Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Ларионова Екатерина Викторовна

Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, ватная палочка и многое другое. Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

 Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциировать с собственным опытом восприятия осенней природы.

Задачи:

Помочь почувствовать красоту осенней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Учить передавать в рисунке образ осеннего дерева.Учить располагать изображение на листе бумаги, находя ему место в коллективной работе.

 Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование ватной палочкой, клеевой жёсткой кистью, солью, зубной щёткой. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Интеграции образовательной области «Художественное творчество», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Материалы:

-репродукции с осенними пейзажами

- лист ватмана с готовым фоном

-набор гуашевых красок

-кисти (для рисования и клеевые)

- стаканчик с водой

-зубная щетка

- палочка

-салфетка

-фартук

- ватная палочка

-губка

- ножницы

- клей

- альбомные листы формата А4 с готовым фоном

Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, слайдов об осени, прослушивание музыкальных произведений на осеннюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета осень?», подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.

Воспитатель

1. Организационная часть

Педагог начинает занятие с чтения стихотворения И.Бунина «Листопад». Во время чтения звучит музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Ребята, вы прослушали стихотворение и прослушали музыкальное произведение об осени. Музыка звучала таинственно и загадочно. Я, думаю, что каждый из вас представил какую - то осеннюю картину. Эти слова и музыка привели нас в красивый осенний лес. За окном октябрь – второй осенний месяц. А давайте полетим вместе с осенним ветром. Хотите?

  Для этого нужно закрыть глаза  и сказать волшебные слова.

В это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с осенним пейзажем.

 Вот ветер нас куда-то перенёс. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Мы с вами попали в сказочный осенний лес....

Осенью деревья в лесу готовят себе действительно праздничный, красочный наряд. Они вроде бы торжественно провожают лето. Ярко-желтый, лимонный, багряный, вишневый – какие только цвета не радуют глаз того, кто идет лесом осенью. А некоторые деревья и кусты долго-долго остаются просто зелеными, будто они решили продлить лето и игнорировать осень. 
 Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!

А теперь давайте погуляем по осеннему лесу.

Физкультурная минутка «Осенний лес»

По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с  тобою будем,

Добрый лес, могучий лес

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? 

- Ребята, вам понравилась наша прогулка? 

И мне очень понравилась!

- А что бы она нам запомнилась надолго, я предлагаю вам стать художниками пейзажистами и нарисовать осенний сказочный лес. Наш пейзаж мы можем детям южных стран.  Они увидят, как выглядит настоящая русская

осень. Вы согласны? 

Подумайте,  какие деревья могут быть в осеннем лесу, а выбрать,  кто какое дерево будет рисовать, вам помогут волшебные кружочки. Затем вы вырежете свои деревья и наклеите на фон, который мы приготовили заранее.

 Сегодня мы будем рисовать не только кисточкой, но и ватной палочкой, губкой, клеевой кистью, а также делать  набрызгивание зубной щёткой.

2. Практическая  часть(под музыку П. И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

В процессе работы педагог напоминает  поэтапное рисование деревьев (дуба, берёзки,  рябины на которых висят ягоды). Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений. После того как дети нарисуют деревья, педагог обращается к детям.

 Ребята,  вы уже нарисовали ствол и ветки деревьев, но так как мы с вами рисуем осенний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего - то не хватает.

А какие краски вам нужны, чтобы нарисовать осенние листья?

Физкультурная минутка  «Яркие краски осени»

Ветви яркой краской разукрашу,

Брошу золото на крышу вашу.

Сильные зимой придут ветра

И меня прогонят со двора.

Педагог предлагает изобразить листья на ветвях деревьев тычкованием жёсткой кистью, ягоды рябины ватной палочкой, крону дуба губкой.

Затем педагог предлагает изобразить листопад способом «набрызгивания», при помощи зубной щетки: направив щетку на лист бумаги, резко провести по ней палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

После педагог предлагает аккуратно вырезать деревья и наклеить их, напоминая, что вперёд надо расположить более высокие, а назад более низкие.

3. Итог

Ребята, с помощью чего мы сегодня рисовали, кроме кисточки?

Ребята, у вас получился  чудесный осенний пейзаж. К этому пейзажу очень подходят стихи:

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Дети

Да, хотим!

Дети закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за осенним ветром:

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим

Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх.

Плавные движения над головой влево-вправо.

Медленно приседают.

Делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Встают, плавно разводят руки в стороны.

Поднимаются на носочки, руки вверх.

Все!

Понравилась.

Согласны!

Дети выбирают кружочки (красные обозначают рябину, белые – берёзу, зелёные - дуб)

Ярких осенних листьев.

Жёлтая, красная, оранжевая, зелёная.

Руки в замок, вращательные движения руками.

Встряхивание руками перед собой.

Махи руками влево – вправо.

Махи руками вперёд.

Ватной палочкой, клеевой жёсткой кистью, губкой, зубной щёткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы «Осень золотая».

Непосредственно-образовательная   деятельность с использованием ЦОР по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы«Осень золотая».Ц...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»....

Конспект по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования «фотокопия» в старшей группе «Морозные узоры на окне».

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «фотокопией» - рисование свечой.Обучающие:Учить детей рисовать морозный узоры на окнах при помощи нетрадиционной техники.Формиров...

Конспект занятия по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы 5-6 лет (в рамках НОД (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)) по теме: «Снеговик»

Задачи:Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования;Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок губкой, ватной палочкой;Закрепить у детей навыки рисования...