Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию) в старшей группе "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тоняева Татьяна Игоревна

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисованию) в старшей группе "Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kkonspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

г.о.г. Арзамас

Конспект НОД  по  изобразительной деятельности (рисование) в старшей группе на тему: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»

Подготовил и провел воспитатель первой квалификационной категории: Тоняева Т.И.

2024

Вид занятия: рисование  посредством нетрадиционной художественной техники - «кляксография » и «рисование пипеткой».

Цель: развитие детского творчества и фантазии через применение детьми нетрадиционной художественной техники.

Задачи:

Образовательные

  1. Создать условия для развития творческого воображения у детей; совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании                                  с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.
  2. Закрепить представления детей о пейзажной живописи.
  3. Активизировать словарь детей (пейзаж, пейзажист, цвета: багряный, лиловый, пестрый.)

Развивающие

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Развивать эстетический вкус и умение воспринимать красоту  природы через поэзию, музыку, картины художников;
  3. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка.

Воспитательные

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной русской природе,                  к ее красоте, желание выражать свое отношение к ней, используя средства изобразительной деятельности.
  2. Воспитывать познавательный интерес к изобразительной деятельности

Интеграция образовательных областей: 

«Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методические приёмы: Беседа, показ, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование: 

  1. интерактивная доска,  ноутбук, музыкальный центр;
  2. аудиозапись произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года»;          
  3. иллюстрации с изображением природы осенью, образцы детских рисунков;
  4. листы плотной белой бумаги, акварельные краски разных цветов; аптечные пипетки; трубочки для напитков, стаканы с водой, кисти,  губки, салфетки; стаканчики с разведенной краской.
  5. Интерактивная дидактическая игра «Оформи выставку».

Предварительная работа: 

  1. Изучение лексической темы «Осень»;
  2. Чтение и разучивание стихотворений: Е.Тарабина «Нарисуй осень»,                      И. Бунин «Листопад», З. Федоровская «Осень на опушке краски разводила…», Ю. Капустина  «Осень», А. Балонский «В лесу»;
  3. Беседы и рассматривание иллюстраций на тему  «Природа осенью», наблюдение за природными явлениями на прогулке;
  4. Знакомство с репродукцией  картины И. Левитана: «Золотая осень» (составление описательного рассказа); 
  5. Прослушивание музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года» («Осенняя песня» - октябрь, «Охота» - сентябрь, «На тройке» - ноябрь), произведений Вивальди.
  6. Просмотр презентаций: «О грустном художнике» (про И.Левитана), «Золотая осень в лесу».

Содержание образовательной деятельности:

  1. Вводная часть:

Организационный момент.

(Дети сидят полукругом на ковре).

Воспитатель читает стихотворение:

Художница - Осень рисует пейзаж,

Берёт в свои руки простой карандаш,

Наносит им плавно дожди и ветра,

И жар от горящего чудо костра.

Сентябрь с ней в паре рисует картину,

Кладёт ей грибы и орехи в корзину,

Листвой устилает поля и луга,

И птиц всех сгоняет на те берега.

Художница-Осень закончив наброски,

Представила будто она - Айвазовский,

И свой карандаш обменяла на кисть,

Чтоб сочные краски как море лились.

Воспитатель:

- Ребята, что рисует в этом стихотворении Художница-Осень?

- Что такое пейзаж?

Как называются художники, которые рисуют пейзажи?                                            (художники-пейзажисты)

- А какого художника- пейзажиста мы с вами знаем? (И. Левитана)

(ответы детей).

- Давайте с вами поиграем в игру «Оформи выставку»

- Я вам предлагаю создать выставки картин, но по определенным правилам.               На одной выставке будут только картины-портреты, на второй: картины – пейзажи, на третьей выставке - натюрморты.

Итак, выбираем оформителей,  а остальные ребята будут экспертами, они будут  проверять, если правильно выбрана картина  – будете хлопать, неправильно – топать.

Дидактическая игра «Оформи выставку» (на интерактивной доске)

Цель игры: повторение и закрепление жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Ход игры: на доске изображения разных жанров (репродукции известных картин), ребенку предлагается стилусом переместить «на выставку» только картины – портреты, на другую выставку (можно предложить следующему участнику) переместить картины - пейзажи, на следующую выставку – картины – натюрморты. Остальные дети проверяют, если правильно выполняется задание  – хлопают, неправильно - топают.

2.Основная часть:

Знакомство с новым материалом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем художниками - пейзажистами                     и попробуем нарисовать осенний лес. Но рисовать мы будем необычным способом… В работе будем использовать не только кисточки, но и трубочки для напитков, и пипетки.

Воспитатель показывает и рассказывает алгоритм выполнения работы:             (дети вместе с воспитателем подходят к столу).

Воспитатель:

- возьмем лист бумаги и кисточкой намочим его водой (стаканчики                                с разведенной краской голубого и зеленого цвета);

- нарисуем стволы деревьев и кустов с помощью трубочек (делаем «кляксу» пипеткой, а затем ее раздуваем воздухом). Не забываем про линию горизонта.

- теперь берем пипетки и украшаем рисунок волшебными капельками (воспитатель напоминает технику рисования пипеткой);

- мы рисуем осенний лес, значит, какого цвета будут наши капельки? (ответы детей).

- тонкой кисточкой можно дорисовать некоторые элементы рисунка;

Воспитатель:

- А теперь, давайте сядем на свои места за столы.

(На экране интерактивной доски размещена репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»).

- Я вам прочитаю еще одно красивое, яркое стихотворение об осени.

Написал его Иван  Бунин, а называется стихотворение «Листопад».  

Вы закроете глазки и представите себе картину, которую хотел нарисовать поэт.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.                                                                                                Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Воспитатель:

-Ребята, скажите какие цвета в осеннем лесу увидел поэт?                                     (лиловый, золотой, багряный… )                                                                                  - Лиловый цвет – это красновато-фиолетовый цвет,                                                              Золотой – это (отвечают дети)                                                                                    Багряный – это темно ярко красный цвет.

(Показать детям на картине эти цвета, повторить название цветов хором.)

- Веселой, пестрою стеной,                                                                                              Стоит над светлою поляной.                                                                                           Лес такой густой, нет даже просветов, как будто стена.                                                       – А, пестрый цвет, это какой? (разноцветный).

Воспитатель: Молодцы. А теперь, я хочу вам предложить нарисовать свой осенний лес, но сначала поиграем еще в одну игру:

Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая "много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

Воспитатель:

-Пока вы работаете, я включу музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский, называется это музыкальное произведение  - «Осенняя песня»                  из цикла «Времена года».

Самостоятельная деятельность детей за столами.

3. Заключительная часть: Подведение итогов. Анализ работ.

Воспитатель:

- Теперь, ребята, давайте рассмотрим ваши работы.

- Посмотрите, у кого самая яркая осень получилась?

- Самое темное, хмурое небо? Самый пасмурный пейзаж?

- Кто нарисовал много деревьев? Кто нарисовал самое красивое дерево?

- Получилось передать образ осеннего пейзажа?

- Что мы сделаем с нашими работами? (оформим выставку)

- Как назовем выставку  (варианты детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности рисования для старшей группы на тему «Волшебные цветы».

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспи...

Конспект непрерывной совместной изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лес, точно терем расписной».

В нашем детском саду давно сложилась замечательная традиция: осенью мы проводим "Игру по станциям". Правда, в этом году эта игра преобразовалась и стала называться "Квест". Предлагаю коллегам посмотре...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»....

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) в старшей группе на тему "Усатый-полосатый"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционных способов на тему "Усатый-полосатый"...

Конспект образовательной интегрированной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования с детьми старшей группы «Лес, точно терем расписной – лиловый, золотой, багряный…» (в рамках проекта «Красавица осень»)

Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игруш...

Конспект по занятию изобразительной деятельности (рисование) в старшей группе «Осенний лес».

Цель: Развивать художественно-творческие способности детей.Задачи: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Продолжать учить детей отражат...