Музыкально- спортивный праздник "Гуляние в горнице"
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Лукашевич

Звучит мелодия русской народной песни. Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками. Гостей встречают Хозяюшки  дома (они  же ведущие) в праздничном русском наряде, накинутой на плечи цветастой яркой шали и два ребенка. Музыка постепенно стихает.

Хозяюшка1( обращается к гостям):

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час —

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хозяюшка2

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяюшка1

И места гостям приметные —

Будет праздничный вам стол:

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_prazdnik_gulyanie_v_gornitse.docx36.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №5 г. Велижа

Осенний  праздник

"Гуляние в горнице"

(для детей  подготовительного  дошкольного возраста)

                                                                                                              Подготовила:

Лукашевич Елена Анатольевна

Учитель - логопед.

Умарова Алла Александровна,

музыкальный руководитель.

2021 г.

Цель: приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

расширять кругозор детей о русских традициях, обычаях, используя:

устное игровое творчество, игровую деятельность;

расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей;

Развивающие:

развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;

формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

 способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, игр, фольклора;

создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.

Воспитательные:

воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.

воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Предшествующая работа:  Незадолго до проведения мероприятия (в начале ноября) воспитатель беседует с детьми о роли календарных праздников в жизни крестьян, о традициях и обычаях и т. п.

Оборудование и инвентарь: народные костюмы для действующих лиц, поднос с пирогом, бутафорские дрова для игры «Раз – дрова, два – дрова…», детские ведерки, имитированный колодец, коромысло, имитированная печка, чугунки, скалка, прялка, имитированные хлебо-булочные изделия, лавки, рушники на стенах, посуда, утварь.

Место проведения: МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа, музыкальный зал..

Ход развлечения

Звучит мелодия русской народной песни. Зал оформлен в стиле русской горницы – лавки, полотенца на стенах, посуда, утварь, печь русская, народные шумовые инструменты, столы с бутафорскими пирогами, баранками. Гостей встречают Хозяюшки  дома (они  же ведущие) в праздничном русском наряде, накинутой на плечи цветастой яркой шали и два ребенка. Музыка постепенно стихает.

Хозяюшка1( обращается к гостям):

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час —

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Хозяюшка2

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяюшка1

И места гостям приметные —

Будет праздничный вам стол:

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Здравствуйте гости дорогие!

(Хозяйка кланяется по русскому народному обычаю) .

1-й реб.   Добро пожаловать к нам в гости.

                 Милости просим.

2-й реб.   Если величать так на пороге встречать.

1-й  реб.  Для каждого найдется доброе словечко

                 И теплое местечко.

2-й реб  ( девочка держит хлеб- соль на рушнике)

                 Если мы хотим кого-то

                 Встретить с честью и почетом

                 Встретить щедро от души

                 С уважением большим

                То гостей таких встречаем

                 Круглым пышным караваем.

 1 –й реб.  Он на блюде расписном

                  С белоснежным рушником

                  С караваем соль подносим

                 Поклоняясь отведать просим

Хозяюшка2

Дорогой наш гость и друг принимай хлеб - соль из рук.

Дети вручают хлеб – соль гостям, кланяются в пояс.

Хозяюшка1

Рады вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под русскую народную музыку входят дети с воспитателями.

Хоровод «Горница –узорница»

Хозяюшка 1: Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть в нашей горнице.
Проходите. Горница у меня большая, светлая, всем места хватит.

Дети: Хлебу да соли долог век! Слава! Хозяйке нашей более того!

Хозяюшка 2: Откуда вы пришли? Долог ли ваш путь?

Воспитатель1 (Поликарпова): Мы пришли из деревни Веселухино. Где никогда не смолкает веселье. Где песни и пляски круглый год. А стоит наша деревняна перекрестке двух дорог. Кто не пройдет, всяк рассмеется. Кто не проедет, всяк спляшет.

Воспитатель 2 (Версина):А мы из Потешкина! У нас все задом наперед. Пойдешь налево, придешь направо. Бросишь высоко, летит далеко. А живем мы под горой, на березе, на большой. Когда надо умываться, мы на луг идем купаться.

Хозяюшка1: Вот какие вы веселые.А для гостей споете?

Русская народная песня «К нам гости пришли...».

Воспитатель 1: Мы из деревни Веселухино и игры, песни, танцы у нас веселые, задорные.

Ребенок 1: На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок 2: А играли как!

 Игры были хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок 3: При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, танцевали

да водили хоровод.

        Воспитатель 1: И мы  приглашаем вас на веселый перепляс.

Веселый русский танец (Валенки).

Хозяюшка 1:А чем нас порадуют гости из Потешкина, что принесли с собой?

Воспитатель 2: Конечно потешные частушки!Вам, девчоночки-болтушки, спеть придется вам частушки!

Ребенок: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Ребенок: Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

 Хозяюшка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Ребенок: Конечно, чепуха!

«Чепуха-частушки»

Ребенок 1: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

           Чистая чепуха!

           Чипа- чипа, а - ха – ха-

           В самом деле, чепуха!

Ребенок  2: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Ребенок 3: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Ребенок 4: На горе верблюд пасется

                     В белых вышитых штанах.

                     А за ним блоха несется

                     На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Все 4 ребенка: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что б вы нам похлопали.

Хозяюшка 1: Спасибо за частушки потешные! Где песня льется, там легче живется!

                                           Песня «Осень милая шурши»

Хозяюшка2: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской  избе — и снова работа: кто прядёт, кто вышивает, кто ткёт...А вот тех, кто трудиться не желал, в делах не преуспевал, – наоборот, всячески высмеивали.

Хозяюшка1:– Знавала я одного такого «работничка», все бока себе намял, на лавке-то лежа, уж такой трудяга был! Кушать очень любил, а работать – он без сил…

Разыгрывается сценка. На лавке лежит увалень по имени Ванюша. Он лениво грызет леденцы, почесывая пятки. Рядом с ним по хозяйству возится мать, роль которой исполняет Хозяйка. С двумя пустыми ведрами она подходит к сыну.  

Мать(слабым усталым голосом). Ты б, Ванюшенька, помог бы мне. За водицей надобно сходить, тесто собираюсь замесить, хочу вот пирожочками тебя, сынок, накормить…

Ванюша(лениво потягиваясь).

Не! Я не могу!

Повредил на днях ногý.

Пятка ноет и болит

И в носу с утра свербит(чихает).

Заболел я чтой-то, маманька,

От меня ты уж отстань-ка!

Поворачивается на другой бок.

Доченька:Мама, давай я за водой схожу( берет коромысло с ведрами и  идет за водой)

Ванюша отмахивается от назойливых мух.

Ванюша. Кыш, кыш, окаянные, управы на вас нет…

Мать вновь подходит к сыну.

Мать.

Ты, Ванюша, сынок,

Встал бы с лавочки, помог!

Надо б дров принести,

Да вот пол подмести…

Ванюша(с раздражением).

Чтой-то ноет в пояснице,

  Отдает ажник в мизинце

(показывает палец).

Надрываться не могу,

Как тебе я помогу?

Заболел я чтой-то, маманька,

От меня ты уж отстань-ка!

Доченька: Мама, давай я за дровами  схожу(уходит за дровами)

Мать, горестно покачивая головой, уходит. Ванюша фальшиво напевает: «Вдоль по улице метелица метет…». Входит мать с большим блюдом пирожков, ставит его на стол. Ванюша резво вскакивает и, направляясь к пирожкам, приговаривает:

– Как же я изголодался…

Мать:(осуждающе покачивая головой).

Да не больно утруждался!

Почитай, почти что день

Ублажал свою ты лень!  

До работы не охоч,

Отойди-ка, Ваня, прочь!

Перестань лениться,

Научись трудиться!

По хозяйству помоги,

А потом ешь пироги!

Схватив со стола полотенце, Хозяюшка отгоняет Ванюшу от пирожков. Тот с набитым ртом с обидой ревет: «Маманя!» и под смех детей убегает. Хозяйка, смеясь, обращается к детям.

– Ребята, а среди вас случайно нет таких вот Ванюш?

Дети. Нет!

Хозяюшка. Ой ли? Не слышу вашего ответа…

Дети(громче). Нет, нет!

Хозяюшка1: Сейчас мы это выясним. В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

 Предлагаю доказать на деле, какие вы работники. Кто согласен, выходи!

