Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Сороки"
методическая разработка (старшая группа)

Ткаченко светлана Николаевна

Народное творчество,праздники это возможность познакомить ребенка с традициями своего народа, фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroki.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                  Ткаченко Светлана Николаевна

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

Праздник «Птиц встречаем – весну приближаем!»

                                                                             

     Цель: Познакомить детей с народным праздником прилёта птиц (Сороки), обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.

     Задачи:

- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.

- Прививать любовь к родной природе.

- Воспитывать интерес к народным традициям

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», стихов о птицах; наблюдения за птицами на прогулке.

     Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца…); мультимедийное сопровождение; аудиозапись «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»; аудиозапись с голосами птиц; записи русских народных мелодий.

     Ход мероприятия.

     Звучит мелодия «Звуки природы»

Воспитатель: Сегодня, 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки, демонстрируются слайды с изображениями птиц.)

      По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Поэтому праздник и назвали Сороки. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. Ещё больше всего интересного о нашем празднике вам расскажет бабушка Варвара.

Звучит народная мелодия, входит бабушка Варвара в народном костюме.

Бабушка Варвара: Здравствуйте, ребята! Я из далёкой деревни к вам пришла, о празднике рассказать. На Сороки прилетают сорок сороков-птиц. Ребята, какие перелётные птицы прилетают в наши края весной вы знаете?

Дети называют перелётных птиц по картинкам на экране:

  • грач,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • скворец,
  • лебедь,
  • журавль,
  • аист,
  • кукушка,
  • соловей,
  • дрозд,
  • иволга,
  • зяблик,
  • утка,
  • жаворонок.

Воспитатель: И первым из них прилетает жаворонок.

Жив жаворонок по полю летает,

Зёрнышки собирает, весну закликает.

Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок», а бабушка Варвара на с полюбуется.

 Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к картинкам с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)

Воспитатель: Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)

Воспитатель: Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.

(мультимедийное сопровождение, слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)

Игра «Узнай по голосу»

Бабушка ВарвараРебята, а вы сможете узнать птицу по ее пению? Давайте проверим.

Дети прослушивают записи голосов птиц: соловей, кукушка, утка, скворец, иволга, жаворонок и т.д. пытаются узнать птицу.

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.

Загадки.

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

(Птица)

Рук нет, а строить умеет.

(птица)

На дереве в лукошке подрастают крошки.

(птенцы)

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети

Дом качает ветер

На крыльце поёт отец

Он и лётчик, и певец.

(скворец)

На шесте – дворец

Во дворе – певец

А зовут его…

(скворец)

Хочет - прямо полетит

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поёт.

(жаворонок)

Верный страж и друг полей

Первый вестник тёплых дней.

(грач)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из песка и глины…

(Ласточка.)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Игра «Из какой мы сказки?»

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  3. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  4. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  5. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  6. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  7. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Бабушка Варвара: А сейчас мы с вами немного поиграем.

Игра “Птицы в клетке”.

(Игра проводится под музыку русского народного танца «Полянка»)

Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Предлагаю вам игру в пословицы. Я называю первую часть пословицы, а вы- вторую.

  • На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
  • Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
  • У каждой птицы… (своя песня).
  • Цыплят по осени… (считают).
  • Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
  • Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
  • Всякий кулик своё… (болото хвалит).
  • Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
  • Одна ласточка… (весны не делает).
  • Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
  • Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
  • Гусь свинье… (не товарищ).
  • Как с гуся… (вода).
  • Грач на горе … весна на дворе.

Воспитатель: Всегда любил русский человек поиграть, повеселиться. Весенних игр в деревнях было много. Радовался народ, что перезимовали, дождались весны.

Бабушка Варвара: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. (фонограмма журчащего ручейка)

Хоровод-игра «Ручеёк».

Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.

Игра «Птицы синицы».

Бабушка Варвара: А сейчас всех зазываю, игру на внимательность объявляю. Игра называется «Птицы синицы». Все ходим по кругу, когда речь идет о птичках, все машем руками, как крыльями, если нет, руки опускаем.

 Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

Мухи и конфеты,

Пряник, табуреты.

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Комары, ежи,

Зеленые квакушки,

 Свистульки и игрушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Девчонки-хохотушки,

Аисты, кукушки,

Вкусные ватрушки.

 Воспитатель: Вот сколько птичек к нам сегодня прилетело, а когда птицы прилетают, вить гнезда начинают.

Игра «Собери птенцов в гнездо». Выбираются 2-3 участника, им даются обручи (гнезда) их задача как можно больше поймать в свой обруч людей (птенцов). Во время игры звучит динамичная русская народная музыка.

Бабушка Варвара: Мы сегодня весну встречаем, солнышко прославляем, а для этого, что нужно? Завести хоровод круглый, как солнышко да не простой, а с лучиками лентами. Участники вместе со зрителями заводят хоровод. В центре круга устанавливается шест с колесом на верху, на колесо привязаны разноцветные ленты, каждый участник хоровода берет в руки ленточку.

Звучит народная песня.

Всё двору

А я двору не пойду,

 С кем гуляю — не скажу.

Лёлёшка, лёлёшки,

 С кем гуляю — не скажу.

 С кем гуляю — не скажу.

Я в батюшкином саду.

Лёлёшка, лёлёшки,

 Я в батюшкином саду.

 Я в батюшкином саду,

Там озеро разлилось.

 Лёлёшка, лёлёшки,

Широкое разлилось.

Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Звучит аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)

Бабушка Варвара: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.

На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» — это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.

ВоспитательРебята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы?

(Дети отвечают).

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сетки.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Г. Ладонщиков. Люблю птиц.

Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Бабушка Варвара (показывает корзинку): Я к вам, ребята, не с пустыми руками пришла, я вам угощение принесла. Жаворонки у меня, угощайтесь, ребятня! Ну а мне домой пора, до свидания!

После мероприятия для детей проводится чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги

Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тематической направленности «Моя малая Родина»

Формировать у детей элементарные понятия о большой и малой Родине;  Расширять знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях;  Формировать представления об основных професс...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «У меня зазвонил телефон…»

Перед вами программа  мероприятия «У меня зазвонил   телефон… » Кому она   адресована? В первую   очередь – специалистам, которым  пред...

конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию "Символика России"

Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.Материал: карта России, изображение герба и фл...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Новый год у ворот»

Конспект мероприятия  для детей старшего дошкольного возраста  тема: «Новый год у ворот»...