Музыкально – литературный досуг по творчеству композитора Д.Б. Кабалевского
методическая разработка
Сценарий досуга для старших дошкольников по жизни и творчеству Дмитрия Борисовича Кабалевского, прекрасного человека, чуткого педагога, талантливого композитора, которому исполняется 120 лет со дня рождения в декабре 2024 года.
На вопрос: что такое счастье? - композитор отвечал: «Быть нужным людям». Служению людям он посвятил свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_kabalevskiy.docx | 24.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
К 120-летию со дня рождения композитора Д. Б. Кабалевского
Музыкально – литературный досуг по творчеству композитора
Д.Б. Кабалевского
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности ребёнка через участие в литературно-музыкальном досуге по творчеству композитора.
Задачи: Приобщение к лучшим образцам культуры и искусства;
Расширение и углубление представлений о личности композитора;
Обогащение музыкальных впечатлений;
Совершенствование речевой культуры ребёнка;
Сохранение духовных традиций России.
Ход мероприятия:
Ведущая: Дмитрий Борисович Кабалевский прожил долгую и интересную жизнь. С его музыкой знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки и дедушки.
Дмитрий Борисович писал музыку, как для взрослых, так и для вас - детей. Это песни, пьесы и серьёзные музыкальные произведения.
В этом году 30 декабря ему исполняется 120 лет со дня рождения. А родился Дмитрий Борисович Кабалевский в Петербурге. Будучи учащимся, он увлекался спортом, музыкой, театром, писал стихи.
Затем вся семья переезжает в Москву. Дмитрий Борисович поступает в музыкальное училище, а затем и в Московскую консерваторию, где одновременно учится на пианиста и композитора.
Кто такой композитор?
Дети: Это музыкант, который пишет, сочиняет музыку.
Ведущая: Кого называют музыкантом?
Дети: Человека, который хорошо играет на музыкальном инструменте.
Ведущая: Дмитрий Борисович был пианистом, на каком инструменте он играл?
Дети: На пианино.
Ведущая: А если бы он играл на баяне, как о нём можно было бы сказать?
Дети: Баянист.
Ведущая: Дмитрий Борисович очень хотел, чтобы дети любили и понимали музыку.
Он работал в школе и учил школьников красиво и правильно петь. А также Дмитрий Борисович Кабалевский написал для детей интересные книги о музыке.
Сейчас мы с вами послушаем его музыкальное произведение «Ёжик»
Звучит пьеса «Ёжик»
Ведущая: А как вы думаете, почему произведение называется именно «Ёжик», а не «Птичка» или «Медведь»?
Дети: Потому, что мелодия отрывистая, колкая, как иголки у ёжика.
Ведущая: Правильно, мелодия похожа на самого ёжика, звуки отрывистые, колкие, резкие. Музыка может не только выражать настроения и чувства, но и изображать кого-нибудь. В этой пьесе Дмитрий Борисович Кабалевский изобразил ёжика.
Ведущая: Давайте, ребята, поиграем с ёжиком.
Пальчиковая гимнастика «Загадка про ёжика»
На пеньке лежит комок, руки закрыты в замок
Это – маленький зверёк, заглядывают внутрь кулачка
Он колючки раскрывает, разгибаем пальцы вперёд
Очень широко зевает, ладони расходятся в противоположные стороны
Умывает мордочку потереть ладони
И ерошит чёлочку. пошевелить пальцами скрещенных ладоней
Посчитаем все иголки, погладили каждый пальчик
Быстро спрячемся под ёлку. спрятать руки за спину
Кто же это? Удивляемся
Дети: Это ёж!!!
Ведущая: Следующее произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского называется «Зайчик дразнит медвежонка». Прислушайтесь, ребята, к музыке, и вы услышите, как композитор точно изобразил сказочных персонажей. Интересно, почему зайчик стал дразнить медвежонка?
Исполняется пьеса «Зайчик дразнит медвежонка».
Ведущая: Ребята, про кого была эта музыка?
Дети: Про зайчика и медвежонка.
Ведущая: Как вы догадались?
Дети: Сначала музыка была медленная, в низком регистре – изображала медвежонка, а потом быстрая, в высоком регистре – изображала зайчика.
Ведущая: Так почему зайчик стал дразнить медвежонка?
Дети обсуждают различные ситуации, например, медвежонок не проговаривает все слова правильно, а заяц его передразнивает; или медведь разморился на солнышке и засыпает на ходу, ему не до игр…
Ведущая: Не знаю, как вам, ребята, но мне почему-то совсем не хочется, чтобы зайчик с медвежонком ругались, а вам?
(Дети отвечают.)
Ведущая: Музыка может передать и черты характера человека. Сейчас вы услышите небольшую пьесу Кабалевского, которая называется... «Злюка». Все знают, кто такие злюки?
(Дети отвечают.)
Ведущая: Верно, злюками называют тех детей, которые всех обижают и постоянно злятся по пустякам и портят другим настроение...
Исполняется пьеса «Злюка».
Ведущая: Музыка отразила характер девочки. Перед вами картинки с эмоциями, найдите подходящую к этому произведению.
(Дети находят картинку)
Ведущая: Видите, какое выражение лица. Потому что музыка была какая? Правильно: колючая, некрасивая, сердитая. Даже если у девочки симпатичное лицо, но она недобрая, злая, с ней всё равно никто не захочет дружить. Как помочь Злюке справиться со злостью? Да, необходимы физические упражнения, это даёт выход плохим чувствам. Можно потопать ногами, надуть шарик злостью, рассмешить себя.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»:
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Ведущая: А теперь прозвучит музыка, в которой композитор рассказывает нам о цирковых артистах, они развлекают и смешат людей. Подскажите, как таких артистов называют?
Дети. Клоуны!
Ведущая: Правильно! Послушаем забавную музыку, в которой рассказывается о двух клоунах. Один из них - веселый и озорной, он ловко подбрасывает и ловит разноцветные мячики. У второго клоуна все валится из рук, он пытается походить на первого клоуна, но у него ничего не получается...
Мы и стихотворение знаем.
Ребёнок: Он приносит радость детям,
Шутки, смех-его подарки!
Мне скажите, дети, хором:
В цирке есть веселый клоун.
Звучит пьеса «Клоуны»
Ведущая: Немало Кабалевский пишет и детских песен, среди них наиболее известная «Школьные годы». Давайте послушаем в исполнении школьного хора.
Песня «Школьные годы»
Ведущая: А теперь исполним песню «Наш край»
Дети исполняют песню «Наш край»
Ведущая: Кабалевский преподавал музыку в общеобразовательной школе Москвы. В результате возникает новая программа по музыке и литературные работы: «Про 3 китов и многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Прекрасное пробуждает доброе».
Даже стихотворение есть про трёх китов в музыке:
Композитор Кабалевский много разной музыки писал,
В книгах в мир чудесный двери для детей он открывал.
Три кита есть в музыке. Не знали? Держится вся музыка на них.
Это: Песня. Танец. Посчитали? Двух назвали. Марш - вот третий кит.
Ведущая: На вопрос: что такое счастье? – Кабалевский отвечал: «Быть нужным людям». Служению людям он посвятил свою жизнь.
Ведущая: Наш маленький концерт подошел к концу. Сегодня вы, ребята, познакомились с творчеством замечательного композитора, создавшего большое количество прекрасной музыки. В дальнейшем на музыкальных занятиях вам предстоит еще не раз встретиться и ближе познакомиться с творчеством Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Звучит одно из произведений Д. Кабалевского. Дети выходят из музыкального зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.
Долгосрочный проект: «Музыкальная гостиная» Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...
Литературный досуг, посвященный творчеству С. Я. Маршака.
Дети знакомятся с героями произведений С.Я.Маршака...
Это музыка торопит и зовет нас за собой ( музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского)
Знакомство с произведениями из "Детского альбома"П.И Чайковского....
Сценарий - литературный досуг по творчеству С.Я. Маршака.
Уважаемые коллеги, предлагаю ваему вниманию, переработанный мною,сценарий литературного досуга по творчеству С.Я. Маршака. Мероприятие было итоговым и завершало большой 4-х недельныцй проект по творче...
Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского
Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...
Музыкально-литературный досуг по творчеству Агнии Барто " В Стране игрушек"
Досуг для детей младшего дошкольного возраста .Дети вспоминают стихотворения А.Барто,поют песни об игрушках....
Музыкально-литературный досуг . Тема:" Времена года в творчестве А. С. Пушкина" ( по проекту "Пушкин и дети"
Итоговое мероприятие по проектной деятельности " Пушкин и дети"...