Шахматный теремок
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий шахматного теремка для детей 6-7 лет
Тема: «Шахматный теремок»
Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Форма организации: досуг - сказка
Программное содержание:
Цель: познакомить с шахматными фигурами.
Образовательные задачи:
- Способствовать формированию знакомству и закреплению названий шахматных фигур и их ходов
Развивающие задачи:
- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.
- Развивать диалогическую речь, коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувства коллективизма.
- Воспитывать интерес к игре в шахматы
- Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки
Интеграция образовательных направлений:
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное,
Место проведения: шахматный кабинет
Количество детей: 26 человек (группа детей)
Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы, чтение отрывков из книги И.Г.Сухина «Приключение в Шахматной стране».
Методы:
Словесный (объяснение, рассказывание)
Наглядный (показ способа действий, рассматривание)
Игровой (собственно-практический, игровой.)
Эвристический (самостоятельные рассуждения и высказывания детей)
Материалы и оборудование: домик, стол с посудой и шахматами, музыкальный центр, накидки с изображением шахмат для детей, музыка к передаче «В гостях у сказки», музыкальная композиция к гимнастике. Изображение фруктов для задания. Магнитная шахматная доска с шахматами. Шахматное напольная доска.
Мотивационный момент.
Дети заходят в музыкальный зал, и ребенок обращает внимание на домик, состоящий из черных и белых квадратов: «Это что за теремок?»
Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто может жить в теремке?
Дети: Герои сказки: «Теремок»
Воспитатель: а если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то каких героев можно поселить в него?
Дети: шахматные фигуры
Воспитатель: Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?
Дети: «Шахматный теремок»
Воспитатель: было бы интересно посмотреть такую сказку, а вы сможете показать?
Дети: покажем сказку новую, интересную.
Ход мероприятия.
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве
В далекой стране Индия
Жили –были славные жители-шахматные фигуры
Фигуры были белые и черные
И ходили они только по белым и черным клеточкам
И вот однажды по волшебству попали эти фигуры
В сказку знакомую старинную «Теремок»
И вот получилась новая сказка.
Как на горке, на крутой стоит терем расписной.
Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.
Кто там по полю бежит
И сухой травой шуршит?
Это маленькая пешка
Ищет на зиму домишко.
Эта пешка из страны «Шахматные фигуры».
Ребенок 2 -ПЕШКА:
Это что за теремок?
Есть крылечко и порог…
Посмотреть ко мне поближе, да дорожки совсем не видно
Ведущий:
В поле много есть дорожек
Будь и смел, и осторожен
Вверх пойдешь по вертикали,
Вправо по горизонтали
А с угла на угол, вдаль нас ведет диагональ
Эту шахматную тайну
Я от Вас скрывать не стану
Ты друзей своих сзывай
В поле больше не плутай.
А чтобы пешка дошла до домика нужно выполнить задание (дети сначала встают на горизонталь, затем на вертикаль, и на диагональ)
Пешка: до чего же дом хорош!
Лучше дома не найдешь.
Пойду позову:
Эй, хозяева, ау!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет!
Ни ответа, не привета
И хозяев, значить нету!
Пешка вымыла крылечко.
Затопила жарко печку.
Подметает пешка пол,
Накрывает пешка стол.
Ведущий: на зеленую опушку прискакал волшебный белый конь.
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь и-го-го,
Посмотрите каково.
И скажу вам справедливо и-го-го.
Что я стройный и красивый.
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок!
Подскачу- ка я поближе,
Посмотрю-ка я выше, ниже…
Подойду и позову:
Эй, хозяева, ау!
Кто, кто в теремочке живет?
Ребенок 4-ПЕШКА: Я-пешка короля Тра-ля-ля
Шагаю лишь вперед, а не наоборот
По чину мне положен- один короткий шаг
Зато назад не может нас передвинуть враг.
А ты кто?
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь,
В перебежках знаю толк,
Прыгну я- подковы звяк!
Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк
Получается зигзаг!
Притаюсь, словно в прятки, и скакну из-за спины.
Хочешь тоже научу? И-гого. (Задание)
Задание от коня: Ребенок на магнитной шахматной доске показывает фигуру, а дети должны назвать адрес этой фигуры
Воспитатель: поселились пешка и конь в теремке
Стали жить да поживать
И друг другу помогать.
Вместе накрывают стол,
Вместе чай с малиной пьют,
Очень весело живут.
Вдруг откуда не возьмись
К теремочку ладья пришла
Ребенок 5 -ЛАДЬЯ:
Я ладья, стройна как статуя.
Не боюсь я ни чего,
Потому что храбрая
Потому, что смелая.
Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе,
Посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Ребенок 4-ПЕШКА:
Я пешка белая и даже очень смелая.
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь.
Вместе: А ты кто?
Ребенок 5-ЛАДЬЯ:
Я- ладья упрямая и хожу лишь прямо
Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок
Стою на самом краю, путь откроют- пойду.
Вместе: А что ты умеешь делать?
Ребенок 5-ЛАДЬЯ:
Я умею делать гимнастику, хотите и вас научу?
Знают все, что физкультура
Сильной делает фигуру.
Выходите по порядку
На веселую зарядку!
Зарядка:
Мы сначала потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)
Раз – нагнулись,
Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)
Руки в сторону развели, (руки развести в стороны)
Пешку, видно, не нашли (поворот вправо и влево)
Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)
Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).
Воспитатель: вот живут они втроем: ладья, волшебный белый конь, пешка маленькая, но очень смелая.
Тут по полю мимо слон шагал.
В слух о чем - то размышлял.
Увидал он теремок
и решил заглянуть на огонек.
Ребенок 6-СЛОН:
Это что за теремок
Из тубы идет дымок.
Подойду-ка я поближе,
Посмотрю-ка выше, ниже.
Жаркий выдался денек,
Может здесь найду воды глоток.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Ребенок 4-ПЕШКА:
Я пешка белая и очень смелая.
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь.
Ребенок 5-ЛАДЬЯ: Я ладья, стройна как статуя.
Вместе: А ты кто?
Ребёнок 6-СЛОН:
Я –слон, смел и строен, и высок
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему, наискосок.
Пустите меня в теремок жить.
Вместе: А что ты умеешь делать?
Ребенок 6-СЛОН:
Буду верно вам служить,
Буду терем сторожить.
А еще, если честно вам сказать,
Обожаю фрукты кушать я
Вас хочу я попросить
Я несколько не шучу.
Все, ребята, встаньте возле доски, и соберите мне фрукты в лукошко
Ты мой друг и я твой друг (дети, выполняя ходы слона по очереди собирают фрукты на напольной шахматной доске)
Воспитатель: вот живут они в теремочке, теремке
Сделав дело, отдыхают смело.
Вдруг по лугу ферзь идет,
Песни весело поет.
Ребенок 8-ФЕРЗЬ:
Я шагаю, я шагаю,
Песни славно распеваю.
И надеялся в пути
Я приют себе найти.
Но нет нигде жилья,
Где мог отдохнуть и я.
Где найти мне теплый дом
И с крылечком, и с окном.
Печки, жаркий уголек…
Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе,
Посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Ребенок 4-ПЕШКА:
Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь.
Ребенок 5-ЛАДЬЯ:
Я ладья, стройна как статуя
Ребенок 6-СЛОН:
Я слон веселый и очень здоровый.
Вместе: А ты кто?
Ребенок 8-ФЕРЗЬ:
Я ферзь и шаг у меня широк
Могу ходить и прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад
Бью я вдаль и в упор.
Вместе: А что ты умеешь делать?
Ребенок 8-ФЕРЗЬ:
Могу загадывать загадки:
Что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
Что следует за чёрным полем? (белое поле)
Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Воспитатель: Стали шахматные фигуры с ферзем жить.
Вместе терем убирают,
И друг другу помогают.
Вдруг откуда не возьмись
Появился на лугу белый король.
Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:
Ребенок 7-КОРОЛЬ
Я прошел хороший путь,
Надо где-то отдохнуть.
Очень жаркий был денек,
Я присяду на пенек.
Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе,
Посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Ксения-пешка: Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.
Ребенок 3 -КОНЬ:
Я волшебный белый конь.
Ребенок 5-ЛАДЬЯ:
Я ладья, стройна как статуя
Ребёнок 6-СЛОН:
Я слон веселый и очень здоровый.
Ребенок 8-ФЕРЗЬ:
Я ферзь могучий, в своей стране я самый лучший
Вместе: А ты кто?
Ребенок 7-КОРОЛЬ:
Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь
В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий
Всего на клетку могу отойти.
Вместе: А что ты умеешь делать?
Ребенок 7-КОРОЛЬ:
Я умею играть на музыкальных инструментах, могу вас научить.
Игра на ложках вместе со всеми.
Воспитатель: вшестером теперь живут,
Вместе песенки поют.
Подметают и стирают,
Вместе в шахматы играют
Вот такая карусель.
Хорошо у них мы видим,
В тесноте, да не в обиде.
Песня про дружбу из мультфильма «Крошка Енот».
После песни все артисты берут шахматные доски в руки, делают зрителям поклон и уходят.
Воспитатель: вот такая сказка получилась у нас, надеюсь вам понравилась.
Используемая литература:
- Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа,1994.
- Сухин, И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин, И. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.
- Сухин, И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин, И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы – школе / Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М. : Педагогика, 1991.
- Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. / И.Г. Сухин. – М. : АСТ, 2019. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект шахматного развлечения "В гостях у шахматного короля".
Развите логического мышления, памяти и связной речи....
шахматный теремок занятие с использованием театрализации
Сказка «Шахматный Теремок».Цель: познакомить с шахматными фигурамиЗадачи: Обогащать словарный запас слов детей.Развивать умение выразительно читать свой ...
Досуг - Сказка "Шахматный Теремок"
Досуг -Сказка "Шахматный Теремок"Для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)Познакомить детей с шахматными фигурами....
Сценарий сказки "Шахматный Теремок"
Досуг-Сказка «Шахматный Теремок».Цель: познакомить с шахматными фигурами.Задачи: - Обогащать словарный запас слов детей.- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимико...
Сценарий инсценировки сказки «Теремок» на шахматный лад.
Цель: развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность.Задачи:- развитие коммуникативных навыков;- Развитие коммуникабельности в ходе театрализации сказки;- Учить детей играть...
Презентация "Шахматный теремок"
quot;Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти..." (В.А.Сухомлинский)...
Шахматная сказка "Теремок"
Сказки – это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще один эффективный метод обучения детей шахматам. Читая сказку, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в...