Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Веселая Масленица» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Николаевна Ломакина

Познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_veselaya_maslenitsa.docx159.89 КБ

Предварительный просмотр:

Оржевский филиал МБОУ «Умётская агроинженерная школа»

Конспект занятия

по формированию целостной картины мира

«Веселая Масленица»

для детей старшего дошкольного возраста

F:\2023-02-23-17-53-57.jpg

                                                                                                 

                                                                                                   Провела:                        

                                                                                  Ломакина Ольга Николаевна,

                                                         учитель группы предшкольной подготовки

Оржевка  2023

Тема: «Веселая Масленица»

Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей»

Образовательные задачи:

- познакомить с историей возникновения праздника Масленица, её традициями и символами;

- закрепить название и значение каждого дня недели;

-познакомить с русским народным фольклором.

Развивающие задачи:

-развивать познавательный интерес к традициям русского народа;

-развивать  память, связную речь;

-развивать любознательность, внимание.

Воспитательные задачи:

- воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество,

- воспитывать интерес к истории России,

- воспитывать любовь к родному краю, к истории русских традиций.

Предварительная работа: беседы с детьми о русских народных праздниках;

чтение потешек, пословиц, русских народных сказок, разучивание народных игр; рассматривание иллюстраций и картин народных гуляний.

Демонстрационный материал: изображения картин о Масленице, рисунки к празднику Масленица, чучело Масленицы.

Оборудование: два мольберта, два больших листа, кисточки гуашь желтого цвета, картонный блин, презентация «Масленица», блины.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

(Ответы  детей: зима.)

Воспитатель: А какие зимние праздники вы знаете?

(Ответы  детей: новый год, Рождество,23 февраля.)

Воспитатель: Молодцы,  а теперь послушайте загадку и скажите, о каком празднике  идет речь.

      Ярмарки, улыбки, песни,
      Отдыхает весь народ,
      Нет поры вкусней, чудесней,
      Весну каждый очень ждет!
      Самовары и баранки,
      Но главней всего блины,
      Все танцуют, веселятся,
      Ну  же праздник назови! 

     (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, дети, это - Масленица, русский народный праздник.   Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который  отмечают и  дети, и взрослые. Праздник продолжается  целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния. И сегодня мы с вами поговорим об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник. У праздника Масленицы есть свой символ, А чтобы узнать какой послушайте загадку:

Желтый, круглый, ароматный,

И на вкус такой приятный,

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молоком!

(Ответы детей: блин, блины.) 

Воспитатель: Блины – это символ Масленицы, так как они напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

Ребята, давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

 Правильно, солнышко  и блин одинаковой формы- круглые, и по цвету похожи-желтые.  А сейчас  мы  поиграем в игру «Солнышко».

Подвижная игра «Солнышко».

 Для игры потребуется два больших листа, 2 мольберта,  гуашь желтого цвета, на каждом листе нарисован большой желтый круг. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Лучиков столько, сколько ребят в команде.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Повеселились мы немного, а Масленицу праздновали целую неделю. Давайте с вами вспомним,  как называются дни недели?

(Ответы детей: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по- особому.  Начинается Масленица в понедельник.

(Показ презентации « Масленица»)

 Первый день звался- «Встреча Масленицы».

 В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни. А еще пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

 Второй день — вторник, звался «Заигрыши». 

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Люди одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, ездили на лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Третий день –среда, назывался «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четвёртый день- четверг, назывался «разгуляй», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Главным событие этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.  Устраивались кулачные бои.   А ещё в  этот день  ходили по дворам, поздравляли соседей, пели частушки,  водили хороводы и плясали.                       

                            Хороводная игра  «Блин золотой». 

Все  встают  в круг  и поют:

     Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной!

Одновременно с пением по кругу передается картонный блин. Ребенок, на котором закончилась песня, выходит в центр круга и под музыку танцует. Затем кланяется и возвращается  в хоровод, игра повторяется.

Пятый день-пятница, звался «Тёщины вечеринки». 

Вся семья на блины к бабушке шла.

Шестой день-суббота, называли его «Золовкины посиделки»  

В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

Седьмой день- воскресенье,  «прощёный день» .

Обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня». Второй отвечал: «Бог тебя простит». А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

                      Приходи, весна! Приходи, красна!

                      Давай солнышко — колоколнышко,

                      Приноси урожай в наш родимый край!

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

(Показ чучела Масленицы).

  Давайте вспомним, про какой народный праздник мы с вами сегодня говорили?

Как по-другому его можно назвать и почему?

(Ответы детей)
Что является символом Масленицы?
(Ответы детей)
Сколько длятся праздничные гулянья?
(Ответы детей)
 Молодцы ребята, все правильно.

Рефлексия. Дети анализируют итоги своей деятельности (как положительной, так и отрицательной.)

 А сейчас предлагаю вам полакомиться  вкусными блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект НОД на тему "В мире опасных предметов" для детей старшего дошкольного возраста.

конспект НОД на тему "В мире опасных предметов" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД на тему "В мире опасных предметов" для детей старшего дошкольного возраста.

конспект НОД на тему "В мире опасных предметов" для детей старшего дошкольного возраста....

НОД по формированию целостной картины мира "Веселое путешествие" для детей старшей группы

Чтобы увлечь детей на занятиях необходимо использовать все формы и методы....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Весёлое путешествие» для детей старшей группы

Учить узнавать и называть животных и предметы по описанию. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, учить отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизиров...

Конспект спортивного досуга на тему «Нам весело живется» для детей старшего дошкольного возраста группа «Солнышко»

Конспект спортивного досуга на тему «Нам весело живется»  для детей старшего дошкольного возраста группа «Солнышко» , целю которого является формировать у детей основы пра...