Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Сороки"
методическая разработка (старшая группа)
Народное творчество,праздники это возможность познакомить ребенка с традициями своего народа, фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткаченко Светлана Николаевна
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста
Праздник «Птиц встречаем – весну приближаем!»
Цель: Познакомить детей с народным праздником прилёта птиц (Сороки), обрядами, пословицами, поговорками, закличками, связанными с этим праздником.
Задачи:
- Прививать желание трудиться, оказывать помощь в подготовке к праздникам.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию.
- Прививать любовь к родной природе.
- Воспитывать интерес к народным традициям
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Наши птицы», М.М. Пришвин «Рябчики», «Птичий сон», «Разговор птиц и зверей», «Птицы под снегом», стихов о птицах; наблюдения за птицами на прогулке.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями перелётных птиц (ласточки, журавля, жаворонка, скворца…); мультимедийное сопровождение; аудиозапись «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»; аудиозапись с голосами птиц; записи русских народных мелодий.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия «Звуки природы»
Воспитатель: Сегодня, 22 марта – день необычный, день прилета птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
(Рассказ воспитателя о народном празднике Сороки, демонстрируются слайды с изображениями птиц.)
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Поэтому праздник и назвали Сороки. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна. Ещё больше всего интересного о нашем празднике вам расскажет бабушка Варвара.
Звучит народная мелодия, входит бабушка Варвара в народном костюме.
Бабушка Варвара: Здравствуйте, ребята! Я из далёкой деревни к вам пришла, о празднике рассказать. На Сороки прилетают сорок сороков-птиц. Ребята, какие перелётные птицы прилетают в наши края весной вы знаете?
Дети называют перелётных птиц по картинкам на экране:
- грач,
- ласточка,
- трясогузка,
- скворец,
- лебедь,
- журавль,
- аист,
- кукушка,
- соловей,
- дрозд,
- иволга,
- зяблик,
- утка,
- жаворонок.
Воспитатель: И первым из них прилетает жаворонок.
Жив жаворонок по полю летает,
Зёрнышки собирает, весну закликает.
Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок», а бабушка Варвара на с полюбуется.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к картинкам с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)
Воспитатель: Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
Воспитатель: Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры.
(мультимедийное сопровождение, слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)
Игра «Узнай по голосу»
Бабушка Варвара: Ребята, а вы сможете узнать птицу по ее пению? Давайте проверим.
Дети прослушивают записи голосов птиц: соловей, кукушка, утка, скворец, иволга, жаворонок и т.д. пытаются узнать птицу.
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о птицах.
Загадки.
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
(Птица)
Рук нет, а строить умеет.
(птица)
На дереве в лукошке подрастают крошки.
(птенцы)
На шесте - весёлый дом
С круглым маленьким окном
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер
На крыльце поёт отец
Он и лётчик, и певец.
(скворец)
На шесте – дворец
Во дворе – певец
А зовут его…
(скворец)
Хочет - прямо полетит
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт.
(жаворонок)
Верный страж и друг полей
Первый вестник тёплых дней.
(грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины…
(Ласточка.)
Воспитатель: Как мы называем этих птиц? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Игра «Из какой мы сказки?»
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
- Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
- С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
- Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
- У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
- Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
- Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Бабушка Варвара: А сейчас мы с вами немного поиграем.
Игра “Птицы в клетке”.
(Игра проводится под музыку русского народного танца «Полянка»)
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Предлагаю вам игру в пословицы. Я называю первую часть пословицы, а вы- вторую.
- На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
- Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
- У каждой птицы… (своя песня).
- Цыплят по осени… (считают).
- Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
- Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
- Всякий кулик своё… (болото хвалит).
- Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).
- Одна ласточка… (весны не делает).
- Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).
- Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).
- Гусь свинье… (не товарищ).
- Как с гуся… (вода).
- Грач на горе … весна на дворе.
Воспитатель: Всегда любил русский человек поиграть, повеселиться. Весенних игр в деревнях было много. Радовался народ, что перезимовали, дождались весны.
Бабушка Варвара: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. (фонограмма журчащего ручейка)
Хоровод-игра «Ручеёк».
Воспитатель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.
Игра «Птицы синицы».
Бабушка Варвара: А сейчас всех зазываю, игру на внимательность объявляю. Игра называется «Птицы синицы». Все ходим по кругу, когда речь идет о птичках, все машем руками, как крыльями, если нет, руки опускаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и конфеты,
Пряник, табуреты.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, ежи,
Зеленые квакушки,
Свистульки и игрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Девчонки-хохотушки,
Аисты, кукушки,
Вкусные ватрушки.
Воспитатель: Вот сколько птичек к нам сегодня прилетело, а когда птицы прилетают, вить гнезда начинают.
Игра «Собери птенцов в гнездо». Выбираются 2-3 участника, им даются обручи (гнезда) их задача как можно больше поймать в свой обруч людей (птенцов). Во время игры звучит динамичная русская народная музыка.
Бабушка Варвара: Мы сегодня весну встречаем, солнышко прославляем, а для этого, что нужно? Завести хоровод круглый, как солнышко да не простой, а с лучиками лентами. Участники вместе со зрителями заводят хоровод. В центре круга устанавливается шест с колесом на верху, на колесо привязаны разноцветные ленты, каждый участник хоровода берет в руки ленточку.
Звучит народная песня.
Всё двору
А я двору не пойду,
С кем гуляю — не скажу.
Лёлёшка, лёлёшки,
С кем гуляю — не скажу.
С кем гуляю — не скажу.
Я в батюшкином саду.
Лёлёшка, лёлёшки,
Я в батюшкином саду.
Я в батюшкином саду,
Там озеро разлилось.
Лёлёшка, лёлёшки,
Широкое разлилось.
Воспитатель: Главным обрядовым действием праздника Сороки было выпекание из пресного теста специальных булочек, имеющих форму птичек. Эти булочки так и называются "Жаворонки". Птичкам вставляли глазки из изюма, их раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Звучит аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка».)
Бабушка Варвара: Жаворонками угощали соседей, посылали их родным и близким, чтобы всех порадовала своим приходом счастливая весна. А ещё в Жаворонков хозяйки прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому монетка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
В этот день в деревнях хозяйки делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них Жаворонков и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. В народе говорили: «Раз жаворонок прилетел, и весна пришла.» С помощью Жаворонков выбирался первый сеятель. Для этого в птичку запекалась монетка, и кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зёрен в землю во время начала сева.
На праздник «Сороки» кроме «Жаворонков» пекли ещё и «Колобки». Но это в том случае, если после зазывания весны продолжались заморозки. Выпекание «колобков» — это особый обряд, обращенный к Морозу. Их пекли из ржаной или овсяной муки. Всего 40 шариков – «сороки святые – колобки золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день за окошко, приговаривая: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес. А теперь убирайся подобру-поздорову!». Считалось, что Мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним посевным работам.
Воспитатель: Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы?
(Дети отвечают).
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сетки.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я.
Г. Ладонщиков. Люблю птиц.
Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Бабушка Варвара (показывает корзинку): Я к вам, ребята, не с пустыми руками пришла, я вам угощение принесла. Жаворонки у меня, угощайтесь, ребятня! Ну а мне домой пора, до свидания!
После мероприятия для детей проводится чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги
Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-489193-1413002519.jpg)
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тематической направленности «Моя малая Родина»
Формировать у детей элементарные понятия о большой и малой Родине; Расширять знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях; Формировать представления об основных професс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805747-1471082577.jpg)
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги «Стрекоза»
Пошаговая инструкция по изготовлению стрекозы из модулей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-110463-1352136740.jpg)
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «У меня зазвонил телефон…»
Перед вами программа мероприятия «У меня зазвонил телефон… » Кому она адресована? В первую очередь – специалистам, которым пред...
конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию "Символика России"
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.Материал: карта России, изображение герба и фл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1007216-1571850255.jpg)
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/26/picture-1317481-1614329391.jpg)
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Новый год у ворот»
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тема: «Новый год у ворот»...