Сценарий развлечения для дошкольников 6–7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Спицина Надежда Константиновна

Сценарий развлечения для дошкольников 6–7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_o_bogatyryah.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для дошкольников 6–7 лет «Былинные богатыри — защитники земли русской»

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, сказители, странники, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли, имена богатырей, имена отрицательных героев.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание художественного материала о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей». Просмотр мультфильмов6 «Никита Кожемяка», «Василиса Микулишна», «Три богатыря»

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Иллюстрация Васнецова «Три богатыря»; игра «Защитники Древней Руси и России», русские народные костюмы для мальчиков, сарафаны для девочек, 8 платочков для девочек; 8 ситцевых платков, продукты: хлеб, картофель, лук, сгущёнка, шоколад, сок, сало, молоко в крынке, сок в коробке, конфеты. Музыкальный клип «Русские берёзки», музыка: «Сибирская ярмарка», «Земляничка-ягодка», «Хороводная», «Во поле берёзка стояла», песня «Богатырская наша сила», мечи 8 штук, щиты 8 штук, шлемы 8 штук, канат.

Ход развлечения.

Сказительница (воспитатель) заходит в зал под русскую хороводную музыку «Во поле берёзка стояла», проходит круг, кланяется гостям:

-Здравствуйте, гости дорогие!

далее выходят девочки парами проходят по кругу по залу, выполняя танцевальные движения и садятся на стульчики.

На экране музыкальный клип – «Русские берёзки».

Соня Зотеева читает стихотворение о России:

Россия - как из песни слово. Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые, за голос звонкий как ручей.

Всё это позабудется едва ли, навек останется святым –

И землю ту, что Родиной назвали, коль вдруг придётся,

Сердцем защитим!

Под песню «Богатырская наша сила» в зал в ходят мальчики в костюмах богатырей и выполняют строевые движения.

Сказительница:

- Посмотрите, наши мальчики сегодня как настоящие богатыри! А кто такие богатыри? ( высказывания девочек: Богатыри- это люди, которые защищали нашу Родину от врагов

- Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. А как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Сказительница:

- Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе, в старину говорили:

- мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Мальчики –богатыри читают стихи :

1. Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

2. Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

3. Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

4. Сильные и могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Не затмить им

Солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит

Не шелохнется!

Предлагаю мальчикам сесть.

Сказительница:

- Я скажу вам, гости любезные, и вам, детки малые да пригожие, старый сказ про дела далёкие, про дела далёкие да великие. Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

- Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Много славных подвигов совершали они, оберегая землю в давние времена и в наше время, защищая её от врагов.

- Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

- А сейчас мы отправимся путешествовать по былинам в Древнюю Русь.

На экране появляется картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Сказительница:

- Посмотрите, на распутье стоят три богатыря. Кто из вас знает, какой художник написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов).

Сколько богатырей на картине?

Кто изображён посередине? (Илья Муромец).

Кто стоит слева на коне? (Добрыня Никитич).

Кто находится справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович).

- А теперь скажите, ребята, откуда мы с вами узнали про богатырей? (Из былин, песен, сказаний)

– Что такое Былина? (Быль; русские народные песни-сказания о том, что было. У былин нет автора, а у других произведений есть)

– Кто сочинял Былины? (Народ)

– А кто рассказывал Былины? (Сказители, которые странствовали из селения в селение. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.)

- Вспомните имена русских богатырей. (Илья Муромец, Ставр Годинович, Садко, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Алёша Попович).

– Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из города Мурома). В каком селе жил Илья? (Карачарове)

– Каким недугом страдал Илья Муромец? (У него не ходили ноги)

– Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие, странники)

– Расскажите о самом первом подвиге Ильи. (Бой под Черниговом – схватка с Соловьём Разбойником)

- Какого богатыря земля носила через силу? (Святогора).

- Кто из богатырей превратился в мушку, а свою дружину превратил в

маленьких мурашек? (Вольга Всеславьевич)

– Назовите отрицательных персонажей Былин (Соловей Разбойник, Тугарин Змей, Змей Горыныч)

– Кто из богатырей сражался со Змеем Горынычем? (Добрыня Никитич)

– Какого богатыря князь Владимир Красно Солнышко в славном городе Киеве посадил в погреб? (Ставра Годиновича).

- А кто его спас? (Его жена, красавица Василиса Микулична)

Сказительница:

А на нашей Нижегородской земле были богатыри? (Я хочу рассказать легенду об Алёне «Коромыслова башня»)

Легенда. (читает Оксана)

«Жила-была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица- красавица. И звали её Алёной. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она вёдра на коромысло, а коромысло было железным, два пуда весило, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним Новгородом разбойники-враги. Заметили они Алёну возле башни и напали на неё, и в плен хотели взять. Вот она, завидя беду, поставила вёдра на землю, взяла коромысло в руки и всех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их всё ещё много было. Одолели, наконец, они девушку, убили её, похоронили у башни вместе с коромыслом. Разбойники подумали-погадали и решили убраться из Нижнего Новгорода подобру-поздорову. Если девицы такие сильные - говорили они - что же будет, если ратные люди на нас выступят. Вот отчего одна из башен Нижегородского Кремля называется Коромысловой. Возле неё было это побоище»

Сказительница:

Можно ли назвать Алёну народной героиней? Почему (Она не испугалась врагов, хоть и была одна.

Стала с ними драться, многих побила, но их было много и со всеми справиться ей не удалось. Враги испугались такой сильной девицы и решили уйти)

Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле.

Сказительница:

- Дома богатырей всегда ждали верные подруги и жёны, они же и собирали их в путь-дороженьку.

Приглашаю наших девочек поиграть в игру «Собери богатыря в дорогу».

Надо быть очень внимательными и собрать богатырю все необходимые вещи, которые нужны были богатырям именно в те давние времена. Раньше сумок не было и девицы собирали всё необходимое богатырю в котомку, которую делали из платка.

Ну вот девицы-красавицы выбрали богатыря, которого будут собирать в путь-дороженьку. Напротив на столе лежат продукты, нужно выбрать необходимое. Как только заиграет музыка, вы идёте к столу и приносите по одному продукту. Провожаете богатыря : богатырь садится на коня, девочки прощаются и машут).Как только музыка закончится, вы девочки встаёте возле богатырей и мы проверим, кто справился с заданием. (Во время игры звучит музыка «Сибирская ярмарка»)

Дети садятся на стулья. (мальчики выходят из зала надеть шлемы, взять щиты и мечи)

Воспитатель-сказитель:

- Уходили богатыри в поход, а красны девицы дома оставались, рукоделием занимались. (Три мальчика выходят, надевают шлемы, берут щиты и мечи;

(девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

1 – я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 – я девочка

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

(раздается стук, входят добрые молодцы)

3-я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

4 – я девочка:

Да ведь это добрые молодцы!

1-й мальчик:

Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

Девочки: Мы туточки.

2-й мальчик:

Мы в поле нагулялись,

А теперь сюда собрались,

На людей посмотреть,

Себя показать.

3-й мальчик:

Собирайтесь девицы.

Собирайтесь в хоровод.

Хороводная игра «Как на тоненький ледок» (играют девочки и мальчики)

Сказительница: - Ребята, а кто был самым главным другом богатыря? (Конь).

- А каких коней богатыри себе выбирают?

А коней они себе выбирают под стать. сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если бы кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали.

- А какое снаряжение было у богатыря, мы сейчас выясним.

• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Сказительница:

Зачем она нужна богатырям?

Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Кольчуга весила 7 килограммов.

• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Сказительница:

Дети: Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)

Дети:

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Сказительница:

Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Дети: Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, копьё, топор, меч – булава.

Сказительница:

- Вот сейчас наши мальчики подберут для богатыря всё самое необходимое.

Игра «Защитники древней Руси и России» (СМАРТ)

Цель:

Расширить и закрепить представления детей об одежде и оружие русских богатырей и современных воинов.

Развивать интерес и любознательность.

Сказительница:

- Наши мальчики-богатыри показали хорошие знания об одежде и оружии богатырей, а сейчас мы проверим их на силу и выносливость. Наши богатыри готовы?

Приглашаю богатырей на «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Делимся на две команды: с левой стороны полосы встанут мальчики: Антон, Витя; а с правой стороны: Серёжа, Илья. Выберите себе пару.

Ещё две пары: Ваня, Максим Б., с другой стороны:Андрей, Стас.

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. Правила: Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. Руками толкать друг друга нельзя. (Игра проводится под русскую народную музыку «Земляничка-ягодка»)

Сказительница

- Молодцы, богатыри, все старались, хоть и не все победили. Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку!

Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.

Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.

Сказительница:

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о России и о её защитниках?

• Человек без Родины, что соловей без песни;

• Жить - Родине служить;

• Храбрый побеждает, а трус погибает;

• Смелость города берёт.

• Кто смел, тот и цел.

• Бой отвагу любит.

• Волков бояться в лес не ходить.

• Славна богатырями земля русская.

• Один за всех и все за одного.

• Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

• Моё богатство - сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.

• В русском сердце прямая честь да любовь к Руси - матушке.

• Богатырь умрёт, а имя его останется.

Сказительница:

- Ребята, в конце нашего путешествия я предлагаю спеть песню про нашу прекрасную Родину «У моей России длинные косички»

1 куплет:

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

2 куплет:

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

3 куплет:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

(Во время песни идёт презентация с иллюстративным материалом о России, с детьми поют взрослые)

Сказительница:

- Воздух лазорево – синий.

Степи, дубравы, жнивьё –

Всё это наша Россия –

Гордое счастье моё.

Все твои были и сказки

В душах веками живут.

Столько надежды и ласки

Русские песни несут!

И преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Проект «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Рав Этот проект был создан исключительно  по просьбе детей. Было очень интересно искать информацию, изготавливать доспехи, а также нашим родителям было очень интересно учавствовать в нем....

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми «Богатыри – защитники земли русской»

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми средней группы может быть приурочено к проведению календарных праздников в детском саду. Занятие про богатырей наиболее актуально 23 февраля, 9 мая, в ...

Былинные богатыри - защитники земли русской

Много разных стран на земле, но для нас Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как отец и мать. Формируем представления о героическом прошлом...

Физкультурно-патриотическое развлечение с детьми «Богатыри – защитники земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях — Илье ...

Презентация к развлечению:"Былинные богатыри - защитники земли русской"

Презентация к развлечению:"Былинные богатыри - защитники земли русской"...