Осень багряная нежная
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
"Осень багряная нежная…"
Конспект комплексного занятия в старшей группе
МДОУ – "Детский сад № 12 "Золотой ключик"
Руководитель ИЗО: Быканова Р.П.
Музыкальный руководитель: Самохина М.В.
Воспитатель: Савельева Е.А.
Проведено с детьми и их родителями
Цель:
1. Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
2. Закрепление основ восприятия ритма поэтической речи, музыки, живописного образа, движения.
3. Учить детей соотносить музыкальные произведения с произведениями других вдов искусств на основе образной общности.
4. Стимулировать творческую активность, эмоциональную раскованность; развивать воображение и ассоциативное мышление.
5. Предоставить детям и родителям возможность пережить эстетическую реакцию на произведения искусства, ощутить радость и удовольствие от совместного творчества.
Предварительная подготовительная работа:
Слушанье музыки. Рисование осенних цветов, плодов и листьев, составление композиций для украшения группового помещения, лестничного блока "Осень" и музыкального зала.
Проведение эстетических прогулок, игры с листьями различной формы и окраски, составление из них на асфальте красивых ковров, сказочных рыб, птиц.
Рисование осенних деревьев различными изобразительными материалами, составление коллажа "Подражание Левитану".
Организация и проведение выставки композиций из цветов, плодов, семян с участием родителей.
Заучивание стихотворений об осени детьми и родителями для исполнения на празднике.
Оформление в зале выставки детских работ (коллажей, натюрмортов, композиций).
Оформление зала, размещение мебели и материала:
Столы и стулья расставлены по периметру зала небольшими группами. Окна украшены букетами из цветов и листьев. В зале оформлена выставка детских работ и композиций из цветов, плодов и листьев, составленные родителями.
Материал:
Репродукции картин "Золотая осень" И. Левитан, "Рябинка" Грабарь и др.
Три рамы для картин.
Заготовки (цветы, листья, нарисованные детьми; отпечатки листьев).
Изобразительный материал (пастель, восковой мел, карандаши), цветная бумага, клей, ножницы, бумага для фона.
Материал для композиций (веточки, листья, цветы, камешки, семена, ракушки, бусы, ягоды рябины, шиповника, цветные узкие ленты, тонкое кружево, маленькие вазочки и т.п.).
Ход занятия.
Родители, в ожидании детей, составляют композиции из предложенного
материала для украшения столов
Дети подошли к дверям музыкального зала.
Сверху висит паучок с листочком в лапках.
Вед.: Ребята, посмотрите: по-моему, для нас с вами уже чудеса начинаются.
Паучок, разреши нам, пожалуйста, пройти, мы торопимся в гости к осени.
(Как будто слушает паучка)
Что? Ты нас не хочешь пропускать? Странно… А чего же ты хочешь? А, догадалась, он хочет, чтобы мы прочитали послание, что он нам принес. Хорошо. (Берет из лап паучка листок.)
"Дорогие ребята, прийти к вам не могу. Меня заколдовали злые силы. Помочь мне сможете только вы. Очень жду вас. Осень."
Ну что ж, давайте пройдем в зал, сядем и подумаем, что делать.
(Дети подходят к столам, рассматривают композиции, садятся.
Вдруг появляется Кикимора.)
Кикимора: Здрасьте вам, пожалуйста. Явились, не запылились, голубчики. Только зачем это вы пожаловали? Это теперь мое царство. Я – Кикимора Бесцветная, все тут заколдовала. Ни одна краска больше тут не оживет, все станет таким же сереньким и бесцветненьким, как я сама.
Вед.: А мы пришли в гости к Осени. Не ты ли ее спрятала?
Кикимора: Вот еще, нужна она мне. Я только краски у нее отняла. Терпеть не могу разноцветье. И из вас тоже бесцветненьких сделаю.
Вед.: ну уж нет. Такими серыми и бесцветными мы быть не хотим. Правда, ребята?
Кикимора: Хотите вы или не, а придется. Потому что пока нет на мне ни одной краски, сила моя безгранична. Вот только схожу за своей колдовской бесцветностью. Помажу вас, и будете такими же бесцветненькими, как я – залюбуешься. Я щас, мигом.
(Убегает.)
Вед.: Ребята, не хватало еще нам с вами превратиться в такую серость. Ой, да ведь она проговорилась: она сильна, пока нет ни одной яркой краски. Что будем делать?
