Сценарий конкурса чтецов «Культура России, традиции русского народа»
методическая разработка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_konkursa_chtetsov.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 города Кузнецка
Сценарий конкурса чтецов
«Культура России, традиции русского народа»
Подготовил: Титова Светлана Васильевна,
воспитатель
2022г
Цель:
- Познакомить воспитанников с народными традициями России.
Праздниками, играми.
- Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу;
Интерес к народному слову и народным обычаям, народным
промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
- Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу.
Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, проектор, презентация к празднику.
Ход конкурса:
- Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня необыкновенный день, мы собрались в этом зале, чтобы порадовать друг друга умением читать стихотворения. Стихи прозвучат разные, но они посвящены одной теме – нашей Родине, культуре и традициям. Сегодня на конкурсе у нас много гостей, поэтому читайте громко и выразительно.
Представляем жюри конкурса…….
Ведущий: Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.
Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.
Дети читают стихотворения:
- Хайров Мухаммад. «Культура России» (Татьяна Якубинская)
- Соколовская Мария. «Традиции семьи» (Губкин)
- Титенкова Мария «Проводы зимы» (русский фольклор)
- Винокуров Илья «Блины» (Е. Вадимов)
- Бушуев Тимур «Вниз летит снежинок стая…» (Юлия Симбирская)
Ведущий: среди просторов нашей родины России есть край, где мы родились, выросли, где наш дом, наша родная земля. А как называется область, где мы живем?
(Ответы детей)
Ведущий: Прекрасна земля пензенская: леса, поля, реки! Ребята, а вы знаете, какие народы живут в Пензенском крае?
(Ответы детей). Чуваши, мордва, татары, русские
Воспитатель: да, в нашем родном краю живут люди разных национальностей. У каждого из этих народов есть свои обычаи, традиции.
А теперь представляем гостеприимный татарский народ!
читает стихотворение Насыров Айдар «Тары-бары, растабары» (Рашид Аликберов)
(Входит под музыку Скоморох)
Скоморох: Здравствуйте, ребятишки!
Здравствуйте, шалунишки!
Здравствуйте, детвора!
Веселье начинать пора!
Знакомьтесь, я скоморох Фома!
Будет нынче детвора
Веселиться до утра!
Будут песни, пляски, шутки,
Веселые прибаутки!
Игра «Новости»
Скоморох: Чтобы вы были внимательными –
проведём забаву для всех.
Как услышите новость хорошую –
Все вместе хлопайте в ладоши!
А если новость не понравится –
кричите «У-у» и ногами топайте!
Давайте попробуем? Хлопаем! Топаем!
А теперь приготовились! Новость первая –
У ребят сегодня замечательный конкурс! (хлопают)
Мы играем и забавляемся! (хлопают)
Зима пусть отправляется на покой! (хлопают)
А вьюги и морозы оставит нам с тобой! (топают)
За игру даём коробочку конфет! (хлопают)
Вы откроете – а там ничего нет! (топают)
С конкурсом мы всех ребят поздравляем (хлопают)
Новую забаву начинаем! (хлопают)
Скоморох Фома проводит русскую народную игру «Дедушка Мазай»
(Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!)
- Народные промыслы
Еще чем славится Россия? Народные художественные промыслы России – это огромное и духовное богатство.
Велика Россия наша!
И таланлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Что же такое народное творчество? Это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора. Единственным автором каждого произведения народной культуры является конкретный народ (русский, японский, финский и т.д.) как коллективное целое. Именно поэтому в наши дни существуют народные сказки, песни, танцы.
Дети читают стихотворения:
- Щипанов Денис «Народные промыслы» (Ната Ростова)
- Фокеева Серафима «Матрешки» (Владимир Моисеев)
- Тазова Анна «Русский платок» (Елена Никонова)
- Семёнова Арина «Кружеыв» (Елена Никонова)
- Нефёдов Иван «Хохломская роспись» (Людмила Ларкина)
- Шепаева Алёна «Матрёшка» (Людмила Ларкина)
Скоморох Фома:
Предлагаю выпить чаю! У многих народов есть такая традиция.
А если к чаю будет что-то вкусненькое – дружно хором говорим «Ням-ням-ням!» Попробуем? «Ням-ням-ням!» А если что-то к чаю ну совсем не подходит – говорим «фу-фу-фу», пробуем? «Фу-фу-фу»!
Фонограмма на игру.
Игра «Чай»
Скоморох читает текст, дети комментируют «Ням-ням-ням» или «Фу-фу-фу» в зависимости от съедобности предмета:
Булочки хрустящие («Ням-ням-ням»),
Тапки завалящие («Фу-фу-фу»),
Пирожки слоеные («Ням-ням-ням»),
Валенки вареные («Фу-фу-фу»),
Шарики сырные («Ням-ням-ням»),
Салфетки жирные («Фу-фу-фу»),
Пряники вкуснящие («Ням-ням-ням»),
Яблоки хрустящие («Ням-ням-ням»),
Селедочка пряная («Ням-ням-ням»),
Грибочки поганые («Фу-фу-фу»),
Шишки еловые («Фу-фу-фу»),
Табуретки новые («Фу-фу-фу»),
Рваные карманы («Фу-фу-фу»),
Баночка сметаны («Ням-ням-ням»).
Скоморох Фома:
Ой какие молодцы! Как весело и задорно кричали!
(проводится татарская народная игра «Горшок»)
- Народное словесное творчество
Ведущий: Для того, чтобы передать то одного поколения к другому, все достижения народной культуры носят устный характер – народные сказки, поговорки, песенки, потешки, прибаутки т.д. Потешки-это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного обучения и развлечения. Потешки всегда создают атмосферу радости и счастья.
(вспомнить с детьми игры: «Сорока, сорока», «Идет коза рогатая», «Ладушки» и др.)
Дети читают стихотворения:
- Белотелова Аврора р. н. потешка «Уж, ты котенька-коток»
- Сидорова Алиса «Блины» (Наталия Волкова)
- Уткина Маргарита, Мазина Анастасия «Матрёшкины потешки»
(Валентин Берестов)
- Паршута Эмиль «Валенки» (Инесса Агеева)
Скоморох Фома: А я люблю русский хоровод, отражающий характер русской культуры.
Эй, девчонки и мальчишки.
Озорные шалунишки,
Кто веселья ждет, проходи вперед!
(Хоровод «Комаринская»)
4.Народные песни, танцы, музыкальные инструменты
Ведущий: С литературным творчеством тесно связано и музыкальное искусство народа, поскольку многие словесные произведения народ оформлял в музыкальном выражении. Музыкальное творчество делится на песенное и инструментальное творчество. Всю красоту музыкальной культуры народа отражают народные инструменты.
- Какие русские народные инструменты вы знаете? А какие наиболее вам близки и понятны?
Дети читают стихотворения
- Смёнов Иван «Ну-ка гармонист, Антошка» (Галина Дядина)
- Кидряев Адэль «Русская гармонь» (Е. Максимова)
- Титов Андрей «Гармонь» (Андрей Усачев)
- Егорова Виктория «Гармонистка» Киримиэе Жанэ)
Ведущий: Дорогие друзья! Спасибо вам за замечательные стихи! Просим жюри подвести итоги.
(жюри подводит итоги)
Скоморох Фома:
И так, друзья, продолжаем веселье
Затей у нас большой запас!
А для кого они, для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!
«Сказочные загадки»
1.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
2. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
7. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
8. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
9. Был друг у Ивана немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым (Конек-Горбунек)
10.Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
11. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
12. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
13. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в печали слезы льет. (Федора)
14. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)
15. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)
Все загадки отгадали и героев всех назвали
Игра «Веселые музыканты»
Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Водящий стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Водящий становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.
Эстафета с ложками: «Кто быстрее перенесет яйцо»
Ведущий: Предоставляем слово жюри. (Награждение победителей)
Наш конкурс подходит к концу.
Народный мастер – это сила!
Небесный дар жизнь подарила!
Талантами богата Русь!
Я Россиянами – горжусь!
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1. Расширить кругозор детей, обогати...
Организованная образовательная деятельность в старшей группе детского сада на тему: "Культура и традиции русского народа « Наш любимый край –Россия»
Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников с культу...
Проект по формированию культурных, исторических традиций русского народа "История России"
Ведущим замыслом проекта, является:приобщение ребёнка к культуре исторических ценностей и традиций русского народа;пополнить знвния детей о родном посёлке, крае, стране, в в которой мы проживаем...
Сценарий совместного праздника с воспитанниками и родителями ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. ХЛЕБОСОЛЬСТВО
ЦЕЛЬ:Знакомство с русским обычаем – гостеприимства и его особенностями.ЗАДАЧИ:1.Формировать у детей представление об особенностях гостеприимства русского народа.2.Формировать представление о значении ...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.
Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...