конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию "Символика России"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.
Материал: карта России, изображение герба и флага России; аудиозапись гимна России.
Ход ООД
1.Оргмомент. Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.
- Ребята, как называется наша страна? ( Россия.)
- Правильно, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Воспитатель показывает границы России. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Родина»:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Россия – это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
Чтение стихотворения М. Лисянского «Моя Родина»:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Всех нас объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.
- Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки – символы.
- Вы знаете их? (Да. Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель показывает изображение герба России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов. «Герб России».-
- Герб – это отличительный знак государства, города. Это герб нашей страны – России. Давайте его рассмотрим.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Что вы видите в центре? (Орла). Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями). Почему же на гербе России изображен орел? Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей). Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
- Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
- А что вы видите ещё? (Корону). Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.
- А что в лапах у орла? (Ответы детей). Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. Скипетр и держава в лапах орла служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина возникла очень давно.
- На груди орла изображен герб Москвы. А почему? (Предположения детей). Да, потому что Москва – главный город России, столица могучего Российского государства.
- У нашей страны есть не только герб, но и флаг.
- Что представляет собой наш государственный флаг? (Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
- Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Флаг – отличительный знак, символ государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель показывает изображение флага России, читает стихотворение Г. Лапшина:
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
- У России флаг трехцветный, он состоит из трёх полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (Предположения детей).
- Белый цвет – благородство, откровенность, это цвет мира. Он говорит о том, что наша миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет – верность, честность, безупречность, целомудрие. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
- Красный цвет – мужество, смелость, великодушие, любовь, цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Как вы думаете, что помогло людям решить эти вопросы?( Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху).
- Что же это такое - законы? (ответы детей).
- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- Ребята, вы хотите познакомиться с главным законом нашей страны?
3. Решение.
- Для знакомства с этим законом предлагаю отправиться в виртуальное путешествие. На каком транспорте отправимся? (предложения детей).
4. Основная часть.
- Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.
Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что же сказано в нашей Конституции? (предположения детей).
- В нашей Конституции, говорится о том, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше, а также в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
- Одна из статей конституции гласит: «Каждый человек имеет право на труд», то есть работать. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
- Граждане нашей страны имеют право на отдых. Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.
- Перечислите города и страны, в которых вы отдыхали вместе с родителями.
- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? ( рост, вес, глаза, волосы, характер, походка, настроение, цвет кожи, голос, девочка, мальчик, поведение).
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Отгадайте загадку:
«И у дочки есть, и у мамы есть, и у папы есть,
Чтобы их позвать – надо вслух назвать» (Имя).
- Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет? Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо человеку имя. Есть даже статья в конституции, которая гласит: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ: «Свидетельство о рождении». В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
- В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
Имя и Отчество.
А) Игра: «Назови ласково»
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть,
Кто тебя сейчас похвалит, ласковое имя подарит?»
(Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем.)
Б) Обозначение имени.
- Еще задолго до вашего рождения родители подбирали вам имена. Хотите узнать, что означают ваши имена?
Артем – здоровый, рабочий; Максим – величайший; Виктор – победитель; Кирилл – повелитель; Софья – мудрость; Анна – благодать; Дмитрий – земледелец; Данил – божий судья; Настя – воскресшая. и т.д.
В) Отчество
- К взрослому человеку принято обращаться по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца. Моего папу зовут Сергей, поэтому мое отчество Сергеевна.
- Как зовут твоего папу? (например: Николай)
- Значит ты у нас Алина Николаевна. /и т.д./
Игра « Угадай о ком я говорю»
- А сейчас, попробуйте угадать, о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке? - Иван Александрович очень любит играть в шахматы( о взрослом)
- Полине нравиться ходить в гости (о девочке).
- Еще у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.
Гимн исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель предлагает детям встать и послушать гимн России.
5. Физкультминутка
Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем»)
- Представьте, что мы едем или летим, кто на чем хочет, разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали» и выключу музыку, вы сядете на коврик. Мы вернулись с вами из путешествия.
6. Итог.
- Вот и закончилось наше занятие, мне хотелось бы прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»: «…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Что интересно было делать сегодня на занятии? В чем у вас были затруднения? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhd.pr_.docx | 22.04 КБ |
grazhd.pr_.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Русалочка»
Конспект организованной образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию для детей 6-7 лет
«Символика России»
Подготовила: воспитатель Е.С. Захарова
Тамбов
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.
Материал: карта России, изображение герба и флага России; аудиозапись гимна России.
Ход ООД
1.Оргмомент. Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.
- Ребята, как называется наша страна? ( Россия.)
- Правильно, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Воспитатель показывает границы России. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Родина»:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Россия – это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
Чтение стихотворения М. Лисянского «Моя Родина»:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Всех нас объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.
- Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки – символы.
- Вы знаете их? (Да. Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель показывает изображение герба России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов. «Герб России».-
- Герб – это отличительный знак государства, города. Это герб нашей страны – России. Давайте его рассмотрим.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Что вы видите в центре? (Орла). Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями). Почему же на гербе России изображен орел? Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей). Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
- Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
- А что вы видите ещё? (Корону). Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.
- А что в лапах у орла? (Ответы детей). Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. Скипетр и держава в лапах орла служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина возникла очень давно.
- На груди орла изображен герб Москвы. А почему? (Предположения детей). Да, потому что Москва – главный город России, столица могучего Российского государства.
- У нашей страны есть не только герб, но и флаг.
- Что представляет собой наш государственный флаг? (Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
- Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Флаг – отличительный знак, символ государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель показывает изображение флага России, читает стихотворение Г. Лапшина:
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
- У России флаг трехцветный, он состоит из трёх полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (Предположения детей).
- Белый цвет – благородство, откровенность, это цвет мира. Он говорит о том, что наша миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет – верность, честность, безупречность, целомудрие. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
- Красный цвет – мужество, смелость, великодушие, любовь, цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Как вы думаете, что помогло людям решить эти вопросы?( Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху).
- Что же это такое - законы? (ответы детей).
- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- Ребята, вы хотите познакомиться с главным законом нашей страны?
3. Решение.
- Для знакомства с этим законом предлагаю отправиться в виртуальное путешествие. На каком транспорте отправимся? (предложения детей).
4. Основная часть.
- Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.
Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что же сказано в нашей Конституции? (предположения детей).
- В нашей Конституции, говорится о том, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше, а также в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
- Одна из статей конституции гласит: «Каждый человек имеет право на труд», то есть работать. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
- Граждане нашей страны имеют право на отдых. Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.
- Перечислите города и страны, в которых вы отдыхали вместе с родителями.
- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? ( рост, вес, глаза, волосы, характер, походка, настроение, цвет кожи, голос, девочка, мальчик, поведение).
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Отгадайте загадку:
«И у дочки есть, и у мамы есть, и у папы есть,
Чтобы их позвать – надо вслух назвать» (Имя).
- Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет? Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо человеку имя. Есть даже статья в конституции, которая гласит: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ: «Свидетельство о рождении». В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
- В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
Имя и Отчество.
А) Игра: «Назови ласково»
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть,
Кто тебя сейчас похвалит, ласковое имя подарит?»
(Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем.)
Б) Обозначение имени.
- Еще задолго до вашего рождения родители подбирали вам имена. Хотите узнать, что означают ваши имена?
Артем – здоровый, рабочий; Максим – величайший; Виктор – победитель; Кирилл – повелитель; Софья – мудрость; Анна – благодать; Дмитрий – земледелец; Данил – божий судья; Настя – воскресшая. и т.д.
В) Отчество
- К взрослому человеку принято обращаться по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца. Моего папу зовут Сергей, поэтому мое отчество Сергеевна.
- Как зовут твоего папу? (например: Николай)
- Значит ты у нас Алина Николаевна. /и т.д./
Игра « Угадай о ком я говорю»
- А сейчас, попробуйте угадать, о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке? - Иван Александрович очень любит играть в шахматы( о взрослом)
- Полине нравиться ходить в гости (о девочке).
- Еще у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.
Гимн исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель предлагает детям встать и послушать гимн России.
5. Физкультминутка
Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем»)
- Представьте, что мы едем или летим, кто на чем хочет, разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали» и выключу музыку, вы сядете на коврик. Мы вернулись с вами из путешествия.
6. Итог.
- Вот и закончилось наше занятие, мне хотелось бы прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»: «…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Что интересно было делать сегодня на занятии? В чем у вас были затруднения? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Русалочка»
Конспект организованной образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию для детей 6-7 лет
«Символика России»
Подготовила: воспитатель Е.С. Захарова
Тамбов
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.
Материал: карта России, изображение герба и флага России; аудиозапись гимна России.
Ход ООД
1.Оргмомент. Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей.
- Ребята, как называется наша страна? ( Россия.)
- Правильно, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
Воспитатель показывает границы России. Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Родина»:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
- Россия – это наша Родина. Родина – страна, в которой человек родился и живёт.
Чтение стихотворения М. Лисянского «Моя Родина»:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
- Всех нас объединяет одно – любовь к Родине и забота об её процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что с ней связано.
- Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки – символы.
- Вы знаете их? (Да. Герб, флаг, гимн.)
Воспитатель показывает изображение герба России.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов. «Герб России».-
- Герб – это отличительный знак государства, города. Это герб нашей страны – России. Давайте его рассмотрим.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Что вы видите в центре? (Орла). Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями). Почему же на гербе России изображен орел? Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православию. Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? (Предположения детей). Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.
- Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
- А что вы видите ещё? (Корону). Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.) Корона обозначает, что в России главный – царь.
- А что в лапах у орла? (Ответы детей). Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. Скипетр и держава в лапах орла служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина возникла очень давно.
- На груди орла изображен герб Москвы. А почему? (Предположения детей). Да, потому что Москва – главный город России, столица могучего Российского государства.
- У нашей страны есть не только герб, но и флаг.
- Что представляет собой наш государственный флаг? (Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
- Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета и размера. Флаг – отличительный знак, символ государства. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Воспитатель показывает изображение флага России, читает стихотворение Г. Лапшина:
Три цвета на флаге России:
Красный, белый, синий.
С красной полоской флаг –
В ней кровь отцов и дедов,
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!
Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота,
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
- У России флаг трехцветный, он состоит из трёх полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (Предположения детей).
- Белый цвет – благородство, откровенность, это цвет мира. Он говорит о том, что наша миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет – верность, честность, безупречность, целомудрие. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
- Красный цвет – мужество, смелость, великодушие, любовь, цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
- Вот как много могут рассказать о стране её герб и флаг.
2. Затруднение в игровой ситуации.
- Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Как вы думаете, что помогло людям решить эти вопросы?( Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить неразбериху).
- Что же это такое - законы? (ответы детей).
- Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
- Ребята, вы хотите познакомиться с главным законом нашей страны?
3. Решение.
- Для знакомства с этим законом предлагаю отправиться в виртуальное путешествие. На каком транспорте отправимся? (предложения детей).
4. Основная часть.
- Законы бывают разные, но главный закон нашей страны называется Конституцией.
Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем.
- Что же сказано в нашей Конституции? (предположения детей).
- В нашей Конституции, говорится о том, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше, а также в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
- Одна из статей конституции гласит: «Каждый человек имеет право на труд», то есть работать. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
- Граждане нашей страны имеют право на отдых. Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.
- Перечислите города и страны, в которых вы отдыхали вместе с родителями.
- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? ( рост, вес, глаза, волосы, характер, походка, настроение, цвет кожи, голос, девочка, мальчик, поведение).
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Отгадайте загадку:
«И у дочки есть, и у мамы есть, и у папы есть,
Чтобы их позвать – надо вслух назвать» (Имя).
- Представьте на миг, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, бабушки и дедушки, а имен ни у кого нет? Мы даже не сможем ни к кому обратиться, позвать, не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо человеку имя. Есть даже статья в конституции, которая гласит: «Каждый человек имеет право на имя». Когда вы родились, вам всем дали имя и выписали первый в вашей жизни документ: «Свидетельство о рождении». В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
- В этом документе пишут ваше имя, отчество и фамилию, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества родителей.
- А вам, ребята, нравятся ваши имена? Почему? (ответы детей).
Имя и Отчество.
А) Игра: «Назови ласково»
«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть,
Кто тебя сейчас похвалит, ласковое имя подарит?»
(Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем.)
Б) Обозначение имени.
- Еще задолго до вашего рождения родители подбирали вам имена. Хотите узнать, что означают ваши имена?
Артем – здоровый, рабочий; Максим – величайший; Виктор – победитель; Кирилл – повелитель; Софья – мудрость; Анна – благодать; Дмитрий – земледелец; Данил – божий судья; Настя – воскресшая. и т.д.
В) Отчество
- К взрослому человеку принято обращаться по имени и отчеству. Отчество дается по имени отца. Моего папу зовут Сергей, поэтому мое отчество Сергеевна.
- Как зовут твоего папу? (например: Николай)
- Значит ты у нас Алина Николаевна. /и т.д./
Игра « Угадай о ком я говорю»
- А сейчас, попробуйте угадать, о ком я говорю – о взрослом человеке или о ребенке? - Иван Александрович очень любит играть в шахматы( о взрослом)
- Полине нравиться ходить в гости (о девочке).
- Еще у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.
Гимн исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель предлагает детям встать и послушать гимн России.
5. Физкультминутка
Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем»)
- Представьте, что мы едем или летим, кто на чем хочет, разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали» и выключу музыку, вы сядете на коврик. Мы вернулись с вами из путешествия.
6. Итог.
- Вот и закончилось наше занятие, мне хотелось бы прочитать отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»: «…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Что интересно было делать сегодня на занятии? В чем у вас были затруднения? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги
Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста тематической направленности «Моя малая Родина»
Формировать у детей элементарные понятия о большой и малой Родине; Расширять знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях; Формировать представления об основных професс...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - россияне»
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспи...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - россияне»
Викторина несет цель обобщить и систематизировать знания детей о России; сформировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, н...
Сценарий спортивно-познавательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «22 августа-День флага России»
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...
Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами гражданско-патриотического воспитания
Значимость и актуальность формирования и развития личности подрастающего поколения в современных условиях намного возросло в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В об...