Конспект непосредственно-образовательной деятельности "День народного единства" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_den_narodnogo_edinstva.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 города Тюмени

Конспект непосредственно - образовательной деятельность на тему:

 "День народного единства".

Воспитатель:

Серикова Татьяна Сергеевна

Цель: Приобщить детей к культуре и традициям народов России.

Задачи: 

  • Дать представление о празднике «День народного единства».
  • Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, держа друг друга за руки.

Ритуал: «Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Люди, какой национальности живут в России? (Русские)

Воспитатель: Кроме русских в России живут  другие народы?

Дети: Да.        

Воспитатель: А чтобы вспомнить, какие народы населяют Россию, мы сейчас поиграем. Я  бросаю вам мяч, а вы называете мне национальность. (Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его, дает свой ответ)

Воспитатель: Значит, Россия — страна многонациональная, где в мире и согласии проживают разные народы.

Воспитатель: Как вы понимаете значение слова «многонациональная»?

Дети: В России живут люди разных  национальностей, а не только русские.

На нашей русской (или российской) земле проживают народы разных национальностей: татары, башкиры, украинцы, белорусы, грузины. Они живут очень дружно. У каждого народа из поколения в поколение передается его национальное богатство – язык, традиции, обычаи, народные сказки и пословицы, национальные блюда, национальная одежда.  

Воспитатель: А как вы думаете, хорошо или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, украинцы, вьетнамцы и многие другие?

 (Ответ детей).

 Воспитатель:  Дети, каких национальностей есть в нашей группе? (русские, татары, осетины, азербайджанцы).

И сейчас мы с вами немного узнаем про традиции и обычаи русских, азербайджанцев, осетин.

Звучит осетинская народная музыка.

Выходит Дуня и рассказывает стихотворение на осетинском языке.

Воспитатель: Дуня, о чем это стихотворение?

Воспитатель:  Наша Дуня – осетинка. И она с родителями приготовила нам рассказ про традиции осетин.

Рассказ про осетинское национальное блюдо.

Осетинская народная игра «Чепена». Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена,

Подпрыгивает на левой ноге влево.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает вправо на правой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Гой, гой, чепена,

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена!

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры: движения выполняются в соответствии с текстом.

Воспитатель:  Многие игры разных народов похожи друг на друга. Как, например, игра «Жмурки» есть у русского народа,  а у осетинского народа есть игра «Жмурки - носильщики», подобные игры есть и у других народов. Это еще раз говорит о том, что все народы дружили и общались между собой с древних пор и перенимали друг у друга игры, сказки, легенды, некоторые блюда, одежду. 

Звучит азербайджанская народная музыка. Выходит Илюша и танцует лезгинку.

Воспитатель: Какой национальности Илюша?

Дети: Азербайджанец.

Воспитатель: Илюша расскажет нам про традиции азербайджанцев.

Илья:

Новруз Байрам  - это один из самых древних и любимых, весёлых азербайджанских праздников.  С его приходом, 21-го марта, наступает весна и пробуждается природа. Вся семья собирается вместе и готовит новрузовские сладости - шекярбуру, пахлаву, шоргогал, красит яйца и рассказывает занимательные истории. Обязательным также является выращивание сямяни - пророщенные семена пшеницы, олицетворяющие зарождение жизни. Эту пшеницу обвязывают красной лентой. На тринадцатый день Новруза сямяни бросают в реку, загадав при этом желание.
В Азербайджане Новруз отождествляется также с народными гуляньями и играми, перепрыгиванием через костёр, гаданием, зажиганием свечей, а главное общением с близкими и родными людьми.
Молодежь ходит от дома к дому, подбрасывая шапки (папах-атмаг), которые владельцы дома должны были наполнить фруктами, сладостями, печеными. Молодежь гуляет, поет песни, танцует. Девушки обычно гадают в этот день. 

Воспитатель: Видите сколько общих обычай и традиций  есть у разных народов. Азербайджанцы на новруз красят яйца, а русские красят яйца на Пасху. На новруз азербайджанцы прыгают через костер, как русские на масленицу, также ходят от дома к дому, их угощают сладостями, гадают,а русские колядуют и гадают на рождество.

Азербайджанская народная игра «Отдай платочек».

 Цель игры: развитие внимания, ловкости, укрепление мускулатуры ног.

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держи руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает

платочек в руку одного из детей. После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!». Дети должны выбежать и отдать платочек ведущему.

Правила игры:

  • бежать и отдавать платочек можно только по сигналу;
  • побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек;
  • побеждает команда, набравшая больше очков;
  • платочек надо каждый раз давать разным детям.

Воспитатель: Кристина расскажет нам про традиции и обычаи русского народа.

Кристина:

Рассказ про русский фольклор.

Я приглашаю вас в хоровод.

Хороводная «На горе то калина».

На горе – то калина,

Под горою малина.

Ну что ж, кому дело, калина!

Ну кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,

Там красные гуляли.

Ну что ж, кому дело, гуляли! Да,

Ну кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,(цвет с калины срывали)

Калинушку ломали,(цвет с калины срывали)

Ну что ж, кому дело, ломали!

Да, ну кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали.

Ну что ж, кому дело, вязали! Да,

Ну кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну что ж, кому дело, бросали! Да,

Ну кому какое дело, бросали!

Воспитатель: Несмотря на то, что у вас разные национальности вы все дружите друг с другом, вместе играете, поете и танцуете. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, и забывать обиды. Можно сказать, что  Россия, наша огромная страна, в чем-то похожа на нашу группу, где все дружат.

Воспитатель:  А как вы думаете, на нашей планете люди разных национальностей живут также мирно и дружно, как в нашей стране? ( Ответы детей)  

Воспитатель: Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо. И мы с вами тоже сегодня попробуем соединить все народы вместе. Проходите на свои рабочие места. Сегодня мы с вами будем работать в технике граттаж – с французского «граттаж» переводится как процарапывание.  Перед  вами необычные листочки, интересно как мы будем на них рисовать и чем?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Я вам сейчас покажу. Если я возьму острую палочку и поцарапаю (демонстрирует), останется  след! Таким образом, можно нарисовать все что угодно, достаточно процарапать изображение. А рисовать мы будем дружбу народов. Как можно нарисовать дружбу народов?

Ответы детей.

Воспитатель: Нарисуем нашу планету, а вокруг нее всех людей, которые держатся за руки.

Проводится игра «В этой группе все друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

дошкольный возраст - яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте начинается процесс самореализации, устанавливается связь с ведущими сферами бытия, миром людей, прир...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "День народного единства"

Данный материал знакомит детей с праздником "День народного единства"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Познание» Подготовительная группа (6-7 лет) Тема: «Ярмарка»

Программное содержание:Образовательная область: Познание (Формирование целостной картины мира)Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Б...

Конспект праздничного мероприятия «День Народного единства» подготовительная группа «Улыбка» 2021 г.

День Народного Единства – молодой праздник. Он связан с подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русские народные инструменты" подготовительная группа

Представлен конспект занятия по художественно-эстетическому направлению под названием "Русские народные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста. Дети в игровой форме закрепляют ...