(Дети отвечают.)
Правильно, надо раскрасить ее, колдовство исчезнет, и мы расколдуем Осень, вернем ее волшебные краски. Но где же нам их раздобыть?
Девочка: Давайте позовем Королеву Красок.
Вед.: Верно, но прежде надо произнести волшебные слова:
Краски зорьки, солнца, неба
Подари нам, Королева.
(Под торжественную музыку появляется Королева Красок.)
Королева: Здравствуйте, милые дети и уважаемые взрослые.
Вед.: Здравствуй, Королева Красок. Помоги нам, пожалуйста. Кикимора Бесцветная заколдовала Осень, украла у нее краски, и Осень теперь не может прийти на наш праздник. Да еще и наших ребят хочет сделать бесцветными.
Королева: Я смогу помочь вам, если вы будете действовать быстро и дружно. Вот вам разноцветные ленточки, спрячьте их за спину, а когда Кикимора появится, начинайте ими дружно махать, ей это не понравится.
(Появляется Кикимора с ведром.)
Кикимора: Вот и моя бесцветность готова. Вот молодцы, сидите и ждете.
(Дети машут ленточками.)
Ой, что за безобразие, уберите, у меня глаза слепнут, не вижу ничего.
Королева: Вот и хорошо, мы тебя сейчас быстро в порядок приведем.
(Обматывают Кикимору цветными лентами.)
Кикимора: Не хочу, не надо. (Отмахивается.)
Королева: Мы тоже не хотим видеть твою бесцветность. Иди и освободи Осень.
Кикимора: Все сделаю, только как я теперь колдовать буду. Силы мои колдовские иссякли.
Королева: А твое колдовство и не нужно. Ступай и передай Осени эти краски.
(Дает палитру.)
Вед.: Ребята, а ведь Осень, еще до того, как заколдовали ее, успела передать вам разноцветные листочки. Берите их и покажите Королеве Красок свой танец.
Танец с листочками
(Дети садятся, и появляется Осень.)
Осень: Здравствуйте. Я – Осень золотая.
Поклон мой вам, друзья.
Давно уже мечтала
О встрече с вами я.
Вед.: И мы рады встрече с тобой.
Осень: Вы любите, когда я прихожу?
Дети: Да.
Осень: Я красоту повсюду нахожу.
Смотри, уж в золотой, багряный лес
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле лежит ковер златой,
Лишь только осенью увидите такой.
Спасибо, что освободили меня.
Вед.: Осень, присаживайся, пожалуйста. Смотри и слушай, что приготовили для тебя дети и их родители.
(Выходят мама и ребенок.)
Ребенок: Осень бывает разной: одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем.
Мама: Дни этой осени прозрачные, почти хрустальные, воздух крепкий, пахнет спелыми яблоками и осенними цветами, а по ветру летают седые паутинки. А как красиво осенью в саду.
Песня "Осенью в саду"
Вед.: Красиво осенью в саду, а скворушка грустит. А почему, мы узнаем, послушав песню Даши Г., Тани И. и Гали Б. Им поможет инструментальный ансамбль.
Песня "Улетает скворушка"
Вед.: Приходит волшебница осень и в лес, дарит алые бусы рябинам и багряные грозди калине.
"Песня о калинушке"
Вед.: Очень любили тебя, осень, русские поэты, любят и современные. Константин Сергиенко в своих стихах назвал осень "воинственным Полковником".
Мама: На рыжих старомодных поездах
пора в лесных кататься городах
и замечать меж деревянных дул
осенний
первый
караул.
То промелькнет лиловый аксельбант,
то по листу пройдется желтый кант,
то явятся по краю полотна
кусты в мундирах красного сукна.
Да где же ваш воинственный Полковник,
поход начавший снова наизусть
за желтый цвет, за орденский шиповник,
за Пушкина, за восковую грусть?
Он ранил тонколистую рябину,
изрешетил малину до конца,
он деревам в тугую сердцевину
вставляет остротелые сердца.
И все болеть и биться начинает
и золотой готовить самострел,
пока рука, менявшая прицел,
тихонько небеса приподнимает.
Вед.: Не обошли тему осени и композиторы. Послушайте отрывок из осенней песни П.И. Чайковского из цикла "Времена года".
