Осенний праздник "Гуляние в горнице"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сценарий мероприятия в рамках приобщения детей к традициям и обычаям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulyanie_v_gornitse_.odt | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №5 г. Велижа
Осенний праздник
"Гуляние в горнице"
(для детей подготовительного дошкольного возраста)
Подготовила:
.воспитатель Версина В.С,
2021 г.
Цель: приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
расширять кругозор детей о русских традициях, обычаях, используя:
устное игровое творчество, игровую деятельность;
расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей;
Развивающие:
развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.
способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, игр, фольклора;
создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.
Воспитательные:
воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.
воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
Предшествующая работа: Незадолго до проведения мероприятия (в начале ноября) воспитатель беседует с детьми о роли календарных праздников в жизни крестьян, о традициях и обычаях и т. п.
Оборудование и инвентарь: народные костюмы для действующих лиц, поднос с пирогом, бутафорские дрова для игры «Раз – дрова, два – дрова…», детские ведерки, имитированный колодец, коромысло, имитированная печка, чугунки, скалка, прялка, имитированные хлебо-булочные изделия, лавки, рушники на стенах, посуда, утварь.
Место проведения: МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа, музыкальный зал..
Ход развлечения
Звучит мелодия русской народной песни. Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками. Гостей встречают Хозяюшки дома (они же ведущие) в праздничном русском наряде, накинутой на плечи цветастой яркой шали и два ребенка. Музыка постепенно стихает.
Хозяюшка1( обращается к гостям):
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час —
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хозяюшка2
Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.
Здесь для вас обряды русские
И медовый каравай.
Хозяюшка1
И места гостям приметные —
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Здравствуйте гости дорогие!
(Хозяйка кланяется по русскому народному обычаю) .
1-й реб. Добро пожаловать к нам в гости.
Милости просим.
2-й реб. Если величать так на пороге встречать.
1-й реб. Для каждого найдется доброе словечко
И теплое местечко.
2-й реб ( девочка держит хлеб- соль на рушнике)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро от души
С уважением большим
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
1 –й реб. Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим
Поклоняясь отведать просим
Хозяюшка2
Дорогой наш гость и друг принимай хлеб - соль из рук.
Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.
Хозяюшка1
Рады вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под русскую народную музыку входят дети с воспитателями.
Хоровод «Горница –узорница»
Хозяюшка 1: Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть в нашей горнице.
Проходите. Горница у меня большая, светлая, всем места хватит.
Дети: Хлебу да соли долог век! Слава! Хозяйке нашей более того!
Хозяюшка 2: Откуда вы пришли? Долог ли ваш путь?
Воспитатель1 (Поликарпова): Мы пришли из деревни Веселухино. Где никогда не смолкает веселье. Где песни и пляски круглый год. А стоит наша деревняна перекрестке двух дорог. Кто не пройдет, всяк рассмеется. Кто не проедет, всяк спляшет.
Воспитатель 2 (Версина):А мы из Потешкина! У нас все задом наперед. Пойдешь налево, придешь направо. Бросишь высоко, летит далеко. А живем мы под горой, на березе, на большой. Когда надо умываться, мы на луг идем купаться.
Хозяюшка1: Вот какие вы веселые.А для гостей споете?
Русская народная песня «К нам гости пришли...».
Воспитатель 1: Мы из деревни Веселухино и игры, песни, танцы у нас веселые, задорные.
Ребенок 1: На завалинке в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Ребенок 2: А играли как!
Игры были хороши,
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Ребенок 3: При лучине ли сидели
иль под светлый небосвод-
говорили, танцевали
да водили хоровод.
Воспитатель 1: И мы приглашаем вас на веселый перепляс.
Веселый русский танец (Валенки).
Хозяюшка 1:А чем нас порадуют гости из Потешкина, что принесли с собой?
Воспитатель 2: Конечно потешные частушки!Вам, девчоночки-болтушки, спеть придется вам частушки!
Ребенок: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Ребенок: Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяюшка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Ребенок: Конечно, чепуха!
«Чепуха-частушки»
Ребенок 1: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Ребенок 2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Ребенок 3: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Ребенок 4: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Все 4 ребенка: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что б вы нам похлопали.
Хозяюшка 1: Спасибо за частушки потешные! Где песня льется, там легче живется!
Песня «Осень милая шурши»
Хозяюшка2: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вышивает, кто ткёт...А вот тех, кто трудиться не желал, в делах не преуспевал, – наоборот, всячески высмеивали.
Хозяюшка1:– Знавала я одного такого «работничка», все бока себе намял, на лавке-то лежа, уж такой трудяга был! Кушать очень любил, а работать – он без сил…
Разыгрывается сценка. На лавке лежит увалень по имени Ванюша. Он лениво грызет леденцы, почесывая пятки. Рядом с ним по хозяйству возится мать, роль которой исполняет Хозяйка. С двумя пустыми ведрами она подходит к сыну.
Мать(слабым усталым голосом). Ты б, Ванюшенька, помог бы мне. За водицей надобно сходить, тесто собираюсь замесить, хочу вот пирожочками тебя, сынок, накормить…
Ванюша(лениво потягиваясь).
Не! Я не могу!
Повредил на днях ногý.
Пятка ноет и болит
И в носу с утра свербит(чихает).
Заболел я чтой-то, маманька,
От меня ты уж отстань-ка!
Поворачивается на другой бок.
Доченька:Мама, давай я за водой схожу( берет коромысло с ведрами и идет за водой)
Ванюша отмахивается от назойливых мух.
Ванюша. Кыш, кыш, окаянные, управы на вас нет…
Мать вновь подходит к сыну.
Мать.
Ты, Ванюша, сынок,
Встал бы с лавочки, помог!
Надо б дров принести,
Да вот пол подмести…
Ванюша(с раздражением).
Чтой-то ноет в пояснице,
Отдает ажник в мизинце
(показывает палец).
Надрываться не могу,
Как тебе я помогу?
Заболел я чтой-то, маманька,
От меня ты уж отстань-ка!
Доченька: Мама, давай я за дровами схожу(уходит за дровами)
Мать, горестно покачивая головой, уходит. Ванюша фальшиво напевает: «Вдоль по улице метелица метет…». Входит мать с большим блюдом пирожков, ставит его на стол. Ванюша резво вскакивает и, направляясь к пирожкам, приговаривает:
– Как же я изголодался…
Мать:(осуждающе покачивая головой).
Да не больно утруждался!
Почитай, почти что день
Ублажал свою ты лень!
До работы не охоч,
Отойди-ка, Ваня, прочь!
Перестань лениться,
Научись трудиться!
По хозяйству помоги,
А потом ешь пироги!
Схватив со стола полотенце, Хозяюшка отгоняет Ванюшу от пирожков. Тот с набитым ртом с обидой ревет: «Маманя!» и под смех детей убегает. Хозяйка, смеясь, обращается к детям.
– Ребята, а среди вас случайно нет таких вот Ванюш?
Дети. Нет!
Хозяюшка. Ой ли? Не слышу вашего ответа…
Дети(громче). Нет, нет!
Хозяюшка1: Сейчас мы это выясним. В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
Предлагаю доказать на деле, какие вы работники. Кто согласен, выходи!
Проводится игра «Раз – дрова, два – вода…». Из желающих принять участие в игре формируются две команды. Перед одной из них лежит кучка дров. Переддругой стоит имитированный колодец с детскими ведрами. По команде впереди стоящие дети одной команды берут по одному полену и передают следующему члену своей команды, дети другой команды -берут ведро и передают следующему члену своей команды и так далее. Дети, стоящие в конце команд, получив очередные поленья, складывают их в поленницу или ведра с «водой».Побеждает та команда, которая первой закончит свою работу, выполняя ее дружно и слаженно.Хозяюшка хвалит детей:
.– Молодцы, ребята, работы, как я посмотрю, вы не боитесь!
Воспитатель 1:
Желаю ребята!
Расти вам помощниками,
Добрым, умным, да здоровым
Я спрошу вас, попытаю вас,
Любите ли вы играть,
Себя забавлять? (дети отвечают)
Пусть мой котик у печи погреется,
Как у нашего кота, шуба очень хороша.
Как у котика усы, удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
А козлику дозвольте тут поскакать.
Пойди, пойди, козлик ближе,
Поклонись, поклонись по ниже
Хозяевам, да хозяюшкам,
Да малым детушкам.
А теперь ногами топ – топ,
Да копытцами стук - стук
А вот козел рогом, рогом
Да вертит хвостом,
Как снежным кустом.
Козел:
Я ногами топчу,
До того играть хочу.
Выходите все вперед
Музыка играть зовет.
Русская народная игра -хоровод «Шел козел по лесу»
Воспитатель 2Хорошо играем да друг друга веселим,
Скуки не знаем, праздник отмечаем…
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая музыка, песни. Даже пословица была «Делу время - потехе час».
Хозяюшка 1: Давайте и мы с вами отдохнем и послушаем прекрасную песню в исполнении наших девчонок.
Песня "Русские традиции"
После окончания песни Хозяйка подходит к «окошку» и, отодвинув в сторону занавеску, выглядывает «на улицу».
Хозяюшка1(зябко кутаясь в шаль). Холодно-то как на дворе нынче, чувствуется приближение зимы. Ноябрь – месяц холодный и ветреный, земля инеем покрывается, лужицы льдом затягиваются.
А нам холод нипочем,
Мы сейчас плясать пойдем.
Сапогами топать
Да в ладоши хлопать…
Русский народный танец «Калинка малинка»
Хозяюшка1:
Будем веселиться, песни петь, плясать,
В игры разные играть,
Смеяться и шутить,
Никому не дам грустить!
Русская народная игра «Ручеек»
Хозяюшка 1: Ох и здорово мы повеселились, но надо и честь знать.
Ребенок 1: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Ребенок 2: Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяюшка 1:
Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите, самовар уже пыхтит! Мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
Любите вы чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями?
Хозяюшка 2: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!
Звучит народная мелодия. Дети садятся за стол, пьют чай.
Используемая литература:
1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005
2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н. Н / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Светлая горница"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
"Как уютна наша горница."
Воспитание патриотических чувств через приобщение к отечественной народной культуре...
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Музыкально- спортивный праздник "Гуляние в горнице"
Звучит мелодия русской народной песни. Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогам...