Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда»
материал
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда»
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом города;
-формировать любовь к городу- герою, чувство гордости за защитников Отечества;
-знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-активизировать словарь;
- формировать чувство патриотизма;
-развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Слайд 1.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить. Вспомнить подвиг Ленинграда, вспомнить о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому городу и его жителям, ленинградцам, во время страшной и беспощадной Великой Отечественной войны.
Слайд 2.
22 июня 1941 года без предупреждения гитлеровские войска напали на нашу Родину. Началась ВОВ.
Звук 1.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград. Фашисты хотели не просто захватить город, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли.
Слайд 3.
На защиту города поднялись все его жители.
Звук 2.
Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили врагам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).
Слайд 4.
Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? (круг, кольцо)
Правильно, так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.
Слайд 5.
Давайте вспомним о блокаде, о ней никак нельзя забыть:
Тревожные те дни и ночи, что довелось вам пережить.
Тех, кто погиб под вражеским обстрелом, с тобою мы запомним навсегда.
Боролись вы, чтоб одержать победу, чтоб не было фашизма никогда.
Слайд 6.
В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда:
Недели первые блокады, | Мука сгорает, над районом | Вскипая, вспыхивает масло, |
В пожаре сгорели почти все продукты. Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?
Слайд 7.
В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день.
Слайд 8.
В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
Слайд 9.
Сценка (Брат и сестра в ожидании матери.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама
Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба.
Слайд 10.
Ведущий: Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как ели блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Сейчас я вам покажу. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Этот кусочек хлеба, кружка кипятка, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя.
Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов.
Слайд 11.
Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли.
В водопроводном кране
Не вода, а лед.
И только прорубь невская
Наш Ленинград спасет
Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
Слайд 12.
Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий, со слезами на глазах жгли книги, которые очень любили и ценили, жгли мебель, Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках. Они сохраняли их для будущего поколения.
Слайд 13.
В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.
Слайд 14.
По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества.
Охваченный войною
Блокадный Ленинград.
На улицах трамваи
Замерзшие стоят.
Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.
Слайд 15.
Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей.
О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.
Звук 3
Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища.
Слайд 16.
После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.
Слайд 17.
Звук 3. Дети слушают звук метронома.
Метроном это такой прибор, который постукивает через короткий промежуток времени.
В блокадные дни, по радио транслировали звук метронома. Медленное тиканье метронома означало отсутствие воздушной атаки, а быстрые "шаги" метронома говорил о том, что необходимо искать укрытие, поскольку с минуты на минуту начнется бомбардировка города. Звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается.
От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш ленинградский гранит…
Ведущий: Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Но заводы должны были работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Слайд 18.
Тогда на заводы пришли женщины и подростки. Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Подростки, в то тяжелое время, не только работали на заводах, но и ухаживали за раненными и больными в госпиталях, рыли траншеи, помогали пожилым людям.
Слайд 19.
5.Звучит песня «В суровом, тревожном, военном году»
1.В далёком, тревожном, военном году
Под гром батарей, у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
2.На парте осталась раскрытой тетрадь -
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
3.Но мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой!
Им было всего лишь двенадцать,
Но были они ленинградцы!
Слайд 20.
Одной из таких ребят была 12-летняя девочка Таня Савичева.
На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.
На берегу Невы, в музейном зданье,
Храниться очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет…
28 декабря 1941 года. Умерла сестра Женя.
25 января 1942 года. Умерла бабушка.
17 марта 1942 года. Умер брат Лёка.
13 апреля 1942 года. Умер дядя Вася.
10 мая 1942 года. Умер дядя Лёша.
13 мая 1942 года. Умерла мама.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда,
обходившая дома. Девочку отправили в детский дом. Её вывезли в поселок Шатки Горьковской области вместе со многими сиротами, такими как она.
От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был лишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало. Она умерла так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.
Не смотря, на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе работали не только заводы и фабрики, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. Всю блокаду на радио работала поэтесса Ольга Бергольц.
Слайд 21.
Каждый день, голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, что бы жить и бороться дальше.
Видео.
Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И Ленинградцы слушали стихи,
В замерзших залах музыка звучала.
Слайд 22.
Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
Слайд 23.
Смерти назло и блокаде Музыка не молчит. За пультом стоит Шостакович, Симфония в зале звучит. | Ее прерывают бомбежки, Но музыку не удержать. И замерзающие музыканты Смогли до конца доиграть. |
чтобы вражеские налёты не смогли сорвать концерт, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Давайте послушаем отрывок из этой симфонии.
Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича. «Нашествие»
Слайд 24.
труднее всех в блокадном Ленинграде приходилось детям.
В первый год блокадной зимы работало 39 школ. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.
Слайд 25.
Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами. Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.
Слайд 26.
Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".
Детям Ленинграда посвящается.
Спит малыш, обняв игрушку – | Не буди его, не надо,- | Спит ребёнок. Над Невою |
ТАНЕЦ БЕЛЫХ ПТИЦ
Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.
Слайд 27.
сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи. Потом, по тонкому льду поехали конные обозы. Потом, когда озеро сильнее промерзло, по более толстому льду, поехали грузовики. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.
песня «Ладога»
Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников.
Слайд 28.
И вот пришел день освобождения. 27 января 1944 года, 80 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
Слайд 29.
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы
Тихо плачут.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них
Слайд 30.
памятник героическим защитникам Ленинграда,
Слайд 31.
Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,
Слайд 32.
памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев,
Слайд 33.
цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
Слайд 34. Здесь же находится мемориал «Дневник Тани Савичевой», странички дневника увековечены в граните.
Слайд 35.
За мужество и героизм город получил звание «Города - героя». И мы всегда будем помнить и никогда не забудем подвиг ленинградцев.
Слайд 36.
Давайте встанем, помолчим и почтим память героев Ленинграда, Всех чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Пусть будет мир на всей планете и войны не знают дети!
Давайте же будем беречь мир на нашей Земле.
ПЕСНЯ «Аист на крыше»
Слайд 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"
Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"...
Сценарий тематического досуга, посвященного снятию блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий тематического досуга, посвященного снятию блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект тематического занятия "День Снятия блокады Ленинграда"
Конспект тематического досуга для проведения с несколькими группами старшего дошкольного возраста...
Досуг "День снятия Блокады Ленинграда"
Дети блокадного города. Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Сколько из них было школьников, сколько дошкольников? Ответить на эти вопрос...
Сценарий тематического вечера досуга «День снятия блокады Ленинграда»
Ведущий:Сегодня день особенный, ребята,День памяти – торжественный, святой.День снятия блокады ЛенинградаОтмечает город наш родной. Ребенок- В тот день, прорвав кольцо блока...
Тематический досуг «День снятия блокады Ленинграда»
Каждый год наша страна отмечает вспоминает дату снятия фашистской блокады Ленинграда и чтит память погибших жителей и защитников блокадного города. В наши дни нельзя оставаться равнодушными, гля...
Тематический досуг "День снятия блокады Ленинграда"
Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом города Ленинграда и его блокаде.Задачи:Познавательные: Расширять и обогащать знания детей о блокаде Ленинграда и о героизме людей, переживших блокад...