Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Морозова Екатерина Юрьевна
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения. 2. Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

Тема: « Зима, зимушка, зима»

Подготовила воспитатель:

    Морозова Е.Ю

2015 г.

Цель:      Обобщить знания детей о зиме как времени года.

Задачи:

  1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
  2. Познавательное развитие: закрепление  знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
  3. Речевое развитие: учить правильно, согласовывать  существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
  4. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
  5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук

Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.

Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.

Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч,  листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.

Технологическая карта

Этапы НОД

Действия педагога

Действия воспитанников

Организационный момент

Сюрпризный момент-включение мелодии П.И.Чайковского «Времена года», чтение под музыку стихотворения.

Слушание детьми мелодии и стихотворения

Включение в игровую ситуацию, опыт со снегом.

Предложить рассказать стихи о зиме, внесение снега, опыт со снегом.

Рассказывание стихов, участие детей в опыте со снегом.

Игра «Подбери нужное слово» (словарная работа»

Предлагает поиграть в мяч и ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы, выполняют действия с мячом.

Беседа: «Животные, птицы и деревья зимой»

Задаёт вопросы по теме.

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Игра «Зимние забавы»

Включает быструю музыку и просит поиграть в зимние забавы (имитация движений)

Выполнение задуманных движений  под весёлую музыку

Творческая работа детей с раздаточным материалом

Просит детей сесть на свои места и нарисовать картину о зиме, способы рисования на выбор.

Выбирают раздаточный материал и выполняют работу по желанию

Оценка деятельности детей в течении НОД

Комментирует оценку деятельности воспитанников.

Делятся впечатлениями

Ход занятия:

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель включает мелодию из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Читает стихотворение И. Никитина «Ветрена зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Продолжает ребёнок.

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. С. Пушкин

- Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Назовите эти месяцы и расскажите о них стихами С.Я. Маршака. (Декабрь рассказывают двое детей. Январь и февраль — по одному ребенку.)

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)

 Какие ещё  явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.

 Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.

Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.

Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2—3 рассказа. А насекомые куда подевались? О них рассказывает один ребенок со специально подготовленным рассказом.

 «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею тихо, непробудно».

- Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.

- Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.

Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.

- Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?

А какие у вас забавы да игры зимой?

Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.

- Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься — имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)

Каким праздником мы проводим зиму? — Веселой Масленицей.

Вспомните, как это было в прошлом году? (1—2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.

Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз!

- А приметы?

Дым столбом — к морозу.

Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Кошка в печурку — стужа во двор.

- Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.

Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

- Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор  листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.

Итог занятия.

 Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы  детей  по своим рисункам. Оцениваются работы детей.

Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями:

Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.

Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.

Предложить родителям почитать дома на выбор произведения о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимушка зима".

Тема :"Белоснежная зима" Задачи: 1 .Продолжать учить детей составлять неболшой рассказ, используя мнемотаблицу.2.Активизировать словарь по теме “Зима”.3. Упражнять в словообразовании от слов...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Обогащать словарь детей качественными прилагательными. ...

НОД (открытое занятие в старшей группе) "Зимушка-зима" (нетрадиционное рисование манной крупой)

В данном интегрированном занятии рассматривается новый для малышей способ нетрадиционного рисования манной крупой. К этому же занятию подготовлена презентация "Зима в картинах русских художников"...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимушка-зима"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию     в старшей группе...

Конспект занятия для старшей группы "Зимушка - зима"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимушка - зима"....

Конспект Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка – зима»

Тема: Зимушка- зима»Возрастная группа: старшаяФорма НОД: познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)Форма организации (подгрупповая)Цель: Развивать познавательную актив...