Конспект сценария познавательной игры «Что? Где? Когда?» для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Родионова Светлана Юрьевна

Игра для умных, смелых и любознательных дошколят!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_chto_gde_kogda.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сценария  познавательной игры «Что? Где? Когда?»

для детей подготовительной группы

Цель: активизация познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

Познавательные                                                                                                                                      • Закреплять знания детей о Санкт-Петербурге, о математических представлениях, природном и предметном окружении, о произведениях Маршака.                                  Развивающие

• Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление;

• Совершенствовать умение отвечать чётко, ясно, понятно: полным, доказательным ответом;

• Активизировать мышление с помощью развивающих дидактических игр и логических задач;

• Учить детей работать в команде, воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре;

• Совершенствовать музыкально-слуховые представления, навыки пения  в ансамбле.

Воспитательные

• Воспитывать чувство удовлетворения от совместной работы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материальное обеспечение:

1. Игровое поле с номерами-секторами, конверты с заданиями.

2. Карточки с представителями, задающими вопросы.

3. Карточки с буквами и с цифрами от 1 до 10, волчок со стрелкой, рисунки к стихам «Детки в клетке», сувениры.

4. Эмблемы команд

5. Фотографии достопримечательностей города, музыкальных инструментов.

6. Вспомогательные стенды с наглядным материалом.

7. Для жюри листы для подсчетов баллов.

Музыкальное оформление: 

1. Музыка из телевизионной передачи

2. Звук крутящегося волчка

3. Песня про Санкт - Петербург

Предварительная работа:

1.Знакомство с творчеством С.Я. Маршака: чтение стихов, сказок.

2. Знакомство с историей родного города.
3.Чтение познавательной информации из детских энциклопедий: «Всё обо всём», «Растительный мир», «Животный мир».
4.Разучивание песен, музыкальных игр, девизов.
5.Проведение дидактических игр с детьми: «Узнай и назови: живая и неживая природа», «Кто, где живёт?»,  «Числовая путаница», «Назови соседей числа».
6.Знакомство с музыкальными инструментами, композиторами.
7. Беседы о нравственной культуре  общения, поведения в совместных играх.

Работа с родителями:

1.Выбрать стихотворение С.Я. Маршака из сборника «Детки в клетке», выучить его и нарисовать рисунок к этому стихотворению.

2. Разучить стихи о городе.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Правила игры:

В игре 5 раундов по категориям:

1.  «Окружающий мир»

2.  «Книголюбы»

3.  «Мой город, моя страна»

4.  «Познавательное развитие»

5.  «Музыка – как лучший друг»

В каждом раунде команды отвечают на вопросы поочереди, вращая волчок.

Команды борются за звание победителя игры «Что? Где? Когда?».

Ход игры

Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?». Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровым столом, жюри и зрителями.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, участники игры и члены справедливого жюри. Сегодня мы с вами собрались  на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, игру «Что? Где? Когда?».

Сейчас участники продемонстрируют все эти способности. Поприветствуем друг друга.

За звание победителя игры «Что? Где? Когда?» поборются 2 команды: «Знайки» и «Умники».

- Представляю  капитанов этих команд:

 

Капитан команды «Знайки» (имя), пожалуйста, ваш  девиз.

Дети (хором):   Мы много знаем, а это значит,
                          Нас ждет успех и ждет удача!
                          Вперед к победе наш девиз!
                          А, кто слабее – берегись!          
Команда представляет свою эмблему.

- А теперь  капитан  команды «Умники» (имя), пожалуйста, ваш девиз.

Дети (хором):    Мы умные и смелые,
                           А в деле мы умелые.
                           Победим мы в этот раз!
                           Нам соперник не указ!        
Команда также представляет свою эмблему.

- Молодцы, команды!

А теперь займите свои игровые места, пожалуйста. И я вам объясню правила игры:

На столе перед вами представлен круг, который разделен на сектора. Каждый сектор, который выберет крутящийся волчок, имеет конверт с заданиями. Их прислали вам важные персоны. Выполнять задания необходимо быстро и правильно. При ответе поднимать руку, не выкрикивать с места, не шуметь, не перебивать друг друга. Быть уважительными и доброжелательными друг к другу и к сопернику. А за правильные ответы и ваши знания  жюри начислит вам баллы. Итоги игры узнаем в конце.

Итак, наша игра начинается! Желаю всем удачи!

(Ведущий  вращает волчок. Звучит звук крутящегося волчка)

 1 раунд             Тема: «Окружающий мир»

Вопросы для первого раунда задает Сова – умная голова.

  • Вам надо поочереди отгадать загадку, а первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.

Ведущий: Какая первая команда начнет игру, определим сейчас считалкой:

«Раз, 2, 3, 4, 5

Твоей команде игру начинать!»

1. Вдоль дорожек его встретишь,

    Ранки, ссадины излечишь,

    Сорвешь листочек осторожно.

    Что нас излечит?        (Подорожник) П

2. Дерево с круглыми яркими плодами, которые всю зимы живут и являются кормом для  птиц?         (Рябина) Р

3. Ранним утром во дворе

    Лёд улёгся на траве.

