Былинные богатыри - защитники земли русской
план-конспект занятия (старшая группа)
Много разных стран на земле, но для нас Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как отец и мать. Формируем представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, веиких русских богатырях - защитниках земли русской. Используя средства выразительного чтения, показать детям напевность, колорит, своеобразие слога былины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе.
«Былинные богатыри-защитники земли русской»
Воспитатель:Перевозникова О.Н.
2016 год
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи.
Закреплять знания детей о былинных героях - богатырях.
Развивать у детей интерес к нашей долгой истории.
Продолжать учить детей планировать свою работу при коллективном творчестве.
Используя средства выразительного чтения, показать детям напевность, колорит, своеобразие слога былины.
Активизировать словарь детей: Богатырь, былина, сказитель, гусли, кольчуга, шлем, меч, булава.
Воспитывать нравственные и этические качества; чувство гордости за Россию, любви к родителям и родной земле, желание подражать героям былин.
Предварительная работа.
1.Чтение былин "Илья Муромец","Илья Муромец и Калин - царь", "Добрыня и Змей Тугарин", "Алеша Попович".
- Прослушивание былин в аудиозаписи.
- Просмотр мультипликационных фильмов "Илья Муромец", "Илья Муромец и Соловей разбойник".
- Рассматривание картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье".
- Знакомство детей с пословицами и поговорками русского народа о добре и зле.
- Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах.
- Игра - драматизация отрывков из былины "Илья Муромец и Калин царь".
Сюжетно-ролевая игра "Мы - богатыри".
Образовательные области:
- «Речевое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Материал.
1.Звучание мелодии гуслей из сказки "Садко".
2.Интерьер "Русская изба"(Печка, лавки, стол, вышитые полотенца, посуда, прялка, половики и т. д.).
3.Мультимедиа-экран, компьютер, проектор - изображение на экране картины В М. Васнецова "Богатыри".
4.Элементы одежды и оружия богатыря; матушки, сказителя, князя и княгини, ворона, богатырей для мальчиков, рубашки - косоворотки, сарафаны, кокошники, платок.
5.Магнитная доска - мольберт. Картина дуба. 4 дубовых листочка.
6.Два трона.
7. Лошадки.
8.Воздушные шары.
9.Шатер.
10.Картинки - раскраски "Богатыри".
11 .Деревянные мечи для мальчиков.
12. Ткань для трона.
Ход занятия.
Действие происходит в групповой комнате. Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
Воспитатель обращает внимание детей на карту России.
Воспитатель: Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому - что она наша Родина! Родина - значит родная, как отец и мать.
Много лет назад наши предки основали свое государство Русь. И, чтобы почувствовать и понять то время, я предлагаю отправиться в путешествие по далекому прошлому. Мы и одеты с вами сегодня, так как одевались наши предки.
Дети и воспитатель спускаются в музыкальный зал, проходят в уголок стилизованный под русскую избу. Здороваемся с гостями. Воспитатель обращается к гостям.
Воспитатель: Можно мы останемся здесь? Мы вам не помешаем?
Воспитатель: обращается к детям: Продолжим наш разговор?
Дети. Да.
Воспитатель: На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Все может матушка - Земля, накормить людей, напоить, только не может защитить себя.
Кто же защищал Русь от врагов?
Дети. Богатыри.
Воспитатель: Да, действительно, Русь защищали храбрые, могучие, сильные и выносливые люди — богатыри. Об их подвигах русский народ слагал былины.
«Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силою доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей!»
Во время чтения отрывка из былины включается проектор и на экране появляется картина «Богатыри».
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на наших богатырей. Как они одеты?
Для чего нужна кольчуга? А что оберегает голову богатыря от ударов?
Чем они вооружены?
И всегда богатыри славились невиданной силой, безграничной храбростью.
А что, еще, кроме доспехов и оружия, вы заметили? Ответы детей.
Посмотрите внимательно.
Воспитатель обращает внимание детей на гусли.
Да это - же гусли. Оказывается, Алеша Попович был не только отважным богатырем, но и музыкантом - сказителем. «А кто такой сказитель?» Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно. Благодаря сказителям до нас дошли былины. Из них мы узнали о подвигах богатырей, о силе русских воинов.
Мы с вами читали былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.
А ведь былину еще можно сыграть, как в театре. Попробуем?
В былине есть персонажи: князь, княгиня, дочери и ворон. Кто сможет сыграть роль князя? Роль княгини кому предложим? А кто желает сыграть ворона? А девочки все будут дочери, а мальчики пока побудут зрителями. Вас ожидает почетная роль. А какая? Пока не скажу. Еще в былине есть роль матушки. Можно матушкой буду я? Князь, княгиня одевайтесь, пожалуйста, входите в свою роль. Ворон тоже одевает атрибуты костюма, «летит» в лес.
А я расставлю реквизиты.
Воспитатель расставляет оборудование.
Звучат гусли (музыка с компьютера), появляется сказитель.
Сказитель:
Я скажу вам гости любезные: Детки малые, да пригожие.
Старый сказ про дела далекие. Про дела далекие, да великие.
Как во стольном городе во Киеве ласкового князя Владимира да с княгинею
его, да с Опраксией пир горой идет. Веселится народ.
Матушка подходит к девочкам, встают в хоровод, звучит песня «Было у матушки».
Внезапно музыка прерывается.
Прилетает ворон. Кружит по сцене. Матушка с дочерьми убегают к князю и княгине. Переглядываются, перешептываются: «Это плохая примета, быть беде, быть беде».
Покружившись ворон улетает в лес.
Княгиня:
Ах ты, князь Владимир, мой ласковый!
Князь Владимир Красное Солнышко! Грусть-тоска томит мою душеньку И предчувствия мучат тяжелые.
Князь:
Не печалься, моя, княгинюшка!
Я развею тоску твою черную. Пусть играют веселые песни нам. Пусть танцуют парни и девушки.
Вместо веселой музыки раздается колокольный звон, вбегает гонец.
Гонец:
Ох, ты князь Владимир наш ласковый,
Да с княгинею, да с Опраксией!
Я принес вам вести недобрые,
Вести страшные да тревожные.
Как на наши села прекрасные,
Да на стольный славный наш Киев-Град Наступает ужасный Калин-царь.
Матушка и дочери переглядываясь, с испугом на лице говорят:
А у Калина голова, как пивной котел,
А у Калина уши, как блюдище,
А глазища, как круглые часища, А ручищи, как сильные граблища.
Князь:
А что хочет Калин царь в Киеве?
Гонец:
Хочет он громить стольный Киев-Град.
Все соборные церкви на дым пустить,
Все людские дома огнем спалить,
Все святые иконы в воде утопить.
А тебя, князь, грозится в котле сварить,
А княгиню твою на себе женить.
Девочки с матушкой говорят:
Горе! Горе тебе, Владимир князь!
Горе, горе тебе, княгинюшка!
Княгиня:
Не случайно томилась душа моя
Не случайно предчувствия мучали.
Князь: | Ты садись, гонец, на добра коня Да скачи к Илье Муромцу! |
Сказитель:
Побежал гонец на конюшенку. Выбирал добра коня себе по-люби.
И поехал во чисто полюшко.
В чисто полюшко в раздольице.
В чистом поле белый шатер стоит. В том шатре добрый молодец сидит.
Гонец обращается к богатырю:
Ай же ты, богатырь, добрый молодец! Спишь ты, молодец, прохлаждаешься.
А невзгодушки над собой и не ведаешь! Выходи, богатырь, принес я тебе весть недобрую.
Из шатра выходит богатырь Илья - Муромец..
Илья Муромец:
Я живу на заставе 15 лет.
Не видал ни конного, ни пешего.
Ни прохожего тут, ни проезжего.
Серый волк тут ни прорыскивал.
Ясен сокол не пролетывал.
Чужеродный богатырь не проезживал.
Гонец:
Ай же, ты богатырь, добрый молодец!
Как на наши села прекрасные.
Да на славный наш стольный Киев - Град наступает ужасный Калин-царь. Нагнал силушки он черным-черно.
Разгромить хочет стольный Киев-Град. Все соборные церкви на дым пустить.
Все людские дома огнем спалить.
Все святые иконы в воде утопить.
Князя нашего Владимира
Царь грозится в котле сварить.
А княгиню его на себе женить.
Ты могучий богатырь, добрый молодец
Ты садись -ка на доброго коня
Собирай дружинушку храбрую.
Собирай всех русских богатырей.
Гонец убегает.
Илья Муромец:
Посмотрю я на разные стороны Лежит там поле чистое.
А по полю-то в тумане да в копоти
То ли зверь бежит, то и сокол летит -
Туча темная в пыли движется.
Войско вражеское да несметное.
Илья - Муромец оглядывается и говорит:
«Не справиться мне одному.
А есть ли среди вас, смелые, храбрые, сильные?
Помогите мне в деле праведном». Мальчики соглашаются помочь Илье - Муромцу.
Илья - Муромец смотрит на них и говорит:
Да в таком виде на врага не пойдешь
Чем сражаться будете?
Собирайтесь богатыри, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю. А красны девицы нам помогут. Ведь они всегда были помощницами: и одежду шили, и хлеб пекли.
Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
На столе разложены разные элементы одежды богатырей, матроски, пилотки, фуражки.
Илья – Муромец:
Быстро собрались молодцы. А о чем мы забыли, прежде чем идти на подвиг ратный? Попросить благословления у матушки, (все вместе подходят к матушке). Отпусти нас матушка, в стольный Киев-Град к князю Владимиру. Будем спасать Землю русскую от недругов-ворогов.
Матушка: Я на добрые дела благославляю вас, а на худые дела моего благословления нет. Защищайте нашу Землю русскую, не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лейте крови людской, не слезите матерей! Идите с богом, да хранит вас Господь! Подойдите к дубу, возьмите по одному листочку, пусть дуб даст вам силу и оберегает в бою!
Матушка и красны девицы дают наказ богатырям: Вы постойте - ка за веру, за Отечество и за бедных вдов и малых детей!
Сказитель:
Выходили тут богатыри
Да садились скоро на добрых коней
Подъезжали ко граду - Киеву.
Дети с богатырем садятся на «коней» и под музыку пробегают круг по залу, в это время выставляются шары на подставке.
Сказитель:
А под Киевом то силушки черным черно.
Ай, черным черно, как черны вороны.
А как стали добры молодцы ту силушку
Конем топтать, да мечом колоть.
И земля то от той битвы потрясалася.
И вода в озерах колыхалася.
Темные леса шаталися.
В чистом поле травка да повяла вся.
Бьются, рубятся двенадцать дней,
Не пиваючи, не едаючи.
Добрым коням вздоха не даваючи.
Побили всех врагов, (прокололи шары).
Илья - Муромец:
Добрая дружинушка у меня собралась,
Перебили всех врагов до единого.
Благодарю вас за службу верную.
Ну, а мне пора отдохнуть.
Уезжает на коне, (звучит музыка).
Матушка подходит к детям: Но и ловкие же вы! Конечно это игра. Но я думаю что, когда Родине, понадобится ваша помощь, вы не задумываясь, поможете ей. Даже сейчас, когда вы еще маленькие вы уже можете помочь, если будете беречь природу, заботиться о птицах, о животных, любить своих родных, уважать старших, защищать слабых. Быть сильными, храбрыми, мужественными.
Матушка:
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
На память о нашем путешествии, я хочу подарить вам листы раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями. И рассказать им о том, что сегодня узнали и запомнили.
Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...
"Богатыри- защитники земли русской"
. Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.2. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера.3. Развивать эстетические чувства средствами...
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...
Досуг "Богатыри - защитники земли русской" с элементами фольклора
Вашему вниманию предлагается досуг-развлечение в подготовительной логопедической группе "Богатыри - защитники земли русской " с элементами фольклора. В сценарии досуга представлены материалы устного н...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей старшей группы ДОУ. Главная задача его- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на истории нашего велико...
Проект «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Рав Этот проект был создан исключительно по просьбе детей. Было очень интересно искать информацию, изготавливать доспехи, а также нашим родителям было очень интересно учавствовать в нем....
Проект Информационно- практико- познавательный «Былинные богатыри — защитники Земли Русской»
Работа с детьми по патриотическому воспитанию...