Парциальная программа "Мы живем на Ямале"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание парциальной программы «Мы живем на Ямале» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
№п/п | Оглавление | Стр. |
I. | Целевой раздел: | |
1.1. | Введение | 3 |
1.2. | Пояснительная записка | 3 |
1.3. | Цели и задачи реализации программы по национально - региональному компоненту | 4 |
1.4. | Основные принципы, реализуемые в Программе | 5 |
1.5. | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.6. | Целевые ориентиры освоения Программы | 5 |
1.7. | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
1.8. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 7 |
1.9. | Диагностика освоения Программы | 8 |
II. | Содержательный раздел: | |
2.1. | Содержание образовательной деятельности по реализации Программы | 9 |
2.2. | Взаимодействие с семьей | 9 |
Взаимодействие с социумом | 10 | |
III. | Организационный раздел | |
3.1. | Проектирование образовательного процесса | 10 |
3.2. | Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации регионального компонента | 11 |
3.3. | Условия реализации Программы | 14 |
3.3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 14 |
3.3.2. | Организация предметно - развивающей среды | 14 |
3.3.3. | Методическое обеспечение Программы | 16 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Введение
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне.
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
1.2. Пояснительная записка
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств, чувство любви к малой Родине. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов в условиях многонационального государства.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Чувство любви к малой Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. То, что заложим мы сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни, знаний о своём городе, родном крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к родной культуре.
Программа предполагает осуществление регионального компонента по нескольким блокам, что позволит более полно познакомиться со своей малой родиной. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления в процессе приобщения детей к национальной культуре. Это способствует систематичному, целенаправленному выполнению задач в ходе реализации программы.
В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения» реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс ознакомления детей с родным краем осуществляется в различных видах детской деятельности и стимулирует детскую активность
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Актуальность.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у его чувства патриотизма.
У каждого человека есть место, где он родился и вырос. Сколько бы не было лет человеку, он всегда помнит моменты из своей жизни, из своего детства. И у каждого человека любовь к своему городу проявляется по разному, одним просто нравится то место, где они родились, другие пишут стихи, музыку, рисуют картины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, дать доступные для ребенка исторические сведения, показать то, что чтут свято люди, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из важных задач педагогов.
Новизна.
Данное содержание программы может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности.
1.3. Цель и задачи реализации Программы.
Цель | Создать условия для формирования целостных представлений о родном крае - Ямал через различные виды детской деятельности |
Задачи |
|
1.4. Основные принципы, реализованные в Программе
- Принцип региональности – ориентация на учет особенностей региона (Ямало –ненецкого автономного округа) в учебно-воспитательном процессе.
- Принцип гуманизации – широкое включение в содержание образования знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
- Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
- Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным областям в единое целое с учетом задач и потребностей региона.
- Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в крае, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
- взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
- взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей;
- использование опыта прошлых поколений, традиций региона.
1.6. Целевые ориентиры освоения Программы:
У ребёнка:
― сформирован интерес к культурному наследию региона;
― сформировано бережное отношение к дому, городу, к родному краю, к родной стране;
― проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
― проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона – ненцам;
― сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, крае.
1.7. Планируемый результат.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Дети 5 лет должны знать:
- название города, края;
- названия улиц города;
- о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк);
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь);
- о видах рыб (осетр, ряпушка и щука);
- о насекомых;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
- о сезонных изменениях в природе.
- названия деревьев (ель, тальник, кедр, лиственница),
- цветущие растения;
- северные ягоды и грибы.
Иметь представление:
- о символике (гербе, флаге) города, края.
- о названии народов Крайнего Севера (ханты, ненцы).
- об устном народном творчестве Ямала и о Ямале
К концу года дети 6 лет должны знать:
- название города, улиц города, символика города;
- название округа, его столица и символика;
- о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк, норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь, журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);
- о видах рыб (осетр, ряпушка, щука, муксун, нельма, хариус, налим);
- ягод и грибов (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка);
- о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);
- о насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница);
- названия народов Крайнего Севера (ханты, ненцы);
- об одежде Народов Крайнего Севера;
- о национальных видах деятельности Народов Крайнего Севера (охота, оленеводство, рыболовство);
- названия деревьев (ель, сосна, тальник, кедр, лиственница, береза),
- цветущие растения Ямала;
- о сезонных изменениях в природе;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
Иметь представление:
- об устном народном творчестве Ямала и о Ямале
К концу года дети 6 -7лет должны знать:
- название города, улиц города, символика города;
- название округа, его столица и символика;
- о животных, живущих на территории ЯНАО;
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО;
- о видах рыб северных рек;
- названия северных ягод и грибов;
- о полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий);
- о насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница);
- названия народов Крайнего Севера (ханты, ненцы);
- об одежде Народов Крайнего Севера;
- о национальных видах деятельности Народов Крайнего Севера (охота, оленеводство, рыболовство);
- названия деревьев, растущих на Ямале;
- цветущие растения Ямала;
- о сезонных изменениях в природе;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
Иметь представление:
- об основных отраслях производства Севера.
1.8. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Программа предусматривает применение эффективных форм работы для поддержки детской инициативы:
- познавательные занятия с проблемной ситуацией;
- проектная деятельность;
-совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование с объектами неживой природы Ямальской земли;
-совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира Крайнего Севера и живой природы Ямала;
-самостоятельная деятельность детей в центрах развития.
1.9. Диагностика по освоению Программы.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Мониторинг проводится два раза в год (в октябре и апреле).
№ | Ф.И. ребенка | «Моя Родина – мой Ямал» | «Природа края» | «Жители Ямала» | ||||||||||||||
Знает и называет Ф.И.О свое и своих родителей., домашний адрес, профессии родителей | Знает название и досто- примеча- тельности своего города, историю основания города. | Знает и называет название края, столицу края | Знает и различает символику города, округа | Знает геогра-фическое положение округа, может показать на карте | Знает клима- тические условия и особен ности округа | Знает флору и фауну края. Имеет предста вление о Красной книге Ямала. Называет животных и растения, занесенные в Красную книгу Ямала | Знает и называет природ ные ископа емые Ямала | Называет коренных жителей Ямала | Знает быт, культуру и тради ции корен ных жителей Ямала | Называет профессии жителей Ямала. Знает о многонациональности жителей современного Ямала | ||||||||
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по реализации Программы
Условно содержание знаний о родном крае разделено на следующие тематические блоки:
I блок: «Моя Родина – мой Ямал»
• Моя семья.
• Мой город.
• Мой край.
• Символика.
II блок: «Природа края»
• Географическое положение.
• Климатические условия.
• Флора и фауна края. Красная книга Ямала.
• Природные ископаемые.
III блок: «Жители Ямала»
• Коренные жители
• Быт, культура и традиции коренных жителей.
• Жители современного Ямала.
Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
2.2. Взаимодействие с семьёй.
Известно, что ни одну образовательную задачу, нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между педагогом и родителями.
Формы взаимодействия с семьей:
-привлечение к образовательной деятельности родителей;
- природоохранные, экологические акции;
-консультации (групповые и индивидуальные);
-дни открытых дверей;
-использование предметов информационного банка (библиотека, фонотека, видеотека);
- досуги, развлечения и праздники;
- экскурсии;
-педагогическое «окно» (повышение грамотности родителей);
-информационные стенды в экологической зоне и группах ДОУ;
-родительские собрания;
-родительские клубы;
-участие в тематических выставках;
-семинары – практикумы;
-совместные экологические проекты;
-анкетирование;
-страничка на сайте ДОУ.
- Взаимодействие с социумом
В реализации Программы с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой ДОУ.
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Проектирование образовательного процесса
Содержание данной Программы реализуется через три основных блока образовательной деятельности в следующей модели:
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие и сотрудничество с семьей |
‾ Непосредственная образовательная деятельность ‾ Беседы ‾ Экскурсии ‾ Эксперименты, исследования ‾ Игровая деятельность ‾ Досуги, развлечения ‾ Чтение литературы ‾ Трудовая деятельность ‾ Слушание музыки и музыкальных произведений ‾ Двигательная деятельность ‾ Решение кроссвордов, проведение викторин, конкурсов ‾Музейная деятельность ‾ Акции ‾ Проекты | ‾ Игровая деятельность ‾ Трудовая деятельность ‾ Рассматривание альбомов, картин художников, плакатов ‾ Изобразительная деятельность ‾ Исследование, экспериментирование ‾ Творческие задания ‾ Музейная деятельность ‾ Музыкально-художественная деятельность ‾ Театрализованная деятельность | ‾ Экскурсии, походы ‾ Исследования, опыты ‾ Проведение праздников, развлечений ‾ Участие в конкурсах ‾ Оформление экологической студии и зимнего сада ‾ Создание макетов ‾ Консультации ‾ Участие в акциях ‾ Родительские клубы ‾ Участие в организации развивающей предметно – пространственной среды ‾ Музейная деятельность ‾ Проекты |
3.2. Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации регионального компонента.
Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации Программы условно разделено на тематические блоки, каждый из блоков представлен несколькими сквозными темами в соответствии с возрастом воспитанников групп. В планировании педагогов групп содержание сквозных тем раскрывается в виде образовательных задач, средств реализации, методического обеспечения и форм проведения образовательной деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы старшей группы (дети 5-6 лет).
Углубить представления об округе, как части России. Научить определять на карте территорию ЯНАО, как региона России. Познакомить с гербом, флагом, гимном округа. Уточнить представления о городе, в котором живут, о столице округа г. Салехарде.
Познакомить с другими городами округа, с музеями, фабриками, реками.
Расширять знания о животных, живущих на территории ЯНАО (норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь); видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка); видах рыб (муксун, нельма, хариус, налим); ягод и грибов (княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка); полезных ископаемых ЯНАО (бурый уголь, песок, гравий); видах насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки: бражник и крапивница); одежде Народов Крайнего Севера (бурки, кисы, малица, ягушка, т.д.) называть её, их национальные виды деятельности (охота, оленеводство, рыболовство); элементах танцев северных народов.
Закреплять правила поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья). Познакомить с произведениями северных поэтов и произведениях о Севере: «Как собака стала другом человека» и «Мой друг» - Л. Лапцуя, «Лиственница» - Г. Лазарева, «Птица счастья» – П. Салтыкова, «Кулик», «Гагара» и «Чайка» – Ю. Шесталова, «Песец» – П. Явтысого; а так же народные и литературные сказки: «Гордый олень» и «Берестяной нос» – мансийские сказки, «Кукушка» – ненецкая сказка, «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина, «Встреча двух времен года» и «Первые заморозки» – Е.Н. Сусой. О сезонных изменениях в природе: осенью дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет. Весна начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова. Летом наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство.
Содержание психолого-педагогической работы подготовительной группы (дети 6-7 лет).
Закрепить знания детей об округе и родном городе, его своеобразии,
достопримечательностях, о государственной символике (гербе, флаге, гимне),
основных отраслях производства.
Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Поддерживать интерес к событиям, происходящим в округе, городе. Воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Развивать любознательность, речь.
Расширять и закреплять знания о видах животных, живущих на территории ЯНАО (морж, кит, соболь, ондатра, тюлень); видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (беркут, орел, утки: шилохвость и чирок-свистунок, полярная крачка, трясогузка, пуночка); видах рыб (пыжьян, щёкур, карась, ерш, окунь, язь); учить различать ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, малина; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята - съедобные); полезные ископаемые ЯНАО и их применение (дациты (строительный камень), гравий и песок (для строительства), мрамор и известняки (декоративные и облицовочные камни), торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств), а так же минералы Урала, ископаемые останки – бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье); вида насекомых (слепни, бабочки: траурница, медведица, бархатница); историю родного города (год основания города и округа); значение оленеводства для народов Ямала (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, панты); о рукоделии народов ЯНАО (поделки из рогов, дерева, кости, меха, бересты, т.д. – знакомство с экспонатами); особенности кухни народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы).
Закреплять правила поведения в природе (костер можно разводить на предварительно очищенной от дерна месте, обязательно его тушить перед уходом, ветки для костра не срывать, а собирать упавшие на землю (хворост), бережно относиться ко всему живому); какое отрицательное воздействие несет цивилизация природе Ямала (разрушение верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами, загрязнение окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами, бесконтрольный вылов рыбы, отлов и отстрел животных и птиц); национальные песни («Олененок Авка», «Тетель – ветель»).
Знакомить с произведениями северных поэтов: «Сказка про луну» и «Если солнце, как брусника…» - Ю. Шесталова, «Авка» – И.Г. Истомина, «Пуночка», «Песец», «Пушица», «Иван - чай» – П. Салтыкова, «Соболь» – В. Кудрявцевой, «Эдейка» - отрывки из поэмы Л. Лапцуя, «Салехард» – Р. Ругина, «Боль вторая» – Ю. Вэллы, народные и литературные сказки: «Девочка ростом с веретенце» - сказка народа коми, «Кошка и белка» – селькупская сказка, «Сова и куропатка» – И.Г. Истомин. О сезонных изменениях в природе: осень начинается в середине – конце августа и заканчивается к концу октября – началу ноября. Дни становятся короче, часто идут моросящие холодные дожди, дуют холодные (северные) ветра. Листья деревьев и кустарников меняют окраску, опадают, вянет и желтеет трава и цветы. Исчезли насекомые, птицы улетели. На хвойных деревьях созрели шишки, которые люди и животные собирают и запасают на зиму. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки.
Сформировать у детей представления о том, что замирание жизни растений связано с похолоданием, недостатком тепла, света и влаги. Птицы улетают в теплые края, потому - что дни стали короче, исчезли насекомые, которыми они питаются, замерзли водоёмы, рыбы ушли на зимовку, мигрировали. Питаться птицам стало труднее. Люди и животные собирают ягоды на зиму. Знать об изменениях в жизни животных, связанных с сезонными изменениями. Происходит линька животных и птиц (смена окраски, появляется теплый пух). Зимой холодно, частые морозы, метели, бураны; ветры дуют сильные ветры чаще всего северные, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Часто бывают северные сияния, наступает полярная ночь, так как солнце высоко не поднимается. Зима начинается рано (в конце октября – начале ноября) длится до середины апреля. Деревья и кустарники без листьев, ветки более хрупкие, так как им не хватает тепла, света и влаги. Зимующие птицы приблизились к жилищу человека, так как не могут найти корм для себя в природе. Животные и птицы голодают, поэтому их надо подкармливать. Особенности зимовки куропаток (закапываются в снег, чтобы найти там корм, спрятаться от хищников и холодов). Весной день удлиняется, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Весна короткая и начинается поздно (с середины апреля до середины июня). Набухают почки, появляются листья и цветы, травы. Цвет веток деревьев меняется, так как стало больше света, тепла и влаги от таяния снега. Земля оттаивает (ее можно копать). Небо чаще ясное, безоблачное или малооблачное, солнце поднимается выше и греет сильнее. Ветер чаще дует южный, идут дожди и мокрый снег. Появляются насекомые, птицы прилетают, потому что стало теплее. Появился корм необходимый для животных и птиц, которые в это время готовятся к появлению потомства, сооружают и обустраивают гнезда, норы, т.д. У животных в этот период происходит линька (смена окраса и меха на более тонкий, без пуха). Лето короткое (с середины июня до середины августа) и не жаркое. Жаркая погода стоит не долго (1 – 2 недели). Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Бывают грозы, ветры дуют теплые, южные, не сильные. Растут и цветут растения, созревают ягоды, появляются грибы. Летом животные и птицы выводят потомство, поэтому охота на них запрещена. Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли, поэтому корни у растений короткие, расположены в верхнем слое почвы).
Тематическое планирование для старшего дошкольного возраста
(дети от 5-ти до 7-ми лет)
№ | Блок | Месяц | Тема | Кол-во часов |
1 | Моя Родина – мой Ямал | Сентябрь | Я и моя семья. Профессии моих родителей | 1 |
Мой город. Символика нашего города | 1 | |||
Октябрь | Мой край родной - Ямал. Географическое положение Ямала | 1 | ||
Салехард – столица Ямала. Символика Ямала | 1 | |||
2. | Природа края | Ноябрь | Климатические условия Севера Загадка природы - северное сияние. | 1 |
Богатства недр Ямала Основные отрасли производства на Ямале. | 1 | |||
Декабрь | Природа края. Дары тундры. | 1 | ||
Кто живёт в северном лесу | 1 | |||
Январь | Птицы Севера. | 1 | ||
Кто живёт в реке | 1 | |||
Февраль | Красная книга ЯНАО. Зеленая аптека. | 1 | ||
3. | Жители Ямала | Жители Ямала. | 1 | |
Март | Ненецкое жильё - чум. Жизнь и быт местного населения | 1 | ||
Национальная одежда ненцев Праздники народов Севера | 1 | |||
Апрель | Сказки, игры коренных жителей Ямала | 1 | ||
Национальные игрушки детей Севера | 1 | |||
Май | Профессии жителей современного Ямала. | 1 | ||
Жители современного Ямала (многонациональность ямальцев) | 1 | |||
Викторина «Знаешь ли ты, Ямал?» | 1 | |||
ИТОГО: | 19 |
3.3. Условия реализации Программы.