    И весь луг стал светло-синий.

    Серебром сверкает.     (Иней)  И

4. Утром на траве бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём.    (Роса)  Р

5. Есть один такой цветок,

    Не вплетешь его в венок,

    На него подуй слегка,

    Был цветок, и нет цветка.   (Одуванчик)   О

6. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

    И бормочет и поет, убаюкивает.    (Дождь)  Д

7. Яростно река ревёт и разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь  проснулся, в небе жаворонка трель. Какой  месяц к нам пришёл?  (Апрель)  А

(Игроки выкладывают слово – ПРИРОДА)

- Правильно, получилось слово – ПРИРОДА. Потому что Сова - птица, которая  охраняет и любит природу. И вас, детей, она тоже призывает уважать и любить природу!

  • Следующее задание этого раунда – «Блиц – опрос».

Это значит, за одну минуту каждой команде надо ответить на большее число вопросов. Время засекать будет жюри. У них есть песочные часы.

Вопросы задаются быстро, и ответить надо постараться также быстро.

Вопросы команде «Знайки». Готовы?

1. Назовите части суток.

2. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком….домашние 3. Назовите зимние месяцы…, летние месяцы...                                                                                 4. Кто лишний и почему: коза, собака, жук, баран.

5. Я называю часть, а вы целое: панцирь – …черепаха, хобот –… слон

6. Назови, чей хвост: у коровы –… коровий, у лошади – …лошадиный

7. Скажи наоборот: день – …ночь, жара – …холод, радость – …грусть

8. Назови профессию: Кто учит детей – …учитель

                                       Кто лечит больных – …врач

                                       Кто красит стены – …маляр

9. Как называется дом волка –… логово                                     

Вопросы команде «Умники». Готовы?

1. Назовите времена года.

2. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас…зимующие 

3. Назовите весенние месяцы…, осенние месяцы….

4. Кто лишний и почему:  волк, кролик, лиса, медведь.

5. Я называю часть, а вы целое: страница – …книга, грифиль – …карандаш

6. Назови, чей хвост: у зайца – …заячий, у волка – …волчий

7. Скажи наоборот: правда – …ложь, добро – …зло, высокий – …низкий

8. Назови профессию: Кто делает прически – …парикмахер

                                       Кто пишет книги – …писатель

                                       Кто летает в космос - …космонавт

9. Какая птица лечит деревья – …дятел

(Звучит музыка, ведущий  вращает волчок)

2 раунд            Тема: «Мой город, моя страна»

Вопросы для второго раунда задает В.В. Путин.

Вопросы команде «Знайки»

Ведущий зачитывает стихотворение – загадку:

  1. В полдень выстрелит хлопушка

            За стеной сторожевой.

            Словно детская игрушка,

            Эта крепость над Невой.

     

Ведущий  задает вопросы: О какой крепости идет речь?

                                               Где она построена и для чего?

                                               В честь кого она названа?

                          (Ребенок читает стих про Петропавловскую крепость)

                                               В каком городе находится Петропавловская крепость?

Ведущий: Сейчас про наш город прозвучит стихотворение  «Ах вы зореньки алые, алые» (читает ребенок)

     

  1. Какие государственные символы вы знаете? Что они означают?
  2. Какой есть негосударственный символ -  национальное дерево России?

            Почему его считают таким?

  1. Какой знаменитый корабль есть в нашем городе? Он является памятником – музеем.

                          (Ребенок читает стих про «Аврору»)

Вопросы команде «Умники»

  1. Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?
  2. Назовите русский сувенир известный во всем мире?
  3. Какие достопримечательности Санкт-Петербурга вы знаете?

(Пособие «Умные лучики»)

  1. Какой домик был построен самый первый? (Ребенок читает стих про «Домик Петра I»)

Ведущий: Сейчас про наш город прозвучит еще одно стихотворение  «Люблю тебя Петра творенье..»   (читает ребенок)

  1. Какие реки  есть в нашем городе?    (Ребенок читает стих  «Есть у нас река Нева»)

Ведущий: Дорогие участники, раз мы так любим  и знаем наш город, давайте про него споем песню.                     (Звучит песня про Санкт – Петербург)

(Звучит музыка, ведущий вращает волчок)

3 раунд           Тема: «Книголюбы»

Вопросы для третьего раунда задает С.Я. Маршак.

Проведем викторину по произведениям Маршака. Вопросы задают обеим командам поочереди:

1.  Где жил человек рассеянный?   (на улице Бассейной)

2.  За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?   (за подснежниками) 

3.  Куда попали лодыри вместо школы?   (на каток)

4.  Чего боялся Петя?  (темноты)

5. Кто стучался в дверь ко мне
   С толстой сумкой на ремне?  
(Ленинградский почтальон)
6. В кого превратили 12 месяцев злую мачеху и ее дочку?

      а) в драконов

      б) в сугроб

      в) в свиней      Ответ: б

7. Автором, какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?

       а)  Волк и семеро козлят
      б) Кошкин дом
      в) Сказка о рыбаке и рыбке    
Ответ: б

8. Сколько лет девочке из стихотворения "Усатый полосатый"?

       а) 3 года
      б) 4 года
      в) 5 лет    
Ответ: б

9. Кого мышка-мать из "Сказки о глупом мышонке" не звала в няньки?

       а) Лошадь
      б) Муху
      в) Щуку
      г) Кошку    
Ответ: б

10. Из какого стихотворения этот отрывок?

"…Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик…"

а) Сказка о глупом мышонке
б) Тихая сказка
в) Кошкин дом

Ответ: б

11. Про кого говорится в стихотворении С.Я. Маршака?

        Рано, рано мы встаем:

        Громко сторожа зовем:

-Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей?  (Детки в клетке)

Ведущий: А сейчас проверим творческое домашнее задание: нужно прочитать стихотворение  С.Я. Маршака.

(Дети берут картинки к своим стихам и читают стихи)


 (Звучит музыка, ведущий вращает волчок)

4 раунд       Тема: «Познавательное развитие»

Вопросы для четвертого раунда задает Белочка.

Ведущий: Этот раунд математический. А почему Белочка, спросите вы? Вы знаете, как быстро белка грызет орехи.

А людей часто сравнивают с повадками животных. Вы тоже это знаете.

Так вот в жизни говорят: «Решал самые мудрейшие задачи запросто, как орехи щелкал».

Поэтому, сейчас вам не составит труда выполнить следующее задание:


Задание – эстафета 

«Живые цифры – прямой счет»
Правила игры: игрокам раздают карточки с цифрами. Пока звучит музыка, вы гуляете по залу, как только музыка прекратилась, должны быстро построиться по порядку от 1 до 12 от конусов (игра проходит 1 раз). Затем капитаны команд проверяют правильность построения и прямого счета.

 «Живые цифры – обратный счет»
Правила игры: пока звучит музыка, вы гуляете по залу, как только музыка прекратилась,  должны быстро построиться по порядку от 12 до 1 от конусов (игра проходит 1 раз). Затем капитаны команд проверяют правильность построения и обратного счета.


(Одной команде достается прямой счет, другой – обратный).

-Молодцы! Все задание выполнили правильно.


5 раунд         Тема: «Музыка – как лучший друг»

Вопросы для пятого раунда прислал Петр Ильич Чайковский.

- А зачитает их наш музыкальный руководитель….(Имя Отчество)

1. Как называется человек, сочиняющий музыку?  (композитор)

2. Назовите 5 фамилий известных композиторов? (Прокофьев, Шостакович, Асафьев, Чайковский, Глинка)

3. Какие близлежащие улицы носят имена композиторов? (Шостакович, Прокофьев, Асафьев)

4. Назовите музыкальное произведение /музыку/ бодрого характера? (марш)

5. Назовите танец плавного характера?  (вальс)

6. Назовите танец веселого задорного характера?   (полька)

7. Как называется человек, который руководит оркестром?   (дирижер)

8. Назовите 10 музыкальных инструментов?

(пианино /фортепиано/, гармонь, аккордеон, баян, балалайка, скиипка, гитара, арфа, труба, виолончель, контрабас, дудка и т.д.)

9. Назовите 5 струнных инструментов?

(балалайка, гитара, скрипка арфа, виолончель, домра, контрабас)

Итог игры:

Ведущий: Дорогие участники, вот и закончились вопросы, а это значит, наша игра подошла к концу. В этой игре вы показали не только хорошие знания по математике, окружающему миру, музыке, литературе, но и проявили ум, находчивость и сообразительность. А самое главное – вы были единой и дружной командой! И дадим слово нашему уважаемому Жюри!

Жюри: Дорогие участники, мы благодарим вас за  интересную и познавательную  игру! По подсчетам очков: команда «Знайки» получает..уровнять… баллов.                                          А команда «Умники»… уровнять … баллов.

И это значит, что у нас ничья, обе команды победили!!! Ура!!!

В знак памяти об игре «Что? Где? Когда?» примите сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающей игры "Полёты в Космос" для детей подготовительной группы.

Для провеления этой игры были подготовлены математические планшеты и цветные палочки Кюинезера. Дети вначале выкладывали летательные аппараты при помощи резиночек на математических планшетах, а во вто...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы» для детей подготовительной группы

Данная игра позволяет закрепить знания детей по грамоте и математике, а также учит поиску и решению интересных заданий...

Конспект интеллектуальной игры « Что? Где? Когда?» для детей подготовительных групп.

Разработка олимпиады для дошкольников по формированию элементарных математических представлений с участием сказочных персонажей....

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы» для детей подготовительной группы

1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием;3. Проявлять настойчивость, умение т...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы» для детей подготовительной группы

Представлен конспект интеллектуальной игры, целью которой является  развитие  способности к поиску и решению заданий в условиях конкурса....

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» для детей подготовительных групп.

Данный материал поможет при подготовке детей к участию в олимпиадах....

Конспект интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" для детей подготовительной группы

Интеллектуальная игра для старших дошкольников, содержит задания познавательного характера с применением ИКТ....