Фестиваль народной культуры
план-конспект занятия (средняя группа)
Предлагаю сценарии народных праздников для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_festival_2022.docx | 28.15 КБ |
festitval_narodnyh_igr.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №15 «Ладушки»
Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»
Конспект развлечения
по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для средней группы
Тема: «В гости к Хозяйке русской избы на весёлые посиделки»
Подготовил воспитатель группы №10
Поцелуева Елена Михайловна
Провели воспитатели:
Поцелуева Е.М.
Афоникова Н.С.
Дата проведения: 30.11.2022г. в 9.10
г. Козельск
2022г.
Предварительная работа:
- Лепка из глины «Угощения к чаю: баранки, булочки, плюшки, ватрушки», раскрашивание их (можно предложить родителям или организовать продуктивную деятельность в группе);
- Разучивание и обыгрывание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Собака, кот, кошка и курица», «Ходит кот по лавочке», «Наш козёл», «Коза рогатая», «Сорока, сорока», «Заинька попляши», «Дедушка Ежок», «Петушок, петушок»; рассматривание иллюстраций Ю.А.Васнецова к изученным потешкам, выставкак иллюстраций в уголке ИЗО или книжном уголке, портрет художника.
- Совместно с музыкальным руководителем разучить русские народные песенки «А тари, тари, тари», «Тень, тень, потетень». Разучивание и проведение народных игр.
- Изготовление книжек-малышек к потешкам «Ладушки, ладушки», «Собака, кот, кошка и курица».
- Проведение НОД по парциальной программе М.Д.Маханёва, Л.О.Князева «приобщение детей к истокам русской народной культуры» согласно плану.
Роли взрослых: Хозяйка – воспитатель Поцелуева Е.М., Ведущий – воспитатель Афоникова Н.С.
Роли детей: Кошка – Злата, Кот – Саша С., Саша З., Егор С., Максим, Козлик – Дима З., Курица – Вероника, Коза – Аня, Петушок - Миша, Сорока – Алексия, Маша – Маруся, Ёжик – Илья, Собака - Слава, Заинька - Алексей.
Материал и оборудование: декорации «Русская изба» (обязательно должны быть ухват, кочерга, печь, прялка и веретено, скалка, вязальные спицы с клубком, сундучок), столик со скатертью, каравай на подносе, полотенце, поднос для «угощений» детей, маски для детей: кошка, 4 кота, козлик, петушок, курица, заяц, собака, ёжик, сорока, коза; колокольчик для игры «Звонарь», 2 красных платочка для игры; мольберт с иллюстрациями Ю.А.Васнецова к потешкам.
Ход развлечения:
В музыкальном зале заранее расставлены декорации в стиле «Русская изба».
Воспитатели и дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка – в русском народном костюме ждёт детей в музыкальном зале «Русской избе».
Ведущий – в русском народном костюме вместе с детьми входит в зал.
В руках у детей «угощения», дети складывают их на поднос.
Хозяйка встречает гостей и показывает им каравай - хлеб – соль со словами:
- Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости. Милости просим.
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду,
Она прибирает, она подает, она за всех отвечает.
Хлеб да соль.
Проходите, гости дорогие.
Присаживайтесь.
Дети рассаживаются на стульчики.
Хозяйка: По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол».
-Ребята, а вы знаете, где в избе «красный угол»? (Самое красивое и удобное место)
Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью.
В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. ( Хозяйка жестом показывает на «угощения» детей). Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега», «талисмана».
Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.
Ведущий: – Наши дети, знают поговорки или пословицы про хлеб-соль.
Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.
– Хлеб — кормилец.
– Без хлеба куска везде тоска.
– Хлеб бросать — труд не уважать.
– Без соли, без хлеба — плохая беседа.
Хозяйка: Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.
Хозяйка: Все мы на земле под богом ходим.
Радуемся, любим и творим.
Есть свои традиции в народе,
Праздник для души необходим!
У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас всех потешать.
Ведущий: - Наши дети много потешек знают и сейчас они с потешками поиграют.
Хозяйка: Выходи, веселей, поиграем, споём да потешимся поскорей!
Дети выходят на середину зала, становятся полукругом.
- Песенка «А тари, тари, тари»:
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги, куплю Маше серьги.
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки.
Останутся грошики, куплю Маше ложки.
Останутся полушки, куплю Маше подушки.
Поют все дети, Маша выходит в центр и показывает жестами по ходу песенки.
- Песенка «Тень, тень, потетень»:
Тень, тень, потетень (хлопают в ладоши)
В огороде – то плетень (показывают ладошками)
В избе печка топится (имитация движений)
Бабушка торопится (бег на месте)
Она репу печёт (хлопки)
По тарелочкам кладёт (хлопки)
Кот к тарелке – скок (выскакивает кот)
Кот: Себе нос обжёг!
Поют все дети, имитируют движения по ходу, в конце кот выскакивает на середину, жалобно мяукает, поёт и показывает как «нос обжёг».
- Дети:Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.
(дети поют, кот вышагивает)
Котик : Самому ли съесть, Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу, Да, и Ване снесу.
- Петушок, петушок, (выходит петушок на середину зала)Золотой гребешок,
Масляна головушка, Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,
Ване спать не даешь (петушок громко кукарекает).
- Кот: Ходит кот по лавочке (выходит и движется к кошке)
Кошка: Водит кошку за лапочки (выходит кошка),
Кот: Топы, топы по лавочке,
Кошка: Цапы, цапы за лапочки!
- Выходит Ёжик, имитирует движения по тексту.
Дети: Дедушка Ежок, Не ходи, на бережок.
Там растаял снежок, Заливает лужок.
Ты промочишь ножки, Красные сапожки.
- Заинька, попляши, серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши, серый, серый, попляши!
(зайка выбегает и под музыку пляшет).
- Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая (выходит коза)
Ножками топ-топ, глазками хлоп – хлоп.
Коза: Кто каши не ест, молока не пьёт, забодает, забодает, забодает!
- Собака на кухне пироги печёт (показывает движениями),
кот в углу сухари толчёт,
кошка в окошке платье шьёт,
курочка в сапожках избушку метёт.
Курочка выходит: Вымела избушку, положила голичок,
лёг голичок под порог на бочок.
- Сорока, сорока, где была?
Сорока: Далёко.
Печку топила, кашу варила.
На порог скакала – гостей созывала.
Дети: гости прилетели, на крылечко сели!
- Ведущий : Вскочил козёл на чужой двор (выходит козёл)
Зачем вскочил? – Бруска просить.
На что бруска просить? – Косу точить.
На что косу точить? – Сено косить.
На что сено косить? – Коня кормить.
На что коня кормить? – Дрова возить.
На что дрова возить? – Печь топить.
На что печь топить? – Маленьким ребяткам прянички печь.
Хозяйка: - Хорошо поиграли, потешили от души, ай да молодцы.
По русскому обычаю разрешите вас снова пригласить пройти в «красный угол».
Дети рассаживаются на стульчики.
Хозяйка: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)
Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку в моей избе.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Загадки
Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).
Из ее большой трубы дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь, а зовется просто … (печь)
Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт! (ухват).
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит, об пол стучит (веретено)
А вот палка – рубля не жалко.
Станешь печь пироги, скажешь ей «Помоги!» (скалка)
Что им пальчики прикажут, то они берут и вяжут,
то варежки, то шарфик для нашей внучки Марфы! (Спицы)
Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?
Аль играть мы не хотим?
Выходите, веселей.
Поиграем поскорей!
А игра у нас такая «Бабушка Маланья», ох, какая!
Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.
Все идут по кругу и поют:
У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ
ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ
СЕМЬ СЫНОВЕЙ,
ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.
ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,
ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,
ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,
ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
НИЧЕГО НЕ ЕЛИ
НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ
ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!
. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают.
И ещё у нас игра, колокольчик я возьму, в игру «Звонарь» всех играть зову.
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
И платочки яркие, красивые есть у меня, в игру с платочками приглашаю я.
(по плану музыкального руководителя)
Ведущий: Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой.
Есть такая поговорка:
«В гостях хорошо, а дома лучше.»
Хозяйка: До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам мы всегда рады.
Дети прощаются с Хозяйкой.
Ведущий: Каравай возьмём, чай пить в группу пойдём.
Ведущий берёт со стола каравай на подносе и выводит детей из музыкального зала в группу.
В группе организовывается чаепитие.
Предварительный просмотр:
Детский сад №15 «Ладушки»
Структурное подразделение ФКУ «Войсковая часть 54055»
Конспект развлечения
по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры»
в рамках ежегодного Фестиваля народных игр для средней группы
Тема: « Путешествие в мир народных игр »
Подготовил воспитатель группы №10
Поцелуева Елена Михайловна
Провели воспитатели:
Поцелуева Е.М.
Осетрова Ю.А.
Дата проведения: 19.05.2023г. в 11.00
г. Козельск
2023г.
