Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.»
- Ребята, посмотрите, чей это портрет?
- А.С. Пушкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher.docx | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину
Литература: Биография А.С. Пушкина, энциклопедия, сказки А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «Лукоморье».
ХОД литературного вечера
На фоне музыки чтение стихотворения А.С.Пушкина.
Я памятник себе воздвиг не рукотворный
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тлень убежий -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один плит.
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.»
- Ребята, посмотрите, чей это портрет?
- А.С. Пушкин.
Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье Пушкина. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.
Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворенице. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.
«Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя …» -
Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки..» напишет он в письме к брату.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.
Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима- это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.
На улице зима, поэтому мы почитаем с вами стих и о зиме. Дети, кто помнит стихи. Кто хотел бы прочитать.
Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра- викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкин
Материал:
На стене портрет А.С.Пушкина, рядом иллюстрации из его книг.
1. Металлофон.
2. Музыка Римского-Корсокова «Полет шмеля»
3. Черный ящик (зеркало, яблоко)
4. Картины: картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» -В.Васнецова, «Царевна-лебедь» - М.Врубеля.
5. Картинки животных: собака, конь, муха, белка, лебедь, комар.
6. Картинки из книг А.С. Пушкина. Рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина.
7. Выставка книг А.С. Пушкина.
Ход викторины
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина и пригласим в гости героев сказок.
Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»
- Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый….»
- Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)
- Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А.С.Пушкина.
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.
Разминка:
На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А.С.Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?
1. задание: «Музыкальный конкурс»
- Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет или играет на металлофоне).
(Белка в «Сказке о царе Салтане».)
2. задание: «Черный ящик»
- В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)
- В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (соболь).
3. задание: «Конкурс знатоков живописи»
На мольберте картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» - В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать, на которой картине изображен пушкинский персонаж.
4. задание: «Черный ящик-2»
В ящике лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?
(зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).
5. задание: «Отгадай».
- На листе бумаги изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).
6. задание: «Назови сказку»
Из какой сказки этот отрывок.
а) - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
(«Сказка о золотом петушке»)
б) Старичок к старухе воротился
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит сваю старуху,
За столом сидит она царствует,
Служат ей бояре да дворяне.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
в) В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
г) Жил- был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и его работнике Балде».)
д) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане».)
7. задание: «Конкурс для девочек».
- Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»
Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?
Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.
8-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки- оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков.)
9-е задание: Музыкальная пауза.
Вот шатер вдруг распахнулся
И девица, Шамаханская царица
Вся сияя, как заря,
Тихо к нам она вошла.
«Восточный танец»
10-е задание: Игра: «Дальше-дальше»
1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4 . Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).
10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).
11-е задание: Игра «Найди пару»
Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героев.
Подведем итоги.
Награждение победителя!
Кроссворд «Что за прелесть эти сказки» А.С. Пушкин
Вопросы к кроссворду.
1. Как звали Няню поэта? (Арина)
2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»
(Елисей.)
3. Чудо предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце.)
4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко.)
5. Имя царя в одной из сказок А.С.Пушкина. (Салтан.)
6. Исполнительница песни «Во саду ли во городе» (Белка.)
7. Жилище старика со старухой. (Землянка.)
8. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок А.С.Пушкина? (Балда.)
9. Сказочный переполох, исполняющий желания? (Рыбка.)
10. Сторож извещающий царство об опасности (Петушок.)
11. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)
12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? (Шмель.)
13. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
14. Имя царя в сказке о золотом петушке? (Дадон.)
Литературная викторина для детей 5-7 лет
«Лесное путешествие с Виталием Бианки»
План викторины:
Вступительное слово воспитателей.
I тур - «Загадки».
II тур - «Путешествие Муравьишки».
III тур - «Угадай, кто это».
Игра со зрителями
Подведение итогов и награждение победителей.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами на литературный вечер, посвященный творчеству Виталия Бианки.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
(стихотворение может прочитать ребенок)
Для того чтобы нам провести литературный вечер - викторину нам необходимо разделиться на команды.