Запись
Ребенок: Грустно дуб роняет желуди,
Опустел наш старый сад.
Парашютиками желтыми
Листья по ветру летят.
Мама: На смену золотой осени спешит другая, серая, невидная собой, в лоскутах опадающей листвы, с тихим плачем дождя, словно та золушка, которую в России зовет поздней осенью.
Вед.: Но, как сказал поэт, у природы нет плохой погоды. Стоит только улыбнуться, как солнышко улыбнется в ответ.
"Песня об осеннем солнышке"
Вед.: Все чаще сгущаются тучи на осеннем небе, все чаще плачет осенний дождик.
Песня "Тучи"
"Танец с зонтиками"
Вед.: Какой веселый танец. Но осень все увереннее вступает в свои права, и, несмотря ни на что, у человека к осени особая любовь.
Ребенок: Золотую, первую, любят за щедрость и яркие краски.
Мама: А вторую, позднюю, за шум дождя, за порывы ветра, кружащего листья в последнем вальсе перед тем, как вся природа погрузится в зимний сон.
Вед.: Но это все впереди, а пока сон осенний. Композитор Джойс так и назвал свой вальс: "Осенний сон".
Мама: Мы отдохнем, конечно, отдохнем,
поскольку осень в трубочку свернула
пергамент неба и свечу задула,
огонь любви уже не виден днем.
Еще слезы прозрачное зерно
не набухает в колоске ресницы,
наивным крышам белый мальчик снится,
и онеметь готовится окно.
Надень коньки, любовь моя слепая,
и прокатись по вензелю пруда,
пускай в тебе, вздымаясь и вскипая,
возникнет нежных слов белиберда.
Их не услышит девочка в платочке,
бредя по лесу с шариком любви.
Глаза застыли, в небе гаснут точки,
хоть птицами, хоть прахом их зови.
Ах, осень, что же будет с нами,
когда зима в свой колокол пробьет
и небеса продрогшими дымами,
как серую мантилью, подобьет.
Вот здесь опала куча мокрых листьев.
Сюда, ко мне, прижмемся и вдохнем
весь этот мир, свернувшийся по-лисьи,
и отдохнем, конечно, отдохнем.
Вед.: Природа готовится ко сну, к отдыху, а нам пока отдыхать рано. Я передаю слово Вам, уважаемая Королева Красок.
Готовясь к отдыху, природа радует нас своей прощальной красой , которая остается в стихах, музыке, картинах художников. Мы тоже не остались равнодушны к осеннему убранству природы и нарисовали пышные цветы, разноцветные листья и ягоды. Попробуйте составить из них красивые композиции и расположите на цветном фоне в рамах.
Родители и дети усаживаются за столы, на которых лежат рамы, заготовки для картин, пастель, цветная бумага, восковой мел, ножницы, клей, салфетки.
За первым столом дети и их родители создают картину из плодов и листьев. Попробовав несколько вариантов компоновки и композиции, останавливаются на варианте "Жар-птица", используя кленовый лист в качестве гребня, веер из разноцветных листьев – хвост, окружают птицу гроздьями ягод и ветками с листьями. Недостающие детали вырезаются из бумаги и рисуются.
Вторая группа работала над композицией из цветов и листьев. Картина была названа "Осенний вальс".
Третья группа выполнила аппликацию "Роняет лес багряный свой убор…": березовая ветка в свете бледно-желтой луны (пастель) на сиреневом фоне, лес вдали составлен из нарисованных детьми деревьев (монотипия).
Картины были представлены и рассмотрены с музыкальным сопровождением и стихами. Сейчас они украшают помещения детского сада в рамках проекта "Времена года".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорогие, любимые, нежные...(автор-составитель Андреева Ольга Владимировна)
Праздник, посвященный Женскому Дню, для детей подготовительной группы ДОУ....
мастер-класс "Нежная осень"
аппликация из салфеток...
НОД по художественно-эстетическому развитию «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный» (рисование пейзажа по замыслу)
Конспект предназначен для подготовительной к школе группы...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»....
Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)
Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игруш...
Кратковременный проект в средней группе «Польза багряных бусин»
В ходе бесед с детьми о садовых ягодах выяснилось, что некоторые дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут, поэтому и был разрабо...
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию) в старшей группе "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный"
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию) в старшей группе "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный"...