Викторина "Загадки зимушки - зимы"
план-конспект занятия

Шматова Екатерина Руслановна

ВИКТОРИНА

«ЗАГАДКИ ЗИМУШКИ – ЗИМЫ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_zagadki_zimushki-zimy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА

«ЗАГАДКИ ЗИМУШКИ – ЗИМЫ».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

– Уточнять и систематизировать представления детей о зиме и зимних явлениях природы, особенности жизнедеятельности животных и растений.

– Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, чувство товарищества, уважения к партнерам и соперникам по игре.

– Воспитывать наблюдательность к природе, желание проявлять познавательный интерес к ней.

 

МАТЕРИАЛ:

Эмблемы для участников команд; комплекты карточек «Птицы». «Звери»; грамзапись «Времена года» Чайковского. Сосновая и еловая шишки, альбомные листы, карандаши, сладкие угощения, снежинки из бумаги, картины с зимним пейзажем; демонстрационное панно.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Подготовить две команды, придумать приветствие, сделать эмблемы.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

1часть. Вводная беседа «Зимушка-зима!».

Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

                                    (Зима)

Зима – прекрасная пора. Любит русский народ Зимушку – зиму. И на санях покататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить.

Есть у зимы три брата. Они очень похожи, но все же не одинаковые.

Первый, старший, зимний брат начинает зиму: с каждым днем все холоднее, морознее становится, реку льдом сковывает, а землю укрывает снежным покрывалом. Узнали этого брата? Назовите его. Правильно, это декабрь. В народе про него говорят: «Декабрь год кончает, а зиму открывает». Почему так говорят?

Второй, средний брат начинает новый год. По его команде лютует зимняя стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Что это за месяц? В народе говорят: «Январь – году начало, зиме середка». Как вы понимаете эту пословицу?

А третий, младший брат любит метели, сильные ветры. За это его в старину называли «снеговеем». Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. Какой это месяц? Правильно, это февраль.

Зима – пора, когда природа отдыхает. Заснули растения, заснули многие животные. И, тем не менее, жизнь продолжается, в том числе и в лесу.

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Покачнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые таит в себе зимний лес.

   2 часть. Игра – соревнование «Загадки Зимушки-зимы».

Воспитатель предлагает членам команд занять свои места (дети проходят и садятся на стульчики); объявляет, что счет будет производиться снежинками.

  1. Конкурс «Приветствие команд».

Команда «Зайчата»: Прыгает заинька,

                                   Прыгает беленький,

                                   Зайка – прыг, зайка – скок,

                                   Слышен зайкин голосок.

                                   Холодно заиньке,

                                   Холодно бедному.

                                   Как же быть мне зимой?

                                   Замерзает хвостик мой.

Команда «Бельчата»: Ах, как нам наскучили

                                     Вьюги, холода.

                                     И морозы жгучие,

                                     Словно навсегда.

                                     Рыженькие белочки

                                     Прячутся в дупло.

                                     Поскорей бы солнышко

                                     Ясное взошло.

  1. Конкурс «Разминка капитанов».

Воспитатель произносит слова, капитаны должны выделить лишнее. Объяснить свой выбор.

Капитану команды «Бельчата»:

– Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

– Липа, клен, ель, дуб.

– Синица, воробей, ласточка, сорока.

Капитану команды «Зайчата»:

– Лед, дождь, сосулька, снег.

– Лиса, волк, медведь, белка.

– Шуба, варежки, валенки, туфли.

    3. Конкурс «Найди правильный ответ?»

Вопросы 1-й команде:

– Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, змеи, муравьи и т.д.)

– Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола)

– Какая птица зимой птенцов выводит? (Клест)

– Что ест зимой лягушка? (Спит)

– Есть ли у белки враги? (Куница)

Вопросы 2-й команде:

– Кого мы повстречаем в зимнем лесу? (Дети перечисляют животных)

– У какого дерева иголки как у ежа? (У ели, у сосны)

– Какая птица прилетает к нам зимой с севера? (Снегирь, свиристель)

– Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод)

– Есть ли враги у зайца? (Дети перечисляют)

  1. Физкультурная пауза. Игра «У оленя дом большой».

Воспитатель произносит слова и показывает движения. Дети повторяют. Игра проводится 2-3 раза с нарастающим темпом.

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь ко мне стучится.

Тук-тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай,

Лапу мне давай.

    5. Конкурс « Кто лишний».

На демонстрационном панно для каждой команды выставлены две группы животных «птицы» и «звери». Дети должны назвать животных и выделить лишнего. Объяснить свой выбор.

«Бельчата»: Дятел, синица, воробей, кукушка. Лишняя кукушка. Зимой мы в лесу ее не повстречаем, так как она улетает в теплые края.

– По какой причине кукушка улетает в теплые края на зиму? (Нет пищи)

«Зайчата»: Белка, кабан, заяц, медведь. Лишний медведь. В зимнем лесу мы его не увидим, так как он спит в берлоге.

– Почему медведи спят зимой? (Нет пищи)

   6. Конкурс болельщиков «У кого, какой дом?»

У лисы… (нора).

у медведя… (берлога),

у дятла… (дупло),

у волка… (логово),

у мышки… (нора),

у белки… (дупло, гайно).

7. Конкурс «С какой ветки детки?».

Каждая команда получает задание: на подносе лежит шишка сосновая (еловая), карандаши с листом бумаги. Дети должны отгадать, от какой ветки эти детки, а, отгадав, нарисовать ветку с этого дерева. Дети выполняют задание, объясняют, что у них получилось.

  1. Конкурс «Загадалки».

Воспитатель предлагает отгадать загадки.

– Много-много звездочек,

   Тонких, как стекло.

   Звездочки холодные,

   А земле тепло.  (Снежинки)

– Художник веселый у нас во дворе

   Играет с детьми целый день в январе.

   Невидимой кистью взмахнет и в момент

   Всем щечки окрасит в малиновый цвет.

                                                              (Мороз)

– Растет она вниз головою,

   Не летом растет, а зимою.

   Но солнце ее припечет –

   Заплачет она и умрет.  (Сосулька)

– Гуляю в поле, летаю на воле,

   Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

   Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

                                                          (Метель)                                          

– Угадайте, что за птица: света яркого боится,

   Клюв – крючком, глаза пятачком,

   Ушастая голова. Как зовут ее?

                                           (Сова)

– Сердитый недотрога

   В глуши лесной живет.

   Иголок очень много,

   А нитки ни одной.

                                 (Еж)

   3 часть. Подведение итога игры-соревнования «Загадки Зимушки-зимы».

Ребята, настало время подвести итоги игры.

Воспитатель с детьми подсчитывают набранные очки (снежинки), объявляет результаты, раздает угощенье.

За хорошие знания в игре-соревновании

Зима вам посылает вкусности разные.

Берите, угощайтесь,

Зимушку прославляйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...