Посмотрите, на столе разложены фишки, герои произведений Виталия Бианки, подойдите к столу выберите себе фишку и займите стол, где нарисован такой же герой, как и на вашей фишке. (на выбор воспитателей)
Уважаемые родители обратите внимание на то, что мы учимся работать в группах, а в группах (командах) главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.
Для зрителей у нас есть тоже задание. Посовещавшись между собой, пожалуйста, выберите членов жюри. Жюри у нас должно быть справедливым. (можно еще предложить - цветные фишки, т. е. все фишки одинакового цвета, а у нескольких (по количеству жюри) на обратной стороне отличительный знак, кому досталась фишка с меткой тот в жюри)
Ребята разделились на команды и теперь в каждой команде необходимо выбрать капитана. Посовещайтесь и решите, кто в вашей команде будет капитаном. Не переживайте капитанами смогут побыть все, так как на каждый конкурс вы будете выбирать нового капитана.
Итак, все вопросы мы разрешили и готовы начинать нашу литературную викторину.
I тур «Загадки»
- Мы будем загадывать командам загадки, чья команда быстрее ответит, та получит - 1 балл.
- Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
- Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
- Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Бабочка)
- В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник)
- Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
- Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
- Бела, как снег, черна, как уголь. вертится, поёт, как бес и улетает в лес. (Сорока)
- Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- У маленькой скотинки - сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)
- Волосата, зелена в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница)
- Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
- Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)
- Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица)
- Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
- Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
- Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. (Муха)
- Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
- Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела)
- Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук)
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим ко второму туру.
II тур «Путешествие Муравьишки»
- Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома. За правильный ответ - 3 балла.
Гусеница-землемер = паук-сенокосец = жужелица = жучок-блошачок = кузнечик = водомерка = майский жук = гусеница-листоверка
Картинки см.
Жюри подводит итоги, а мы продолжаем нашу игру, и переходим к третьему туру.
III тур «Угадай, кто это?»
- Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка. За правильный ответ - 2 балла.
- «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук - сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
- «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
- «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху - дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
- «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! - и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
- «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
- «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
- «Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубренки, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает - стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»).
- «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!» (Аист «Кто чем поёт»)
Пока жюри подводит общие итоги, мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете.
Сова, Аист, Сокол, Воробей, Перепёлки, Пингвин, Ласточка, Синица, Грач, | Сорока, Попугай, Страус, Журавль, Фламинго, Чайки, Тетерев, Глухарь, Галка, | Ворона, Курица, Снегири, Жаворонок, Соловей, Скворец, Лебеди, Киви |
Жюри называет и награждает победителей. Всем спасибо за игру и внимание!
Все!!!
НОД по басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Цель: Научить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.
Задачи: Учить детей задавать вопросы по басне; уметь передавать утверждение, рассуждение. Закреплять умение подбирать нужные слова (подбор прилагательных и существительных). Развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу), используя театральные методы выразительности (жестикуляцию, мимику). Создавать условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом. Воспитывать интерес к образному слову.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством И.А.Крылова, рассматривание иллюстраций к его произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Дидактическая игра «Объяснялки».
Материал к занятию: портреты А.С. Пушкина и И.А. Крылова; схемы героев басни, карточки-фишки (разрезные картинки); грамзапись басни «Ворона и лисица»; театр на фланелеграфе по басне, фланелеграф; микрофоны, козырьки (к игре «Журналисты); игровые словари по басням И.А.Крылова.
Ход занятия:
I часть: “Вход в тему». Воспитатель выставляет два портрета: портрет А.С.Пушкина и портрет И.А.Крылова. «Узнайте, про кого я сейчас расскажу и покажите этот портрет. Это поэт, баснописец… (И.А.Крылов)
II часть: Воспитатель показывает схему с изображением лисицы и вороны и загадывает про них загадки: «Это – животное с пушистым хвостом, острым носиком» (лиса). «Это – птица чёрная, зимующая, в сказках встречается умной, долго живёт» (ворона).
Педагог проводит игру «Назови слово». Дети делятся на две группы, называют слова по очереди. За правильный ответ воспитатель даёт карточку-фишку (разрезные картинки). В конце игры дети собирают картинку.
Воспитатель активизирует словарь детей: предлагает подобрать существительные и прилагательные к словам «лиса» и «ворона».
Воспитатель: «Как по-другому называют лису?» (лисица, лисонька, лисичка, Патрикеевна, кума, Лисавета).
«Лиса какая?» (хитрая, рыжая, пушистая, большая)
«Если она выступает в цирке?» (цирковая)
«Ворона какая?» (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)
«Если она живёт дома, то она какая?» (домашняя)
«Если её встретили в лесу? (лесная)
«Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)
(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).
Работа по басне
Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем работать по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Прослушайте запись басни на магнитофоне». (Дети слушают запись). Проводит физминутку «Ворона и лисица» (отрывок из басни).
Воспитатель: «А теперь предлагаю поработать вам журналистами. Сегодня журналистами будут Алина, Алишер, Никита и Камила» (Дети надевают козырьки и берут в руки микрофоны. Затем они по очереди подходят к детям и задают им вопросы по басне. Дошкольники отвечают, как они понимают те или иные выражения из басни). Далее дети работают самостоятельно. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: «Сейчас я покажу вам театр картинок и расскажу правильное значение выражений из басни, которые вы пытались объяснить нашим журналистам»
III часть: Театр пантомимики.
Воспитатель: «Каждый из вас по-своему объяснял, как вы понимаете то или иное выражение. Произведение тоже можно по-разному представить: прочитать, станцевать, показать. Я вам предлагаю посмотреть театр пантомимики. Сейчас дети покажут вам отрывок из басни «Ворона и лисица» (заранее подготовленные 2 ребёнка показывают театр пантомимики).
Презентация словарей по басням И.А.Крылова.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие я оформила для вас словари. Как вы думаете, для чего такие словари необходимы?» (Чтобы мы поняли значение слов, которые раньше не знали; использовали бы разные слова в нашей речи; чтобы наша речь была красивой; чтобы мы могли объяснить значение непонятных выражений)
|
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкретизировать нравственные понятия и требования морали. Диалогическая форма изложения басен - прекрасный материал для выработки навыков выразительного чтения: для упражнения детей в чтении вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений, в нахождении соответствующих смыслу интонаций. Программное содержание.
Предварительная работа.
Оборудование.
Ход: Педагог. Дети, я много вам читаю, рассказываю небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни… Дети. Басни. Педагог. Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа. В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. “Эзоповским языком” он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил”, “Услужливый дурак опаснее врага”… Что такое басни, вы уже знаете. Это… Дети. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах. Дети. Стихотворение. Дети. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди. Дети. И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Педагог. Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения? Дети. Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать. Дети. В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо. Дети. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком. Педагог. На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни? Дети. “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”. Педагог. Молодцы! Со многими баснями вы познакомились. Я вам их читала, сама инсценировала для вас, чтобы было интересно. А как ещё вы знакомились с баснями? Дети. Мы смотрели диафильмы, слушали пластинки и кассеты с записями басен. Педагог. С баснями Лафонтена я вас познакомила. Они похожи на… Дети. Сказки. Педагог. А почему? Дети. Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”. Педагог. Правильно. А как писал басни Лев Толстой? Дети. Как рассказы. Педагог. И только И.А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем. Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню? Дети. Её написал Лев Толстой. Педагог. О чём говорится в этой басне? Дети. О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” - “А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”. Педагог. Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать. Дети. - Друг познаётся в беде. - Сам погибай, а друга выручай. - Товарищу всегда помогай – в беде его выручай. Педагог. Кто написал басню “Сорочий язык”? Дети. Сергей Михалков. Педагог. О чём говорится в этой басне? Дети. В этой басне говорится о болтушке, о трещотке Сороке. У неё заболел язык, распух от болтовни, да так, что ни есть, ни пить – ничего не может. И обратилась она к Журавлю. “Журавушка, вылечи мне язык!”, - с трудом прошипела она. – “Ты, говорят, травами лечишь. Помоги!” Отказал Журавль Сороке: “Нет у меня никаких трав! Не могу тебе помочь!” “Ах, так!”, - рассердилась Сорока. – “Да я про тебя такого по лесу разнесу, будешь знать, как мне отказывать!” - и полетела к Филину. Тот выслушал Сороку и говорит: “Хочешь, я тебе помогу? Давай я твой язык вырву. Сразу полегчает и тебе… и нам заодно!” Педагог. Кого высмеял С. Михалков в этой басне? За что? Дети. Сороку за болтовню, сплетни. Педагог. Кто автор басни “Муравей и Голубка”? Дети. Эту басню написал Лафонтен. Педагог. Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен, Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня “Муравей и Голубка”? Дети. В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей. Педагог. Какая басня похожа на эту по содержанию? Дети. “Лев и Мышь”. Педагог. Кто её написал? Дети. Эзоп. Лев Толстой. Иван Крылов. Лафонтен. Педагог. Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня? Дети. О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной”. Педагог. Чему учат эти басни? Дети. Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь. Дети. За добро платят добром. Педагог. Какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”? Дети. Басня показывает, как плохо работать недружно. Она учит согласной и дружной работе. Педагог. А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете? Дети. “Ворона и Рак”. Педагог. Правильно! А на какую басню И.А. Крылова она похожа? Дети. “Ворона и Лисица”. Педагог. Какие истории приключились с Воронами в этих баснях? Дети. В басне “Ворона и Рак” - Ворона схватила Рака, а в басне “Ворона и Лисица” - Ворона нашла кусочек сыра. Педагог. И что же? Дети. Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак – свободы, а Вороны остались ни с чем. Педагог. Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака? Дети. Умные, хитрые, лживые. Педагог. А Ворону? – представьте её перед собой. Дети. Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая. Педагог. Чему учат эти басни? Дети. Не надо слушать лесть, льстивые слова. Педагог. Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести. Дети. - Верь своим очам, а не чужим речам. - На языке медок, а на сердце – ледок. - У лести нет чести. Дети. Уж сколько раз твердили миру, Педагог. Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям. Вот и сейчас мы посмотрим сценку “Стрекоза и Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А. Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни. Дети читают отрывок из басни. Педагог. А Катя У. и Аня Д. подготовили сценку из басни “Ворона и Лисица”. Сценка. Педагог. Оля А. прочтёт басню “Лиса и виноград”. Ира Ш. и Саша П. подготовили басню Ж. Лафонтена “Лиса и Тетерев”. Рома П. и Лена А. покажут сценку “Волк и Журавль” Эзопа. Чтение басен. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов. Педагог. Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию. Все встают. Педагог. Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И.А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник? Дети подходят к мольберту. Педагог открывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову в Летнем саду. Дети. Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался. Педагог. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Дети. Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что “выше злата”, и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству. Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И.А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде. Памятник И.А. Крылову поставлен и в Москве, в сквере на берегу знаменитых Патриарших прудов. Дети идут к другому мольберту. Педагог показывает иллюстрацию с памятником И.А. Крылову на Патриарших прудах. Педагог. Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову. Дети свободно рассаживаются на ковре. Педагог. Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню. Звучит басня “Кукушка и Петух” в исполнении артиста А. Груздева. Педагог. Дети, на следующем занятии мы разберём эту басню и прочитаем её по ролям. А сейчас я предлагаю вам викторину по басням. Викторина по басням. Викторина “Закончи реплику”. Викторина по иллюстрациям к басням Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова. Педагог. Дети, вам понравилась экскурсия? Дети. Да! Педагог. Как видите, со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер посвященный Г.Тукаю на тему:"Просто всем сердцем любил он народ."
вечер для работы с детьми и их родителями....
Литературный вечер, посвященный творчеству К.И. Чуковского
Сценарий проведения литературного вечера с подробным описание инсценирования стихов К.И. Чуковского...
Литературный вечер, посвященный памяти А.С.Пушкина
Образовательная область «Чтение художественной литературы».Интеграция: познание, музыка, коммуникация, социализация.Цель: развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.Задачи: ·...
Литературный вечер, посвященный творчеству А.Л. Барто «В Стране Счастливого детства»
Материал поможет воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, расширить и углубить знания детей о творчестве поэтессы А.Л Барто....
Музыкально-литературный вечер. Творчество А.С. Пушкина, К. Чуковского, Н.Носова, С.Маршака
Старшая и подготовительная группы...
Конспект Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину "Люблю я Пушкина творенья"...
Продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...