РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «САРАТОВСКАЯ СВИСТУЛЬКА»
методическая разработка (подготовительная группа)
Расширять представление детей об истории происхожения, особенностях саратовской свистульки Знакомство с творчеством саратовского мастера художественной лепки из глины, игрушечником- Петром Африкантовым, который восстановил старинную, традиционную саратовскую глиняную игрушку-свистульку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «САРАТОВСКАЯ СВИСТУЛЬКА»
Цель: Приобщение детей к культуре родного края.
Задачи:. Знакомство с творчеством саратовского мастера-игрушечника П.Африкантого. Расширять представления детей о глиняной народной игрушке Саратовского края-свистульке
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности. Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал детей старшего дошкольного возраста.,
Дети заходят в зал под минусовку песни «ДУДОЧКА»------садятся.
ВЕДУЩИЙ: Загадка про дудочку:
Очень весело поет,
Если дунете в нее,
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? ... (Дудочка)----------СЛАЙД------
ВЕДУЩИЙ: Это дудочка. У дудочки есть много братьев и сестер: труба, ----флейта, и др. ------СЛАЙД------
Музыкальный руководитель: Все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как по-вашему, почему они получили название «духовые»? (Ответы детей). Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми. А играют на духовых музыкальных инструментах … кто? (Ответы детей). -Музыканты.
---------СЛАЙД______А сможем ли мы с вами взять в руки например-трубу и сыграть? Дает трубу (Ответы детей). Почему же, как вы думаете, у нас это не получилось? (Ответы детей). Чтобы стать музыкантом и играть на музыкальном инструменте, нужно учиться. Может быть, кто-то из вас знает, в какой школе учат играть на музыкальных инструментах? (Ответы детей). В музыкальной школе учат играть на музыкальных инструментах.
( духовые инструменты-Фонограмма)----------СЛАЙД_-----------
Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, как мелодично звучат музыкальные инструменты! Давайте и мы с вами поиграем на наших игрушечных трубах, подуем в трубу. Слушайте меня внимательно и выполняйте мои указания.
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Дети берут в руки «трубы» из картона и дуют в них. (под стульчиками)
Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)
Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук «ТУ-УУУ, только громе)
Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.( кладут под стульчики)
ВЕДУЩИЙ: Но мы с вами пока не умеем играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. Посмотрите какая она красивая! Сделана она из глины --------СЛАЙД-----
Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок. Вот так.-------СЛАЙД------. Хотите попробовать? -дает дунуть ребенку. Но! Нельзя передавать свою свистульку другому ребёнку, только своей пользоваться! Издавна одной из самых любимых и популярных игрушек среди детворы была свистулька. Фактически это был первый в мире музыкальный инструмент.
По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось своим свистом весну, навораживали счастливый год и богатый урожай. Отсюда и пошло название праздника, который праздновался 14 Марта- ВЕСНОВКА-СВИСТУНЬЯ
----Ах, как хочется детишкам поскорей весну зазвать!
Не зазорно шалунишкам петь, смеяться и плясать.
А еще свистеть в свистульку, подражая соловью,
В глиняном бочонке булькать тра-ля-ля и фью-фью-фью1
ВЕДУЩИЙ: Становитесь, ребята, скорее в весенний хоровод.
«ВЕСЕННИЙХОРОВОД»-после хоровода дети подходят к своим стульчикам
ВЕДУЩИЙ: Давайте изобразим с вами свистульку!
Упражнение «Поиграй на свистульке»-дети встают около стульчиков.
ВЕДУЩИЙ читает , муз. рук показывает:
-------У детей в ладошах птички,-ладошки «тарелочкой»
С виду птички — невелички,---показывают маленькую
Только птички не порхают.---замок
В небеса не улетают.-------руки за спину
Дети бережно их носят.----ладошки
Дети их ко рту подносят,----ко рту
Дуют в птичек — те свистят-----дуют
Всех в округе веселят.-----хлопают
Милые свистульки это,-----как бы гладят ручкой
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.-вытягивают ручки вперед
Он похож на птичью трель,-------порхают
На весеннюю капель,------капель
На звенящий ручеек-------ручеек
И на солнечный денек.------рисуют солнце двумя руками.
ВЕДУЩИЙ: В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины.
Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете? А эта свистулька? ------(Ответы детей).
-Давайте мы с вами поиграем в интересную игру.
Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой»
Воспитатель берет свистульку и отходит в один из углов комнаты. Дети сидят и закрывают глаза ладошками. (звучит музыка). Музыка замолкает--Воспитатель начинает издавать звуки на свистульке. Дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздаётся звук свистульки. Игра повторяется несколько раз с разных мест зала.
ВЕДУЩИЙ: В нашей Саратовской области делали свистульки с 17 века. Саратовская область богата глиной, встречается глина разных оттенков; серо-белые, голубоватые, темно и светло коричневые, черные…СЛАЙД------ Эти глины использовались для лепки свистулек. Ребята, а сейчас я вам расскажу, как делали саратовские свистульки!
Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и по цвету разная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят, птиц, коней, козликов и прочих зверушек.
Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся твердыми, как камень.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.----------СЛАЙД-----------
После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву -Глиняные забавы!---------СЛАЙД----------
Изготовление свистульки обычно было делом мастера-одиночки, а продавали их на рынках Саратова и пригородов.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!---------СЛАЙД_______
Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову.
(СЛАЙД---)
Несмотря на то, что технология изготовления свистульки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские свистульки.----------СЛАЙД-------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополёк» Развлечения для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Путешествие по стране Винтика и Шпунтика». Составила
Развлечения для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Путешествие по стране Винтика и Шпунтика». Составила...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Все мы дети России"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на развитие у детей чувства толерантности., уважительного отношения к людям разных национальностей....
«Здоровые дети в здоровой семье». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, представляю вам сценарий развлечения, которое мы проводили в логопедических группах , когда была неделя здоровья....
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по ПДД. Сценарий развлечения в детском саду «Музыкальное происшествие на дорогах города»
Мероприятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данное развлечение рекомендовано музыкальным руководителям и педагогам по ОБЖ и ПДД детских садов в совместной деятельности.Развл...
развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Весеннее развлечение с домовенком Кузей"
Материал предназначен для музыкальных руководителей ,составлен на основе фольклора....
День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста
День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...