Фестиваль народной культуры
план-конспект занятия (средняя группа)

Елена Михайловна Поцелуева

Предлагаю сценарии народных праздников для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_festival_2022.docx28.15 КБ
Файл festitval_narodnyh_igr.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад  №15 «Ладушки»

Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»              

Конспект развлечения

по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для средней группы  

Тема: «В гости к Хозяйке русской избы на весёлые посиделки»

Подготовил воспитатель группы №10

Поцелуева Елена Михайловна

Провели воспитатели:

Поцелуева Е.М.

Афоникова Н.С.

Дата проведения: 30.11.2022г. в 9.10

г. Козельск

2022г.

Предварительная работа:

  1. Лепка из глины «Угощения к чаю: баранки, булочки, плюшки, ватрушки», раскрашивание их (можно предложить родителям или организовать продуктивную деятельность в группе);
  2. Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Собака, кот, кошка и курица», «Ходит кот по лавочке», «Наш козёл», «Коза рогатая», «Сорока, сорока», «Заинька попляши», «Дедушка Ежок», «Петушок, петушок»;  рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова к изученным потешкам, выставкак иллюстраций в уголке ИЗО или книжном уголке, портрет художника.
  3. Совместно с музыкальным руководителем разучить русские народные песенки «А тари, тари, тари», «Тень, тень, потетень». Разучивание и проведение народных игр.
  4. Изготовление книжек-малышек к потешкам «Ладушки, ладушки», «Собака, кот, кошка и курица».
  5. Проведение НОД по парциальной программе М.Д.Маханёва, Л.О.Князева «приобщение детей к истокам русской народной культуры» согласно плану.

Роли взрослых: Хозяйка – воспитатель Поцелуева Е.М., Ведущий – воспитатель Афоникова Н.С.

Роли детей: Кошка – Злата, Кот – Саша С., Саша З., Егор С., Максим,  Козлик – Дима З., Курица – Вероника, Коза – Аня, Петушок - Миша, Сорока – Алексия, Маша – Маруся, Ёжик – Илья, Собака - Слава, Заинька - Алексей.

Материал и оборудование: декорации «Русская изба» (обязательно должны быть ухват, кочерга, печь, прялка и веретено, скалка, вязальные спицы с клубком, сундучок), столик со скатертью, каравай на подносе, полотенце, поднос для «угощений» детей, маски для детей: кошка, 4 кота, козлик, петушок, курица, заяц, собака, ёжик, сорока, коза; колокольчик для игры «Звонарь», 2 красных платочка для игры; мольберт с иллюстрациями Ю.А.Васнецова к потешкам.

Ход развлечения:

В музыкальном зале заранее расставлены декорации в стиле «Русская изба».

Воспитатели и дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка –  в русском народном костюме ждёт детей в музыкальном зале «Русской избе».

Ведущий – в русском народном костюме  вместе с детьми входит в зал.

В руках у детей «угощения», дети складывают их на поднос.

Хозяйка встречает гостей и показывает  им каравай - хлеб – соль со словами:

- Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать

Добро пожаловать к нам в гости. Милости просим.

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду,

Она прибирает, она подает, она за всех отвечает.

Хлеб да соль.

Проходите, гости дорогие.

Присаживайтесь.

Дети рассаживаются на стульчики.

Хозяйка:  По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол»

-Ребята, а вы знаете, где в избе «красный угол»? (Самое красивое и удобное место)

Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью.

В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. ( Хозяйка жестом показывает на «угощения» детей). Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега», «талисмана».

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.

Ведущий: – Наши дети,  знают поговорки или пословицы про хлеб-соль.

Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.

– Хлеб — кормилец.

– Без хлеба куска везде тоска.

– Хлеб бросать — труд не уважать.

– Без соли, без хлеба — плохая  беседа.

Хозяйка:  Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Хозяйка:  Все мы на земле под богом ходим.

Радуемся, любим и творим.

Есть свои традиции в народе,

Праздник для души необходим!

У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас всех  потешать.

Ведущий: - Наши дети много потешек знают и сейчас они с потешками поиграют.

Хозяйка: Выходи, веселей, поиграем, споём  да потешимся поскорей!

Дети выходят на середину зала, становятся полукругом.

  1. Песенка «А тари, тари, тари»:

А тари, тари, тари!

 Куплю Маше янтари.

Останутся деньги, куплю Маше серьги.

Останутся пятаки,  куплю Маше башмаки.

Останутся грошики, куплю Маше ложки.

Останутся полушки,  куплю Маше подушки.

Поют все дети, Маша выходит в центр и показывает жестами по ходу песенки.

  1. Песенка «Тень, тень, потетень»:

Тень, тень, потетень (хлопают в ладоши)

В огороде – то плетень (показывают ладошками)

В избе печка топится (имитация движений)

Бабушка торопится (бег на месте)

Она репу печёт (хлопки)

По тарелочкам кладёт (хлопки)

Кот к тарелке – скок (выскакивает  кот)

Кот:  Себе нос обжёг!

Поют все дети, имитируют движения по ходу, в конце кот выскакивает на середину, жалобно мяукает, поёт  и показывает как «нос обжёг».

  1. Дети:Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок.

                                             Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.

(дети поют, кот вышагивает)

                                              Котик : Самому ли съесть, Либо Бореньке снесть?

                                               Я и сам укушу, Да, и Ване снесу.

  1. Петушок, петушок, (выходит петушок на середину зала)Золотой гребешок,

                 Масляна головушка, Шелкова бородушка,

                  Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

                    Ване спать не даешь (петушок громко кукарекает).

  1. Кот: Ходит кот по лавочке (выходит и движется к кошке)

                                                                         Кошка: Водит кошку за лапочки (выходит кошка),

                                                                         Кот: Топы, топы по лавочке,

                                                                          Кошка: Цапы, цапы за лапочки!

  1. Выходит Ёжик, имитирует движения по тексту.

                                                                      Дети: Дедушка Ежок, Не ходи, на бережок.

                                                                      Там растаял снежок, Заливает лужок.

                                                                       Ты промочишь ножки, Красные сапожки.

  1. Заинька, попляши, серенький, попляши.

                                                      Зайка, зайка, попляши, серый, серый, попляши!

                                                    (зайка выбегает и под музыку пляшет).

  1. Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая (выходит коза)

                                        Ножками топ-топ, глазками хлоп – хлоп.

                                        Коза: Кто каши не ест, молока не пьёт, забодает, забодает, забодает!

  1. Собака на кухне пироги печёт (показывает движениями),

                                                              кот в углу сухари толчёт,

                                                               кошка в окошке платье шьёт,

                                                               курочка в сапожках избушку метёт.

                                    Курочка выходит: Вымела избушку, положила голичок,

                                                                          лёг голичок под порог на бочок.

  1. Сорока, сорока, где была?

                                                                     Сорока: Далёко.

                                                                    Печку топила, кашу варила.

                                                                    На порог скакала – гостей созывала.

                                                                    Дети: гости прилетели, на крылечко сели!

  1.  Ведущий : Вскочил козёл на чужой двор (выходит козёл)

                                     Зачем вскочил? – Бруска просить.

                                     На что бруска просить? – Косу точить.

                                     На что косу точить? – Сено косить.

                                     На что сено косить? – Коня кормить.

                                     На что коня кормить? – Дрова возить.

                                     На что дрова возить? – Печь топить.

                                     На что печь топить? – Маленьким ребяткам прянички печь.

Хозяйка: - Хорошо поиграли, потешили от души, ай да молодцы.

По русскому обычаю разрешите вас снова  пригласить пройти в «красный угол»

Дети рассаживаются на стульчики.

Хозяйка:  Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)

Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку в моей избе.

Дидактическая игра «Найди предмет»

Загадки

Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Из ее большой трубы дыма тянутся клубы.

Много можно в ней испечь, а зовется просто … (печь)

Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт! (ухват).

Жужжит и кружится оно,

Нитку сучит, об пол стучит (веретено)

А вот палка – рубля не жалко.

Станешь печь пироги, скажешь ей «Помоги!» (скалка)

Что им пальчики прикажут, то они берут и вяжут,

то варежки, то шарфик для нашей внучки Марфы! (Спицы)

Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?

Аль играть мы не хотим?

Выходите, веселей.

Поиграем поскорей!

А игра у нас такая «Бабушка Маланья», ох, какая!

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. 

Все идут по кругу и поют:

У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ

ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ

СЕМЬ СЫНОВЕЙ,

ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.

ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,

ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,

ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,

ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

НИЧЕГО НЕ ЕЛИ

НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ

ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!

. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают.

И ещё у нас игра, колокольчик я возьму, в игру «Звонарь» всех играть зову.

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

И платочки яркие, красивые есть у меня, в игру с платочками приглашаю я.

(по плану музыкального руководителя)

Ведущий:  Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой. 

Есть такая поговорка:

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

Хозяйка: До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам мы всегда рады.

Дети прощаются с Хозяйкой.

Ведущий: Каравай возьмём, чай пить в группу пойдём.

Ведущий берёт со стола каравай на подносе и выводит детей из музыкального зала в группу.

В группе организовывается чаепитие.



Предварительный просмотр:

Детский сад  №15 «Ладушки»

Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»              

Конспект развлечения

по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»

в рамках ежегодного Фестиваля народных игр для средней группы  

Тема: « Путешествие в мир народных игр »

Подготовил воспитатель группы №10

Поцелуева Елена Михайловна

Провели воспитатели:

Поцелуева Е.М.

Осетрова Ю.А.

Дата проведения: 19.05.2023г. в 11.00

г. Козельск

2023г.

Роли взрослых: Ведущий – воспитатель Поцелуева Е.М.

                                    Волк – воспитатель Осетрова Ю.А.

Материал и оборудование: Обручи, 2 конуса, костюм волка для взрослого, гитара, рыбка – игрушка, аудиозапись, платочек, угощения для детей.

Ход развлечения:

Дети строятся в одну шеренгу на спортивной площадке.

Ведущая: Ребята, скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? (играть)

Сегодня собрались мы поиграть в игры, и игры будут особенные. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Много игр придумал наш русский народ. Дети играли с мячом, с камешками, палками-деревяшками, это активные игры с прыжками, бегом, а также, хороводные игры.

Ребята, я предлагаю отправиться вам в необычное путешествие в мир народных игр. Дорога будет трудной. По пути надо выполнять задания. Ну что ребята, вперед!

Перестроения: налево, направо, кругом.

Разминка: Ходьба в колонне по одному. Ходьба на пятках,  ходьба на носках, ходьба змейкой, легкий бег, ходьба с препятствиями – по дорожке с высоким подниманием колен руки вытянуты вперёд, проползти под дугой, прыжки из обруча в обруч.

Дети собираются в круг: 1,2,3 – круг собери.

Ведущая: Вот мы и пришли.

(под музыку выбегает Волк)

Волк: На гитаре волк играет, всех послушать приглашает

           Знают волка-гитариста как прекрасного артиста

           На его концерт в лесу все цветы ему несут!

           Здравствуйте, а где это я очутился? (Ответы детей)

Волк: Это что за детский сад такой? Здесь детишек выращивают? Водой поливают и в букеты собирают? (ответы детей) Вы тут играете, занимаетесь и развлекаетесь! Это мне нравится! Я у вас немного погощу! Я тоже играть люблю!

Ведущая : Волк, а какая твоя самая любимая игра?

Русская народная игра «Волк»

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры: Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять « Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплет, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют по лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:

Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.

Бабушке на рукавички, дедушки на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становиться «волком», игра возобновляется.

Ведущая : Волк, а какая ещё твоя самая любимая игра?

Русская народная игра Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Гуси-лебеди! Домой!

- Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Волк: Ребята, а ещё я очень люблю бегать наперегонки.

Игра  «Кто первый?»

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится кегля, обозначающая конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто первым возьмёт кеглю, тот и считается победителем.

Молодцы ребята! Быстрые и ловкие.

Ведущая: А сейчас, мы тебя познакомим с русской народной игрой «Гори, гори ясно»

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. 

Он ходит за кругом с платочком в руке и говорит:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.

С последними словами водящий останавливается между двух играющих. Затем оба игрока бегут в разные стороны по кругу, стараясь быстро взять у водящего платочек. Тот, кто взял платочек, становится водящим.

Волк: - Молодцы ребята, хорошо играли, дружно.

(Волк достаёт из кармана рыбку)

Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!

А вы умеете рыбку ловить?

Игра «Рыбаки и рыбки»

Два ребёнка – рыбаки, остальные рыбки.

- Эй вы, кильки и бычки!

- Что вам надо, рыбачки?

- Будем вас сейчас ловить и в бочоночках солить

- А мы дырочку найдём и от вас мы уплывём!

Дети «рыбаки» держат друг друга за руки, дети - «рыбки» пробегают «через сети». Дети, которых поймали рыбаки, становятся рыбаками.

Волк: Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграл сегодня  я!

Обещаю, впредь не буду я детей ловить повсюду!

Буду добрым, добродушным, очень щедрым  и послушным,

(Волк  вручает угощение детям)

Мне пора уже прощаться!

А вам желаю не скучать, в народные игры почаще играть!

(Волк  уходит)

Ведущая: Много есть на белом свете Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу! И учи играть друзей!

Нам пора возвращаться назад, в наш любимый детский сад!

А пройдём мы через золотые ворота!

В заключении проводится русская народная игра «Золотые ворота».

Дети получают угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

«Фестиваль народных культур»

Сценарий праздника, завершающего тематическую неделю ко Дню народного единства...

Сценарий фольклорного фестиваля народных талантов для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Народные таланты!»

Цель: Продолжать знакомство детей с народным творчеством, приобщать к русской культуре.Задачи:  - Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь...