с предметами ( книга - азбука, деревянная палочка, перо, свеча, береста, горох, дощечка покрытая воском, лист бумаги , кусок бересты, набор букв….)
Россиянка. У меня с собой мешок. А в нём много интересного. Хотите посмотреть?
Детям предлагается поочередно достать предметы, назвать его и выложить их на столе.
-Как вы думаете, что связывает все эти предметы? ( Высказывания детей)
Россиянка:
Молодцы! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить старинный русский праздник «День Наума Грамотника»,
- А помните ли вы, в какой именно день отмечался этот праздник?
Дети. 14 декабря открывает календарь)
Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
(На экране появляется лик Наума) – предварит. работа
Россиянка. На Руси, Наум грамотник, считался покровителем знаний и учения книги
В.: Кто из Вас ребята, может сказать какого человека можно назвать грамотным?
Д……..
Россиянка:
-Как вы думаете, почему начинали учиться зимой, а не в другое время года, например, как у нас сейчас, в сентябре?
Д. - Окончания полевых работ
Россиянка. Сегодня я предлагаю Вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а заодно и знания свое показать. А для этого попрошу вас пройти вот сюда. (Подходят к общему столу и стульям).
Россиянка:
Учились в школе только мальчики. Мы с вами первыми посадим мальчиков на лавку. А вот девочки в школе не учились, но мы сделаем исключения для них, т.к. в современной школе учатся все. Девочки присаживайтесь.
Как ладно мы сидим. Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете их и мы с вами окажемся в прошлом.
На экране картина А.Максимов «Книжное учение»
Россиянка.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.-
2 слайд.
Россиянка:
Картина А.Максимов «Книжное учение»
Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты.
Что вы видите на картине?
Дети высказываются о том, что увидели.
Россиянка:
Я предлагаю вам оживить эту картину. (оречевление картины)
Давайте попробуем представить себя на месте героев картины. О чём они могут разговаривать, размышлять.
Подумайте.
Выберите себе героя и озвучьте его.
Кто хочет попробовать? Пожалуйста.
Дети оречевляют героев.
Россиянка держит в руке корзину с сушками:
Обязательно в классе был староста (помощник), во время занятий он помогал учителю.
Я предлагаю Вам выбрать 2-х помощников. Вы должны договориться между собой. Ваши предложения.
А теперь помощники наберут себе команду.
Молодцы.
Вы ученики покажите свои умения и успехи.
Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку.
Сушки собирайте в лукошко.
При подведении итогов все сушки соберите на одну низку. Если низка окажется полная, то вы получите почетное звание – «Грамотеи».
Испытание 1. «Собери пословицу» Не торопись отвечать – торопись слушать.
Россиянка: Следующее испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите конверты. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклейте их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно.
Предлагаю следующие пословицы: на выбор
Аз да буки избавят вас от скуки.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть,
Без грамоты, как в потемках.
Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить?
Испытание 2«Писари»
Ведущий: В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишете всего одно слово 1 команда напишет слово -«школа»,а вторая - «парта».
Помощники раздают дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.
Испытание3. «Соберите слово»
Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова. Вы должны собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать. Побеждает каманда, которая быстро и правильно соберет слово.
Испытание 4. «Переведи с русского на русский»
Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык.
Устаревшие слова: хоромы, перст, палица, бирюк, плетушка, уста, полон, десница, чело, кочет, око.
Перст-палец, кочет – петух, уста- губы, десница – правая рука, чело – лоб, око – глаз.
Сделал дело – гуляй смело.
Рефлексия.
Россиянка: Молодцы! Отдохнули. Присаживайтесь. Пришло время посчитать сушки. Отдавая мне сушку, вы скажите за что вы её получили.
Вот моя низка, кто первый? (дети вспоминают что делали).
Пора возвращаться. Закройте глаза, сосчитайте до 3.
Ну вот и закончилось наше путешествие, на память я оставлю Вам старославянские буквы, найдите среди них одну букву с которой начинается ваше имя, украсьте её вензелями это будет для вас память о сегодняшнем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка досуга для детей подготовительной группы "Сказка за сказкой" по А.С. Пушкину
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста можно использовать, как итоговое мероприятие к проекту о А.С. Пушкине....
методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)
Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....
методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)
Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....
методическая разработка занятия для детей подготовительного возраста с ТНР (ОНР)
Это логопедическое занятие. в котором деети не только повторяют группы всегда мягких и твердых звуков, но и оказываются в чудесном мире сказок....
Методическая разработка конспекта нод для подготовительной группы по теме:"А.С.Пушкин и его творчество"
Данная методическая разработка представляет собой итоговое занятие по изучению творчества А. С. Пушкина . В ней использована составленная мною презентация....
Методическая разработка «Беседа для детей подготовительной группы о празднике «День Победы»»
Методическая разработка «Беседа для детей подготовительной группы о празднике «День Победы»» Задачи: познакомить детей с историей праздника, как начиналась война, что пришлось пережить...