3.3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду
соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
3.3.2. Организация предметно - развивающей среды.
В ДОУ создано пространство, которое используется в воспитательно –образовательных и оздоровительных целях, через различные виды детской деятельности, что позволяет детям развиваться, знакомит с миром прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации Программы соблюдаются следующие принципы:
- насыщенность;
- вариативность;
- доступность среды;
- безопасность среды.
Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей
предметно-пространственной среды групп.
Развивающая предметно-пространственная среда старших групп:
― альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Город Муравленко» и др;
― атрибуты к театральной деятельности (пальчиковый, театр ложек и др.);
― интерактивные игры «Кто лишний», «Животные», «Времена года» и др.;
― дидактические игры: «Народы мира», «Наша Родина», «Собери фигуру человека, животного»;
― карта ЯНАО, глобус;
― картотека и атрибуты подвижных игр «Игры народов Севера»;
― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
― книжки-раскраски по изучаемым темам, книжки-самоделки;
― куклы в одежде разных национальностей;
― материал для детского ручного труда (бисер, кожа, мех, природный материал
и др.);
― мозаика с картинками – образцами (узоры этнической направленности);
― муляжи – ягоды, грибы и др;
― наборы объемных и плоских игрушек «Ферма», «Зоопарк», «Ягоды»,
«Грибы»;
― народные игрушки;
― тематические папки-раздвижки;
― рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек («Наш город», «Мой д/с» и др.);
― серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
― символика города, ЯНАО (флаги, значки, герб и др.);
― схемы, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах;
― фотоальбомы «Природа родного края», « Коренные жители Ямала», «Чем славиться Ямал» и др.;
― элементы народно-декоративного искусства;
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительных групп:
― алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах;
― альбомы: «Город Муравленко», «История поселка Муравленко» и др.;
― интерактивные игры;
― декоративное панно (этнического направления) «Народы Севера» и др.;
― стенды-выставки детского творчества;
― дидактические игры: «Народы мира», «Наша Родина», «Собери фигуру человека, животного» и др.;
― карта мира, глобус, атлас и картотека развивающих игр к ним «Путь от Муравленко до Москвы»;
― картотека и атрибуты к подвижным играм (этнического направления) «Игры народов Севера» и др.;
― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
― куклы в одеждах разных национальностей;
― материал для детского ручного труда (бисер, природный материал и др.);
― мозаика с картинками – образцами (узоры этнической направленности);
― муляжи – ягоды и грибы и др.;
― набор открыток «Орнаменты Ямала»;
― народные игрушки;
― пазлы «Карта России», «Карта ЯНАО»;
― символические атрибуты (флаги, значки, герб и др.);
― фотоальбомы «Природа родного края», « Коренные жители Ямала», «Чем
славиться Ямал» и др;
― элементы народно-декоративного искусства;
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
3.3.3. Методическое обеспечение Программы.
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - М.: ЦГЛ, 2004;
2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий», - М.: ТЦ «Сфера», 1999;
3. Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей, –М: АРКТИ, 2003;
4. Доронова Т. Н. «Детский сад: будни и праздники», Линка – Пресс 2006г.;
5. Земскова – Названова Л. «Люби и знай родной свой край», - М.: Чистые пруды, 2006;
6. Ковалёва Г. А «Воспитывая маленького гражданина...» Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003;
7. Кокорева Н. Я. «Ненецкий Язык в детском саду», Пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «Просвещение», 2008;
8. Коломацкая И. А. «Нравственно – эстетическое воспитание старших дошкольников на наследие родного края», - Омск: Вариант – Омск, 2007;
9. Кондрыкинская В. «С чего начинается Родина» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;
10. Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; [ред. Г.Г. Чапчахова;
худож. А.Е. Голяховская]. – Москва: Советский писатель, 1970.;
11. Новицкая М. Ю. «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду.М.: Линка – Пресс, 2003;
12. Натарова В. И. «Моя страна» Практическое пособие для воспитателей и методистов, – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005;
13. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной», методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2015;
14. Усатенко Н. «Белый танец тундры»,
15. Фёдорова Л. В. «Северные родники», Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.;
16. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере», методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,2011.;
17. Ядне Н. «Я родом из тундры», Москва ППО «Известия» 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Я живу на Ямале».
Закрепить знание детей о своем округе – Ямал....
Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...
Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»
Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, ...
Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"
Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...
«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»
Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...
Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»
Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....