Цель:
формировать представление о ценности родного русского языка, о необходимости бережного к нему отношения.
Задачи
Образовательные:
- закрепить и систематизировать знания детей по образовательной области "Речевое развитие".
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать грамматический строй речи детей, обогащать её словарный состав.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культурному наследию своего народа, любовь и бережное отношение к родному языку.
Материалы и оборудование:
1) Мультимедийное оборудование с аудиозаписями:
- веселая музыка "Выход Ириски";
- танцевальная музыка для игры "Назови одним словом".
2) Портрет А.С.Пушкина.
3) Костюм Ириски.
4) Звездочки - оценки.
5) Бабочки на нитке ( по количеству детей).
6) Цветы с картинками в серединке.
7) Карточки "Многозначные слова".
8) Карточки - загадки ( по количеству детей).
9) Поощрительное угощение всем участникам ( от Ириски - всем ириски ).
10) Приз победителю викторины.
Ход викторины
Ведущая
- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами разговариваем?(На русском). Верно. Русский язык очень красив и богат.Сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться между собой. И огромный вклад в развитие нашего с вами русского языка внёс известный всему миру и, конечно, знакомый вам великий русский писатель и поэт А.С.Пушкин. Поэтому сегодня, в день его рождения, отмечается Международный День русского языка.
(Звучит веселая музыка.В комнату входит Ириска. Здравствуйте, ребята.Меня зовут Ириска, а живу я в детской телепередаче про русский язык, которая называется "Абэвэгэдэйка". Меня пригласила к вам Светлана Алексеевна, чтобы отпраздновать вместе этот замечательный день.Вы не против? Я очень рада!
- Есть у каждого язык,
Что родной навеки.
Без родного языка
Нету человека!
Мы поем им , говорим
С самого рожденья.
Знать его мы все должны-
Это без сомненья!
Очень важно любить и хорошо знать свой язык. А вы его хорошо знаете? (Да!).
Ведущая
- А мы это сейчас и проверим. Сейчас мы проведём викторину "Как я знаю русский язык?".В ходе викторины будут звучать вопросы, предлагаться задания - нужно быть очень внимательными и быстрыми.Те , кто знает правильный ответ, поднимают руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ неправильный, пробует ответить кто - нибудь другой. За каждый правильный ответ участникам викторины будет вручаться звездочка.Тот, кто наберёт к концу игры больше всех звёздочек, станет победителем.
Ириска
- Условия игры - викторины всем понятны? Тогда начинаем. И вот первый вопрос:
- Из чего состоит слово?
( Из звуков) Правильно! Первая звездочка нашла своего хозяина.
Предлагаю поиграть.Игра называется "Бабочки и цветы". У вас в руках бабочки на ниточке, пока я читаю стишок, бабочки летают над цветами, как только стишок закончится, ваши бабочки должны опуститься на любой из этих цветков.Обратите внимание: в серединке каждого цветка картинка - слово. Чтобы получить свою звёздочку, вам нужно будет назвать первый звук в этом слове и ещё какое - нибудь другое слово, начинающееся на этот звук.
( Проводится игра "Бабочки и цветы", подводятся итоги, раздаются звёздочки).
Ведущая
- Молодцы, ребята! Многие справились с заданием, но а у кого не получилось, не огорчайтесь. Сейчас вам выпадет новый шанс заработать свои звёздочки.Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно следующее задание:
" Придумайте словосочетание со словом Россия."(Великая Россия, любимая Россия, могучая Россия, славная Россия, непобедимая Россия, православная Россия,
прекрасная Россия и т.д.).(Подводится итог).
- А теперь Нужно составить предложение, в котором есть слово Родина.(Я люблю свою Родину. Моя Родина - Россия. Я скучаю по Родине. Солдаты защищают Родину. Я вернусь на Родину. Бологое - моя Родина .)
Ириска
- Ребята, вы, наверное, немножко устали? Я снова предлагаю вам поиграть, а кто то заодно и звездочки заработает.
Игра называется " Назови одним словом". Пока звучит музыка, мы с вами будем танцевать, а как только музыка стихнет, я назову вам три разных слова, а вы замените три слова на одно общее. В круг скорей вставайте, игру начинайте.)
( Проводится игра "Назови одним словом:
Корова, кошка, волк - животные.
Синица, ворона, дятел - птицы.
Подосиновик, сыроежка, мухомор - грибы.
Яблоко, груша, банан - фрукты.
Стол, шкаф, диван - мебель.
Пять, восемь, два - числа
Чашка, кастрюля, тарелка - посуда.
Крыжовник, малина, смородина - ягоды.
Василёк, роза, ромашка - цветы.
Лук, помидор, картошка - овощи.
( Подводятся итоги.)
Ведущая
- Ребята, вы уже знаете, что некоторые слова в русском языке имеют несколько значений.Например , слово" коса "(демонстрирует карточки). Так вот слово "язык" тоже многозначное. Я разложила по комнате карточки - слова, вам нужно отыскать и принести мне только те из них, которые означают слово " язык"
(Проводится игра "Найди все значения слова.":
Язык во рту
Язык колокола
Язык пламени
Язык какого - нибудь народа).
Ведущая
-А ещё в русском языке про одно и то же можно сказать разными словами. Например,
быстрый - стремительный, громкий - звучный. Предлагаю поиграть в игру "Скажи по - другому"(Проводится игра: большой - огромный, громадный , великий;
ароматный - душистый;
привлекательный - приятный;
добрый - добродушный, доброжелательный, благодушный, душевный;
притомились - устали - замаялись.
Бежать во весь дух - бежать быстро.
Прикуси язык - Замолчи.
От дома до садика рукой подать - близко.
Ириска
- А теперь присаживайтесь на стулья и попробуйте отгадать, какое слово я задумала:
Пушистый, усатый, царапается и мурлыкает.(Котёнок) Молодцы! Сразу отгадали. А теперь ваша очередь загадывать.Я всем поочереди буду давать карточку - слово, а вы придумайте загадку.Если ребята отгадают вашу загадку, вы получите свою звёздочку.
(Проводится игра "Загадки - отгадки".)
Ведущая
- И последний конкурс литературный. Русские народные сказки, русскую детскую литературу знают и любят во всём мире. Посмотрим, знаете ли её вы.
1) К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты?
2) Кто вышел из маминой спальни, кривоногий и хромой?
3) Что попросил старик у золотой рыбки в первый раз?
4) На чём ездил Емеля дурак в лес за дровами?
5) Кто поджёг море синее?
6) "Крылатый, мохнатый и ..."
7) Кого князь Гвидон спас от когтей свирепого коршуна?
8) Что хотели заказать по телефону зайчатки? А мартышки?
9) Из чего был сделан домик Ниф - Нифа?
10) Кто пришёл названным гостем в дом к трём медведям?
Ну, что же, на этом наша викторина заканчивается.Пришло время подводить итоги.
Ириска
- Ой, как интересно! Давайте скорее звездочки считать!
(Подводятся общие итоги.Награждаются победители)
Ириска
- Друзья! Вы все большие молодцы! Я очень рада была с вами познакомиться, но мне уже пора.До новых встреч! (Уходит.)
Ведущая
- Как сказал один известный писатель, русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после летнего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Русский язык - это сокровище, доставшееся вам в наследство. Берегите свой родной язык, не засоряйте его плохими словами, усердно обучайтесь грамоте и, конечно же, читайте, читайте книги. Всего вам доброго.