Проводится игра «Раз – дрова, два – вода…». Из желающих принять участие в игре формируются две команды. Перед одной из них лежит  кучка дров. Переддругой стоит имитированный колодец с детскими ведрами. По команде впереди стоящие дети одной команды берут по одному полену и передают следующему члену своей команды, дети другой команды -берут ведро и передают следующему члену своей команды и так далее. Дети, стоящие в конце команд, получив очередные поленья, складывают их в поленницу или ведра с «водой».Побеждает та команда, которая первой закончит свою работу, выполняя ее дружно и слаженно.Хозяюшка  хвалит детей:

.– Молодцы, ребята, работы, как я посмотрю, вы не боитесь!

Воспитатель 1:

Желаю ребята!

Расти вам помощниками,

Добрым, умным, да здоровым

Я спрошу вас, попытаю вас,

Любите ли вы играть,

Себя забавлять? (дети отвечают)

Пусть мой котик у печи погреется,

 Как у нашего кота, шуба очень хороша.

Как у котика усы, удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

А козлику дозвольте тут поскакать.

Пойди, пойди, козлик  ближе,

Поклонись, поклонись по ниже

Хозяевам, да хозяюшкам,

Да малым детушкам.

А теперь ногами топ – топ,

Да копытцами стук - стук

А вот козел рогом, рогом

Да вертит хвостом,

Как снежным кустом.

Козел:

Я ногами топчу,

        До того играть хочу.

        Выходите все вперед

Музыка играть зовет.

Русская народная игра -хоровод «Шел козел по лесу»

Воспитатель 2Хорошо играем  да друг друга веселим,

   Скуки не знаем, праздник отмечаем…

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая музыка, песни. Даже пословица была «Делу время - потехе час».

Хозяюшка 1: Давайте и мы с вами отдохнем и послушаем прекрасную песню в исполнении наших девчонок.

Песня "Русские традиции"

После окончания песни Хозяйка подходит к «окошку» и, отодвинув в сторону занавеску, выглядывает «на улицу».

Хозяюшка1(зябко кутаясь в шаль). Холодно-то как на дворе нынче, чувствуется приближение зимы. Ноябрь – месяц холодный и ветреный, земля инеем покрывается, лужицы льдом затягиваются.

А нам холод нипочем,

Мы сейчас плясать пойдем.

Сапогами топать

Да в ладоши хлопать…

Русский народный танец «Калинка малинка»

Хозяюшка1:

Будем веселиться, песни петь, плясать,

В игры разные играть,

Смеяться и шутить,

Никому не дам грустить!

Русская народная игра «Ручеек»

Хозяюшка 1: Ох и здорово мы повеселились, но надо и честь знать.

 Ребенок 1: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Ребенок 2: Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты!

Хозяюшка 1: 

Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите, самовар уже пыхтит! Мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»

Любите вы  чай мы с пирогами,

С баранками да кренделями?

Хозяюшка 2: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Звучит народная мелодия. Дети садятся за стол, пьют чай.

Используемая литература:

1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н. Н / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.

3. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкально-спортивного праздника « Мама, папа, спортивная семья», ко Дню «Любви, семьи и верности»

Летний спортивный  праздник, провдимый  совмесно с  интруктуром и музыкыкальным руководителем....

Музыкально - спортивный праздник «Моя мамочка самая спортивная» посвященный Дню матери

Музыкально - спортивный праздник «Моя мамочка самая спортивная» посвященный Дню матери...

Методическая разработка спортивной части музыкально-спортивного праздника День Защитника Отечества.

Сценарий спортивной части музыкально-спортивного праздника День Защитника Отечества....

Музыкально-спортивный праздник «Моя мамочка самая спортивная», посвященный Дню матери, для детей 4–7 лет

Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни; способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; совершенствовать двигательные умения и навыки в непринуждённой обстановке...

Сценарий музыкально-спортивного праздника "Мама, папа и я-спортивная семья"

Цель:Популяризация занятий физкультурой и спортом.Задачи:-закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений;-потренироваться в прыжках, беге, лазании;-привлечь к здоровому образу жизни детей и род...

Осенний праздник "Гуляние в горнице"

Сценарий мероприятия в рамках приобщения детей к традициям и обычаям русского народа....

Осенний спортивно – музыкальный праздник "Гуляние в горнице" (для детей подготовительного дошкольного возраста)

Осенний  спортивно – музыкальный  праздник"Гуляние в горнице"(для детей  подготовительного  дошкольного возраста)...