Музыкально- познавательное развлечение "День рождения домовёнка Кузьки", посвящённое юбилею сказки Т.Александровой.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Мероприятие посвящено юбилею детской сказки советской писательницы Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Знакомя детей с данным произведением и традициями празднования дня домовых на Руси, мы преследуем цель приобщения подрастающего поколения к современной литературе, ознакомление с бытом русского народа, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В данном случае литературное произведение рассматривается в формате музыкально-познавательного развлечения, а не в форме чтения и рассказа произведения.
Данное мероприятие предполагает, что, благодаря знакомству с традициями и бытом русского народа в познавательно - игровой форме, воспитанники детских садов будут проявлять стойкий интерес к исконно народным культурным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкально- познавательное развлечение "День рождения домовёнка Кузьки". | 27.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Парус» города Анадыря»
Тема: Музыкально - познавательное развлечение
«День рождения домовёнка Кузи»
Разработала:
Музыкальный руководитель
Краснова Евгения Юрьевна
Анадырь - 2018
Пояснительная записка:
Мероприятие посвящено юбилею детской сказки советской писательницы Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Знакомя детей с данным произведением и традициями празднования дня домовых на Руси, мы преследуем цель приобщения подрастающего поколения к современной литературе, ознакомление с бытом русского народа, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Данная разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В данном случае литературное произведение рассматривается в формате музыкально-познавательного развлечения, а не в форме чтения и рассказа произведения.
Данное мероприятие предполагает, что, благодаря знакомству с традициями и бытом русского народа в познавательно - игровой форме, воспитанники детских садов будут проявлять стойкий интерес к исконно народным культурным ценностям.
Тема: Музыкально - познавательное развлечение «День рождения домовёнка Кузи»»
Цель: воспитывать у детей интерес к современной детской литературе и традициям русского народа.
Задачи:
- Познакомить с автором и героями известной сказки Т. Александровой «Домовёнок Кузька», которой в этом году исполняется 40 лет.
- Расширить представление детей о персонаже русских поверий - домовом.
- Вызывать интерес к русской народной традиции празднования «Дня домового».
- Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу.
Оборудование:
Музыкальный центр, музыка для танцев и песен.
Костюмы Домового и бабы Яги.
Метла, сундучок с нарядами для игры.
Ход:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Ребята мы собрались сегодня в нашем зале, чтобы поздравить с днём рождения нашего замечательного друга- Домовёнка Кузьку. Кузьке сегодня исполняется 40 лет. В 1977 году писательница Татьяна Ивановна Александрова, посмотрите, вот её портрет (детям показывается портрет Т.Александровой) написала сказку о маленьком домовенке. А работала Татьяна Ивановна мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где делают замечательные мультфильмы. И вот по этой сказке Татьяна Ивановна и её друзья - мультипликаторы нарисовали мультфильм, который мы все с вами очень любим. Правда, любим?
Дети отвечают.
Ведущий: Ну-ка, я хочу узнать, кто в нашем зале любит этот мультик. Сейчас те, кому он нравится, похлопайте в ладоши. Раз, два, три!
Дети хлопают.
Ведущий: Ну, я смотрю, проверять кому не нравится, не стоит. Ребята, а вы знаете, кто это такой, домовой?
Дети отвечают.
На экране показ картинок с изображением домового.
Ведущий: Домовым, ребята, наши далёкие предки называли дух, который живёт в доме, охраняет его, помогает хозяевам вести хозяйство. Он не виден людям, но люди чувствовали его присутствие в доме. То скрипеть начнёт, то стучать, а ещё он большой шутник, может щекотать спящих, или спрятать нужную вещь в самое неожиданное место или утащить и запутать моток ниток, словно котёнок. При этом никому не причиняет существенного вреда, а если ласково и почтительно попросить его вернуть вещь на место — не откажет в помощи.
Домовой, как известно, не любит показываться людям, а предупреждает о событиях в доме разными действиями, которые производит:
- Дёргает за волосы — к семейной ссоре.
- Стучит по трубе — к обидам.
- Гремит посудой — к пожару.
- Охает — к убыткам.
- Плачет — к горю.
Днём он передаёт предупреждения и предсказания через кошку
Если кошка:
- …долго умывается — жди гостей;
- …скребет лапами по полу — к метели;
- …лезет на кровать — к холодам;
- …ложится животом вверх — к благополучию в семье;
- …тянется лапами к хозяину (или хозяйке) — к прибыли
Когда люди переезжали в новый дом, было принято брать хлебную лопату и, приговаривая «садись в сани да поезжай с нами», «перевозить» домового из старого дома в новый. Прежде домового в дом обычно запускалась кошка — считалось, что дружный с ней дух не сможет оставить в одиночестве подружку по переезду, и непременно последует за ней в новое жилище.
У домовых есть свой праздник. Для них, вроде, как для нас, Новый год — с 10 на 11 февраля. В эти дни надо обязательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. Вообще домовые зимой спят. Но в эту ночь просыпаются и гуляют, веселятся и шумят. Ну, а у людей появляется главнейшая задача в этот момент — задобрить и угостить Домового, чтобы он не сердился, а только радовался своему праздничному дню, и принёс только счастье и достаток в каждый дом.
Раньше в деревнях горшочек с кашей оставляли за печкой (там, где домовой обитает), да обкладывали горячими углями, чтобы к полуночи, когда домовой придёт ужинать, каша не остыла. А вы можете поставить мисочку, укутанную для тепла полотенцем, в тёмном углу возле плиты или под батареей — Дедушка тепло любит. В полночь домовой выйдет, поужинает и станет добром служить хозяевам.
Когда домового угощают кашей, то приговаривают:
«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
И ешь пироги — наш дом береги».
Вед: А теперь, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Кузька (высовывает голову)
Реб1.: А какие у нас чудеса?
Реб2.: Невидимка в саду завёлся?
Вед. Нет! Не котёнок, не мышонок
И ведь даже не ребёнок… .
А маленький домовёнок!
Вбегает взлохмаченный Кузька
Вед: Вот видите, я ведь говорила…
Кузька: Я бежал, бежал, устал!
Вед: Здравствуй, Кузенька.
Кузя (ведущему): Здрасти. ( детям) Ба-а! Знакомые все лица! Привет!
Вед.: Кузя, мы поздравляем тебя с Днём рождения!
Кузя: С Днём рождения? Ах, да! Точно! Моя мама, Татьяна Ивановна Александрова, сочинила про меня сказку. И сегодня у меня день рождения. А вам мамы и папы читали про меня сказку?
Дети: отвечают.
Кузя: А мультик вы смотрели про меня?
Дети: отвечают.
Кузя: Ну, тогда мы с вами старые приятели! Даже можно сказать друзья! А друзей всегда на день рождения приглашают. А как мы будем праздновать мой день рождения?
Вед.: Мы, Кузя для тебя приготовили сюрприз.
Кузя: Да? Какой?
Вед.: А ты ничего не замечаешь?
У детей одежда одета шиворот навыворот. Разные носки, башмаки и тп.
Кузя: Где? Ух, ты! Какие вы смешные! Ха-ха-ха! Ну и насмешили! Вот спасибо! Я очень люблю, когда люди веселятся, и дружно живут друг с другом.
Вед.: А у нас, Кузя, очень дружные ребята и мы тебе сейчас споем песню про дружбу, это и будет нашим подарком тебе на день рождения.
Дети исполняют «Песенку друзей».
Кузя: Вот спасибо! Ну, молодцы! А играть вы любите?
Дети: отвечают.
Кузя: Ну, тогда… Ох, беда, беда, огорчение!
Хозяйство –по миру, убытки не меряны!
Вед: Что случилось, Кузя?
Кузя: Сундук с играми пропал! Ох, ох, ох! А как мы бы с ним поиграли!
Вед: Не расстраивайся, Кузенька! Мы с ребятами много игр знаем и тебя научим. Ты какие игры любишь?
Кузя: Я? Я люблю, чтобы в доме порядок был и веселье!
Вед.: Отлично. Сейчас мы этим и займёмся. Будем играть в игру «Уборка дома».
Игра «Уборка дома».2 команды, 2 веника, на полу маленькие пластмассовые мячики. Надо загнать веником шарик на совок и скинуть его в ведерко.
Кузя: Ай да, молодцы! Ай да, хозяйственные!
Вед.: А на дне рождения всегда чай пьют с угощениями.
Кузька: Да, только самовар-то сначала наполнить надо.
Проводится игра « Наливаем самовар»
Дети берут детские ведёрки, наполненные синими пластмассовыми мячиками, в обе руки и бегут по залу, оббегают ориентир, передают следующему игроку. Играют две команды, по 4 человека.
Кузя: Нравится мне у вас! Ребятишки дружные! Ой-ой-ой!
Звучит музыка «Полет Бабы Яги», в зал на метле влетает Баба Яга, Кузька бегает от неё по залу.
Б.Я. Стой! Не уйдёшь! ….Яхонтовый ты мой ! Поди к бабуле!
Кузька: Не-ет. Не хочу! Ты меня в сою избушку на курьих ножках запрёшь, спать заставишь, а я спать-то совсем не хочу, зима кончается! Да и День рождения у меня сегодня. Не пойду! Даже не уговаривай!
Б.Я. День рождения? Это ж сколько тебе лет стукнуло?
Кузя: Да столько же, сколько и тебе. 40! Мы же с тобой из одной сказки!
Б.Я. Из одной, да не из одной.
Кузя: Это как?
Б.Я. Так это тебя Татьяна Ивановна Александрова 40 лет назад придумала, а меня-то народ давным-давно придумал. Я в твою сказку из других попала. Счастья искала. Уж очень мне счастья захотелось. А домовой в дом счастье приносит! Пойдём ко мне жить! Яхонтовый мой!
Кузя: Не-не-не! И не уговаривай! Мне вот тут понравилось. Я у ребят тут жить буду. Можно?
Ведущий: Ну, что, ребята, разрешим Кузе жить у нас в детском саду?
Дети отвечают.
Ведущий: Поселяйся, Кузенька, у нас, мы будем очень рады.
Б.Я.А я как же? Я же тоже веселиться хочу.
Ведущий: Не переживай, бабушка, мы сейчас тебя повеселим. Танцевать ты любишь?
Б.Я. Как не любить. Я в молодости первая танцовщица в нашем лесу была.
Кузя: Так давайте танцевать!
Дети и Кузя с Бабой Ягой исполняют «Танец по показу персонажей».
Кузя: Эх, жалко, что сундучка моего нет, поиграли бы сейчас!
Б.Я.А вы со мной тоже поиграли бы?
Кузя: Конечно.
Б.Я. А сундук-то какой? Ни этот? (вытаскивает припрятанный сундук).
Кузя: Ах, вот значит, кто сундук мой украл, игры у ребят забрал?
БЯ: Не серчай, ты мой родной, сундучок верну я твой!
(отдаёт сундук Кузе)
Кузя: Вот он, сундучок мой заветный!
Сундучок мой, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!
Игра «Сундук».
Играют все девочки и Баба Яга. Под музыку бегут вокруг сундука, на остановку музыки - сесть на сундук. Кто вперёд, тот открывает сундук и одевает одну любую вещь из сундука (шляпку, юбку, фартук, бусы и т. д.) .
Кузя: Вот спасибо, замечательно повеселились! Это хорошо, когда весело, когда все живут дружно!
Ведущий: Да, Кузенька, у нас ребята очень дружные. И мы приглашаем вас с Бабой Ягой в наш дружный хоровод.
Дети и персонажи исполняют хоровод «Шире круг».
Кузя: Какие вы мне хорошие подарки на день рождения сделали! Спасибо вам! А я вам угощение приготовил!
Кузя передаёт ведущему угощение.
Ведущий: Тогда пойдёмте пить чай с угощениями.
Дети и персонажи идут в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения в ср. гр. "В гостях у домовёнка Кузьки"
Предлагаю вашему вниманию сценарий масленичного развлечения для средней группы, в котором дети в игровой форме получают информацию не только о весёлом народном празднике., но и о русской печке-кормили...
Летние каникулы домовёнка Кузьки. Методическая авторская разработка открытого спортивно-музыкального развлекательного мероприятия (Благодаренко Галины Викторовны)
Музыкально-спортивное развлечение про Бабу-Ягу, которая готовится встретить своего внучка домовёнка Кузю.Бабу-Ягу постоянно преследуют различные неприятности. Ребята стараются помочь приод...
Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста по произведению Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька»
Закреплять и систематизировать знания детей о произведении Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька». Воспитывать бережное, трепетное отношение к книге....
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Приключения Домовёнка Кузьки».
- продолжить знакомство детей с Конвенцией о правах детей; закрепить знание детьми уже изученных прав (право на имя, право на семью, право на отдых); дать общее представление о праве на жильё и защиту...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Приключения Домовёнка Кузьки».
Задачи: - продолжить знакомство детей с Конвенцией о правах детей; закрепить знание детьми уже изученных прав (право на имя, право на семью, право на отдых); дать общее представление о праве на жильё ...
Сказка по ПДД "Как домовёнок Кузька знакомился с правилами дорожного движения"
Сказка авторская. За основу взят всем известный сказочный персонаж - забавный Домовёнок. Здесь рассказывается о том, как Кузька знакомился с правилами дорожного движения....
Сценарий новогоднего праздника "Сундучок со сказками домовёнка Кузьки" для детей старшей группы ДОУ
Новогодний утренник для детей старшего возраста детского сада...