02.12.2020 Беседа с детьми на тему " Я живу на Ямале"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми средней группы.
Тема: «Я живу на Ямале».
Задачи:
- Формировать у детей знания о родном крае, народах Севера, их жизни и быте.
- Познакомить с культурой и традициями Ямала.
- Способствовать развитию речи, обогащать активный словарь новыми словами;
- Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное отношение к народам Севера.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг о народах севера, слушание ненецких песен и музыки.
Материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация, макет чума, ягушка, малица, музыкальный диск.
Ход беседы:
Дети заходят под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем.
И. Истомин
Воспитатель: - Наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать несколько дней! А мы с вами живем на Крайнем Севере. Север – это царство льдов и снегов. Долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и не всегда теплое. Кто же является коренным жителем нашего края?
Дети: Коренные жители - ненцы.
Сегодня ребята мы побываем в гостях у ненцев. Посмотрите на этих мужественных людей (воспитатель показывает детям фотографии или иллюстрации). Они живут в очень суровых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. А где живут ненцы?
Дети: Ненцы живут в тундре.
Воспитатель: Правильно, в тундре. Мы с вами живём в домах, а что им служит домом?
Дети: Чум.
Воспитатель: Живут ненцы в чумах. Давайте заглянем в чум, посмотрим из чего он состоит, как собирается и как он обустроен. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются оленьими шкурами. Такие дома хорошо защищены от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Ненцам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Ненцы разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, они переезжают на новое место.
Воспитатель: На пол в чуме кладут доски и оленьи шкуры.
Воспитатель: Чем согревают чум?
Дети: Железной печкой.
Воспитатель: Правильно в середину чума ставится железная печь.
Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чумработница). Как вы думаете, она что делает?
Дети: Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.
- Как вы думаете, в тундре холодно?
Дети: Холодно.
Воспитатель: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Верхняя мужская одежда называется «малица». Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. А женская верхняя одежда называется «ягушка».
Шить одежду и плести бисером - это очень трудная работа. У чумработниц очень устают глаза и кисти рук и спина. Поэтому они стараются много двигаться и мы с вами тоже подвигаемся.
Игра «Ловля оленей».
Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин?
Дети: Оленеводством, рыболовством, охотой.
Воспитатель: Олень – главное домашнее животное у ненцев. Он дает им все необходимое для жизни: теплый мех, мясо. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают перевозить людям тяжелые грузы. Посмотрите, какой красивый олень! (показывает слайд).
Воспитатель: Вот как много дел у хозяина, а в свободное время он тоже любит мастерить. Он мастерит различные поделки из дерева, нарты, делает игрушки для мальчиков. «Нарты» похожи на русские санки. Их делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные в обращении. На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.
А для девочек игрушки делают мамы. Потому, что в тундре нет магазинов.
Какие игрушки у девочек? (показ воспитателем куклы). Из чего сделана кукла?
Дети: Голова – утиный нос, а одежда такая же, как и у взрослых.
Подведение итогов:
- Где мы были в гостях?
- Люди, какой национальности живут в тундре?
- Что служит им домом?
- Чем занимаются мужчины и женщины коренной национальности?
Мы так долго задержались, пора возвращаться домой. А когда мы вернемся в группу, нарисуем жилище ненцев.
(звучит фонограмма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Я живу на Ямале».
Закрепить знание детей о своем округе – Ямал....
Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...
Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»
Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, ...
Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"
Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...
«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»
Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...
Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»
Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....
«Мы живем на Ямале»
Тема: «Живем на Ямале».Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», &la...