Роли взрослых: Ведущий – воспитатель Поцелуева Е.М.
Волк – воспитатель Осетрова Ю.А.
Материал и оборудование: Обручи, 2 конуса, костюм волка для взрослого, гитара, рыбка – игрушка, аудиозапись, платочек, угощения для детей.
Ход развлечения:
Дети строятся в одну шеренгу на спортивной площадке.
Ведущая: Ребята, скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? (играть)
Сегодня собрались мы поиграть в игры, и игры будут особенные. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Много игр придумал наш русский народ. Дети играли с мячом, с камешками, палками-деревяшками, это активные игры с прыжками, бегом, а также, хороводные игры.
Ребята, я предлагаю отправиться вам в необычное путешествие в мир народных игр. Дорога будет трудной. По пути надо выполнять задания. Ну что ребята, вперед!
Перестроения: налево, направо, кругом.
Разминка: Ходьба в колонне по одному. Ходьба на пятках, ходьба на носках, ходьба змейкой, легкий бег, ходьба с препятствиями – по дорожке с высоким подниманием колен руки вытянуты вперёд, проползти под дугой, прыжки из обруча в обруч.
Дети собираются в круг: 1,2,3 – круг собери.
Ведущая: Вот мы и пришли.
(под музыку выбегает Волк)
Волк: На гитаре волк играет, всех послушать приглашает
Знают волка-гитариста как прекрасного артиста
На его концерт в лесу все цветы ему несут!
Здравствуйте, а где это я очутился? (Ответы детей)
Волк: Это что за детский сад такой? Здесь детишек выращивают? Водой поливают и в букеты собирают? (ответы детей) Вы тут играете, занимаетесь и развлекаетесь! Это мне нравится! Я у вас немного погощу! Я тоже играть люблю!
Ведущая : Волк, а какая твоя самая любимая игра?
Русская народная игра «Волк»
Цель: развивать двигательную активность детей.
Ход игры: Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять « Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплет, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют по лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:
Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.
Бабушке на рукавички, дедушки на кафтанчик,
Серому волку грязи на лопату!
«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становиться «волком», игра возобновляется.
Ведущая : Волк, а какая ещё твоя самая любимая игра?
Русская народная игра Гуси-лебеди
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Волк: Ребята, а ещё я очень люблю бегать наперегонки.
Игра «Кто первый?»
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится кегля, обозначающая конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто первым возьмёт кеглю, тот и считается победителем.
Молодцы ребята! Быстрые и ловкие.
Ведущая: А сейчас, мы тебя познакомим с русской народной игрой «Гори, гори ясно»
Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Он ходит за кругом с платочком в руке и говорит:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
С последними словами водящий останавливается между двух играющих. Затем оба игрока бегут в разные стороны по кругу, стараясь быстро взять у водящего платочек. Тот, кто взял платочек, становится водящим.
Волк: - Молодцы ребята, хорошо играли, дружно.
(Волк достаёт из кармана рыбку)
Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!
А вы умеете рыбку ловить?
Игра «Рыбаки и рыбки»
Два ребёнка – рыбаки, остальные рыбки.
- Эй вы, кильки и бычки!
- Что вам надо, рыбачки?
- Будем вас сейчас ловить и в бочоночках солить
- А мы дырочку найдём и от вас мы уплывём!
Дети «рыбаки» держат друг друга за руки, дети - «рыбки» пробегают «через сети». Дети, которых поймали рыбаки, становятся рыбаками.
Волк: Ну, спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграл сегодня я!
Обещаю, впредь не буду я детей ловить повсюду!
Буду добрым, добродушным, очень щедрым и послушным,
(Волк вручает угощение детям)
Мне пора уже прощаться!
А вам желаю не скучать, в народные игры почаще играть!
(Волк уходит)
Ведущая: Много есть на белом свете Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу! И учи играть друзей!
Нам пора возвращаться назад, в наш любимый детский сад!
А пройдём мы через золотые ворота!
В заключении проводится русская народная игра «Золотые ворота».
Дети получают угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр» Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
Фестиваль "Презентация культуры народов Дагестана" (Даргинская народная культура)
Даргинская народная культура...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
«Фестиваль народных культур»
Сценарий праздника, завершающего тематическую неделю ко Дню народного единства...
Сценарий фольклорного фестиваля народных талантов для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Народные таланты!»
Цель: Продолжать знакомство детей с народным творчеством, приобщать к русской культуре.Задачи: - Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь...