Сценарий КВН для педагогов «Мы – Русские!»
методическая разработка
Расширить знания педагогов в организации работы по духовно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_dlya_pedagogov_my_rusichi.docx | 119.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий КВН для педагогов «Мы – Русские!»
Цель: расширить знания педагогов в организации работы по духовно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к русской народной культуре.
Ход
Слова ведущего: Мы живем в России – великой стране, которой уже более 100 лет. Наша страна огромна: есть здесь океаны и моря, реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей, а объединяет их всех язык, на котором мы говорим - русский.
История Руси полна драматизма. Половецкие и татарские набеги, многочисленные войны и пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно беречь и хранить то, что достается нам в наследство. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. И сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили.
Россия – наша с вами Родина. Сегодняшний вечер игр и забав пройдет под девизом: «Мы, русские!»
Нам необходимо выбрать членов жюри, которые будут оценивать ход игры
(председатель, 2 члена жюри). Теперь настало время пригласить в зал и предоставить слово соревнующимся командам. Поприветствуем их!
Команда - «Матрешки»!
Приветствие: «Бейте громче бубны, ложки,
Вас приветствуют Матрешки!
Старину мы вспомним, и споем, и спляшем.
В детском садике своем, на КВНе нашем.
Команда - «Веселушки»!
Приветствие: «Уж как я своих соперников люблю,
Эту птицу им сегодня подарю.
Птица счастья вам удачу принесет,
Будет счастье в вашем доме круглый год.
1 конкурс
Слова ведущего: Начинаем конкурс эрудитов старославянских слов. Что обозначали эти слова?
Вопросы I команде:
1. Мурава (глазурь, которой покрывали посуду и изразцы печи);
3. Курная (изба, где печь топилась по черному);
4. Поршни (туфли из целого куска мягкой кожи);
5. Рубель (деревянный брусок с поперечными желобками для глажения белья);
6. Взвар (компот);
7. Орать (пахать);
8. Сруб, где хранили нехитрое крестьянское имущество (клеть).
Вопросы II команде:
1. Воронцы (полки по стенам избы, не дававшие дыму спуститься вниз);
3. Сермяга (грубое домотканое сукно);
4. Зипун (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, без воротника);
5. Голик (веник без листьев);
6. Хлебово (похлебка);
7. Мостовина (половица);
8. Как называлась деревянная площадка перед устьем русской печи (шесток).
2 конкурс
Изделия народных промыслов (выставка рукоделия)
Слова ведущего: Каждый знает, что портной – это человек, который шьет одежду. В Древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово платье появилось только в XVI веке, а портами стали называть часть мужской одежды.
В деревнях одежду шили как правило дома. В бедных семьях – сама хозяйка, а в более богатых – служанки. До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти не сохранилось: ее донашивали, перешивали и латали до полной ветхости (не поносишь старого – не носить и нового). Общий характер русского костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.
3 конкурс
Представление русского народного костюма (рассказ об его истории, элементах украшения)
Мужской костюм средней части России состоял из рубахи-косоворотки, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. Рубаха украшалась вышивкой и непременно подпоясывалась шерстяным поясом узорного плетения. На голове носили шляпу из войлока – грешневик, позднее появились картузы.
Типы верхней одежды были обычно единообразны для мужчин и для женщин. Шили ее, в зависимости от сезона: из холста, сукна домашнего изготовления, из меха. Весной и осенью носили в основном различные по покрою кафтаны, глубоко запахивая их на левую сторону. Праздничные варианты отделывались по краю правой полы, углу подола, клапанам карманов цветной тесьмой, полосками кумача, бархата, пуговицами, вышивкой цветными нитями.
Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки шитые, как правило, мехом внутрь. Зажиточная часть населения имела покрытые штофом шубы на лисьем меху с широкими собольими воротниками.
Самой распространенной обувью были лапти, сплетенные из лыка или бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. Носили крестьяне и различную кожаную обувь. В зимнее время носили валенки, катанки, а на русском севере и в Сибири – меховую обувь.
Совершенно обязательно для крестьянки считалось быть одетой так, как требовала ситуация. Было очень важно, чтобы женщина и на людях и дома одевалась и вела себя соответственно своему возрасту и семейному положению. Каждая деталь одежды строго регламинтировалась. На все случаи жизни имелся наряд, уместный лишь в конкретном применении. Не существует единого русского народного костюма. Ведь наша страна занимает огромную территорию.
В богатых семьях центральных и северных губерний России, особенно а Поморье и торговых поволжских городах и селах носили белую с золотым шитьем рубаху, сарафан из бархата (парчи, шелка) с коротенькой безрукавкой на лямках «епанечкой» и в холодное время – душегреей.
Рубаха – из льняного полотна, украшалась кружевом, шитьем, аппликацией. Чем богаче рубаха, тем счастливее ее владелица. Прикасаясь к земле подолом рубахи женщина надеялась что придает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки и, сама взамен получает жизненные силы.
В приданом 10 рубах, до 50 – в зажиточных семьях. Сарафан – в современном значении – длинная плечевая одежда без рукавов. Более поздний прямой (круглый) популярен в связи с простотой кроя. Не имея застежки удерживался на плечах лямками (в простонародье – «шубка»). Украшали сарафан кружевом, гладкими и прорезными пуговицами. Декор шел вдоль разреза, по подолу. Праздничные и свадебные сарафаны передавались по наследству.
Епанечка – украшалась вышивкой, гладью, аппликацией, тесьмой, кружевом.
Под низ сарафана одевали юбки до 20 штук. Чем больше юбок, тем богаче девушка. Длина юбок – до пят, немного открывает ступни.
Головной убор – девичий – непокрытый, женский – покрывал голову. Кокошник шился из парчевой ткани, украшался бисером, речным жемчугом и рубленным перламутром. Расшивали золотой нитью, вставки из цветной фольги, стекла. Особенно богато украшались в первый год замужества в ожидании первенца. В украшении – символика языческого прошлого. Жемчужные шишки символизировали плодородие. Кокошники стоили настолько дорого, что в семье их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
Обувь – полусапожки с мягкой пяткой, одевались на онучи (куски плотной ткани – портянки, зимой из меха.)
Слова ведущего: Наши предки любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайке. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
- Представление русской народной подвижной игры
Слова ведущего: Наши далекие предки жили отдельными племенами. Основными источниками их существования было собрание естественных даров природы, охота и примитивное земледелие. Добывание пищи составляло главное содержание всей жизни человека. Пищи не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительными недоеданиями, а часто и голодовками. После удачного лова рыбы или охоты, когда созревали дикие плоды, родственные племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками.
Поскольку такие события были неразрывно связаны с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию. Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни славян, поэтому они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. Позже в эти праздники и обряды люди стали вкладывать религиозное содержание и, праздники и обряды стали приобретать колдовской магический смысл.
- Русский народный праздник, обычай, обряд
(обыгрывание)
«Троица»
Хоровод «Во поле березка стояла»
Девушки украшают березку, одевают венки на голову.
Входит «Ожившая березка» (украинка):
«Уж вы, милые девушки мои, уж вы, верные подруженьки
Ой, спасибо за наряды подаренные,
за песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
да и пришла к вам на праздничек.
Ожила я, веселиться хочу, песни петь, хороводы водить»
Выбирайте, девушки-красавицы, себе подружку по сердцу.
1-я девушка: Кумушка-голубушка, серая кукушечка!
Давай с тобой, девица, давай покумимся!
Ты мне – кумушка, я тебе – голубушка!
(обмениваются венками, платочками, целуются через венок)
Березка: А теперь давайте выберем старшую куму.
Девушки подбрасывают платочки. Чей выше, та и старшая кума.
Старшая кума: Давайте поиграем! (игра «Венок»)
Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные цепочкой проходят в ворота и поют:
«Идите девочки на луг гуляти, зеленый веночек заплетати»
Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и говорят:
«Венок, венок, спрячься в теремок»
Тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.
Березка, березка, завивайся кудрявая.
К тебе девки пришли, пироги принесли, со яичницею.
«Посиделки»
Русская изба: стол, на столе самовар, хохлома, подсвечники со свечами. Висят дорожки вышитые. Скамейки застланы полосатыми полотенцами, на них вышитые подушки. Хозяйка прибирает в комнате. Ждет гостей. К вечеру приходят девушки, здороваются с хозяйкой, она их приглашает в горницу. Девушки в корзиночках приносят свое рукоделие: кто вяжет, кто вышивает, кто плетет. Поют старинные песни.
Одна из девушек предлагает погадать на суженого. Гадают на свечах, бросают сапожок, подслушивают разговор в избах.
«Гадание»
Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный.
Слова ведущего: Если судить по количеству пословиц, поговорок, притчей, сказок и песен, питье и еда в жизни наших предков занимала далеко не последнее место.
«Не до шуток, когда пусто в желудке» - говорили на Руси. Ели и пили на Руси вкусно испокон веков. Конечно изысканные блюда подавались на стол только богатым, а простой народ говорил, успокаивая себя: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой».
- Представление блюда русской кухни
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
«Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем:
пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем!»
О популярности чая надо сказать особо: недаром русские считают себя едва ли не самыми большими любителями чая.
В Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо, фарфор.
Самовары искусно украшались. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и др. На поверхности делала надписи типа:
«Самовар кипит, уходить не велит»;
«Где есть чай, там и под елью рай».
Самовары сохранились и сейчас. Их делают электрическими (для использования в быту), декоративными (для подарка).
Чаепитие из самовара – особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подают сушки, сухари, бублики, разное варенье, мелко колотый сахар. Наши предки пили чай не просто из стаканов, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Славный город Тула был и родиной пряников. Тульский пряник, пропитанный медом, со слоем повидла внутри, называли печатным. Делали такие пряники с помощью специальных форм – трафаретов. В результате, на поверхности пряников, отпечатывались рисунки, надписи.
«Хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь»
«Родом я из Тулы, самовару брат»
На пряниках изображали целые города, с церквями и башнями, птиц и зверей. Были даже пряники-буквари с алфавитом. Их выпекали не только для еды, а как непременный сувенир к различным народным праздникам. Пряники – старинное русское народное лакомство. Пряники получили свое название от пряностей, составляющих основу их аромата и вкуса. В ассортименте были: медовые, глазированные, вяземские, тульские, лимонные, ванильные, коврижки.
Слова ведущего: Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно для русской культуры. Засыпая под пение матери, ребенок постепенно начинал различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинал понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песен.
В песенном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Музыкальный фольклор сопровождал русского человека не только в детстве, а всю его жизнь.
- Представление народной песни
«Несет Галя воду…»
«Ярмарка»
Слова ведущего: Вот и подошла к концу наша конкурсно - игровая программа. А пока жюри подводит итоги, я проведу викторину для зрителей.
- Викторина для зрителей
1. Зимой нет теплей, а летом нет холодней (печь);
2. Рогат, да не бык; хватает, да не сыт; людям отдает, а сам на отдых идет (ухват);
3. Дедко коптел, много лет терпел, много душ кормил, а разбился – под пнем очутился (горшок);
4. Маленький черпачок, красненький колпачок, 3 раза в день берется и опять на место кладется (ложка);
5. Пляшу по горнице с работой моею, чем больше верчусь, тем больше толстею (веретено);
6. В лесу родился, а дома хозяйничает (веник);
7. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь и вода (самовар).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»
Цель:Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...
Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»
Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...
Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....
Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1. Расширить кругозор детей, обогати...
Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"
Цель: Изготовление игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала. Задачи: •создание условий для профессионального общения, саморе...
Сценарий викторины " Как я знаю русский язык?", посвящённой Дню русского языка для старшей и подготовительной группы
Цель:формировать представление о ценности родного русского языка, о необходимости бережного к нему отношения.ЗадачиОбразовательные:- закрепить и систематизировать знания детей по образовательной облас...
Сценарий развлечения «Путешествие в мир русского народного искусства и русских мастеров»
Данное мероприятие призвано не просто познакомить детей с декоративно-прикладным искусством России, но и пробудить в них глубокое понимание и восхищение богатством и многообразием народных...