Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр» Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр»
Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна
ГБОУ Школа 1793
.
Народные подвижные игры в этнокультурном воспитании дошкольников.
Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах деятельности, в том числе игровой.
Подвижная игра - это источник радостных эмоций, она вызывает у детей огромное чувство удовольствия. Играя, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, изобретают, творят. В подвижных играх, радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
«Фестиваль народных подвижных игр».
/для детей старшего дошкольного возраста/
Фестиваль народных подвижных игр - одна из увлекательных и полезных форм проведения активного отдыха. Мы постарались выбрать подвижные игры разных народов, живущих в России: русские, армянские, татарские, украинские, а также представителей народов Сибири и Дальнего Востока. Перед нами возник вопрос, как сделать так, чтобы игры были узнаваемы детьми, что та или иная игра принадлежит именно этому народу. Для этого мы отобрали, модифицировали, придумали игры с национальными атрибутами; с элементами национальных костюмов и музыкальным сопровождением национального характера к каждой подвижной игре.
Основные цели нашей работы: - создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива;
-формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
Решались задачи: 1. Формирование у детей интереса к национальным подвижным играм народов России.
2. Воспитание толерантности и уважительного отношения к народам России.
3. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе спортивной игровой деятельности.
4. Совершенствование физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) качеств.
Предварительная работа: выбор и разучивание подвижных народных игр, беседы о быте, национальных костюмах и традициях разных народов, подготовка презентаций, подбор фонограмм.
Оборудование: магнитофон, диск с аудиозаписями, мультимедийное оборудование,4 стойки с палками, 2 скакалки, мягкие модули, 4 платка с национальным узором народов севера, 6 гимнастических палок(40-50см), бубны (имитация шаманских), детский парашют, 10 татарских тюбетеек, 1 веночек (украинский женский головной убор), 2 муж. шапки народов Кавказа (папахи), голубиные перья по количеству детей, 2 лошадки на палках, 12 теннисных мячей, 2 платочка, 1 детский стульчик, 5 плоских, деревянных балалаек, 2 мешочка, 10 картофель, 10 обручей.
Технологии: здоровъесберегающие технологии:
- ритмопластика, технология спортивного досуга, подвижные игры;
- технология личностно-ориентированного подхода;
- мультимедийная технология.
Ход праздника.
Под фонограмму песни «Дружат дети всей земли», дети приглашаются в спортивный зал. Садятся по кругу и берут за плечи друг друга.
Ведущий: Здравствуйте мои друзья! Я приглашаю Вас совершить путешествие! Посетить разные уголки нашей Родины!
Сегодня праздник «Фестиваль игры»
Народов дружба крепни год от года!
Навеки сгиньте признаки войны.
Пусть будет мир, и счастье, и свобода!
Скажите, а что больше всего любят дети? Конечно же играть!
С помощью игр мы с Вами познакомимся с особенностями жизни народов других республик. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие Вы знаете национальности?
Давайте все вместе отправимся к ним в гости.
Дети под слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, будь по-нашему, вели!» поднимают и опускают парашют, в виде цветика –семицветика.
Ведущий: Давайте посмотрим на экран. Итак, мы с Вами оказались на Дальнем Востоке. Побываем в гостях у народов Севера.
Просмотр презентации (дети свободно рассаживаются перед экраном на расстоянии 5м от него).
Ведущий, приглашает сделать разминку под фонограмму «Песенка Эскимоса». Далее, детям раздаются бубны.
Звучит запись горлового пения. Они имитируют обряд шаманов.
Ведущий: Самое любимое состязание оленеводов были гонки на оленьих упряжках. Давайте, мы с Вами тоже, посоревнуемся.
- Игра «Оленьи упряжки».
Команды строятся за линией старта. Один участник изображает запряженного оленя, другой каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия. Чья упряжка первой добежит до финиша, та и побеждает.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку.
Вариант. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.
- Игра «Чум".
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга лежит платок с национальным узором. На мелодию без слов ребята перемещаются по всей площадке, изображая жизнь людей народов севера. По окончании музыки они быстро бегут к своим платкам и прячутся под ним.
Правила игры. Побеждает команда, первая в полном составе оказавшаяся в чуме.
- Игра «Перетягивание».
Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга.
Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
Все команды отдаются под удары в бубен.
Ведущий: Наше путешествие продолжается!
Дети под слова: «Лети, лети лепесток… будь по-нашему, вели!» продолжают манипуляции с парашютом.
Ведущий: Мы с Вами оказались на берегу великой реки Волги, в республике Татарстан, в гостях у татарского народа.
Просмотр слайд шоу по теме: «Татарстан и его жители», «Национальный праздник Сабантуй».
Ведущий: Я приглашаю Вас поиграть в татарские игры.
- Игра «Тюбетейка в кругу».
Играющие дети стоят по кругу. В центре по малому радиусу выложены тюбетейки (национальные татарские головные уборы). Количество тюбетеек в два раза меньше численности детей. Под национальную музыку игроки начинают движение по кругу (семенящим шагом). По сигналу дети, успевшие первыми надеть тюбетейки, становятся в центр круга и выполняют различные национальные, танцевальные движения. Оставшиеся игроки хлопают им в ладоши. Игра проводиться несколько раз.
Правила игры. Игроки, первые коснувшиеся тюбетеек, становиться их обладателями.
- Игра «Выше всех».
Тюбетейки выкладываются пирамидкой одна на другую. Игроки выстраиваются в колонну по одному, друг за другом. Все по очереди прыгают через тюбетейки. Каждый заход пирамидка увеличивается по высоте.
Правила игры. Побеждают игроки, перепрыгнувшие самую высокую стеночку из шапок, не сломав ее.
- Игра «Не урони».
На одном конце площадки у стартовой линии на расстоянии 3-4 м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, держа в руке в вертикальном положении тюбетейку на палочке (длиной25- 30см), оббегают ориентир и возвращаются к стартовой линии. Передают палочку следующему игроку и становятся в конец колонны.
Правила игры. При потере тюбетейки, её необходимо вернуть на палку и только после этого продолжать движение.
4.Игра «Перышко».
Дети выстраиваются в одну шеренгу, на небольшом расстоянии друг от друга. У каждого из них, по одному пёрышку. (Пёрышки длиной 15-20 см. Промышленно, обработанные гусиные или голубиные перья. На конце пера незначительное утяжеление. Это может быть пластилин или лук севок, который накалывают на кончик пера. (Игра проводилась в основном, в сельской местности, поэтому для игры использовали подручный материал.))
Игроки одновременно бросают перья и становятся на место приземления своего пера. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков первым не пересечёт финишную прямую линию.
Правило игры. Игроки встают точно на место приземления своего пера.
Ведущий: Я предлагаю Вам переместиться на Кавказ, к его гостеприимному народу.
Дети совершают перелёт, с помощью цветика семицветика (парашюта).
Ведущий: Мы с Вами немного отдохнём и посмотрим на экран.
Просмотр детьми слайд шоу «Народы Кавказа».
Ведущий: Поиграем в Кавказские народные подвижные игры.
1.Игра «Снятие шапки».
На одном конце площадки у стартовой линии на расстоянии 3-4м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив, каждой из них в землю втыкаются по две палки (или ставятся стойки высотой 1м): ближние на расстоянии 2-3м, а дальние-7-8м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке. Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.
Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети по разу не примут участие в игре.
Выигрывает команда, раньше закончившая игру.
Правила игры. Последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснётся предыдущий. Если игрок уронит шапку, он обязан подобрать её и повесить на палку.
2. Игра «Надень папаху».
Играющие дети встают по кругу. Мальчик – джигит сидит на стуле. Звучит национальная мелодия. Дети передают головной убор из одних рук в другие. По сигналу (остановка музыки), игрок у которого в руках оказалась папаха становится водящим. Ему завязывают глаза, поворачивают кругом и ставят лицом к джигиту. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигит. Остальные участники игры помогают, направляют, советуют (направо, налево, вперед, назад). При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
Правила игры: Водящий не должен подсматривать.
3.Игра «Конное поло» (грузинская игра).
На площадке длиной 8-12 м проводят стартовою и финишную линию. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2-3 круга диаметром 40-50 см. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов с обеих сторон на расстоянии 1-2 м проводят линии метания. Игроки делятся на две команды, по пять, шесть человек в каждой, и строятся в колонны у стартовой линии. Команды играют поочерёдно, у каждого игрока мяч малого размера. Игрок первой команды по сигналу скачет на лошади (палке с изображением головы лошади) вдоль линии метания и на ходу старается попасть мячом в один из начерченных кругов, после чего скачет до линии финиша и останавливается за ней. Игру продолжает второй игрок первой команды и так далее, пока все игроки не выстроятся в колонну за финишной линией. Затем в игру поочередно вступают игроки второй команды и так же выстраиваются в колонну за линией финиша. При повторении игры всадники скачут в обратном направлении и вновь выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг даёт команде одно очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Правила игры. Последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий пересечёт линию финиша ( при повторении - линию старта). Метание мяча в круг должно происходить в движении. При броске нельзя заступать за линию метания.
Вариант. Игру можно проводить как эстафету.
4.Игра «Перетягивание палки».
Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями, и берут в руки палку, причем держат каждый ее за середину и за края. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга с целью поднять на ноги.
Правила игры. Кому удается поднять противника на ноги, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков. Играть можно и с веревкой, ремешком или просто держась за руки.
Ведущий: А сейчас я предлагаю посетить Украину. Поиграть в любимые игры украинских детей.
Дети перелетают с помощью цветика семицветика, на просторы Украины.
- Игра «Веночек по кругу».
Играющие дети встают по кругу. Под музыкальное сопровождение украинский веночек передают из одних рук в другие. По сигналу (остановка музыки), игрок у которого в руках оказался веночек выходит в центр круга и показывает движения присущие украинскому народному танцу. Остальные игроки повторяют за ним. Игра повторяется несколько раз.
2.Игра «Посадка картошки».
Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, -капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.д.
Правила игры.
Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Везде, где мы побывали, мы играли в любимые игры детей, теперь же поиграем в русские народные подвижные игры.
Дети совершают ритуал перемещения в пространстве и возвращаются в родные края.
Просмотр видеоматериала «Родина».
1.Игра «Горелки с платочком».
Все участники игры встают парами друг за другом. Лучше, если в каждой паре будут мальчик и девочка. Водящий стоит впереди колонны на расстоянии 5-8 шагов и держит над головой платочек. Играющие могут спеть вот такую коротенькую песенку: Гори-гори, масло,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят!
После слов: «Птички летят!»- игроки последней пары стремительно бегут вперед. Кто из них первым возьмёт платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший горит.
2.Игра «Балалайка».
Играющие дети встают по кругу. Под музыкальное сопровождение балалайку передают из одних рук в другие. По сигналу (остановка музыки), игрок у которого в руках оказалась балалайка выходит в центр круга и показывает танцевальные движения. Остальные игроки повторяют за ним. Игра повторяется несколько раз.
3. «Веревочка». Находят длинную верёвку, концы её связывают. Участники игры встают в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, тот, кому грозит опасность, отпускает верёвку и быстро прячет руки за спину. Как только водящий отходит, игрок снова берёт верёвку в руки. Тот, кого водящий ударит по руке, идёт водить.
4.«Трубочка». Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку. Играющие ребята берутся за руки и идут со словами:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громко, дудочка, дуди!
Мы играем, ты води!
Круг останавливается. Жмурка подходит к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Ты кто?» Ему отвечают: «Мяу!», «Ку-ка-ре-ку!». Жмурка должен по голосу угадать того, кто ему ответил. Если не отгадал, то остаётся водить. Ребёнок, которого жмурка узнал, сам становится жмуркой.
4.Игра «Стоп!».
На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) - место для водящего. На расстоянии 20-30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.
Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай. Смотри, не зевай…Стоп!» Когда он произносит эти слова, дети быстро идут к нему, а на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто не успел вовремя остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Затем он снова поворачивается спиной и повторяет слова, а дети начинают движение с того места, где их застал сигнал.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников не встанет двумя ногами в круг раньше, чем водящий произнесёт слово «Стоп!». Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра начинается сначала.
Правила:
- Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп!».
- Он может произносить: «Быстро шагай. Смотри, не зевай…Стоп!»- в любом темпе, но громко.
- Играющие начинают движения одновременно со словами водящего. Разрешается передвигаться только заранее оговорённым способом.
Варианты:
1. У всех участников игры мячи. На слова водящего - дети выполняют любое упражнение с мячом. Они могут вести мяч, отбивая его одной рукой или поочередно правой и левой, подбрасывать мяч вверх и ловить и т.д.
2.У всех участников могут быть другие предметы (обручи, скакалки, палки,
деревянные ложки и т.д.).
Дети встают в большой круг и берутся за руки.
Ведущий: Дружат дети всей земли,
Дружишь ты, дружу Я,
Вместе дружная семья!
Ребята! Вы много повидали и много игр узнали.
В Российской федерации живёт много разных народностей, но все они хотят одного - жить в мире и согласии!
Играть, как мы с Вами играем!
Дружить, как мы с Вами дружим!
Радоваться жизни, как мы с Вами радуемся!
Улыбаться солнцу, как мы ему улыбаемся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная подвижная игра в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Актуальность народных подвижных игр. Это традиционное средство педагогики. Подвижные народные игры развивают физические данные ребенка, уважительное отношение к культуре своей страны, создается ...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Тема: «Наша Родина - Россия»
Используя данный материал, мы воспитываем патриотические чувства к своей Родине, развиваем у детей диологическую речь, память, мышление, а также систематизируем знания детей о России....
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников "День Народного Единства"
Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.Цель: Формирование гражданской позиции, чувства люб...
Методическая разработка инструктора по физической культуре Карасевой Елены Анатольевны. Картотека игр «Разноцветный мир мяча»
Картотека авторских игр, направленных на развитие ловкости, координации движений и быстроты реакции. В играх использовано нетрадиционное оборудование....
Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки
Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравст...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию старших дошкольников по теме «Знакомство с эпохой царя Петра I»
Познакомить детей с личностью Петра I, как одного из русских царей, основателя города С-Петербурга....