«Конспект проведения мероприятия «Литературная гостиная» в подготовительной к школе группе «Муса Джалиль – поэт и гражданин»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;
2. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.
3. Подготовить детей к восприятию искусства, знакомство с языком поэзии, музыки.
4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.
5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.
6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.
7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.
8. Воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_m.dzhalil.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №262 комбинированного вида»
Московского района г.Казани
«Конспект проведения мероприятия
«Литературная гостиная» в подготовительной к школе группе
«Муса Джалиль – поэт и гражданин»
подготовили:
музыкальный руководитель - Маланина И.Н.
воспитатель по обучению татарскому языку - Борисова О.А.
КАЗАНЬ 2023
Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.
Задачи:
1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;
2. Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.
3. Подготовить детей к восприятию искусства, знакомство с языком поэзии, музыки.
4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.
5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.
6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.
7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.
8. Воспитывать любовь к родному языку.
(зал торжественно украшен в национальном стиле; дети сидят за столами по 6 человек; на столах книги, иллюстрации о поэте;
атмосфера литературной гостинной)
Ход занятия
(звучит музыка “С чего начинается Родина”)
- Ребята, вы уже много знаете о Мусе Джалиле, о его жизни, знаете много его стихов. Вам об этом рассказывали воспитатели и учителя татарского языка . Сегодня мы с вами в нашей литературной гостинной , чтобы вспомнить великого сына татарского народа – Мусу Джалиля, которому в этом году исполнилось бы 117 лет.
Муса Джалиль очень любил детей и писал для них прекрасные стихи, кто захочет, может их прочитать.
(стихи, подготовленные детьми )
(на доске, соответствующие стихам, слайды)
- «Мой пес» ( на русском языке)
- «Петушок» ( на татарском языке)
- «Часы» (на татарском языке)
(звучит музыка «Священная война»)
- Но вот для нашей Родины наступили мрачные времена, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта – его слово.
Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события.
- В июне 1942 года, тяжело раненый , Муса Джалиль попал в плен.
В фашистские застенки тюрьмы «Моабит». Его пытали, били, он голодал. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей , вдохновляя их своим стихами на сопротивление. Хотя фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, т.е. они предлагали ему стать предателем, изменником Родины.
- Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.
(на доске появляется слайд с раненым бойцом, где вокруг него белые ромашки)
Ребенок рассказывает стихотворение «Красная ромашка».
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все — как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: —
Почему ты изменилась?
— Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
— Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет —
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.
(звучит татарская музыка )
Танец «Ромашки»
- Даже находясь в застенках тюрьмы, Муса Джалиль не переставал писать стихи, он написал их целую тетрадь, которая позже была найдена и стала называться «Моабитская тетрадь». Сейчас она хранится в Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула. Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире.
( инсценировка стихотворения М. Джалиля «Праздник матери»)
( в сокращении)
— Как вольных птиц над степью на рассвете,
Трех сыновей пустила я в полет.
Как матери, как близкой, мне ответьте,
Как женщине, что слезы льет:
Где сыновья мои? В душе тревога,
Мать хочет знать, на то она и мать:
Какая детям суждена дорога?
Победы или смерти ждать?
Летит под облаками голубь с юга,
Он к матери садится на порог.
— Ты видел их? Прошу тебя, как друга,
Подай мне весть, мой голубок!
Где старший мой? Где сердца утешенье;
Он жив ли? Помощь надобна ль ему?
— О мать, крепись: твой старший пал в сраженье,
Твой старший сын погиб в Крыму.
Застыла мать. Какая боль во взоре!
Как ей излить в слезах печаль свою!
И голову посеребрило горе
По сыну, павшему в бою.
— Как вольных птиц над степью на рассвете,
Отправила в полет я трех детей.
Как матери, как близкой, мне ответьте,—
Измучавшись, я жду вестей.
Мой старший не пришел, он гибель встретил,
Он пал в бою, очей родимых свет.
Быть может, средний жив? Быть может, ветер
Принес мне от него привет?
Шумит, играет ветер на пороге,
О чем он шепчет матери седой?
— Скажи мне, ветер, на твоей дороге
Мой средний встретился с тобой?
— О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,
Для матери не смог себя сберечь.
Пока не смолк в груди удар последний,
Держал в руке алмазный меч.
В беспамятстве упала мать седая,
Не выдержало сердце, а слеза
Катилась за слезой, не высыхая,
Ослепли старые глаза.
— Как вольных птиц над степью на рассвете.
Трех сыновей пустила я летать.
Как женщине, как близкой, мне ответьте,
Не то сгорит от горя мать.
Погибли на войне два милых сына,
Живу теперь надеждою одной:
Пусть не примчатся трое воедино,
Вернется ль младший сын домой?
Но почему-то голубок не вьется,
И ветер приумолк, — наверно, спит.
Лишь на опушке эхо отдается
Трубы и топота копыт.
Звенят подковы, скачет конь горячий,
Пылает сердце матери в огне:
Сынок любимый, самый, самый младший,
Сидит на гордом скакуне!
В его руках — победы нашей знамя
И золотая на груди медаль,
И лес его приветствует ветвями
И пеньем — солнечная даль.
Она душой почуяла, узнала,
Хотя увидеть сына не могла.
Сказала: — Сын мой! Сын мой! — зарыдала.
Была слеза ее светла.
— Вернулся мой последний, мой единый…
Нам встретиться, сыночек, довелось!..—
И льются золотые слезы сына
На серебро ее волос.
— Ну, успокойся, мать, прошли напасти,
На сына посмотри, не надо слез!
На боевом клинке — победы счастье
И жизнь я родине принес.
Два старших брата пали в битве правой,
Пути к победе начертав для нас,
Но сделалась их жизнь бессмертной славой,
Когда настал их смертный час.
И мать глаза протерла стягом красным,
И зренье к ней вернулось наконец,
На младшего взглянула взором ясным:
Стал сильным соколом птенец!
Заря победы светится над нами
Их кровью, за отчизну пролитой.
Мой младший сын зарю принес, как знамя,—
Мой сын, мой сокол молодой.
Я сыновей взрастила, что бессмертье,
Погибнув, принесли своей стране.
Я с вами праздник праздную, поверьте.
Придите к матери, ко мне!
И стар и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в ее жилье.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить ее
Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя — Мать.
- Муса Джалиль был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
( на доске слайды - природа Татарстана )
( звучит народная татарская музыка )
«Танец с кураями»
Ребенок: Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
(на доске - портрет М. Джалиля)
Ребенок: - Мы должны в своем сердце хранить память о поэте – герое, гордиться его жизнью и подвигом.
(а в заключение исполняется песня на русском и татарском языках)
«Кояшлы
1.Кояшлы ил – безнең ил,
Күге аның гел аяз.
Кыш китерсә кыш бабай,
Чәчәк алып килә яз. 2р.
2. После голубых дождей,
Облака еще светлей.
Мы о самом дорогом-
О земле своей поем. 2р.
3.Сандугачлы урманы,
Ашлык тулы кырлары,
Бөтен җиргә яңгырый
Безнең бәхет җырлары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Совместное мероприятие с родителями «Семейная гостиная» в подготовительной к школе группе, с использованием ИКТ.
Совместное мероприятие с родителями «Семейная гостиная» в подготовительной к школе группе, с использованием ИКТ....
Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"
Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Литературная гостиная в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам»
Задачи:Образовательные: – Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками. Учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых...
Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин».
Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...