Фестиваль народной культуры
план-конспект занятия (средняя группа)
Предлагаю сценарии народных праздников для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.15 КБ |
![]() | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №15 «Ладушки»
Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»
Конспект развлечения
по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для средней группы
Тема: «В гости к Хозяйке русской избы на весёлые посиделки»
Подготовил воспитатель группы №10
Поцелуева Елена Михайловна
Провели воспитатели:
Поцелуева Е.М.
Афоникова Н.С.
Дата проведения: 30.11.2022г. в 9.10
г. Козельск
2022г.
Предварительная работа:
- Лепка из глины «Угощения к чаю: баранки, булочки, плюшки, ватрушки», раскрашивание их (можно предложить родителям или организовать продуктивную деятельность в группе);
- Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Собака, кот, кошка и курица», «Ходит кот по лавочке», «Наш козёл», «Коза рогатая», «Сорока, сорока», «Заинька попляши», «Дедушка Ежок», «Петушок, петушок»; рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова к изученным потешкам, выставкак иллюстраций в уголке ИЗО или книжном уголке, портрет художника.
- Совместно с музыкальным руководителем разучить русские народные песенки «А тари, тари, тари», «Тень, тень, потетень». Разучивание и проведение народных игр.
- Изготовление книжек-малышек к потешкам «Ладушки, ладушки», «Собака, кот, кошка и курица».
- Проведение НОД по парциальной программе М.Д.Маханёва, Л.О.Князева «приобщение детей к истокам русской народной культуры» согласно плану.
Роли взрослых: Хозяйка – воспитатель Поцелуева Е.М., Ведущий – воспитатель Афоникова Н.С.
Роли детей: Кошка – Злата, Кот – Саша С., Саша З., Егор С., Максим, Козлик – Дима З., Курица – Вероника, Коза – Аня, Петушок - Миша, Сорока – Алексия, Маша – Маруся, Ёжик – Илья, Собака - Слава, Заинька - Алексей.
Материал и оборудование: декорации «Русская изба» (обязательно должны быть ухват, кочерга, печь, прялка и веретено, скалка, вязальные спицы с клубком, сундучок), столик со скатертью, каравай на подносе, полотенце, поднос для «угощений» детей, маски для детей: кошка, 4 кота, козлик, петушок, курица, заяц, собака, ёжик, сорока, коза; колокольчик для игры «Звонарь», 2 красных платочка для игры; мольберт с иллюстрациями Ю.А.Васнецова к потешкам.
Ход развлечения:
В музыкальном зале заранее расставлены декорации в стиле «Русская изба».
Воспитатели и дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка – в русском народном костюме ждёт детей в музыкальном зале «Русской избе».
Ведущий – в русском народном костюме вместе с детьми входит в зал.
В руках у детей «угощения», дети складывают их на поднос.
Хозяйка встречает гостей и показывает им каравай - хлеб – соль со словами:
- Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости. Милости просим.
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду,
Она прибирает, она подает, она за всех отвечает.
Хлеб да соль.
Проходите, гости дорогие.
Присаживайтесь.
Дети рассаживаются на стульчики.
Хозяйка: По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол».
-Ребята, а вы знаете, где в избе «красный угол»? (Самое красивое и удобное место)
Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью.
В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. ( Хозяйка жестом показывает на «угощения» детей). Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега», «талисмана».
Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.
Ведущий: – Наши дети, знают поговорки или пословицы про хлеб-соль.
Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.
– Хлеб — кормилец.
– Без хлеба куска везде тоска.
– Хлеб бросать — труд не уважать.
– Без соли, без хлеба — плохая беседа.
Хозяйка: Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.
Хозяйка: Все мы на земле под богом ходим.
Радуемся, любим и творим.
Есть свои традиции в народе,
Праздник для души необходим!
У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас всех потешать.
Ведущий: - Наши дети много потешек знают и сейчас они с потешками поиграют.
Хозяйка: Выходи, веселей, поиграем, споём да потешимся поскорей!
Дети выходят на середину зала, становятся полукругом.
- Песенка «А тари, тари, тари»:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги, куплю Маше серьги.
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.
Останутся грошики, куплю Маше ложки.
Останутся полушки, куплю Маше подушки.
Поют все дети, Маша выходит в центр и показывает жестами по ходу песенки.
- Песенка «Тень, тень, потетень»:
Тень, тень, потетень (хлопают в ладоши)
В огороде – то плетень (показывают ладошками)
В избе печка топится (имитация движений)
Бабушка торопится (бег на месте)
Она репу печёт (хлопки)
По тарелочкам кладёт (хлопки)
Кот к тарелке – скок (выскакивает кот)
Кот: Себе нос обжёг!
Поют все дети, имитируют движения по ходу, в конце кот выскакивает на середину, жалобно мяукает, поёт и показывает как «нос обжёг».
- Дети:Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.
(дети поют, кот вышагивает)
Котик : Самому ли съесть, Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу, Да, и Ване снесу.
- Петушок, петушок, (выходит петушок на середину зала)Золотой гребешок,
Масляна головушка, Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,
Ване спать не даешь (петушок громко кукарекает).
- Кот: Ходит кот по лавочке (выходит и движется к кошке)
Кошка: Водит кошку за лапочки (выходит кошка),
Кот: Топы, топы по лавочке,
Кошка: Цапы, цапы за лапочки!
- Выходит Ёжик, имитирует движения по тексту.
Дети: Дедушка Ежок, Не ходи, на бережок.
Там растаял снежок, Заливает лужок.
Ты промочишь ножки, Красные сапожки.
- Заинька, попляши, серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши, серый, серый, попляши!
(зайка выбегает и под музыку пляшет).
- Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая (выходит коза)
Ножками топ-топ, глазками хлоп – хлоп.
Коза: Кто каши не ест, молока не пьёт, забодает, забодает, забодает!
- Собака на кухне пироги печёт (показывает движениями),
кот в углу сухари толчёт,
кошка в окошке платье шьёт,
курочка в сапожках избушку метёт.
Курочка выходит: Вымела избушку, положила голичок,
лёг голичок под порог на бочок.
- Сорока, сорока, где была?
Сорока: Далёко.
Печку топила, кашу варила.
На порог скакала – гостей созывала.
Дети: гости прилетели, на крылечко сели!
- Ведущий : Вскочил козёл на чужой двор (выходит козёл)
Зачем вскочил? – Бруска просить.
На что бруска просить? – Косу точить.
На что косу точить? – Сено косить.
На что сено косить? – Коня кормить.
На что коня кормить? – Дрова возить.
На что дрова возить? – Печь топить.
На что печь топить? – Маленьким ребяткам прянички печь.
Хозяйка: - Хорошо поиграли, потешили от души, ай да молодцы.
По русскому обычаю разрешите вас снова пригласить пройти в «красный угол».
Дети рассаживаются на стульчики.
Хозяйка: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)
Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку в моей избе.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Загадки
Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).
Из ее большой трубы дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь, а зовется просто … (печь)
Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт! (ухват).
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит, об пол стучит (веретено)
А вот палка – рубля не жалко.
Станешь печь пироги, скажешь ей «Помоги!» (скалка)
Что им пальчики прикажут, то они берут и вяжут,
то варежки, то шарфик для нашей внучки Марфы! (Спицы)
Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?
Аль играть мы не хотим?
Выходите, веселей.
Поиграем поскорей!
А игра у нас такая «Бабушка Маланья», ох, какая!
Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.
Все идут по кругу и поют:
У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ
ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ
СЕМЬ СЫНОВЕЙ,
ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.
ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,
ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,
ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,
ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
НИЧЕГО НЕ ЕЛИ
НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ
ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!
. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают.
И ещё у нас игра, колокольчик я возьму, в игру «Звонарь» всех играть зову.
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
И платочки яркие, красивые есть у меня, в игру с платочками приглашаю я.
(по плану музыкального руководителя)
Ведущий: Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой.
Есть такая поговорка:
«В гостях хорошо, а дома лучше.»
Хозяйка: До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам мы всегда рады.
Дети прощаются с Хозяйкой.
Ведущий: Каравай возьмём, чай пить в группу пойдём.
Ведущий берёт со стола каравай на подносе и выводит детей из музыкального зала в группу.
В группе организовывается чаепитие.
Предварительный просмотр:
Детский сад №15 «Ладушки»
Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»
Конспект развлечения
по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
в рамках ежегодного Фестиваля народных игр для средней группы
Тема: « Путешествие в мир народных игр »
Подготовил воспитатель группы №10
Поцелуева Елена Михайловна
Провели воспитатели:
Поцелуева Е.М.
Осетрова Ю.А.
Дата проведения: 19.05.2023г. в 11.00
г. Козельск
2023г.
Роли взрослых: Ведущий – воспитатель Поцелуева Е.М.
Волк – воспитатель Осетрова Ю.А.
Материал и оборудование: Обручи, 2 конуса, костюм волка для взрослого, гитара, рыбка – игрушка, аудиозапись, платочек, угощения для детей.
Ход развлечения:
Дети строятся в одну шеренгу на спортивной площадке.
Ведущая: Ребята, скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? (играть)
Сегодня собрались мы поиграть в игры, и игры будут особенные. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Много игр придумал наш русский народ. Дети играли с мячом, с камешками, палками-деревяшками, это активные игры с прыжками, бегом, а также, хороводные игры.
Ребята, я предлагаю отправиться вам в необычное путешествие в мир народных игр. Дорога будет трудной. По пути надо выполнять задания. Ну что ребята, вперед!
Перестроения: налево, направо, кругом.
Разминка: Ходьба в колонне по одному. Ходьба на пятках, ходьба на носках, ходьба змейкой, легкий бег, ходьба с препятствиями – по дорожке с высоким подниманием колен руки вытянуты вперёд, проползти под дугой, прыжки из обруча в обруч.
Дети собираются в круг: 1,2,3 – круг собери.
Ведущая: Вот мы и пришли.
(под музыку выбегает Волк)
Волк: На гитаре волк играет, всех послушать приглашает
Знают волка-гитариста как прекрасного артиста
На его концерт в лесу все цветы ему несут!
Здравствуйте, а где это я очутился? (Ответы детей)
Волк: Это что за детский сад такой? Здесь детишек выращивают? Водой поливают и в букеты собирают? (ответы детей) Вы тут играете, занимаетесь и развлекаетесь! Это мне нравится! Я у вас немного погощу! Я тоже играть люблю!
Ведущая : Волк, а какая твоя самая любимая игра?
Русская народная игра «Волк»
Цель: развивать двигательную активность детей.
Ход игры: Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять « Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплет, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют по лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:
Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.
Бабушке на рукавички, дедушки на кафтанчик,
Серому волку грязи на лопату!
«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становиться «волком», игра возобновляется.
Ведущая : Волк, а какая ещё твоя самая любимая игра?
Русская народная игра Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Волк: Ребята, а ещё я очень люблю бегать наперегонки.
Игра «Кто первый?»
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится кегля, обозначающая конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто первым возьмёт кеглю, тот и считается победителем.
Молодцы ребята! Быстрые и ловкие.
Ведущая: А сейчас, мы тебя познакомим с русской народной игрой «Гори, гори ясно»
Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Он ходит за кругом с платочком в руке и говорит:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
С последними словами водящий останавливается между двух играющих. Затем оба игрока бегут в разные стороны по кругу, стараясь быстро взять у водящего платочек. Тот, кто взял платочек, становится водящим.
Волк: - Молодцы ребята, хорошо играли, дружно.
(Волк достаёт из кармана рыбку)
Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!
А вы умеете рыбку ловить?
Игра «Рыбаки и рыбки»
Два ребёнка – рыбаки, остальные рыбки.
- Эй вы, кильки и бычки!
- Что вам надо, рыбачки?
- Будем вас сейчас ловить и в бочоночках солить
- А мы дырочку найдём и от вас мы уплывём!
Дети «рыбаки» держат друг друга за руки, дети - «рыбки» пробегают «через сети». Дети, которых поймали рыбаки, становятся рыбаками.
Волк: Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграл сегодня я!
Обещаю, впредь не буду я детей ловить повсюду!
Буду добрым, добродушным, очень щедрым и послушным,
(Волк вручает угощение детям)
Мне пора уже прощаться!
А вам желаю не скучать, в народные игры почаще играть!
(Волк уходит)
Ведущая: Много есть на белом свете Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу! И учи играть друзей!
Нам пора возвращаться назад, в наш любимый детский сад!
А пройдём мы через золотые ворота!
В заключении проводится русская народная игра «Золотые ворота».
Дети получают угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-205335-1383498479.jpg)
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/04/picture-270232-1685878313.jpg)
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр» Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189740-1574072513.jpg)
Фестиваль "Презентация культуры народов Дагестана" (Даргинская народная культура)
Даргинская народная культура...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/11/picture-1333021-1620754199.jpg)
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/06/picture-1393662-1693978018.jpg)
«Фестиваль народных культур»
Сценарий праздника, завершающего тематическую неделю ко Дню народного единства...
Сценарий фольклорного фестиваля народных талантов для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Народные таланты!»
Цель: Продолжать знакомство детей с народным творчеством, приобщать к русской культуре.Задачи: - Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь...