Викторина "Загадки зимушки - зимы"
план-конспект занятия
ВИКТОРИНА
«ЗАГАДКИ ЗИМУШКИ – ЗИМЫ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_zagadki_zimushki-zimy.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА
«ЗАГАДКИ ЗИМУШКИ – ЗИМЫ».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
– Уточнять и систематизировать представления детей о зиме и зимних явлениях природы, особенности жизнедеятельности животных и растений.
– Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, чувство товарищества, уважения к партнерам и соперникам по игре.
– Воспитывать наблюдательность к природе, желание проявлять познавательный интерес к ней.
МАТЕРИАЛ:
Эмблемы для участников команд; комплекты карточек «Птицы». «Звери»; грамзапись «Времена года» Чайковского. Сосновая и еловая шишки, альбомные листы, карандаши, сладкие угощения, снежинки из бумаги, картины с зимним пейзажем; демонстрационное панно.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Подготовить две команды, придумать приветствие, сделать эмблемы.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
1часть. Вводная беседа «Зимушка-зима!».
Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Зима – прекрасная пора. Любит русский народ Зимушку – зиму. И на санях покататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить.
Есть у зимы три брата. Они очень похожи, но все же не одинаковые.
Первый, старший, зимний брат начинает зиму: с каждым днем все холоднее, морознее становится, реку льдом сковывает, а землю укрывает снежным покрывалом. Узнали этого брата? Назовите его. Правильно, это декабрь. В народе про него говорят: «Декабрь год кончает, а зиму открывает». Почему так говорят?
Второй, средний брат начинает новый год. По его команде лютует зимняя стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Что это за месяц? В народе говорят: «Январь – году начало, зиме середка». Как вы понимаете эту пословицу?
А третий, младший брат любит метели, сильные ветры. За это его в старину называли «снеговеем». Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. Какой это месяц? Правильно, это февраль.
Зима – пора, когда природа отдыхает. Заснули растения, заснули многие животные. И, тем не менее, жизнь продолжается, в том числе и в лесу.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Покачнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые таит в себе зимний лес.
2 часть. Игра – соревнование «Загадки Зимушки-зимы».
Воспитатель предлагает членам команд занять свои места (дети проходят и садятся на стульчики); объявляет, что счет будет производиться снежинками.
- Конкурс «Приветствие команд».
Команда «Зайчата»: Прыгает заинька,
Прыгает беленький,
Зайка – прыг, зайка – скок,
Слышен зайкин голосок.
Холодно заиньке,
Холодно бедному.
Как же быть мне зимой?
Замерзает хвостик мой.
Команда «Бельчата»: Ах, как нам наскучили
Вьюги, холода.
И морозы жгучие,
Словно навсегда.
Рыженькие белочки
Прячутся в дупло.
Поскорей бы солнышко
Ясное взошло.
- Конкурс «Разминка капитанов».
Воспитатель произносит слова, капитаны должны выделить лишнее. Объяснить свой выбор.
Капитану команды «Бельчата»:
– Декабрь, январь, февраль, сентябрь.
– Липа, клен, ель, дуб.
– Синица, воробей, ласточка, сорока.
Капитану команды «Зайчата»:
– Лед, дождь, сосулька, снег.
– Лиса, волк, медведь, белка.
– Шуба, варежки, валенки, туфли.
3. Конкурс «Найди правильный ответ?»
Вопросы 1-й команде:
– Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, змеи, муравьи и т.д.)
– Чем выделяется береза зимой среди других деревьев? (Цветом ствола)
– Какая птица зимой птенцов выводит? (Клест)
– Что ест зимой лягушка? (Спит)
– Есть ли у белки враги? (Куница)
Вопросы 2-й команде:
– Кого мы повстречаем в зимнем лесу? (Дети перечисляют животных)
– У какого дерева иголки как у ежа? (У ели, у сосны)
– Какая птица прилетает к нам зимой с севера? (Снегирь, свиристель)
– Что птицам страшнее: холод или голод? (Голод)
– Есть ли враги у зайца? (Дети перечисляют)
- Физкультурная пауза. Игра «У оленя дом большой».
Воспитатель произносит слова и показывает движения. Дети повторяют. Игра проводится 2-3 раза с нарастающим темпом.
У оленя дом большой.
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит,
В дверь ко мне стучится.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай,
Лапу мне давай.
5. Конкурс « Кто лишний».
На демонстрационном панно для каждой команды выставлены две группы животных «птицы» и «звери». Дети должны назвать животных и выделить лишнего. Объяснить свой выбор.
«Бельчата»: Дятел, синица, воробей, кукушка. Лишняя кукушка. Зимой мы в лесу ее не повстречаем, так как она улетает в теплые края.
– По какой причине кукушка улетает в теплые края на зиму? (Нет пищи)
«Зайчата»: Белка, кабан, заяц, медведь. Лишний медведь. В зимнем лесу мы его не увидим, так как он спит в берлоге.
– Почему медведи спят зимой? (Нет пищи)
6. Конкурс болельщиков «У кого, какой дом?»
У лисы… (нора).
у медведя… (берлога),
у дятла… (дупло),
у волка… (логово),
у мышки… (нора),
у белки… (дупло, гайно).
7. Конкурс «С какой ветки детки?».
Каждая команда получает задание: на подносе лежит шишка сосновая (еловая), карандаши с листом бумаги. Дети должны отгадать, от какой ветки эти детки, а, отгадав, нарисовать ветку с этого дерева. Дети выполняют задание, объясняют, что у них получилось.
- Конкурс «Загадалки».
Воспитатель предлагает отгадать загадки.
– Много-много звездочек,
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
– Художник веселый у нас во дворе
Играет с детьми целый день в январе.
Невидимой кистью взмахнет и в момент
Всем щечки окрасит в малиновый цвет.
(Мороз)
– Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
– Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)
– Угадайте, что за птица: света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Как зовут ее?
(Сова)
– Сердитый недотрога
В глуши лесной живет.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(Еж)
3 часть. Подведение итога игры-соревнования «Загадки Зимушки-зимы».
Ребята, настало время подвести итоги игры.
Воспитатель с детьми подсчитывают набранные очки (снежинки), объявляет результаты, раздает угощенье.
За хорошие знания в игре-соревновании
Зима вам посылает вкусности разные.
Берите, угощайтесь,
Зимушку прославляйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...