Нравственно- патриотическое. Былина «Илья Муромец и Калин –царь» Театрализованное представление старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Мы всегда будем гордиться, и помнить подвиги русских богатырей – воинов! Театрализованное представление былины «Илья Мромец и Калин –царь», возвращает в стародавние времена. Дети узнают о чудном исцелении путниками Илья Ивановича, о предназначении его верой и правдой служить народу русскому. Через такие небольшие мероприятия в детях и закладывается патриотизм, любовь к Родине, желание быть защитником Отечества. Ведь преданья старины забывать мы не должны! Не сломить наш русский дух, честь и слава русским воинам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_teatralizovannogo_predstavleniya_bylina_o_ile_muromtse.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Былина «Илья Муромец и Калин –царь»
Театрализованное представление старшая группа «Колокольчики» составила и провела воспитатель: Апалькова Е.В. 17.02.2023 год
Цель:
• Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
• Формировать актёрское мастерство. Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской : Илье Муромце,
• Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Взрослый чтец:
О подвигах русских воинов – богатырей много сложено сказок и былин . Отправимся –ка мы с вами в страну стародавнюю, в былинные времена.
1 часть Болезнь и исцеление Ильи Муромца
Ребёнок чтец
Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады- радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, развернули столы и завели угощенье — почестей пир.
Назвали сына Ильей. Илья, сын Иванович.
(Гости ушли Илья с родителями вышел на лавку )
Ребёнок чтец
Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды-невзгоды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, и парень- крепыш ходить перестал. Сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются. Да чего станешь делать? Ни колдуны-ведуны, ни знахари недуга излечить не могут.
Ребёнок чтец
Так год минул и другой прошел. Время быстро идет, как река течет. Тридцать лет да еще три года недвижимо Илья в избе просидел.
В весеннюю пору ушли спозаранку родители в поле пашню новую готовить, а Илья на лавке дубовой сидит, дом сторожит, как и раньше. ( Выход ПУТНИКОВ)
Ребёнок чтец:
Вдруг: стук-бряк. Что такое? Выглянул во двор, а там три старика —путника перехожие стоят, клюками в стену постукивают:
Три путника:
— Притомились мы в пути-дороге, и жажда нас томит, Принеси-ка, Ильюшка, водицы колодезной нам жажду утолить, да и сам на здоровье испей!
Илья:— Есть водица, да сходить-то некому. Недужный я, недвижимый. Резвы ноги меня не слушают, и я сиднем сижу тридцать три года.
Три путника:
— А ты встань, Илья, не раздумывай,
Ребёнок чтец:
ОСторожно Илья приподнялся на ноги и диву дался: ноги его слушаются. Шаг шагнул и другой шагнул... А потом схватил кружку, зачерпнул водицы, вынес на крыльцо и сам себе не верит:
Илья:
«Неужто я, как все люди, стал ногами владеть?»
Чтец:
Пригубили странники из той чаши и говорят:
Путник:
— А теперь, Ильюшка, сам испей!
Чтец:
Испил Илья водицы и почувствовал, как сила в нем наливается.
Три путника:
— Чуешь ли, Илья, перемену в себе?
Илья:
— Чую я в себе силу несметную. Такая ли во мне теперь сила-могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю-матушку. Вот какой силой налился я!
Три путника:
Ну, что ж, Станешь ты самым могучим богатырем на Руси, и в бою тебе смерть не писана. Купи у первого, кого завтра встретишь на торжище, косматенького жеребеночка, и будет у тебя верный богатырский конь. Припаси по своей силе снаряженье богатырское и служи народу русскому верой и правдой.
Чтец:
Попрощались с Ильей странники и скрылись из глаз, будто их и не было. ( ИЛЬЯ И РОДИТ выходят на центр)
А Илья поспешает родителей порадовать. Смеются и плачут мать с отцом.
Мать:
— Вот-то радость нам, утешение! Поправился наш ясен сокол Ильюшка! Теперь есть кому нашу старость доглядеть!
Чтец:
Рассказал Илья Иванович про исцеление, низко родителям поклонился и вымолвил:
Илья:
— Благословите, батюшка с матушкой, меня на богатырскую службу нести!
Отец:
— Не судьба, видно, нам глядеть на тебя да радоваться, коли выбрал ты себе долю воина, а не крестьянскую. Нелегко нам расставаться с тобой, да делать нечего. На хорошие дела, на службу народу верную мы с матерью даем тебе благословение, чтоб служил, не кривил душой!
Чтец:
На другое утро раным-ранёхонько купил Илья жеребенка, косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал.
А косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем.
Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью (поклон родителям) и уехал из родного села Карачарова.
(«ускакал» за кулиску и придет с другой двери).
(закрыть занавес, поменять декорации)
Много побед одерживал Илья Муромец и с Соловьём разбойником и с Тугариным змеем. Ещё один сказ, мы вам поведаем сейчас. О враге русском о царе –Калине и о Славном богатыре ИЛЬЕ.
2 часть Илья Муромец и Калин-царь
Чтец:
Позвал князь Владимир Илью Муромца и говорит:
Князь Владимир:
-Илья Муромец -входи. (обнялись)
Настигла нас беда. Подошёл к городу Киеву враг. Привёл полчища, несметные грозится Русь разорить всех киевлян в плен взять, а богатырей нынче нет, все на заставах стоят. На одного тебя вся моя надежда. Илья помоги граду Киеву
Илья:
Что ж я всегда на службе людям и Земле Русской служу, И сейчас не откажу!
Князь Владимир:
Давай отобедаешь со мной, а потом и в бой.
Илья:
Нет, князь Владимир, не время, некогда прохлаждаться да угощаться. Врага победим – тогда и пир гулять будем!
Чтец: И стал коня заседлывать. Снаряжался и сам Илья в боевые доспехи богатырские. Палица при нем булатная, копье, подпоясывал меч боевой, и выехал во чисто поле. Видит, силы басурманской под Киевом многое множество.
Сердце от тоски так и сжалось.
Повыехал Илья Муромец, поднялся на высокий холм, посмотрел он в сторону восточную и увидал далеко-далече во чистом поле шатры белополотняные. Он направлял туда, коня, приговаривал: «Видно, там стоят наши русские богатыри, о напасти-беде они не ведают».
И в скором времени подъехал к шатрам, зашел в шатер самого богатыря Самсона Самойловича, своего крестного. А богатыри в ту пору обедали.
Илья Муромец:
— Хлеб да соль, богатыри святорусские!
Самсон Самойлович:
— А поди-ка, пожалуй, наш славный богатырь Илья Муромец! Садись с нами пообедать, хлеба-соли отведать!
Чтец:
Тут вставали богатыри на резвы ноги, с Ильей Муромцем здоровались, обнимали его, троекратно целовали, за стол приглашали.
Илья:
— Спасибо, братья. Не обедать я приехал, а привез вести печальные, —— Стоит под Киевом рать-сила несметная. Грозится наш стольный город взять да спалить, церкви разорить, людей пленить. И приехал к вам звать с ворогами ратиться!(драться)
Чтец: На те речи отвечали богатыри -воины:
Воины:
— Не станем мы, Илья Муромец, коней седлать, не поедем мы биться-ратиться
Не подужаем мы ворога! Шибко много их там. Да и князь Владимир пусть других ищет кому больше платит. Нет не пойдем!
Илья:
Да не уж то вы братцы за деньги страшитесь и продаться врагу желаете?!
Самсон Самойлович:
Давайте встанем воины богатыри могучие на выручку славному Илье Муромцу и ради народа русского! (выходят, собирают еду в узел)
(выходит ТЁМНАЯ СИЛА, бьются)
Чтец:
… И встали воины - богатыри русские
ЭХ! КАК Накинулись они на полчища вражеские, прибили, притоптали конями всю несметную силу.
БОЙ Муз «Вставайте люди русские»……….
И самого царя Калина во полон взяли, привезли в палаты князя Владимира. И возговорил Калин-царь:
Калин-царь:
— Не казни меня, князь Владимир стольнокиевский, я буду тебе дань платить и скажу своим детям, внукам и правнукам веки вечные на Русь с мечом не ходить, а с вами в мире жить. В том мы подпишем грамоту.
Чтец:
Так и порешили.
Тут старина-былина и окончилась.
А преданья старины забывать мы не должны
СЛАВА РУССКОЙ стороне!
СЛАВА РУССКОЙ старине!
Не сломить наш русский дух! Не бывать Русской Земле поруганной! Честь и слава Русским богатырям и воинам! Так было есть и будет!
Танец «Я РУССКИЙ» Шаман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредствеено образовательная деятельность "Физическое развитие" "Илья Муромец и Соловей разбойник" с детьми старшей группы
Тематическое...
НОД по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. «Во имя жизни на земле». ( старшая группа).
НОД по формированию нравственно – патриотических чувств в старшей группе « Во имя жизни на земле». Цель: Воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордо...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...
Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для детей старшей группы
Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для детей старшей группы...
Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воин...