«Конспект проведения мероприятия «Литературная гостиная» в подготовительной к школе группе «Муса Джалиль – поэт и гражданин»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.

 

 

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;

2Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.

3. Подготовить детей к восприятию искусства, знакомство с языком  поэзии, музыки.

4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.

5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.

6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.

7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.

8. Воспитывать любовь  к родному  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_m.dzhalil.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №262 комбинированного вида»

Московского района г.Казани

«Конспект проведения  мероприятия

 «Литературная гостиная» в подготовительной к школе группе

 «Муса Джалиль – поэт и гражданин»

                                       

       

                                                        подготовили:                                                          

                                    музыкальный  руководитель -  Маланина И.Н.

                   воспитатель по обучению татарскому  языку - Борисова  О.А.

                                                    КАЗАНЬ 2023

Цель: Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, культуру восприятия.

Задачи:

1.Расширить и углубить знания детей о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля;

2Знакомить с культурными ценностями и культурными центрами.

3. Подготовить детей к восприятию искусства, знакомство с языком  поэзии, музыки.

4. Развивать способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку – отношениям, поступкам.

5. Формировать культуру общения и поведения: вести беседу – рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них.

6. Пробуждать потребность средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к произведениям Мусы Джалиля.

7. Воспитывать чувства патриотизма, гражданственности.

8. Воспитывать любовь  к родному  языку.

(зал торжественно украшен в национальном  стиле; дети сидят за столами по 6 человек;  на столах книги, иллюстрации  о поэте;

  атмосфера литературной гостинной)

Ход занятия

(звучит музыка “С чего начинается  Родина”)

   - Ребята, вы уже много знаете о Мусе Джалиле, о его жизни, знаете много его стихов. Вам об этом рассказывали воспитатели и учителя татарского языка . Сегодня мы с вами в нашей литературной гостинной , чтобы вспомнить великого сына татарского народа – Мусу Джалиля, которому в этом году исполнилось бы 117 лет.

Муса  Джалиль очень любил детей и писал для них прекрасные стихи, кто захочет, может их прочитать.

(стихи, подготовленные детьми )

(на доске, соответствующие стихам, слайды)

  1. «Мой пес»  ( на русском  языке)
  2. «Петушок» ( на татарском языке)
  3. «Часы» (на татарском языке)

(звучит   музыка  «Священная  война»)

- Но вот для нашей Родины наступили мрачные времена, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины, военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта – его слово.

 Муса Джалиль  отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был освящать в своих репортажах военные события.

- В июне 1942 года, тяжело раненый , Муса Джалиль попал в плен.

 В фашистские застенки тюрьмы «Моабит». Его пытали, били, он голодал. Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей , вдохновляя их своим стихами на сопротивление. Хотя фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, т.е. они предлагали ему стать предателем, изменником Родины.

- Нелегко приходилось Джалилю. Особенно он тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу близких. Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.                

(на доске появляется  слайд с раненым  бойцом, где вокруг него белые ромашки)

Ребенок рассказывает  стихотворение «Красная  ромашка».

 

Луч поляну осветил
И  ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.

Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все — как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: —
Почему ты изменилась?

— Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
— Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела
,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет —
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.

(звучит татарская музыка )

Танец «Ромашки»

- Даже находясь  в застенках тюрьмы, Муса Джалиль не переставал писать стихи, он написал их целую тетрадь, которая позже была найдена и стала называться «Моабитская тетрадь». Сейчас она хранится в Казани, и каждый год в день рождения Джалиля её выносят к читателям в сопровождении почетного караула. Это высший знак проявления уважения и восхищения подвигом и талантом поэта, чьи стихи знают не только все татарстанцы, но и люди во всем мире.

( инсценировка  стихотворения М. Джалиля  «Праздник  матери»)

( в сокращении)

— Как вольных птиц над степью на рассвете,
Трех сыновей пустила я в полет.
Как матери, как близкой, мне ответьте,
Как женщине, что слезы льет:

Где сыновья мои? В душе тревога,
Мать хочет знать, на то она и мать:
Какая детям суждена дорога?
Победы или смерти ждать?

Летит под облаками голубь с юга,
Он к матери садится на порог.
— Ты видел их? Прошу тебя, как друга,
Подай мне весть, мой голубок!

Где старший мой? Где сердца утешенье;
Он жив ли? Помощь надобна ль ему?
— О мать, крепись: твой старший пал в сраженье,
Твой старший сын погиб в Крыму.

Застыла мать. Какая боль во взоре!
Как ей излить в слезах печаль свою!
И голову посеребрило горе
По сыну, павшему в бою.

Как вольных птиц над степью на рассвете,
Отправила в полет я трех детей.
Как матери, как близкой, мне ответьте,—
Измучавшись, я жду вестей.

Мой старший не пришел, он гибель встретил,
Он пал в бою, очей родимых свет.
Быть может, средний жив? Быть может, ветер
Принес мне от него привет?

Шумит, играет ветер на пороге,
О чем он шепчет матери седой?
— Скажи мне, ветер, на твоей дороге
Мой средний встретился с тобой?

— О мать, крепись, в сраженье пал твой средний,
Для матери не смог себя сберечь.
Пока не смолк в груди удар последний,
Держал в руке алмазный меч.

В беспамятстве упала мать седая,
Не выдержало сердце, а слеза
Катилась за слезой, не высыхая,
Ослепли старые глаза.

— Как вольных птиц над степью на рассвете.
Трех сыновей пустила я летать.
Как женщине, как близкой, мне ответьте,
Не то сгорит от горя мать.

Погибли на войне два милых сына,
Живу теперь надеждою одной:
Пусть не примчатся трое воедино,
Вернется ль младший сын домой?

Но почему-то голубок не вьется,
И ветер приумолк, — наверно, спит.
Лишь на опушке эхо отдается
Трубы и топота копыт.

Звенят подковы, скачет конь горячий,
Пылает сердце матери в огне:
Сынок любимый, самый, самый младший,
Сидит на гордом скакуне!

В его руках — победы нашей знамя
И золотая на груди медаль,
И лес его приветствует ветвями
И пеньем — солнечная даль.

Она душой почуяла, узнала,
Хотя увидеть сына не могла.
Сказала: — Сын мой! Сын мой! — зарыдала.
Была слеза ее светла.

— Вернулся мой последний, мой единый…
Нам встретиться, сыночек, довелось!..—
И льются золотые слезы сына
На серебро ее волос.

— Ну, успокойся, мать, прошли напасти,
На сына посмотри, не надо слез!
На боевом клинке — победы счастье
И жизнь я родине принес.

Два старших брата пали в битве правой,
Пути к победе начертав для нас,
Но сделалась их жизнь бессмертной славой,
Когда настал их смертный час.

И мать глаза протерла стягом красным,
И зренье к ней вернулось наконец,
На младшего взглянула взором ясным:
Стал сильным соколом птенец!

Заря победы светится над нами
Их кровью, за отчизну пролитой.
Мой младший сын зарю принес, как знамя,—
Мой сын, мой сокол молодой.

Я сыновей взрастила, что бессмертье,
Погибнув, принесли своей стране.
Я с вами праздник праздную, поверьте.
Придите к матери, ко мне!

И стар и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в ее жилье.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить ее

Мы будем вечно прославлять
Ту женщину, чье имя — Мать.

- Муса Джалиль  был истинным борцом, защищавшим свою Родину, нацию и веру. Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

     ( на доске слайды - природа Татарстана )

( звучит  народная татарская музыка )

                         «Танец  с кураями»

Ребенок:   Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

МИНУТА  МОЛЧАНИЯ

(на доске - портрет М. Джалиля)

Ребенок:     - Мы должны в своем сердце хранить память о поэте – герое, гордиться его жизнью и подвигом.

(а в заключение исполняется песня на русском и татарском языках)

           

«Кояшлы    

1.Кояшлы ил – безнең ил,

Күге аның гел аяз.

Кыш китерсә кыш бабай,

Чәчәк алып килә яз.  2р.

2. После голубых дождей,

Облака еще светлей.

Мы о самом дорогом-

О земле своей поем.  2р.

       

       3.Сандугачлы урманы,

Ашлык тулы кырлары,

Бөтен җиргә яңгырый

Безнең бәхет җырлары.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Совместное мероприятие с родителями «Семейная гостиная» в подготовительной к школе группе, с использованием ИКТ.

Совместное мероприятие с родителями «Семейная гостиная» в подготовительной к школе группе, с использованием ИКТ....

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"

Литературно-музыкальная гостиная в подготовительной к школе группе "Зимний вечер"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Литературная гостиная в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам»

Задачи:Образовательные: – Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками. Учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин».

Конспект  занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин»....