Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Посиделки весенние".
методическая разработка (старшая группа)

Баландина Наталья Михайловна

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное  значение в формировании личности дошкольника.   Русский фольклор - кладезь народной мудростиС фольклором дети сталкиваются с младенчества. Это   незатейливые песенки, потешки, загадки, поговорки, конечно же, сказки. Использование фольклора - это увлекательный и важный труд. В детском саду невозможно, воспитывая детей, обойти эту тему. По этому проводятся различные меророприятия с этой тематикой: Колядки, Масленица, Троица, ярмарки, посиделки.   Мною представлен один из сценариев весенних посиделок,  который включает в себя   фольклорный материал, связанный со встречей  этого  времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте ,гости дорогие, рада вас видеть в моей горнице! Сегодня для вас, гостей дорогих, праздник будет большой да веселый. По старому обычаю посиделками  называется. И пригласила я сегодня гостей, да со всех волостей. А вот и они идут.

   ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МУЗЫКУ ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ.

Хозяйка:Пожалуйте, гости дорогие!

Дети:     Здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка: Будьте, как дома. Давно вас жду,  поджидаю, праздник без вас не начинаю.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет —

В лесу подснежник расцветет. ( весна).

Хозяйка: правильно ребята, это весна. О ней то мы и будем говорить.

Реб:         Мы  пришли к тебе, хозяюшка,

                Позабавиться, попатешиться,

                Пошутить, поиграть, посмеяться

                И друг другом полюбоваться.

Реб:        Потому что праздник у нас.

                Будем петь и плясать,

               Весну красную встречать!

Хозяйка:                          Начинаем?

Дети:                                  Как всегда!

Хозяйка:                           Вы готовы, дети?

Дети:                                Да!

                           ПЕСНЯ « ВЕСНУ КРАСНУ ЗОВЕМ»

Хозяйка:  Отворяй ворота, идет девица Весна.

              ВЫХОДИТ ДЛЕВОЧКА ВЕСНА С МЕТЕЛКОЙ.

Дети:                         Ну, Весна, как дела?

 Весна:                       - У меня уборка.

  Дети:                    - Для чего тебе метла?
   Весна:                  - Снег мести с пригорка.

  Дети:                      - Для чего тебе ручьи?
 Весна:                        - Мусор смыть с дорожек!

   Дети:                     - Для чего тебе лучи?
   Весна:                   - Для уборки тоже.

   Весна:                      Все промою, просушу -
                                   Вас на праздник приглашу!

Хозяйка:                   Нынче праздник! Эй, народ!

                            Заводи ка хоровод!

                                      ХОРОВОД.

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. В тесноте, да не в обиде.  Все расселись по местам? А вот и моя загадка вам:

Хозяйка:      Ребята, так давайте сейчас вспомним  весенние месяцы.

                      А сколько их? (три).   Как они называются? (перечисляют).

                      Правильно, это март, апрель и май. Что вы знаете о них?

Реб:                   Идет матушка-весна,
                          Отворяй-ка ворота.
                          Первый март пришел,
                          Белый снег сошел.

Реб:                    А за ним пришел апрель,
                          Отворил окно и дверь.
                          А уж как пришел май,
                          Солнце в терем приглашай!

Хозяйка:     Ребята, а кто же помогает весне?

Дети:           Солнышко!

 Хозяйка: Конечно, солнышко. Давайте мы к нему обратимся, чтобы оно

                 ярче засветило и быстрее землю прогрело.

Ребёнок:         Солнышко, солнышко! Золотое зёрнышко!

                        Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры!

                        (все кланяются)

Ребёнок:          Солнышко-вёдрышко, Красное колоколнышко!

                         Прикатись к нам на проталинку,

                        Сядь на кочку, на пенёк, Погости у нас денёк!

                          (дети кланяются)

Ребёнок:           Гори, солнце, ярче  - Лето будет жарче!

                          А зима теплее, А весна милее!

                           (все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись, Красное, снарядись,

                 Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок:   Засияло солнце ярко. Солнышко пришло с весной!

                 Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, лучик золотой!

                     ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА  - СОЛНЦЕ.


Солнышко: 
 Я – Солнышко ясное, свет и тепло,

                       Дарю всем улыбки, удачу, добро!

                       Землю я обогреваю, пусть природа оживает.

                       

Хозяйка:         Спасибо тебе, Солнышко, что в гости заглянуло.

                       В народе всегда солнышко любили, потому что без него нет жизни на земле, нет света и тепла, а потому и придумывали разные потешки, песенки, заклички и игры. Вот и мы такую знаем. Становись, Солнышко в кружок.

                                  ДЕТИ ОБРАЗУЮТ КРУГ.

         

                                   Побежал в саду ручей   (Бегут по кругу.)

                         Прилетели сто грачей  (Машут руками.)

                         А сугробы тают, тают, (Приседают.)

                         А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

Игра на внимание: хозяйка поочередно перечисляет :  ручьи, грачи, сугроб, цветы.  Дети должны выполнять соответствующие слову движения.

Хозяйка:    Ну, и конечно же, звучали песни о солнышке. Задорные, да веселые.

                            ПЕСНЯ  – ХОРОВОД «СОЛНЫШКО».

Хозяйка:    А еще в народе просили солнышко гореть ярче и не гаснуть.

                   И даже игру такую придумали и на посиделках в нее   играли.

                   И мы отставать не будем. Выходите, ребята в кружок.    

              ИГРА «ГОРИ ЯСНО». После игры садятся на места.

Ведущая.        Что за шум там? Что за гам?

                         Кто шумит за дверью там?

                        Я тихонько погляжу,

                         Потом ребятам расскажу…

               В ЗАЛ ВЕСЕЛО ЗАБЕГАЕТ ПЕТРУШКА С БАЛАЛАЙКОЙ.

Петрушка. Привет, детишки – шалунишки!

                    И девчонки, и мальчишки!

                    Я возле садика гулял

                    И вас в окошко увидал:

                    Там, где поют ребята песни,

                    Должно быть, очень интересно!

Ведущая.      Проходи скорее к нам!

                       Рады мы всегда гостям!

                      Только нам секрет открой,

                       Расскажи, кто ты такой?

Петрушка.     Я – веселая игрушка,

                       Все зовут меня Петрушкой!

                       Я в душе большой проказник,

                       Люблю веселый, звонкий смех.

                        Я хочу, чтоб этот праздник

                        Хорошо прошел для всех!

А для потехи я приготовил для вас загадки. Готовы, ребятки?

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает,

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла (весна)

Плачет – заливается,

Солнце ей не нравится,

Изо льда бабулька-

Под окном (сосулька)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

С гор бегут, журчат ручьи,

С юга к нам летят (грачи)

  Удалые молодцы были спрятаны в ларцы,

  А когда пришла весна, пробудились ото сна,

  Побежали по полям, зазвенели тут и там.

  Это что за молодцы были спрятаны в ларцы? (ручьи).

Петрушка: Молодцы! Умные вы, ребята, да смекалистые. Все то вы знаете.

                   А игру  «Ручьи» вы знаете?  (Ответ детей). Так какие посиделки

                   без игры?

                                  Как из-под горы всё бегут ручьи,

                                  Как из-под горы всё бегут ручьи.

                                  Ручьи, вы куда? Ручьи, вы куда?

                                  Закрывается гора!

Хоровод с воротиками. Двое сцепляют руки - это "гора", а весь хоровод протекает под ними. На последних словах они опускают руки и ловят в кольцо своих рук одного или двоих из хоровода. Те, кого поймала "гора", присоединяются к горе, и с каждым разом гора становится всё больше и больше. Когда ручеёк уже не может сомкнуться в кольцо, он может течь извилисто, то входя в большую гору, то выходя из неё.

Хозяйка:    Петрушка, а вот ты знаешь, что означают народные приметы?

Петрушка:    Конечно. Народ следил, наблюдал за природой.

                      И о том, что повторялось из года в год, рассказывали своим

                      детям, а те своим детям и внукам. Вот, например:

                   -  Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.

                   -  Ласточки прилетели – жди первой грозы.

Хозяйка:   Какой Петрушка молодец! Я тоже слышала, что

               Если весной появляется много мышей, год будет неурожайным.

А вы, ребята, какие знаете весенние приметы?

- Гром ранней весной - перед холодом.

- Длинные сосульки - к долгой весне.

- Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.

- Если весной много паутины – к жаркому лету.

Хозяйка:    А еще русский народ для забавы придумывал веселые небылицы

                   И смешные истории.   Вот послушайте.

 ВЫХОДЯТ  ШЕСТЕРО ДЕТЕЙ. ЧИТАЮТ НЕБЫЛИЦЫ  ПО РОЛЯМ.

-Фома, что из леса нейдешь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он нейдет

-Так сам иди

-Да он не пускает.

-Иван, у тебя в избе тепло?

-Тепло! В шубе на печи согреться можно.

 Сынок,сходи за водицей на речку.
-Живот болит.
-Сынок,иди кашу есть.
-Ну что-ж, коль мать зовёт,   надо идти!!!

Петрушка:  Да хватит вам подсмеиваться друг над другом.

                    Весна – это символ обновления, любви и доброты.

                    Люди считают, что с ней приходит что то новое и доброе.

                     А вы любите друг друга? Не обижаете друг друга?

                     Вот мы сейчас и посмотрим, кто кого любит.

       ИГРА – ХОРОВОД     «ЗАКРУЖИЛАСЯ ВЕСНА».

Закружилась, закружилася весна.
Побежала по дорожечкам вода.
Моë сердце растопилося, Очень я друзей своих люблю,
И в кого-то я влюбилися!   А кого сильнее всех – вам не скажу.
Тут воротца закрываются.
Кто попался — обнимаются!  

                                        ДЕТИ НЕ САДЯТСЯ.

Петрушка:  То, что вы дружные и любите друг друга – это хорошо.

                     А есть ли среди вас зеваки?  Сейчас проверим. Становитесь в

                      круг.

Игра  «ЗЕВАКА». Поочередно ведущий  бросает детям по кругу  мячик. Кто не поймал – выполняет задание -  (присядь, держа себя за уши, изобрази, как лопается воздушный шарик, простой 10 секунд на одной ноге,  пройдись по кругу на четвереньках, назови три самые любимые блюда в детском саду).

 Эх, и весело же у нас на посиделках! Только ни одни посиделки и

  праздники, не обходились без веселых частушек.   В них люди

                    подсмеивались, шутя сами над собой, да и друг над другом.      

ДЕВОЧКА:       Как известно всем, подружки

                          Мастерицы петь частушки.

                          И вы, парни, не зевайте,

                          И нам  тоже подпевайте.

                                         Частушки.

Хозяйка:  Ребята, вы заметили, с чем к нам Петрушка пожаловал? Что он принес?

Дети:     Балалайку!

Хозяйка:   Петрушечка, для чего она тебе?

Петрушка:   Как для чего?  

                     Щи хлебать. (смеется).  Нет. Пол подметать.

                     С нею можно и поспать, да и просто погулять!

                   

 Дети, для чего нужна балалайка? Конечно для игры. Ложки, гармошка ,  да балалайка,  самые известные русские народные инструменты и они всегда украшали русские народные праздники, посиделки, игрища и ярмарки.

Хозяйка:     Не уж то ты умеешь на ней играть?

Петрушка:  А то!  (воображает).

                      Правда,  я еще учусь, но похвастаться берусь.

                          «ИГРАЕТ»  НА БАЛАЛАЙКЕ.

Хозяйка:     Молодец, здорово!  Наши ребята тоже знают и любят балалайку.

                    И сейчас нам это докажут.

Ребенок:                Я в сторонке постою,

                               На гостей я погляжу,

                               Позову скорей ребят,

                               Пусть нас пляской веселят.

                   ПЛЯСКА С БАЛАЛАЙКОЙ И ПЛАТОЧКОМ.

Хозяйка:   Так встречали  весну  на Руси, так отдыхали и веселились

                         Но все когда ни  - будь  начинается, но и когда то заканчивается.

                     Вот и наши посиделки подошли к концу.  

Петрушка:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посиделки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник "Посиделки" проводится в осенний период для детей старших дошкольных групп.В него входят: песни, танцы, игры, сказки, устное творчество народной тематики, в частности фолькл...

"Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою ...

"Проводы Зимы" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Проводы Зимы - замечательный народный праздник. И отмечаем мы его по своему. Первая часть праздника проходит в музыкальном зале, а вторая на спортивной площадке, покрытой искусственным газоном. Заканч...

Конспект весеннего фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Приходи весна – красна, отворяй-ка ворота»

Конспект весеннего фольклорного праздника для детей  старшего дошкольного возраста «Приходи весна – красна,  отворяй-ка ворота»...