Культурно-досуговая деятельность «День народного единства»
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий развлечения "День народного единства" в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlecheniya_den_narodnogo_kdinstva.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» с. Хоперское
Балашовского района Саратовской области»
Культурно-досуговая деятельность
«День народного единства»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Сучкова Е.В.
с. Хоперское
2023г.
Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения праздника;
- расширять первичные представления о Родине;
- развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны;
- формировать представления о многообразии народов, проживающих в нашей стране;
- развивать интерес к сказкам, песням, играм разных народов;
- воспитывать нравственные качества, интерес, чувство любви и уважения к своей стране, своему народу и народу России в целом, ощущение принадлежности к своему народу.
Ход мероприятия:
(В зале на центральной стене закрытый занавесом, расположен макет земного шара, на котором изображен контур карты России).
Дети под музыку входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, несколько дней назад наша страна отмечала праздник – День народного единства. У каждого из нас есть Родина, то место где мы родились, где живут наши близкие и родные люди. А как называется наша Родина?
Дети: Наша родина - Россия.
Воспитатель: Да, ребята. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! А как называют жителей России?
Дети: жителей России называют - россияне.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. В ней много лесов, рек, морей. В нашей стране есть горы и степи, тайга и тундра. В России больше тысячи городов, сел и деревень. Послушайте, ребята, стихотворение о нашей большой стране. (Читают дети) Необъятная страна
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас покажу, как выглядит наша страна на карте. Посмотрите, какая она большая (убирает занавес, а на стене только контур от карты). Странно, карта куда то пропала. Что же могло произойти?
Звучит тревожная музыка, в зал входит Баба Яга:
Баба Яга: Это что такое здесь происходит? Все красивые, нарядные собрались, а про меня забыли? Обидели бабушку, на праздник не позвали. Вот я вашу карту и заколдовала, на части поделила и в сундук спрятала. И вам ее теперь не отдам, даже не просите!
Воспитатель: Баба Яга, успокойся. Знаешь ли ты, какой праздник мы отмечаем? 4 ноября вся наша страна отмечала День народного единства. Это праздник взаимопомощи и единения всех жителей страны.
Я предлагаю тебе, Баба Яга, вместе с ребятами послушать историю этого праздника (рассказ сопровождается слайдами на экране)
Россия – могущественная и сильная страна, но она не всегда была такой. Были у России и трудные времена. Враги часто нападали на нашу страну. Вот и поляки хотели захватить русские земли, нужно было защитить страну. И нашлись на земле русской два человека, которые возглавили борьбу с польскими захватчиками. Это Кузьма Минин из простого народа, и князь Дмитрий Пожарский. Это происходило в Нижнем Новгороде. Собрали они народ русский и сказали: «Братья! Русь святая гибнет! Поможем Родине Святой!» Собралось огромное войско. Люди шли отовсюду. Это были не только русские, но и другие народы. Целых два месяца шли бои. И наконец, враги были изгнаны с земли русской. Вот так много лет назад русский народ объединился и не позволил полякам захватить свою страну. Люди дружно, как одна большая семья, встали на защиту своей родины - России.
А сейчас ребята, нам расскажут стихотворение, которое называется Российская семья.
Дети: Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель: Баба Яга, а ты знаешь, какие народы проживают на территории нашей страны? Давай договоримся, мы тебе расскажем о них, а ты нам вернешь карту.
Баба Яга: так и быть, договорились.
Воспитатель: Ребята, расскажем Бабе Яге о народах, проживающих в России? Посмотрите внимательно на экран (показ слайдов). Какой это народ?
Дети: Это татары. В доме татар отец всегда главный, его воля — закон. Детей в татарской семье всегда учат уважать старших. У татарского народа, как и у других, есть любимые праздники. Главный из них — Сабантуй, или «Праздник плуга». В старину он сопровождал начало посевных работ. Выходя в пашню, татары бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными. Сабантуй отмечался песнями, танцами. Праздновали его под открытым небом, место, где проводился праздник, украшали шарами, лентами. На Сабантуй собиралось много народа.
Воспитатель: Баба Яга, посмотри, как танцуют татарский танец наши мальчики (исполняют мальчики).
Баба Яга: Мне понравился ваш танец. Так и быть возьмите одну часть вашей карты (достает из сундука и отдает ведущему, который прикрепляет ее к контуру карты на стене). Но больше даже не просите, не дам.
Ведущий: Спасибо Баба Яга.
Ребята, а какие еще народы живут в нашей стране? Посмотрите внимательно на экран (показ слайдов).
Дети: В нашей стране живут башкиры.
Издавна башкиры жили в юртах, шалашах. Юрта делилась на две половины мужскую и женскую. Свои жилища они располагали возле рек, у подножия гор, около густых лесов, потому что в реках много рыбы, возле гор хорошие пастбища, а в лесах много ягод, грибов и меда диких пчел.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта».
(в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из них которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши) - получается юрта. (играют 2-3 раза) Игра состоит в том, кто быстрее очутится в юрте).
Баба Яга: Ой, как вы хорошо играли. Вот вам еще одна часть вашей карты (достает из сундука и отдает ведущему, который прикрепляет ее к контуру карты на стене).
Воспитатель: Какие еще народы живут в России? Посмотрите внимательно, какой это народ? (показ слайдов).
Дети: В России живет мордовский народ.
Мордовские семьи были очень большими, обычно в них насчитывалось до 30-40 человек. Представители разных поколений отлично уживались между собой, каждый из них выполнял свои функции: старики смотрели за детьми, остальные работали в огороде, в садах, занимались промыслом. Мордовский край известен валенками из шерсти овец. Такое мастерство передавалось по мужской линии, так как процесс был очень тяжелым. Также Мордовские мастера плели из лозы и бересты короба, корзины и даже мебель.
Радушие и щедрость считаются главными чертами этих людей. Угостить и накормить гостя считалось долгом хозяина, даже если в гости забрёл незнакомец. Также мордовский народ очень любит музыку, которая звучит на всех мордовских праздниках.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы сыграем на музыкальных инструментах.
(оркестр)
Баба Яга: Мне понравился ваш оркестр. Вот вам еще одна часть вашей карты (достает из сундука и отдает ведущему, который прикрепляет ее к контуру карты на стене).
Воспитатель: На территории России проживают белорусы. У белорусского народа своя отдельная страна, которая называется Белоруссия. Она расположена по соседству с Россией. Белорусы – это братский нам народ, дружелюбный, готовый оказать помощь своим русским братьям. Несмотря на то, что у белорусов отдельная страна, они также проживают и на территории России.
Посмотрите, я одета в белорусский народный костюм, так как родилась в Белоруссии, а живу я в России. А еще белорусский народ очень любит сказки. И я предлагаю вам показать белорусскую народную сказку «Пых».
Инсценировка сказки:
Ведущий: Жили-были дедушка, бабушка и внучка Аленушка. (Выглядывают в окно из домика и машут рукой) И был у них огород. Росли в огороде лук. (Выходит под музыку)
Лук: Я лук расту на огороде
Я большой хитрец в природе
В сто одежек я одет
Ребятишкам на обед.
Ведущий: А ещё в огороде росла свекла…. (Выходит под музыку)
Свекла: Свекла я- красивая…
Ведущий: А вот и сладкая морковка. (Выходит под музыку)
Морковка: Я-морковка, рыжий хвостик…
Приходите чаще в гости.
Ведущий: И вкусная картошка. (Выходит под музыку)
Картошка: Я картошка круглая,
Красивая и смуглая!
Чтобы не состарится,
Пойду в кастрюлю парится!
Ведущий: А вот и репка
Репа: я репка вкусная, сладкая, витаминами богатая.
Ведущий: Захотелось деду репку покушать, вышел он в огород (под музыку), а в огороде жарко (снимает кепку с головы и машет пере собой), тихо. Прошёл грядку с луком, свеклой, морковкой, картошкой. А вот и репка растет. Только наклонился, чтобы репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него.
Ежик: «Пш пых, Пш пых»
(Дед убегает и садится на лавку, зовет бабку)
Дед: Бабка! Бабка!
Бабка: (выходит из дома) Что случилось? Кто зовет?
Дед: Ты, пойди-ка, в огород! Там на грядке, рядом с репкой, страшно чудище живет. Под листочком сидит и рычит, и пыхтит. Вот с такими вот глазами, вот с такими вот ушами, вот с такой вот бородой!
Бабка: Да полно, тебе дед! Я пойду и сама репку принесу.
Ведущий: И пошла бабка в огород (под музыку), прошла грядку с морковкой, свеклой, капустой картошкой. А вот и репка растет. Только наклонилась бабка, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на нее.
Ежик: «Пш пых, пш пых»
(Бабка убегает и садится на лавку)
Бабка: Ой, дед, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой и пыхтит, и рычит. Еле-еле ноги унесла.
Аленушка: Я принесу репку!
Ведущий: Пошла Аленка в огород (под музыку), прошла грядку с луком, морковкой, свеклой, картошкой, пришла к тому месту, где репка растет. И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то.
Ежик: «Пш пых, пш пых»
Аленушка: Ах ты ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал, это ты их домой прогнал? (Аленка берет ежика за руки и гладит его, ежик вытягивает носик)
Ведущий: Потянула Аленка репку (под музыку) раз, два, три и вытянула репку. Да такую большую, круглую, желтую. Взяла Аленка за руку ежика, взяла репку и пошла домой (под музыку). А навстречу ей бабка с дедом вышли. И спрашивают
Бабка, дед: А где-же репка?
Аленушка: Вот репка!
Бабка, дед: А где-же зверь страшный?
Аленушка: Вот зверь страшный!
Ведущий: Засмеялись дед с бабкой.
Бабка, дед: Ну и внучка, ну и молодец Аленка!
Баба Яга: Какие талантливые ребятишки! Держите еще часть вашей карты. (достает из сундука и отдает ведущему, который прикрепляет ее к контуру карты на стене).
Воспитатель: А о том, какие еще народы проживают на территории России, нам расскажут ребята.
Дети: Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты –
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно русских!
Воспитатель: Русский народ всегда славился своим гостеприимством.
(выходит женщина в русском народном костюме с караваем)
Россиянка: В России гостей всегда встречают с круглым белым караваем.
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим.
Девочки, давайте вместе споем русскую народную песню.
(девочки исполняют русскую народную песню)
Ребята, вы продолжайте праздник, а я тем временем приготовлю чай и буду ждать вас с караваем в группе.
Баба Яга: Мне так у вас понравилось, что я готова отдать вам последнюю часть вашей карты (достает из сундука и отдает ведущему, который прикрепляет ее к контуру карты на стене).
Воспитатель: Вот мы и собрали карту нашей огромной страны, нашей Родины - России. Посмотрите, как много места она занимает на земном шаре.
Баба Яга: Вот это да! Какая оказывается большая у нас страна. А как много народов здесь живет. И какие они все дружные. Ребята, мне стало стыдно, за свое поведение. Простите меня.
Воспитатель: Ребята, простим Бабу Ягу?
Дети: Да, простим.
Воспитатель: Хорошо, Баба Яга, мы тебя простим, но только при условии, что ты будешь жить с нами в мире и дружбе.
Баба Яга: Хорошо, обещаю. Я так много всего интересного узнала на вашем празднике. А ведь мои лесные соседи ничего кроме леса не видели. Пойду, расскажу им о нашей большой стране. До свидания, ребята.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем
Любые мы трудности вместе осилим
Ведь только в единстве сила России.
(Дети исполняют танец под музыку «Я, ты, он, она вместе целая страна»)
Вот и подошел к концу наш праздник, и нам пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной интегрированной деятельности «День Народного единства»
Актуальность. В последние годы идет переосмысление сущности духовно – нравственного становления личности человека. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "День народного единства" в подготовительной группе
Цель: Приобщить детей к культуре и традициям народов России....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "День народного единства"
Данный материал знакомит детей с праздником "День народного единства"....
Образовательная деятельность " День народного единства"
Патриотические чувства формируются с рождения ребёнка, в процессе всей его жизни. Это чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечеств...
Презентация " День народного единства", конспект НОД в подготовительной группе " День народного единства"
Оснавная образовательная область: "Познавательное развитие".Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;расширять представление...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ТЕМА: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»Цель: Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.Задачи:...
Конспект образовательной деятельности "День народного единства"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружащим миром) в старшей группе "День народного единства"...