Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Сороки"
методическая разработка (старшая группа)
Народное творчество,праздники это возможность познакомить ребенка с традициями своего народа, фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soroki.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткаченко Светлана Николаевна
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста
Праздник «Птиц встречаем – весну приближаем!»
Цель: Познакомить детей с народным праздником прилёта птиц (Сороки), обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.
Задачи:
- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.
- Прививать любовь к родной природе.
- Воспитывать интерес к народным традициям
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», стихов о птицах; наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца…); мультимедийное сопровождение; аудиозапись «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»; аудиозапись с голосами птиц; записи русских народных мелодий.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия «Звуки природы»
Воспитатель: Сегодня, 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки, демонстрируются слайды с изображениями птиц.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Поэтому праздник и назвали Сороки. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. Ещё больше всего интересного о нашем празднике вам расскажет бабушка Варвара.
Звучит народная мелодия, входит бабушка Варвара в народном костюме.
Бабушка Варвара: Здравствуйте, ребята! Я из далёкой деревни к вам пришла, о празднике рассказать. На Сороки прилетают сорок сороков-птиц. Ребята, какие перелётные птицы прилетают в наши края весной вы знаете?
Дети называют перелётных птиц по картинкам на экране:
- грач,
- ласточка,
- трясогузка,
- скворец,
- лебедь,
- журавль,
- аист,
- кукушка,
- соловей,
- дрозд,
- иволга,
- зяблик,
- утка,
- жаворонок.
Воспитатель: И первым из них прилетает жаворонок.
Жив жаворонок по полю летает,
Зёрнышки собирает, весну закликает.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок», а бабушка Варвара на с полюбуется.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к картинкам с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)
Воспитатель: Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
Воспитатель: Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.
(мультимедийное сопровождение, слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)
Игра «Узнай по голосу»
Бабушка Варвара: Ребята, а вы сможете узнать птицу по ее пению? Давайте проверим.
Дети прослушивают записи голосов птиц: соловей, кукушка, утка, скворец, иволга, жаворонок и т.д. пытаются узнать птицу.
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.
Загадки.
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
(Птица)
Рук нет, а строить умеет.
(птица)
На дереве в лукошке подрастают крошки.
(птенцы)
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер
На крыльце поёт отец
Он и лётчик, и певец.
(скворец)
На шесте – дворец
Во дворе – певец
А зовут его…
(скворец)
Хочет - прямо полетит
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт.
(жаворонок)
Верный страж и друг полей
Первый вестник тёплых дней.
(грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины…
(Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Игра «Из какой мы сказки?»
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
- Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
- С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
- Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
- У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
- Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
- Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Бабушка Варвара: А сейчас мы с вами немного поиграем.
Игра “Птицы в клетке”.
(Игра проводится под музыку русского народного танца «Полянка»)
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Предлагаю вам игру в пословицы. Я называю первую часть пословицы, а вы- вторую.
- На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
- Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
- У каждой птицы… (своя песня).
- Цыплят по осени… (считают).
- Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
- Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
- Всякий кулик своё… (болото хвалит).
- Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
- Одна ласточка… (весны не делает).
- Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
- Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
- Гусь свинье… (не товарищ).
- Как с гуся… (вода).
- Грач на горе … весна на дворе.
Воспитатель: Всегда любил русский человек поиграть, повеселиться. Весенних игр в деревнях было много. Радовался народ, что перезимовали, дождались весны.
Бабушка Варвара: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. (фонограмма журчащего ручейка)
Хоровод-игра «Ручеёк».
Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.
Игра «Птицы синицы».
Бабушка Варвара: А сейчас всех зазываю, игру на внимательность объявляю. Игра называется «Птицы синицы». Все ходим по кругу, когда речь идет о птичках, все машем руками, как крыльями, если нет, руки опускаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и конфеты,
Пряник, табуреты.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, ежи,
Зеленые квакушки,
Свистульки и игрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Девчонки-хохотушки,
Аисты, кукушки,
Вкусные ватрушки.
Воспитатель: Вот сколько птичек к нам сегодня прилетело, а когда птицы прилетают, вить гнезда начинают.
Игра «Собери птенцов в гнездо». Выбираются 2-3 участника, им даются обручи (гнезда) их задача как можно больше поймать в свой обруч людей (птенцов). Во время игры звучит динамичная русская народная музыка.
Бабушка Варвара: Мы сегодня весну встречаем, солнышко прославляем, а для этого, что нужно? Завести хоровод круглый, как солнышко да не простой, а с лучиками лентами. Участники вместе со зрителями заводят хоровод. В центре круга устанавливается шест с колесом на верху, на колесо привязаны разноцветные ленты, каждый участник хоровода берет в руки ленточку.
Звучит народная песня.
Всё двору
А я двору не пойду,
С кем гуляю — не скажу.
Лёлёшка, лёлёшки,
С кем гуляю — не скажу.
С кем гуляю — не скажу.
Я в батюшкином саду.
Лёлёшка, лёлёшки,
Я в батюшкином саду.
Я в батюшкином саду,
Там озеро разлилось.
Лёлёшка, лёлёшки,
Широкое разлилось.
Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Звучит аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Бабушка Варвара: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.
На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» — это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.
Воспитатель: Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы?
(Дети отвечают).
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сетки.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я.
Г. Ладонщиков. Люблю птиц.
Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Бабушка Варвара (показывает корзинку): Я к вам, ребята, не с пустыми руками пришла, я вам угощение принесла. Жаворонки у меня, угощайтесь, ребятня! Ну а мне домой пора, до свидания!
После мероприятия для детей проводится чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги
Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тематической направленности «Моя малая Родина»
Формировать у детей элементарные понятия о большой и малой Родине; Расширять знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях; Формировать представления об основных професс...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги «Стрекоза»
Пошаговая инструкция по изготовлению стрекозы из модулей...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «У меня зазвонил телефон…»
Перед вами программа мероприятия «У меня зазвонил телефон… » Кому она адресована? В первую очередь – специалистам, которым пред...
конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию "Символика России"
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.Материал: карта России, изображение герба и фл...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Новый год у ворот»
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Новый год у ворот»...