"Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме
Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою очередь, не лишают детей возможности проявить свои музыкальные способности, сноровку, смекалку. Дети много играют, поют, отгадывают и даже гадают, как положено на Святках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рождественские колядки | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ»
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
- Знакомство с обрядовыми народными праздниками, приобщение к своей национальной культуре.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием и особенностями Усть-Цилемского фольклора, расширять знания и представления детей о родной национальной культуре и традициях Усть-Цилемского народа.
- Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
- Воспитывать доброжелательное отношение в общении с сверстниками, с пожилыми людьми. Умению создавать радость для других.
Оборудование:
- Костюмы: Зазывал-скоморохов, Медведя, Цыгана, Козы, Деда Мороза, Снегурочки, кота Леопольда, «ряженых», «колядовщиков».
- Конфетти, зерно, барабан.
- Канат, мешки для бега, «сапоги-скороходы», подушки для петушиного боя.
- Пятачок, копейка, сундучок, «коробейка», волшебные шары и предметами для шуточного гадания.
Предварительная работа:
- Беседа о зимних народных традициях, о празднике - «Рождество Христово»; изготовление атрибутов для колядовщиков, костюмов для «ряженых» ; разучивание песни - «Коляда-Моляда», скороговорок и загадок, ролей взрослых.
Ход мероприятия
Зал оформлен по зимним мотивам: Снежные деревья, дома, снежинки, снежки, сани, заснеженный двор.
1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!
2-й Зазывала: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!
3-й Зазывала: Зима нас торопит! Спешите!
Рядитесь, из групп выходите,
Колядуйте, пойте, пляшите, шутите!
Дети- «ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.
Колядовщики (говорком):
Коляда-моляда… (приложение)
1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?
Дети (хором): Дома.
1-й ребенок:
Всем здоровья и добра,
И согласия, и богатства
В наступающем году!
Мальчики осыпают гостей горстями конфетти и зерно... Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.
Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза,
Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р.н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются. Медведь раскланивается на все стороны.
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай.
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой.
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):
Ну-ка, Миша, попляши.
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза-«барабанщик» в сарафане. Звучит русская народная плясовая мелодия, (по выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.
Цыган: Медведь с. Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы, под р.н.м. «Барыня».
Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как, во как! Ох, хорошо!
Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами, Коза его "бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!
Медведь снимает с головы Цыгана шляпу и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.
Ведущий (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза у ходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают - «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».)
Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!
Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?
Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!
Игры (по выбору):
«Перетягивание каната» (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).
«Бег в мешках» (Перед игрой произносятся слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки проскакать сумеет ловко?»).
«Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).
«Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).
Дед Мороз: А теперь - шире круг, смелей размах; танцы начинайте! Всем участникам — колядкино угощение!
Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).
Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...
Открою сундучок -достану пятачок,
Открою коробейку - достану копейку (Отдает призы Ведущему).
А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок—не знаю!
Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках - лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.
Дед Мороз и Снегурочка с детьми обходят зал, садятся на стулья.
Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!
Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.
Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?
Звучит припев песни кота Леопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.
Появляется Кот Леопольд.
Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!
Леопольд поет, дети подпевают.
1. Праздник Новый год
В гости к нам пришел,
Снегом по плечам
Хлопал.
Общий хоровод —
Это хорошо,
А когда наоборот —
Плохо!
2. Если вместе петь —
Слышно далеко,
Не страшна пурга
Дружным.
Если добрый ты,
То всегда легко,
А когда наоборот —
Трудно!
3. С каждым поделись
Радостью своей.
Рассыпая смех
Звучно.
Если песни петь —
С ними веселей,
А когда наоборот — Скучно.
Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.
Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!
Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет - то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.
Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях»,
1. Скороговорки
2. Соревнования (по выбору воспитателей).
3. Новогодние загадки
Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!
Ведущий: Хорошо, я открою! (Осторожно открывает, ничего не происходит) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.
В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка, - к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.
Леопольду достается «кругосветное путешествие». Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.
Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки и Усть-Цилемской земли! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник задорной Усть-Цилемской пляской-игрой «Зеваха».
«Зеваха» Усть-Цилемская пляска-игра
Ведущий. Праздник нам кончать пора, до свиданья, детвора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»
Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
СЦЕНАРИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЯТКИ - КОЛЯДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам; - развивать эмоцион...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Рождественская звезда" - аппликация для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект содержит материал, позволяющий провести в подготовительной группе интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию дошкольников с элементами конструирования. Образовательная де...
"Святки - Рождественские колядки". Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель: приобщить детей к истокам русской традиционной культуре, познакомить с обрядами которые существовали на Руси...
Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»
Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей средыЗадачи: пробудить в каждом ребёнке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того,...