«Фестиваль народных культур»
материал
Сценарий праздника, завершающего тематическую неделю ко Дню народного единства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zakrytie_2022.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника, завершающего тематическую неделю ко Дню народного единства «Фестиваль народных культур»
Цель праздника:
Воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России!
Задачи:
Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание принадлежности к русскому народу и России как единой Родине всех проживающих на её территории людей. Вызывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей страны.
Развивающие: создать условия для активного участия и художественного самовыражения детей в радостной обстановке общенародного праздника.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к флагу Российской Федерации. Продолжать формировать чувства дружбы и взаимопомощи как основе братских отношений между всеми людьми, населяющими нашу страну.
Предварительная работа: слушание и разучивание песен о России, о дружбе. Разучивание русских народных песен, танцев, игр и хороводов;
Ход праздника
Ведущий: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Вот и подходит к концу наше путешествие по необъятным просторам нашей Родины. На протяжении целой недели мы с вами знакомились с культурой самых разных народностей, узнавали много нового и интересного об их обычаях и традициях. И финальный день Фестиваля народных культур мы хотим посвятить нашей родной стране России, нашим традициям, песням, играм, танцам. Прошу всех встать. Звучит гимн Российской федерации.
ГИМН РФ
(Дети подготовительной группы выходят на полукруг)
1. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3. Что мы родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
ПЕСНЯ «Белый, синий, красный»
Ведущий:
Россия! Какое прекрасное слово! Прислушайтесь – Россия! Здесь и роса, и сила, и синие просторы. Россия – слово звонкое и чистое, как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как мама! И нежное, как березка! Кстати, дерево береза – неофициальный символ России. Это необычайно красивое дерево встречается во многих русских народных сказках, поэтому о нем знают даже очень маленькие дети.
Велика наша Россия и талантлив наш народ. Во все времена славилась Россия чудо-мастерами, что дерево и глину в сказку превращали, красками и кистью красоту творили, своему искусству молодых учили. Учили и песни петь, и веселые танцы водить.
Эх, русский танец – загляденье!
Взорвется вширь и в высоту,
Он всем покажет, без сомненья,
Души Российской широту.
ТАНЕЦ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
У нашей страны многовековая и славная история. Ребята, а вы знаете как называлось наше государство раньше?
Д е т и: Русь (СЛАЙД)
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и
посмотрим, как жили на Руси в далёкие, далёкие времена. Чтобы отправиться
в прошлое, нам необходимо прочесть заветные слова и повернуть стрелки
часов назад (Зрительная гимнастика СЛАЙД)
(Дети вместе с ведущим повторяют слова с движениями)
Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.
Время убегает – в прошлое нас возвращает.
Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.
Головою не крути- только глазками смотри.
Ты направо посмотри, и налево посмотри.
Вверх, направо, вниз, налево.
На кончик носа взгляд переведи,
Теперь в окно волшебное смотри.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наше путешествие.
Давным-давно наше государство называлось Русью и основали его славяне.
Русь называли деревянной, так как все жилища были построены из дерева и бревен. (СЛАЙД)
Воспитатель: Дом, срубленный из бревен, назывался избой. В старину
говорили не «строить», а «рубить» избу.
Воспитатель: Не только избы были из дерева, но и многие другие предметы
обихода тоже изготавливались из этого материала. Давайте заглянем внутрь
и попробуем найти их. (СЛАЙД)
Дети: Лавка, стол, посуда, ложки, сундук (СЛАЙД)
Воспитатель: Действительно, дерево было одним из любимых материалов у
славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.
- Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?
Дети: Делали своими руками.
Воспитатель: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними
вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели
лапти и корзины (СЛАЙД)
Воспитатель: Что еще вы видите в избе? (СЛАЙД)
Дети: Печь
Воспитатель: Напротив входа всегда ставилась печь. Войдя в избу на неё
сразу обратишь внимание, она занимала почти пол избы.
- Для чего нашим предкам нужна была печь?
Дети: Обогревали жилище, готовили еду.
Воспитатель: Печь – это сердце дома. На печи сушили одежду, обувь,
грибы, ягоды. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная
лежанка. (СЛАЙД)
Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник.
(СЛАЙД)
Воспитатель: Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили
еду. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». Долгими зимними вечерами собирались люди избе у печи: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки. Мамы качали своих малышей в люльках и пели им колыбельные песни.
(мама воспитанника Ирина Геннадьевна поет колыбельную)
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами.
В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Одежда на Руси была разнообразной и красивой. Девицы носили
длинные платья, или сарафаны, а на голове были кокошники- украшенные
вышитыми узорами, бисером и бусинками, на ноги одевали лапти (СЛАЙД)
(Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта.)
Русский народ был очень трудолюбивым, трудился на полях, выращивал разные злаки, овощи, ягоды и фрукты.
Из злаков (ячмень, гречка, пшено, овес) готовили каши, кисели, делали муку, из муки – пироги, булочки, хлеб. Злаки – очень питательные, полезные, в них много витаминов. Хозяйки готовили определенные порции – как и в сказках, у маленьких была маленькая чашка, у взрослых большая.
Самым важным для русского человека был хлеб. Без хлеба за стол не садились, относились к нему очень трепетно с уважением, именно хлебом встречали гостей. Ведь огромное усилие народ прилагал, чтобы хлеб попал на стол, есть русская народная пословица «Хлеб всему голова», а еще говорили «Каша – мать наша, а хлеб – отец родной», вот как уважительно относились к еде. В основном готовили еду в русской печи.
Пили на Руси молоко, любили чай из самовара, настои и отвары из душистых трав, пили ягодные морсы, варили квас, компоты и питье из коры деревьев.
Во всём мире хорошо известны такие русские народные блюда, как щи, блины, каша, кулебяка, расстегай, студень, окрошка, квас.
Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.
Такие как Ручеек, Бой мешками, прятки, у медведя во бору, горелки, Жмурки
В жмурки мы сейчас и поиграем.
Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его
Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.
Игрушек в крестьянской избе было немного, так что их берегли. Да и время для игр у крестьянских детей было более ценным – ведь уже с 5-6 лет их начинали привлекать для помощи по дому, прежде всего, для присмотра за маленькими братьями и сестрами. Как раз примерно в пять лет дети уже сами учились делать простейшие игрушки для младших. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты. Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера.
Эй подружки, эй матрёшки,
Выходите на дорожку!
Не зевайте, не сидите!
Для гостей дружней спляшите.
ТАНЕЦ МАТРЕШЕК
Есть у нас и русские народные музыкальные инструменты: балалайка, гармонь, бубен, свистульки, трещотки, деревянные ложки. Давайте мы с вами поиграем.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам сейчас загадаю загадку об одном предмете старины:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар)
Воспитатель: Когда хорошо поработали, люди устраивали чаепитие с пирогами да блинами. Воду кипятили и готовили чай в больших самоварах.
Самовар олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Он
всегда занимал почетное место на столе. (СЛАЙД)
И мы сегодня хотим угостить вас блинами.
Воспитатель: Вот ребята и подошло к концу наше с вами путешествие. Нам
пора возвращаться в наше время. Но для того чтобы вернуться в настоящее
мы должны с вами перевести стрелки волшебных часов.
Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.
Время убегает – в настоящее нас возвращает.
Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.
Головою не крути - только глазками смотри.
Ты направо посмотри, и налево посмотри.
Вверх, направо, вниз, налево.
На кончик носа взгляд переведи,
Теперь в окно волшебное смотри.
Ведущий:
Мы День Единства отмечаем,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем
Стране быть верным всей душой!
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!
Ведущий: Россия единая, могучая, гостеприимная страна – протягивает руку дружбы всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо.
И в завершении нашего фестиваля давайте встанем в русский хоровод, который способен всех собрать в один дружный бесконечный круг!
Берутся за руки и поднимают руки вверх, проговаривая хором слова: «Когда мы едины, мы непобедимы!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников: «Фестиваль народных подвижных игр» Инструктор по физической культуре Кириллова Елена Алексеевна ГБОУ Школа 1793
Конспект досуга по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
Фестиваль "Презентация культуры народов Дагестана" (Даргинская народная культура)
Даргинская народная культура...
Фестиваль народной культуры
Предлагаю сценарии народных праздников для детей средней группы...
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Сценарий фольклорного фестиваля народных талантов для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Народные таланты!»
Цель: Продолжать знакомство детей с народным творчеством, приобщать к русской культуре.Задачи: - Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь...