Проект Информационно- практико- познавательный «Былинные богатыри — защитники Земли Русской»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Работа с детьми по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatyri_zemli_russkoy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы проекта Белокур О.В воспитатель ГБДОУ д/с № 31
Возрастная группа ____________________старшая________________________________________________________
Вид проекта ____________________информационно – практико — познавательный_______________________________
Тема проекта «Былинные богатыри — защитники Земли Русской»
Длительность проекта две недели
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Актуальность: В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Таким образом, была выдвинута цель
Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи проекта
Образовательные:
- формирование у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской;
- формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;
- ознакомление старших дошкольников с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;
- ознакомление детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме.
Развивающие:
- развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности;
- развитие умения выполнять задание парами и подгруппами по 4-5 человек, распределяя обязанности.
- развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков по тематике_проекта)__
- развитие творческих и познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста._
Воспитательные:
- воспитание эстетических чувств при знакомстве дошкольников с произведениями устного народного творчества;
- воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств.
Форма итогового мероприятия_ Создание мини-музея «Былинные богатыри — защитники Земли Русской» с презентацией на вечере встречи «Не перевелись богатыри на земле русской».
Непрерывная образовательная деятельность | Образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей по теме | Взаимодействие с родителями, социальными партнерами | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I этап Мотивационно-диагностический | ||||
Рассматривание иллюстраций с русскими богатырями. Обсуждение вариантов поиска информации . Беседа о том: Что вы знаете о былинных богатырях? Что бы вы хотели узнать?
Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете)
Обсуждение вопроса о том, каким будет мини-музей «Былинные богатыри — защитники Земли Русской», каким может быть его содержание. Дети определяют варианты оформления мини-музея: нарисовать рисунки: слепить богатырей, сделать поделки, собрать книги о богатырях принести экспонаты из дома. Беседа по содержанию.. | Рассматривание доспехов богатырей ( шлема, кольчуги, щита и меча) | Изготовление доспехов богатырей | ||
II этап Организационный | ||||
Беседа с детьми по выбору центра активности, где они будут сегодня заниматься, какие материалы им понадобятся для решения своего замысла. | Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта; | Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта; | ||
III этап Содержательно-практический | ||||
П О Н Е Д Е Л Ь Н И К 15.02 | НОД «Богатыри Земли Русской» Формировать представление о героическом прошлом русского народа; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. НОД Лепка «Богатырь» Учить детей лепить человека из пластилина | Беседа с подгруппой детей ««Россия родина моя» Цель: Формировать любовь и уважение к Родине» Чтение : былина «Святогор - Богатырь» Беседа: Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках Подвижная игра «Красное знамя» , развивающая силу и ловкость Ручной труд: Изготовление тарелок из папье-маше «Русские богатыри» Сюжетно-ролевая игра «В дозоре. | Рассматривание и сравнение изображений богатырей. Разыгрывание историй и ситуаций. Раскрашивание силуэтов богатырей Путешествие в страну Старины. Старинные музыкальные инструменты | Подбор иллюстраций «Русские богатыри» Рекомендации к беседам с детьми о русских богатырях Посещение Русского музея для знакомства с портретной живописью. Изготовление доспехов богатырских |
В Т О Р Н И К 16.02 | НОД «Былинные герои» Знакомство детей с былинами , как жанром народного творчества. | Беседы с подгруппами детей «Как жили славяне» Формировать у старших дошкольников знания об истории России Чтение «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Былина Индивидуальная работа: составление рассказов с заданными словами. Лепка «Богатырская дружина» Виртуальная экскурсия по Древней Руси Сюжетно-ролевая игра «Защита крепости» Слушание Н.А.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» | Настольные игры : «Четвертый лишний» Рассматривание иллюстраций о богатырских конях Расскрашивание раскрасок о богатырях Оформление выставки «Защитники Земли Русской» Составление единой сюжетной композиции из вылепленных фигурок богатырей . Настольно-печатная игра «Загадочная форма» | Поиск информации совместно с родителями о богатырях Подбор пословиц и поговорок о Родине Посещение детской районной библиотеки Знакомство «С Русскими богатырями» |
С Р Е Д А 17.02 | Беседы с детьми ««Отличие сказки от былины» Цель: Знакомить старших дошкольников с русским народным творчеством» Составление рассказов на тему: «Каким я хочу быть» Дидактическая игра «Подбери слова», дающая умения упражнять в подборе синонимов и сравнений. Чтение: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Рисование Роспись тарелок из папье-маше «Русские богатыри» Разучивание песен «Посею лебеду на берегу» русские народные хороводная Подвижные игры: «Защити крепость» | Оформление выставки Произведений искусства «Картины русских богатырей» Раскрашивание изображений русских богатырей в раскрасках. Составление коллажа «Наши богатыри» Составление богатыря из геометрических фигур «Я и Веселая геометрия» | Подбор совместно с родителями книг о богатырях. Подбор Фильмотеки Совместное изготовление атрибутов к празднику и играм | |
Ч Е Т В Е Р Г 18.02 | Беседа «Одежда богатырей» Цель: Знакомить старших дошкольников с экипировкой богатырей русских Выставка иллюстраций на тему: «Герои былин» Дидактическая игра «Угадай о ком говорю», воспитывающая интерес к истории и культуре русского народа. Чтение былины «Никита Кожемяка» Спортивно-тематический досуг «Богатырские состязания» | Рассматривание иллюстраций, картин, отражающих событие далёких времён. | Интервьюирование пап и дедушек о защите Родины | |
П Я Т Н И Ц А 19.02 | НОД «Составление рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри». Знакомство с картиной В.Васнецова «Богатыри» | Беседа «Откуда мы родом» Цель: Прививать любовь к своей Родине. Просмотр мультфильма «Садко» Аппликация «Украшаем богатырскую рубаху узором вышивки» Рассматривание репродукции картины: К.Васильева «Настасья Микулична» Слушание П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Подвижные игры: «Стрелок» Сюжетно-ролевая игра «Защита крепости» | Игры-пазлы «Строим дом», «Три богатыря» Репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри», В.М.Васнецова «Витязь на распутье» К.Васильева «Настасья Микулична» | Консультация на тему «Роль чтения былин в воспитании детей» |
С У Б Б О Т А 20.02 | Беседа « Знаки, оберёги, поклонение, родовое дерево, обряды.» Цель: Знакомить детей с историей своей страны Дидактическая игра «Назови и объясни», воспитывающая любознательность. Подвижная игра «Чья дружина быстро соберется», развивающая ловкость и быстроту. Рассматривание репродукции картины И.Репина «Садко в подводном царстве», | Игры-пазлы «Строим дом», «Три богатыря» Репродукция картины И.Репина «Садко в подводном царстве», | Принести из дома старинные предметы утвари, которыми пользовались на Руси | |
С Р Е Д А 24.02 | Беседа «Былинные богатыри — славные защитники родной земли» Разучивание стихотворения Н.Кончаловской «Воином быть совсем не просто» Дидактическая игра «Собери богатыря в поход» составление творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем» Конструирование Строение «Храм-Крепость» Разучивание песен «На горе-то калина», | Репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри»,В.М.Васнецова «Витязь на распутье» | Составление рассказов с детьми на тему: «Былинные герои» | |
Ч Е Т В Е Р Г 25.02 | Дидактическая игра «Да — нет», развивающая умение отвечать только словами «да» и «нет» Эстафета: «Забрось палицу в логово Соловья-разбойника» Литературная викторина «Былина в гости к нам пришла» Игра средней подвижности «Перетяни богатыря» | Игры-пазлы «Строим дом», «Три богатыря» | Принести из дома старинные предметы утвари, которыми пользовались на Руси | |
П Я Т Н И Ц А 26.02 | Дидактическая игра «Что лишнее» Цель: Соотносить современное и прошлое время Слушание Вступление к опере Римского-Корсакова «Садко» Открытие мини-музея «Былинные богатыри - защитники земли русской» Чтение Былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Рассматривание репродукции картины: В.М.Васнецова «Витязь на распутье» | Внесение предметов утвари, которые использовали на Руси, Репродукции картин В.М. Васнецова «Богатыри»,В.М.Васнецова «Витязь на распутье» | Открытие мини-музея «Былинные богатыри - защитники земли русской» | |
IV этап Итоговый | ||||
Создание мини-музея «Былинные богатыри — защитники Земли Русской» | Презентация мини-музея «Былинные богатыри — защитники Земли Русской» на вечере встречи «Не перевелись богатыри на земле русской». |
Обеспечение проекта:
-материально-техническое (сборники былин; иллюстрации к былинам, литература по теме, репродукции картин, рисунков, фотографии по теме, аудиозаписи произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила», Римского-Корсакова «Сеча при Керженце», Мусоргский «Богатырские ворота», Е. Стрельникова «Русь былинная», Р. Нуриева «Бесконечное обояние волн», аудиозаписи былин)
-методическое (программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.А. Соломенникова «Радость творчества», И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», Г.А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Т.Я. Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»,
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». – Спб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»,
Т.М. Пименова «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет» и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...
Проект «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Рав Этот проект был создан исключительно по просьбе детей. Было очень интересно искать информацию, изготавливать доспехи, а также нашим родителям было очень интересно учавствовать в нем....
Проект "Богатыри-защитники земли русской"
Проект "Богатыри-защитники земли русской"...
Былинные богатыри - защитники земли русской
Много разных стран на земле, но для нас Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как отец и мать. Формируем представления о героическом прошлом...
Познавательно – спортивное мероприятие «Богатыри – защитники земли русской»
сценарий развличения для подготовительной группы....
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"...
Познавательная беседа "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.
Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа....