Шахматный теремок
методическая разработка (старшая группа)

Зубова Екатерина Анатольевна

Сценарий по шахматной сказке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatryy_teremok_stsenariy.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий шахматного теремка для детей 6-7 лет

Тема: «Шахматный теремок»

Возрастная группа: подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Форма организации: досуг - сказка

Программное содержание:

Цель: познакомить с шахматными фигурами.

Образовательные задачи:

- Способствовать формированию знакомству и закреплению названий шахматных фигур и их ходов

Развивающие задачи:

- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.

- Развивать диалогическую речь, коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувства коллективизма.

- Воспитывать интерес к игре в шахматы

- Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки

Интеграция образовательных направлений:

Познавательное развитие, Социально-коммуникативное,

Место проведения: шахматный кабинет

Количество детей: 26 человек (группа детей)

Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы, чтение отрывков из книги И.Г.Сухина «Приключение в Шахматной стране».

Методы:

Словесный (объяснение, рассказывание)

Наглядный (показ способа действий, рассматривание)

Игровой (собственно-практический, игровой.)

Эвристический (самостоятельные рассуждения и высказывания детей)

Материалы и оборудование: домик, стол с посудой и шахматами, музыкальный центр, накидки с изображением шахмат для детей, музыка к передаче «В гостях у сказки», музыкальная композиция к гимнастике. Изображение фруктов для задания. Магнитная шахматная доска с шахматами. Шахматное напольная доска.

Мотивационный момент.

Дети заходят в музыкальный зал, и ребенок обращает внимание на домик, состоящий из черных и белых квадратов: «Это что за теремок?»

Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто может жить в теремке?

Дети: Герои сказки: «Теремок»

Воспитатель: а если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то каких героев можно поселить в него?

Дети: шахматные фигуры

Воспитатель: Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?

Дети: «Шахматный теремок»

Воспитатель: было бы интересно посмотреть такую сказку, а вы сможете показать?

Дети: покажем сказку новую, интересную.

Ход мероприятия.

Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве

В далекой стране Индия

Жили –были славные жители-шахматные фигуры

Фигуры были белые и черные

И ходили они только по белым и черным клеточкам

И вот однажды по волшебству попали эти фигуры

В сказку знакомую старинную «Теремок»

И вот получилась новая сказка.

Как на горке, на крутой стоит терем расписной.

Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.

Кто там по полю бежит

И сухой травой шуршит?

Это маленькая пешка

Ищет на зиму домишко.

Эта пешка из страны «Шахматные фигуры».

Ребенок 2 -ПЕШКА:

Это что за теремок?

Есть крылечко и порог…

Посмотреть ко мне поближе, да дорожки совсем не видно

Ведущий:

В поле много есть дорожек

Будь и смел, и осторожен

Вверх пойдешь по вертикали,

Вправо по горизонтали

А с угла на угол, вдаль нас ведет диагональ

Эту шахматную тайну

Я от Вас скрывать не стану

Ты друзей своих сзывай

В поле больше не плутай.

А чтобы пешка дошла до домика нужно выполнить задание (дети сначала встают на горизонталь, затем на вертикаль, и на диагональ)

Пешка: до чего же дом хорош!

Лучше дома не найдешь.

Пойду позову:

Эй, хозяева, ау!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет!

Ни ответа, не привета

И хозяев, значить нету!

Пешка вымыла крылечко.

Затопила жарко печку.

Подметает пешка пол,

Накрывает пешка стол.

Ведущий: на зеленую опушку прискакал волшебный белый конь.

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь и-го-го,

Посмотрите каково.

И скажу вам справедливо и-го-го.

Что я стройный и красивый.

Это что за теремок?

Из трубы идет дымок!

Подскачу- ка я поближе,

Посмотрю-ка я выше, ниже…

Подойду и позову:

Эй, хозяева, ау!

Кто, кто в теремочке живет?

Ребенок 4-ПЕШКА: Я-пешка короля Тра-ля-ля

Шагаю лишь вперед, а не наоборот

По чину мне положен- один короткий шаг

Зато назад не может нас передвинуть враг.

А ты кто?

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь,

В перебежках знаю толк,

Прыгну я- подковы звяк!

Необычен каждый шаг: буква «Г» и так и сяк

Получается зигзаг!

Притаюсь, словно в прятки, и скакну из-за спины.

Хочешь тоже научу? И-гого. (Задание)

Задание от коня: Ребенок на магнитной шахматной доске показывает фигуру, а дети должны назвать адрес этой фигуры

Воспитатель: поселились пешка и конь в теремке

Стали жить да поживать

И друг другу помогать.

Вместе накрывают стол,

Вместе чай с малиной пьют,

Очень весело живут.

Вдруг откуда не возьмись

К теремочку ладья пришла

Ребенок 5 -ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя.

Не боюсь я ни чего,

Потому что храбрая
Потому, что смелая.

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ребенок 4-ПЕШКА:

Я пешка белая и даже очень смелая.

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Вместе: А ты кто?

Ребенок 5-ЛАДЬЯ:

Я- ладья упрямая и хожу лишь прямо

Не петляю: прыг да скок, не шагну наискосок

Стою на самом краю, путь откроют- пойду.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Ребенок 5-ЛАДЬЯ:

Я умею делать гимнастику, хотите и вас научу?

Знают все, что физкультура

Сильной делает фигуру.

Выходите по порядку

На веселую зарядку!

Зарядка:

Мы сначала потянулись, (руки поднять через стороны вверх, потянутся, поднявшись на носочки)

Раз – нагнулись,

Два – нагнулись, (наклон корпуса вперёд)

Руки в сторону развели, (руки развести в стороны)

Пешку, видно, не нашли (поворот вправо и влево)

Чтобы пешку отыскать (погрозить указательным пальцем)

Нужно шахматные фигуры знать (круговые движения пальцем по голове).

Воспитатель: вот живут они втроем: ладья, волшебный белый конь, пешка маленькая, но очень смелая.

Тут по полю мимо слон шагал.

В слух о чем - то размышлял.

Увидал он теремок
и решил заглянуть на огонек.

Ребенок 6-СЛОН:

Это что за теремок

Из тубы идет дымок.

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Жаркий выдался денек,

Может здесь найду воды глоток.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ребенок 4-ПЕШКА:

Я пешка белая и очень смелая.

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Ребенок 5-ЛАДЬЯ: Я ладья, стройна как статуя.

Вместе: А ты кто?

Ребёнок 6-СЛОН:

 Я –слон, смел и строен, и высок

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему, наискосок.

Пустите меня в теремок жить.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Ребенок 6-СЛОН:

Буду верно вам служить,

Буду терем сторожить.

А еще, если честно вам сказать,

Обожаю фрукты кушать я

Вас хочу я попросить

Я несколько не шучу.

Все, ребята, встаньте возле доски, и соберите мне фрукты в лукошко

Ты мой друг и я твой друг (дети, выполняя ходы слона по очереди собирают фрукты на напольной шахматной доске)

Воспитатель: вот живут они в теремочке, теремке

Сделав дело, отдыхают смело.

Вдруг по лугу ферзь идет,

Песни весело поет.

Ребенок 8-ФЕРЗЬ:

Я шагаю, я шагаю,

Песни славно распеваю.

И надеялся в пути

Я приют себе найти.

Но нет нигде жилья,

Где мог отдохнуть и я.

Где найти мне теплый дом

И с крылечком, и с окном.

Печки, жаркий уголек…

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ребенок 4-ПЕШКА:

Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Ребенок 5-ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

Ребенок 6-СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Вместе: А ты кто?

Ребенок 8-ФЕРЗЬ:

Я ферзь и шаг у меня широк

Могу ходить и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад

Бью я вдаль и в упор.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Ребенок 8-ФЕРЗЬ:

Могу загадывать загадки:

Что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Воспитатель: Стали шахматные фигуры с ферзем жить.

Вместе терем убирают,

И друг другу помогают.

Вдруг откуда не возьмись

Появился на лугу белый король.

Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:

 Ребенок 7-КОРОЛЬ

Я прошел хороший путь,

Надо где-то отдохнуть.

Очень жаркий был денек,

Я присяду на пенек.

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Ксения-пешка: Я пешка белая. Да к тому же и очень смелая.

Ребенок 3 -КОНЬ:

Я волшебный белый конь.

Ребенок 5-ЛАДЬЯ:

Я ладья, стройна как статуя

Ребёнок 6-СЛОН:

Я слон веселый и очень здоровый.

Ребенок 8-ФЕРЗЬ:

Я ферзь могучий, в своей стране я самый лучший

Вместе: А ты кто?

Ребенок 7-КОРОЛЬ:

Я белый король, люблю гладкий, расчищенный путь

В любую сторону могу шагнуть, но шаг короткий

Всего на клетку могу отойти.

Вместе: А что ты умеешь делать?

Ребенок 7-КОРОЛЬ:

Я умею играть на музыкальных инструментах, могу вас научить.

Игра на ложках вместе со всеми.

Воспитатель: вшестером теперь живут,

Вместе песенки поют.

Подметают и стирают,

Вместе в шахматы играют

Вот такая карусель.

Хорошо у них мы видим,

В тесноте, да не в обиде.

Песня про дружбу из мультфильма «Крошка Енот».

После песни все артисты берут шахматные доски в руки, делают зрителям поклон и уходят.

Воспитатель: вот такая сказка получилась у нас, надеюсь вам понравилась.

Используемая литература:

  1. Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа,1994.
  2. Сухин, И. Необыкновенные шахматные приключения.
  3. Сухин, И. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.
  4. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  5. Сухин, И. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  6. Шахматы – школе / Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М. : Педагогика, 1991.
  7. Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. / И.Г. Сухин. – М. : АСТ, 2019. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект шахматного развлечения "В гостях у шахматного короля".

Развите логического мышления, памяти и связной речи....

шахматный теремок занятие с использованием театрализации

        Сказка «Шахматный Теремок».Цель: познакомить с шахматными фигурамиЗадачи: Обогащать словарный запас слов детей.Развивать умение выразительно читать свой ...

Досуг - Сказка "Шахматный Теремок"

Досуг -Сказка "Шахматный Теремок"Для детей дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)Познакомить детей с шахматными фигурами....

Сценарий сказки "Шахматный Теремок"

Досуг-Сказка «Шахматный Теремок».Цель: познакомить с шахматными фигурами.Задачи: - Обогащать словарный запас слов детей.- Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимико...

Сценарий инсценировки сказки «Теремок» на шахматный лад.

Цель: развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность.Задачи:- развитие коммуникативных навыков;- Развитие коммуникабельности в ходе театрализации сказки;- Учить детей играть...

Презентация "Шахматный теремок"

quot;Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти..." (В.А.Сухомлинский)...

Шахматная сказка "Теремок"

Сказки – это своеобразный язык общения между взрослыми и детьми и еще один эффективный метод обучения детей шахматам. Читая сказку, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в...